Давайте читать вместе!
статья (5 класс) на тему

Гаврилина Татьяна Евгеньевна

Задайте себе вопрос: «Сколько книг вы прочли за истекший год? Какой была последняя из прочитанных вами книг?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu_o_chtenii.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Давайте читать вместе!

Проходят годы, и культура чтения начинает исчезать, а количество любителей чтения катастрофически уменьшается. О пользе чтения говорю очень часто, поэтому повторяться не буду. Это  известно и понятно любому образованному человеку. Для людей старшего поколения ежедневное  чтение - это норма. А вот для молодежи сегодняшнего дня.…

                Задайте себе вопрос: «Сколько книг вы прочли за истекший год? Какой была последняя из прочитанных вами книг?» Общаясь со знакомыми, прихожу к неутешительному  выводу - книжное чтение уходит из нашей жизни. Если хотите, падение интереса к чтению это не просто проблема. Это угроза национальной безопасности. Причин здесь несколько. Первая и главная - в некачественном  образовании. Причем, на всех уровнях. У школьников нет желания работать. Под «работой» имею в виду главный труд  ребенка-учебу. Родители трудятся, приносят в дом достаток.  Достойный заработок- результат достойного труда. Ученик плохо учится, ленится, отказывается читать - значит, не выполняет свое главное предназначение - вырасти умным, думающим гражданином

Педагоги, как аргумент своей успешной деятельности, могут привести в качестве примера успехи подопечных на олимпиадах, победы в конкурсах и прочее. Это, несомненно, хорошо. Но часто ли мы задумываемся о том, что победителей - единицы. А ведь основная масса, это дети, у которых нет ни желания, ни мотивации быть лучшими. С горечью слышу обидные прозвища, типа «ботаник», в адрес  трудолюбивых подростков. Ходить в библиотеки  стало не модным, а некоторые даже не знают их местонахождение. Грустно.  Серая масса сегодняшних  нечитающих  середнячков завтра сформирует такую же серую гражданскую  национальную массу.

Мы не возмущаемся при виде объявления типа «Выполню контрольные, курсовые по доступной цене». Свыклись с тем, что современные студенты попросту безграмотны, скачивая из Интернета страницы написанных кем-то работ, вместо того, чтобы напрячь извилины. Преподаватели многих  ВУЗов  делают вид, что учат. Молодежь делает вид, что учится. Кому и зачем нужны «мыльные» дипломы? Вопрос  риторический.

          Соглашусь, что реальным конкурентом книги стал Интернет, телевидение, электронные средства информации и коммуникации. Посмотрите на наших подростков. Свободная минута посвящена компьютерным играм и интернету. У юношей и девушек-кафе, рестораны, разнообразные развлекательные  предприятия. В руках - пиво и сигарета. На улицах Выксы проще, кажется, увидеть инопланетянина , чем молодого человека с книгой. Я не ханжа, но, беседуя с ребятами и девушками, констатирую: знания большинства фрагментарны и поверхностны. Вроде как с виду начитаны,  а серьезными знаниями и не пахнет.

                   Чтение книги формирует не только общечеловеческую культуру, интеллигентность,  но, что главное - формирует способность анализировать, делать собственные выводы, наконец, воспитывает умение критически мыслить.

           Практически у любого процесса в обществе есть объяснение. Борьбу  бумажных и электронных носителей информации выигрывают последние, обогащая разработчиков. Печатное слово взывает к разуму потребителей и,  в который раз доказывает свою полезность.   Многочисленные компании по изготовлению электронной техники изощряются в изобретении все новых изделий, способных привлечь на свою сторону массу новых потребителей, еще вчера тративших заработанное в книжных магазинах. Зачем тратить усилия на чтение, когда можно включить плеер с наушниками. Тогда - зачем думать вообще?  Магазины электроники радуют изобилием звуковоспроизводящей аппаратуры. Купи, забудь обо всем и наслаждайся музыкой, ни о чем не думая.

       В современной психологии не так давно появилось понятие «демократия шума». Западные политтехнологи, чтобы помешать рождению и развитию собственной прослойки думающей интеллигенции в толпе угнетенных и руководимых людей, продумали систему, которая избавляет толпу от тишины. Чтобы шумовой и звуковой простор окружал среднего человека. Притом так, чтобы он не имел  достаточных промежутков тишины. Загруженный шумом человек не сможет сосредоточиться, додумать мысль до конца.

Постоянный звук и шум -  важное условие беззащитности среднего человека.  Что остается нам с вами? Выкраивать время на тишину. Ведь правда - тишина рождает мысли. В тишине здорово посидеть с книгой. Почитать и подумать.

     Разучившись читать - мы отвыкаем думать. Дело  за малым -  нужно желание!

     Проблемы книги, как мне видится, нужно решать на трех уровнях.  Первый - общегосударственный. Книгоиздание нуждается в государственной поддержке. Нужны большие тиражи качественной, полезной и недорогой отечественной  литературы.  Второй уровень - местный. Положительные примеры понимания властью наличия проблемы. Например, открытие книжных обменных пунктов.  Третий уровень - личностный, всецело зависящий от каждого из нас. Больше читать, находить мотивацию для привлечения к книге детей и подростков, пополнять новинками домашние библиотеки.

Если в семье читают взрослые, то будут читать и дети. Давайте задумаемся над этим и начнем читать вместе!

                                                                                              Учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №9 Т.Е. Гаврилина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читайте вместе с нами

Материал для родителей. Стихи, сказка рекомендуемые для прочтения дома....

"Давайте думать вместе"

Разработка занятия эколого-биологической направленностипо теме « Давайте думать вместе »  для учащихся младшего  школьного возраста. Тип занятия: усвоение новых знаний. Цель заняти...

Литературный квест «Читаю я! Читаем вместе!»

Литературный квест для обучающихся 5 класса по изученным произведениям....

Давайте учиться вместе

Давайте учиться вместе...

Давайте читать вместе! Методическая разработка в помощь учителю испанского языка (испанский как второй)

Небольшая презентация (сравнительная характеристика), включающая правила чтения. Начальный этап. В помощь учителю на уроке....

Читаем детям, читаем вместе с детьми.

Консультация для родителей...

«ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ, ЧИТАЕМ ВСЛУХ!»

7-го февраля – Всемирный день чтения вслух. Сотрудники Детско – юношеской библиотеки №7 провели с ребятами из 6а класса МБОУ "СШ №1 имени А.В. Войналовича" (классный ру...