Рабочая программа элективного курса "История земли Иркутской"
календарно-тематическое планирование по краеведению (11 класс) по теме
Данный элективный курс познакомит с историческим развитием родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_po_izi.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования «Каразей»
Рассмотрено Руководитель ШМО С.А. Яценко ___________________ От «___» ______ 2013 Протокол № ___ | Согласовано Зам.директора по УВР МБОУ ЦО «Каразей» О.Н. Кузнецова _______________ « » 2013 | Утверждаю Директор МБОУ ЦО «Каразей» ______________И.В. Куликова Приказ № ___ от « » 2013 . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«История Сибири: с древнейших времен до начала XXI века»
Ступень обучения (класс) 11 класс, среднее (полное) общее образование
Количество часов___34______________Уровень базовый
Учитель: Яценко Светлана Анатольевна
Программа разработана на основе: Авторская учебная программа «История Сибири: с древнейших времен до начала XXIвека» (Автор Запорожченко Ирина Ивановна, Иркутск, 2010 год)
с. Каразей
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по историческому краеведению для учащихся 10-11 классов «История Сибири с древнейших времен до начала XXI века» (автор Запорожченко И.И., Иркутск, 2010 год )
Главная цель введения регионального компонента в общеобразовательные учреждения — социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».
Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение не вполне сложившейся еще личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество.
Цель программы: расширение знаний учащихся о родном крае, удовлетворение познавательных потребностей школьников. Воспитание уважение к своей малой родине.
Задачи данного курса:
- развитие интереса детей к истории родного края;
- развитие интереса к истории не только как школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;
- развитие критического и творческого мышления;
- формирование собственной исторической позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;
- обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнительного анализа с другими данными;
- обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;
- развитие умения работать с дополнительной учебной литературой (учебные пособия по истории Сибири и родного края, хрестоматии, научно-популярные издания и т. п.).
Новизна программы: в том, что предметом изучения является история сибирского региона. История Иркутской области, города Иркутска входит как составной элемент в данную программу.
Прогнозируемый результат программы предполагает повысить эффективность изучения истории России. Благодаря дополнительным знаниям, полученным в ходе изучения истории Сибири, выпускники могут адоптироваться в той культурной среде, которая их окружает, не теряться среди памятников истории, архитектуры родного края, знать музеи, ориентироваться в выставках и самим участвовать в культурной жизни родного города, области, страны.
Структура курса:
В основу построения курса положен историко-хронологический принцип, предполагающий изучение Сибири с древности до начала XXI века. Программа рассчитана на год обучения по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Предполагается синхронное изучение истории Иркутской области и всего сибирского региона в целом.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Присоединение к России (конец XVI — начало XVIII века)
Учащиеся должны:
- показывать по карте территории расселения этносов Сибири и направления продвижения в Сибирь землепроходцев XVII в.;
- объяснять процесс колонизации Сибири как явление двоякого порядка:
с одной стороны, как процесс расселения русского этноса на окраины,
с другой, как результат осознанной государственной политики
с целью обогащения государства;
- объяснять смысл понятий вольнонародная и правительственная колонизация, земледельческое освоение, промысловая колонизация, завоевание, присоединение; ясак, ясачные люди;
- характеризовать политику Российского государства в Сибири в XVII в. По отношению к коренному населению и соседним государствам;
- характеризовать основные категории русского населения Сибири XVII в.;
- уметь соотносить события, происходившие на территории Европейской России и Сибири в одно и то же время;
- уметь объяснять основные факты из истории родного края XVII в. В свете изученных явлений и событий, происходивших на территории Сибири в это же время.
Сибирь в составе Российской империи (XVIII—XIX века)
Учащиеся должны:
- показывать по карте присоединяемые территории и изменяющиеся государственные границы на восточных рубежах России в XVIII—XIX вв.;
- характеризовать основные сословия Сибири в XVIII—XIX вв.
- сравнивать положение сословий в Сибири и Европейской России;
- объяснять аграрную политику правительства в Сибири и сравнивать ее с аграрной политикой в европейской части страны;
- объяснять причины отсутствия помещичьего землевладения в Сибири;
- характеризовать правительственные мероприятия по переселению крестьян в Сибирь в XVIII—XIX вв.;
- называть основные особенности экономического развития Сибири
в XVIII—XIX вв.;
- иметь представление о культуре и образе жизни русского населения
Сибири как результате распространения культурных и бытовых образцов из Европейской России, и о их дополнении местными формами
культуры;
- знать о роли уголовной и политической ссылки в развитии региона.
