Рабочая программа элективного курса "История земли Иркутской"
календарно-тематическое планирование по краеведению (11 класс) по теме

Яценко Светлана Анатольевна

Данный элективный курс познакомит с историческим развитием родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_po_izi.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Каразей»

          Рассмотрено

Руководитель ШМО

С.А. Яценко  

___________________

           От «___» ______  2013

           Протокол № ___

                                               Согласовано

Зам.директора по УВР

МБОУ ЦО «Каразей»

О.Н. Кузнецова

                                     _______________

                               «      »                 2013

                                                          Утверждаю

Директор МБОУ ЦО «Каразей»

 ______________И.В. Куликова

 Приказ №  ___    от  «               »  2013                        .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«История Сибири: с древнейших времен до начала XXI века»

Ступень обучения (класс) 11 класс, среднее (полное) общее образование

Количество часов___34______________Уровень базовый

Учитель: Яценко Светлана Анатольевна

Программа разработана на основе: Авторская учебная программа «История Сибири: с древнейших времен до начала XXIвека» (Автор Запорожченко Ирина Ивановна, Иркутск, 2010 год)

с. Каразей

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по историческому краеведению для учащихся 10-11 классов «История Сибири с древнейших времен до начала XXI века» (автор Запорожченко И.И., Иркутск, 2010 год )

Главная цель введения регионального компонента в общеобразовательные учреждения — социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».

Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение не вполне сложившейся еще личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество.

Цель программы: расширение знаний учащихся о родном крае, удовлетворение познавательных потребностей школьников. Воспитание уважение к своей малой родине.

Задачи данного курса:

- развитие интереса детей к истории родного края;

- развитие интереса к истории не только как школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;

-   развитие критического и творческого мышления;

- формирование собственной исторической позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;

-  обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнительного анализа с другими данными;

- обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;

-  развитие умения работать с дополнительной учебной литературой (учебные пособия по истории Сибири и родного края, хрестоматии, научно-популярные издания и т. п.).

Новизна программы: в том, что предметом изучения является история сибирского региона. История Иркутской области, города Иркутска входит как составной элемент в данную программу.

Прогнозируемый результат программы предполагает повысить эффективность изучения истории России. Благодаря дополнительным знаниям, полученным в ходе изучения истории Сибири, выпускники могут адоптироваться в той культурной среде, которая их окружает, не теряться среди памятников истории, архитектуры родного края, знать музеи, ориентироваться в выставках и самим участвовать в культурной жизни родного города, области, страны.

Структура курса:

В основу построения курса положен историко-хронологический принцип, предполагающий изучение Сибири с древности до начала XXI века. Программа рассчитана на год обучения по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Предполагается синхронное изучение истории Иркутской области и всего сибирского региона в целом.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

 Присоединение к России (конец XVI — начало XVIII века)

Учащиеся должны:

- показывать по карте территории расселения этносов Сибири и направления продвижения в Сибирь землепроходцев XVII в.;

- объяснять процесс колонизации Сибири как явление двоякого порядка:
с одной стороны, как процесс расселения русского этноса на окраины,
с другой, как результат осознанной государственной политики
с целью обогащения государства;

- объяснять смысл понятий вольнонародная и правительственная колонизация, земледельческое освоение, промысловая колонизация, завоевание, присоединение; ясак, ясачные люди;

- характеризовать политику Российского государства в Сибири в XVII в. По отношению к коренному населению и соседним государствам;

- характеризовать основные категории русского населения Сибири XVII в.;

- уметь соотносить события, происходившие на территории Европейской России и Сибири в одно и то же время;

- уметь объяснять основные  факты из истории родного края XVII в. В свете изученных явлений и событий, происходивших на территории Сибири в это же время.

 Сибирь в составе Российской империи (XVIII—XIX века)

Учащиеся должны:

- показывать по карте присоединяемые территории и изменяющиеся государственные границы на восточных рубежах России в XVIII—XIX вв.;

- характеризовать основные сословия Сибири в XVIII—XIX вв.

- сравнивать положение сословий в Сибири и Европейской России;

-   объяснять аграрную политику правительства в Сибири и сравнивать ее с аграрной политикой в европейской части страны;

-        объяснять причины отсутствия помещичьего землевладения в Сибири;

- характеризовать правительственные мероприятия по переселению крестьян в Сибирь в XVIII—XIX вв.;

- называть основные особенности экономического развития Сибири
в XVIII—XIX вв.;

- иметь представление о культуре и образе жизни русского населения
Сибири как результате распространения культурных и бытовых образцов из Европейской России, и о их дополнении местными формами
культуры;

- знать о роли уголовной и политической ссылки в развитии региона.

