"Давайте думать вместе"
план-конспект занятия по экологии на тему

Разработка занятия эколого-биологической направленности

по теме « Давайте думать вместе »  

для учащихся младшего  школьного возраста.

 

Тип занятия: усвоение новых знаний.

 

Цель занятия: ознакомление с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.

Задачи занятия: 

 

1)обучающие:

-ознакомить с растениями, занесёнными в Красную книгу Кемеровской области, богатством растительных сообществ и красотой отдельных представителей растительного мира Кузбасса;

2) развивающие:

-развивать память, внимание, связную речь.

3) воспитывающие:

-воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к растениям, к природе, чувство гордости и ответственности за свои поступки;

Оборудование:  карточки с изображением  растений, индивидуальные карточки для обучающихся, авторучки.

Методы занятия: словесный, наглядный, практический.

Формы занятия: групповая, индивидуальная.

Предварительная работа: обучающиеся готовят выразительное чтение стихотворений о родном крае.

Межпредметные связи: литературное чтение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия55.5 КБ
Microsoft Office document icon Карточки28.5 КБ
Microsoft Office document icon Картинки662 КБ
Microsoft Office document icon Цветы614 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное

учреждение дополнительного образования детей

«Районный дом детского творчества»

Разработка занятия

по программе «Войди в природу другом»

по теме « Давайте думать вместе »

Составитель:

педагог дополнительного образования

Гостяева Мария Сергеевна                              

                                                             

                                                     

                                                          2014  

                Тема занятия: "Давайте думать вместе"

Тип занятия: усвоение новых знаний.

 

Цель занятия: ознакомление с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.

Задачи занятия: 

1)обучающие:

-ознакомить с растениями, занесёнными в Красную книгу Кемеровской области, богатством растительных сообществ и красотой отдельных представителей растительного мира Кузбасса;

2) развивающие:

-развивать память, внимание, связную речь.

3) воспитывающие:

-воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к растениям, к природе, чувство гордости и ответственности за свои поступки;

Оборудование:  карточки с изображением  растений, индивидуальные карточки для обучающихся, авторучки.

Методы занятия: словесный, наглядный, практический.

Формы занятия: групповая, индивидуальная.

Предварительная работа: обучающиеся готовят выразительное чтение стихотворений о родном крае.

Межпредметные связи: литературное чтение.

План занятия

 1 . Организационный момент

 2.  Сообщение темы занятия.

 3. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

 4. Повторение изученного.

5.  Сообщение новых знаний.

6. Закрепление изученного.

7. Итог занятия

8.  Рефлексия

                                           Ход занятия

1.Организационная часть.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать ваша любознательность.

2.  Сообщение темы занятия.

- Послушайте стихотворение и скажите, о чём мы будем говорить сегодня на занятие   (стихотворение читает заранее подготовленный ребёнок).

Край родной,

Ты сердцу близок,

Не сыскать тебя милей!

Скажешь так,

Как только выйдешь

На простор родных полей.

Здесь встречаю я с поклоном

Берёзку, ивушку, пихту,

Значит, видеть я достоин

Вот такую красоту!

- Ребята о чём это стихотворение? (предположения обучающихся)

- Мы будем говорить о природе родного края, а именно о растениях, которые нуждаются в охране.

- А из какого источника мы можем узнать, что растение необходимо охранять? (из Красной книги).

- И тема нашего занятия звучит так: «Давайте думать вместе»,  речь пойдёт о растениях Кузбасса, занесённых в Красную книгу Кемеровской области.

3. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний

- Ребята, а как вы думаете, что нового мы сможем сегодня узнать? (предположения детей)

- А какими способами это можно сделать? (посмотреть фильм, прочитать в книге, поехать в лес и другое).

- А я предлагаю вам отправиться в  экскурсию по нашему родному краю, где мы сможем подробно ознакомиться с растениями Кузбасса, занесёнными в Красную книгу. Вместе с нами будут заниматься изучением природы ваши любимые герои из мультфильма «Смешарики» - это Крош и Бараш.