Сибирь в XX веке
Учащиеся должны:
- характеризовать группы населения сибирской деревни начала XX в.
и сравнивать их положение с положением таковых в европейской части страны;
- знать о результатах Столыпинской аграрной реформы для развития
Сибири;
- знать о развитии крестьянской кооперации в начале XX в., об успехах
сельского хозяйства после постройки Сибирской железной дороги;
- знать, какой отклик в Сибири получили события революций 1905—
1907 гг. и Февральской;
- знать о социальной базе, на которую опирались большевики при захвате власти в Сибири, об основных этапах гражданской войны на ее территории, о событиях тех лет в родном крае;
- сравнивать проявления политики военного коммунизма и нэпа в Сибири и европейской части России;
- знать, какая роль в планах индустриализации СССР отводилась Сибири, показывать по карте и называть стройки первых пятилеток;
- знать факты из истории коллективизации в регионе;
- уметь собирать, систематизировать и объяснять факты из истории
родного края, в которых нашли отражение события индустриализации,
коллективизации и «большого террора»;
- знать о вкладе экономики Сибири в дело победы в Великой Отечественной войне, о патриотизме и подвигах земляков на полях сражений;
- знать о кардинальных изменениях Сибири в 1950—1980-е гг., показывать по карте местонахождение основных разработок природных месторождений, гидроэлектростанций, крупнейших промышленных предприятий;
- уметь оценивать экономическое и социальное значение великих строек
коммунизма в Сибири и родном крае в единстве их положительных и
отрицательных сторон.
По окончании курса учащиеся получают «зачет» (по итогам всех выполненных работ) или «незачет»
Формы контроля за прохождение программы элективных курсов:
- тестирование;
- выполнение письменных работ;
- выполнение творческих презентаций;
- мини-проекты.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования «Каразей»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по элективному курсу
«История Сибири: с древнейших времен до начала XXI века»
Класс: 11
Учитель: Яценко Светлана Анатольевна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя географии Яценко С.А.
2013-2014 учебный год
/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1. | Введение | Что мы будем изучать? | 1 | ||
2. | Наш край в древности. | Заселение Сибири человеком. Археологические памятники Прибайкалья. | 1 | ||
3. | Прибайкалье в период средневековья | Гунны в Сибири. Ранний железный век. Курыкане. | 1 | ||
4. | Наш край в XIV-XVIIвеках. | Буряты, эвенки и тофалары в XIV-XVII вв. | 1 | ||
5. | Сибирь в XVII-XVIII веках | Народы Сибири накануне русской колонизации. Начало русского продвижения в Сибирь. | 1 | ||
6. | Присоединение Восточной Сибири. | 1 | |||
7. | Иркутские храмы. | 1 | |||
8. | Власть и общество в Сибири в XVII веке | Государственное управление в XVII веке. | 1 | ||
9. | Русское население Сибири. | 1 | |||
10. | Расширение русских владений в Сибири в XVIII в | Покорение народов северо-восточной Сибири. Русско-китайские отношения. | 1 | ||
11. | Второе открытие Сибири | Начало изучения Сибири. | 1 | ||
12. | Экспедиции второй половины XVIII – первой половины XIX вв. | 1 | |||
13. | Управление Сибирью в XVIII – начале XIX в | Социально- экономическое развитие края в XVIII – начале XIX вв. | 1 | ||
14. | Крестьянский мир. Реформа М.М.Сперанского, ее итоги. | 1 | |||
15. | Сибирский социум в XVIII начале XIX в | Характер заселения Сибири. Города и горожане. | 1 | ||
16. | Ясачные люди. Христианизация Сибири. | 1 | |||
17. | Сибирская ссылка | Декабристы в нашем крае. | |||
18. | Развитие сибирского земледелия к началу XIX века. | 1 | |||
19. | «Богатство России прирастать будет Сибирью» | Ростки сибирской индустрии, золотопромышленность. | 1 | ||
20. | Сибирский торг. | 1 | |||
21. | Общественная жизнь Иркутска в конце XIX – начале XX вв | Общественная жизнь во второй половине XIX века. | 1 | ||
22. | Социально-экономическое положение. Культурная жизнь Иркутска | 1 | |||
23. | Сибирь в начале XX века | Наш край в годы гражданской войны | 1 | ||
24. | Революция 1917 г. в Сибири. | 1 | |||
25 | Гражданская война. А.В.Колчак. Белые, красные. Партизанское движение. | 1 | |||
26. | От военного коммунизма в Сибири к индустриализации | Социально- политическая обстановка после гражданской войны | 1 | ||
27. | Первые шаги индустриализации. | 1 | |||
28. | ВОВ и послевоенное строительство | Передний край в глубоком тылу. | 1 | ||
29. | Новый этап индустриального развития экономики (1946-1960) | 1 | |||
30. | Духовная жизнь общества: ведущие тенденции, трудности, противоречия. | 1 | |||
31. | Международные связи Приангарья. | 1 | |||
32. | Иркутская область в 1986-2000 гг. | Политическая и культурная жизнь общества | 1 | ||
33. | На пути экономических реформ. | 1 | |||
34. | Итоговое занятие. | 1 |
Список литературы
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Иркутская область. Исторический атлас / сост. д. и. н. З.И. Рабецкая. М. Изд-во «Дик», 2000.