Сибирь в XX веке

Учащиеся должны:

- характеризовать группы населения сибирской деревни начала XX в.
и сравнивать их положение с положением таковых в европейской части страны;

- знать о результатах Столыпинской аграрной реформы для развития
Сибири;

- знать о развитии крестьянской кооперации в начале XX в., об успехах
сельского хозяйства после постройки Сибирской железной дороги;

- знать, какой отклик в Сибири получили события революций 1905—
1907 гг. и Февральской;

- знать о социальной базе, на которую опирались большевики при захвате власти в Сибири, об основных этапах гражданской войны на ее территории, о событиях тех лет в родном крае;

-  сравнивать проявления политики военного коммунизма и нэпа в Сибири и европейской части России;

-        знать, какая роль в планах индустриализации СССР отводилась Сибири, показывать по карте и называть стройки первых пятилеток;

-  знать факты из истории коллективизации в регионе;

- уметь собирать, систематизировать и объяснять факты из истории
родного края, в которых нашли отражение события индустриализации,
коллективизации и «большого террора»;

- знать о вкладе экономики Сибири в дело победы в Великой Отечественной войне, о патриотизме и подвигах земляков на полях сражений;

- знать о кардинальных изменениях Сибири в 1950—1980-е гг., показывать по карте местонахождение основных разработок природных месторождений, гидроэлектростанций, крупнейших промышленных предприятий;

- уметь оценивать экономическое и социальное значение великих строек
коммунизма в Сибири и родном крае в единстве их положительных и
отрицательных сторон.

По окончании курса учащиеся получают «зачет» (по итогам всех выполненных работ) или «незачет»

Формы контроля за прохождение программы элективных курсов:

- тестирование;

- выполнение письменных работ;

- выполнение творческих презентаций;

- мини-проекты.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Каразей»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по элективному курсу

«История Сибири: с древнейших времен до начала XXI века»

 Класс: 11

Учитель: Яценко Светлана Анатольевна

Количество часов: всего 34 часа;        в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя географии Яценко С.А.

2013-2014 учебный год

/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1.

Введение

Что мы будем изучать?

1

2.

Наш край в древности.

Заселение Сибири человеком. Археологические памятники Прибайкалья.

1

3.

Прибайкалье в период средневековья

Гунны в Сибири. Ранний железный век. Курыкане.

1

4.

Наш край в XIV-XVIIвеках.

Буряты, эвенки и тофалары в XIV-XVII вв.

1

5.

Сибирь в XVII-XVIII веках

Народы Сибири накануне русской колонизации. Начало русского продвижения в Сибирь.

1

6.

Присоединение Восточной Сибири.

1

7.

Иркутские храмы.

1

8.

Власть и общество в Сибири в XVII веке

Государственное управление в XVII веке.

1

9.

Русское население Сибири.

1

10.

Расширение русских владений в Сибири в XVIII в

Покорение народов северо-восточной Сибири. Русско-китайские отношения.

1

11.

Второе открытие Сибири

Начало изучения Сибири.

1

12.

Экспедиции второй половины XVIII – первой половины XIX вв.

1

13.

Управление Сибирью в XVIII – начале XIX в

Социально- экономическое развитие края в XVIII – начале XIX вв.

1

14.

Крестьянский мир. Реформа М.М.Сперанского, ее итоги.

1

15.

Сибирский социум в XVIII начале XIX в

Характер заселения Сибири. Города и горожане.

1

16.

Ясачные люди. Христианизация Сибири.

1

17.

Сибирская ссылка

Декабристы в нашем крае.

18.

Развитие сибирского земледелия к началу XIX века.

1

19.

«Богатство России прирастать будет Сибирью»

Ростки сибирской индустрии, золотопромышленность.

1

20.

Сибирский торг.

1

21.

Общественная жизнь Иркутска в конце XIX – начале  XX вв

Общественная жизнь во второй половине XIX века.

1

22.

Социально-экономическое положение. Культурная жизнь Иркутска

1

23.

Сибирь в начале XX века

Наш край в годы гражданской войны

1

24.

Революция 1917 г. в Сибири.

1

25

Гражданская война. А.В.Колчак. Белые, красные. Партизанское движение.