4.Повторение изученного.

 1). Беседа по вопросам.

- Ребята, Крош и Бараш наши давние друзья, но они, к сожалению, ничего не знают о нашем родном крае, даже как он называется. Они  приготовили для вас несколько вопросов, за правильные ответы на которые, вы получите цветочки. А в конце занятия особыми подарками будут отмечены те ребята, у которых больше всего цветочков.

- Как называется край, в котором вы живёте? (Кузбасс)

- В какой области вы живёте? (в Кемеровской области)

- Как называется ваш посёлок? (Промышленная)

- Что такое Красная книга?

- Почему она имеет именно красный цвет?

- Для чего в Красную книгу заносят растения и животных?

- На какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они различаются?

- Теперь можно начать нашу экскурсию. Отправляемся в лес (звучит музыка).

5.  Сообщение новых знаний.

1). Рассказ педагога.

Кемеровская область отличается разнообразием растительности. На территории лесов произрастают многие растения, занесённые в Красную книгу, с которыми мы сегодня познакомимся. Вы уже сказали, что все растения можно разделить на 3 группы: деревья, кустарники, травы. Крош и Бараш опять приготовили для вас задание. Они хотят узнать, кто же из вас самый внимательный.  Вам необходимо соединить стрелочкой растение, о котором вы услышите из рассказа, и группу, к которой оно относится (у каждого на столе карточки с названиями групп и растений).

Венерин башмачок.

Растет в светлых лесах и на вырубках, но не часто. Растение очень декоративно, поэтому в период цветения его часто собирают в букеты, вырывая вместе с корневищем, что привело к сокращению.  В настоящее время повсеместно нуждается в охране, и сбор его для букетов и других целей, особенно с частью корневища, совершенно недопустим.

Липа

Дерево до 22 м высотой.  Это дерево очень любят пчёлы. Считается, что липовый мёд самый вкусный.

Купальница

Это растение в народе называют «огонёк».

Принятое в наши дни русское название цветка «Купальница» имеет старинное происхождение. Не исключено, что название связанно со временем массового цветения, которое приходится на 6 июля (23 июня по старому стилю ).

Этот день называли Аграфена-купальница и с этого дня было принято начинать купание в реках и озёрах. Примерно в это время в старину отмечали другой языческий праздник — «день Ивана Купалы» (Иванов день ).

В любом случае, по совпадению или нет, русское название рода отражает «любовь» растения к воде — к влажным местам обитания.

Ревень

Растение 50 см высотой. Стебель полый (пустой), в разрезе слабо-розовый, стеблевые листья овально-треугольные. В пищу идут черешки и реже молодые листья ревеня. В качестве овоща его добавляют в салаты, овощные супы, борщи, соусы, варенья, компоты, желе, мармелад, кисели и как начинку в сладкие пироги.

Пятилистник

Прямостоячий кустарник 15- 150 см высотой с ветвями, покрытыми красновато-коричневой или буровато-серой, отслаивающей корой. Молодые ветки шелковисто-волнистые. На верхушках ветвей – золотисто-желтые цветки. Листья и цветки содержат витамин С, используются для заварки чая.

Лилия саранка

Саранка – тюркское название. По-русски наша лилия зовется царскими кудрями. Луковицы саранки употребляется в пищу. Они содержат большое количество питательных веществ. Они выполняли и историческую миссию: немало соратников и последователей Ермака и первых русских поселенцев спасли они от голодной смерти, пока в Сибири не было освоено земледелие.

Кандык сибирский

Поразительна приспосабливаемость цветка кандыка к нашему климату с его холодной весенней погодой. Можно наблюдать, как побег кандыка прорастает через еще нерастаявший снег. Часто цветки распускаются, когда температура воздуха опускается ниже ноля градусов. В холодную погоду опускающимися лепестками он прикрывает завязь. Луковицы кандыка содержат крахмал, глюкозу, белок.

Издавна используются в пищу. Нарезанные луковицы высушивают и растирают в муку.