- История Земли Иркутской / сост. д. и. н. З.И. Рабецкая – Иркутск Вост.-Сиб. кн. Изд-во, 2003.
Дополнительная литература
- Белоголовый Н. А. Воспоминания сибиряка./Состав. Тома, примечания, послесловие Н.Н. Александровой и Н.П. Матхановой. – Иркутск: В.-С. Н. Изд.,1988.
- Гольдфарб С.И. Весь Иркутск. – Иркутск: В.-С. Н. Изд-во,1992.
- Декабристы в Сибири. Иркутск,1973 – 75.
- Записки иркутских жителей. / Сост. тома, прим, послесл. М.С. Сергеева. – Иркутск, В.-С. Н. Изд-во, 1990.
- Земля Иркутская. Научно-популярный иллюстрированный журнал. История. 1993, № 1 – 12.
- Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (XVI-XIX вв.), Новосибирск, «ИНФОЛИО-пресс»,1998.
- Иркутск: три века. Иркутск,1986.
- Иркутская старина, Иллюстрированное приложение к журналу «Сибирь», Выпуски № 1 – 12.
- «История Сибири: в пяти томах. Л.,1968.
- История Сибири (в трех частях). Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательных учреждений, Новосибирск, ИНФОЛИО – пресс,1998.
- Килессо Г. По следам Иркутской легенды. Иркутск, 1970.
- Коваль С.Ф. За правду и волю. К 100-летию восстания политических ссыльных в Сибири.1866. Иркутск, 1966.
- Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. М., 1978.
- Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири 17-начала 19 века, Новосибирск, 1974.
- Кудрявцев Ф., Вендрих Г. Очерки по истории города. Иркутск, 1971.
- Ладик А.Л. Свидание с Иркутском. Иркутск: В.-С. Н. Изд-во, 1998.
- Оглы Б. И. Иркутск. О планировке и архитектуре города. Иркутск, 1982.
- Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск: В.-С. Н. Изд., 1990.
- Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. Очерки по истории Иркутской области. Учебное пособие по краеведению для учащихся 7-10 классов ср. шк., Иркутск, В.-С. Н. Изд-во, 1970.
- Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области. Иркутск, 1982.
- Полунина Н.М. У истоков каменного града. Иркутск, В.- С. Н. Изд-во, 1979.
- Сергеев М.Д. С Иркутском связанные судьбы. Иркутск, 1986.
- Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 года. – Иркутск: В.-С. Н. Изд-во, 1993.
- Шинкарев Л.И. Сибирь: откуда она пошла и куда она идет. Иркутск: В.-С. Н. Изд-во, 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочая программа по курсу "География Иркутской области"
. Рабочая программа: разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии, программы курса «Иркутская область» и информационных матер...
Рабочая программа курса «География Земли» (ЛИНИЯ «СФЕРЫ») 6 КЛАСС
Рабочая программа курса "География Земли" для 6 класса расчитана на 1 час в неделю, количество часов в год - 34.Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного ста...
Программа элективного курса "Земля-планета солнечной системы"
Программа элекивного курса для предпрофильной подготовки "Земля - планета Солнечной системы" 9 класс...
Рабочая программа элективного курса "Мир неба и мир земли"
Рабочая программа элективного курса для 5 - 7-х классов по астрономии предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию у обучающихся представлений об обобщенной картине...
программа элективного курса «Земля наша Алькеевская»
Программа элективного курса «Земля наша Алькеевская» ориентирована на изучение истории Алькеевского района Республики Татарстан. Постепенно ...