1

26.

От военного коммунизма в Сибири к индустриализации

Социально- политическая обстановка после гражданской войны

1

27.

Первые шаги индустриализации.

1

28.

ВОВ и послевоенное строительство

Передний край в глубоком тылу.

1

29.

Новый этап индустриального развития экономики (1946-1960)

1

30.

Духовная жизнь общества: ведущие тенденции, трудности, противоречия.

1

31.

Международные связи Приангарья.

1

32.

Иркутская область в 1986-2000 гг.

Политическая и культурная жизнь общества

1

33.

На пути экономических реформ.

1

34.

Итоговое занятие.

1

Список литературы

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Иркутская область. Исторический атлас / сост. д. и. н. З.И. Рабецкая. М. Изд-во «Дик», 2000.
  2. История Земли Иркутской / сост. д. и. н. З.И. Рабецкая – Иркутск Вост.-Сиб. кн. Изд-во, 2003.

Дополнительная литература

  1. Белоголовый Н. А. Воспоминания сибиряка./Состав. Тома, примечания, послесловие Н.Н. Александровой и Н.П. Матхановой. – Иркутск: В.-С. Н. Изд.,1988.
  2. Гольдфарб С.И. Весь Иркутск. – Иркутск: В.-С. Н. Изд-во,1992.
  3. Декабристы в Сибири. Иркутск,1973 – 75.
  4. Записки иркутских жителей. / Сост. тома, прим, послесл. М.С. Сергеева. – Иркутск, В.-С. Н. Изд-во, 1990.
  5. Земля Иркутская. Научно-популярный иллюстрированный журнал. История. 1993, № 1 – 12.
  6. Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (XVI-XIX вв.), Новосибирск, «ИНФОЛИО-пресс»,1998.
  7. Иркутск: три века. Иркутск,1986.
  8. Иркутская старина, Иллюстрированное приложение к журналу «Сибирь», Выпуски № 1 – 12.
  9. «История Сибири: в пяти томах. Л.,1968.
  10. История Сибири (в трех частях). Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательных учреждений, Новосибирск, ИНФОЛИО – пресс,1998.
  11. Килессо Г. По следам Иркутской легенды. Иркутск, 1970.
  12. Коваль С.Ф. За правду и волю. К 100-летию восстания политических ссыльных в Сибири.1866. Иркутск, 1966.
  13. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. М., 1978.
  14. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири 17-начала 19 века, Новосибирск, 1974.
  15. Кудрявцев Ф., Вендрих Г. Очерки по истории города. Иркутск, 1971.
  16. Ладик А.Л. Свидание с Иркутском. Иркутск: В.-С. Н. Изд-во, 1998.
  17. Оглы Б. И. Иркутск. О планировке и архитектуре города. Иркутск, 1982.
  18. Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск: В.-С. Н. Изд., 1990.
  19. Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. Очерки по истории Иркутской области. Учебное пособие по краеведению для учащихся 7-10 классов ср. шк., Иркутск, В.-С. Н. Изд-во, 1970.
  20. Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области. Иркутск, 1982.
  21. Полунина Н.М. У истоков каменного града. Иркутск, В.- С. Н. Изд-во, 1979.
  22. Сергеев М.Д. С Иркутском связанные судьбы. Иркутск, 1986.
  23. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 года. – Иркутск: В.-С. Н. Изд-во, 1993.
  24. Шинкарев Л.И. Сибирь: откуда она пошла и куда она идет. Иркутск: В.-С. Н. Изд-во, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочая программа по курсу "География Иркутской области"

. Рабочая программа: разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии,   программы курса «Иркутская область»     и информационных матер...

Рабочая программа курса «География Земли» (ЛИНИЯ «СФЕРЫ») 6 КЛАСС

Рабочая программа курса "География Земли" для 6 класса расчитана на 1 час в неделю, количество часов в год - 34.Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного ста...

Программа элективного курса "Земля-планета солнечной системы"

Программа элекивного курса для предпрофильной подготовки "Земля - планета Солнечной системы" 9 класс...

Рабочая программа элективного курса "Мир неба и мир земли"

Рабочая программа элективного курса для 5 - 7-х классов по астрономии предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию у обучающихся представлений об обобщенной картине...

программа элективного курса «Земля наша Алькеевская»

Программа элективного курса «Земля  наша  Алькеевская» ориентирована  на  изучение истории  Алькеевского  района  Республики  Татарстан. Постепенно ...