Родиола  розовая

Также известно под названиями золотой корень, розовый корень. Название «золотой корень» растение получило по корневищу, которое имеет цвет бронзы или старой позолоты с перламутровым блеском. Многолетнее травянистое растение. Стебли, от 1 до 100 на одну особь, имеют высоту от 10 до 60 см. Листья очередные, многочисленные. Семена мелкие, 2,2 мм длиной, 1 мм шириной, коричневые.

2). Работа у доски.

- А теперь давайте проверим, кто же из вас самый внимательный (один обучающийся выходит к доске и распределяет названия растений по группам).

Физкультминутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Работа в группах.

- Ребята, теперь вы знаете, какие растения, занесённые в Красную книгу,  произрастают на территории нашего Кузбасса. И будете с особым внимание к ним относиться. А Смешарики предлагают вам создать законы, которые помогут сохранить и увеличить численность этих прекрасных видов (дети в группах по 4 человека" создают "законы по охране растительного мира).

Все законы выслушать и выделить самые важные:

- Не рвать на природе цветы.

- Разработать меру наказания для нарушителей.

- Регулировать выпас скота в природных зонах.

- Не разжигать в лесу костров.

- Не загрязнять природу.

- Сажать больше деревьев.

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
  Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

 

- Ребята, ещё существует такая охраняемая природная территория,  на которой под охраной находится  только растения или только животные – это заказник. В связи с этим можно сформулировать ещё один закон:

 

- Увеличить число заказников.

 

6. Закрепление изученного.

1). Обсуждение ситуации.

- В качестве закрепления я предлагаю обсудить одну ситуацию. Вы должны определить, что  сделано не правильно.

«В походе мальчики пробрались сквозь заросли высокой травы, переплыли речку, чтобы сорвать растущие на другом берегу купальницы, которые они называли «огоньками». «Пусть оценят нас. Мы вон какие большие букеты для них собрали!», - думал каждый».

2). Разгадывание загадок об охраняемых растениях.

- Крош и Бараш хотели бы выяснить, хорошо ли вы запомнили охраняемые растения нашего края, и приготовили для вас загадки.

1). С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают (липа).

2). Это растение часто называют «золотой корень» (родиола розовая).

3). Смотрите туфельки растут,

Их к солнцу стебельки несут.

Он окраской, как лимон,

Может это снится сон?

Нет, наяву сосновый бор,

И туфельки ласкают взор.

Однако, где твой каблучок, скажи (венерин башмачок).

4). Это растение в народе называют «огонёк» (купальница).

5). Побег этого растения можно увидеть еще на нерастаявшем снегу (кандык).

6). По - русски это растение зовётся «царскими кудрями» (лилия саранка).

7). В пищу идут черешки и реже молодые листья этого растения (ревень).

8).Листья и цветки содержат витамин С, используются для заварки чая (пятилистник).

7.  Итог занятия

1). Беседа.

- Вот и подошла наша экскурсия к концу. Что нового вы узнали о растениях нашего родного края? Почему  наше занятие называется “Давайте думать вместе».

- Давайте сосчитаем, у кого больше всего цветочков от  Кроша и Бараша. Эти ребята были самыми внимательными на занятие. Они получают призы.

8. Рефлексия.

А теперь Смешарики предлагают посадить поляну из цветочков ярких, если занятие удалось, понравилось; тёмных, если не удалось, не понравилось (обучающиеся приклеивают цветы к плакату, на котором заранее написано «Давайте думать вместе и беречь растения от вымирания!»).

Любите родную природу:

             Озёра, леса и поля.

             Ведь это же наша с тобою

             Навеки родная земля.

             На ней мы с тобою родились,

             Живём мы с тобою на ней!

             Так будем же, люди, все вместе

             Мы к ней относиться добрей!

Спасибо за занятие. До свидания.



Предварительный просмотр:

      ДЕРЕВЬЯ

    КУСТАРНИКИ

        ТРАВЫ

Венерин башмачок, липа, купальница, ревень, пятилистник, лилия саранка, кандык сибирский, радиола розовая.

      ДЕРЕВЬЯ

    КУСТАРНИКИ

        ТРАВЫ

Венерин башмачок, липа, купальница, ревень, пятилистник, лилия саранка, кандык сибирский, радиола розовая.

      ДЕРЕВЬЯ

    КУСТАРНИКИ

        ТРАВЫ

Венерин башмачок, липа, купальница, ревень, пятилистник, лилия саранка, кандык сибирский, радиола розовая.



Предварительный просмотр:

http://priroda2011.ucoz.ru/__5.jpg

Разработать

меру наказания для нарушителей

Регулировать выпас скота в природных зонах

        

http://priroda2011.ucoz.ru/__3_.jpg

http://kreativ.assistancerussia.org/multiimages/2/1214385097.jpg

http://gorsovet02.info/images/Mer/derevo_v_rukah.jpg

Увеличить число заказников



Предварительный просмотр:

http://dayfun.ru/wp-content/uploads/2012/02/52.jpghttp://dayfun.ru/wp-content/uploads/2012/02/52.jpghttp://dayfun.ru/wp-content/uploads/2012/02/52.jpghttp://dayfun.ru/wp-content/uploads/2012/02/52.jpghttp://dayfun.ru/wp-content/uploads/2012/02/52.jpghttp://dayfun.ru/wp-content/uploads/2012/02/52.jpghttp://dayfun.ru/wp-content/uploads/2012/02/52.jpghttp://dayfun.ru/wp-content/uploads/2012/02/52.jpghttp://dayfun.ru/wp-content/uploads/2012/02/52.jpg

http://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok2.gifhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok2.gifhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok2.gif

http://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok2.gifhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok2.gifhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok2.gif

http://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok2.gifhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok2.gifhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok2.gif

http://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok1.gifhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok1.gifhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok1.gif

http://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok1.gifhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok1.gifhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok1.gif

http://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok1.gifhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok1.gifhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/cvetok1.gif

http://myhouse777.ru/wp-content/uploads/2012/02/Flores-03-270x300.gifhttp://myhouse777.ru/wp-content/uploads/2012/02/Flores-03-270x300.gifhttp://myhouse777.ru/wp-content/uploads/2012/02/Flores-03-270x300.gif

http://myhouse777.ru/wp-content/uploads/2012/02/Flores-03-270x300.gifhttp://myhouse777.ru/wp-content/uploads/2012/02/Flores-03-270x300.gifhttp://myhouse777.ru/wp-content/uploads/2012/02/Flores-03-270x300.gif

        

заказник

Край родной,

Ты сердцу близок,

Не сыскать тебя милей!

Скажешь так,

Как только выйдешь

На простор родных полей.

 

Здесь встречаю я с поклоном

Берёзку, ивушку, пихту,

Значит, видеть я достоин

Вот такую красоту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Давайте будем учиться вместе со своими детьми"

Данное тематическое собрание позволит определить главные аспекты в воспитании ребенка. Поможет разобраться в причинах  отставания в учебе ребенка, а самое главное  - нацелит родителей на сод...

Давайте читать вместе!

Задайте себе вопрос: «Сколько книг вы прочли за истекший год? Какой была последняя из прочитанных вами книг?»...

Выступление на родительском собрании. Тема: «Давайте будем учиться вместе со своими детьми»

Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между детьми и родителями. Успешность ребенка во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут  помочь...

Думаем вместе с родителями

На этой страничке Вы найдете домашние эксперименты, увлекательные задания, которые дети могут выполнить вместе с родителями....

Давайте учиться вместе

Давайте учиться вместе...

Давайте читать вместе! Методическая разработка в помощь учителю испанского языка (испанский как второй)

Небольшая презентация (сравнительная характеристика), включающая правила чтения. Начальный этап. В помощь учителю на уроке....

Давайте с думой жить о доброте

умения отличать плохое от хорошего...