Обобщенный опыт работы.
опыты и эксперименты по экологии на тему

Возможности использования компьютерных в процессе обучения экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshch.opyta_raboty2.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им.Иса Хуадонти с.Чикола

Возможности использования компьютерных технологий

в процессе обучения экологии.

Проблема:

Соединение экологического  образования с компьютерными технологиями и использование информационных технологий в школьной экологии.

Цель:

Выделить основные аспекты применения ИКТ на уроках экологии и использовать их в условиях образовательного процесса, найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся.

Задачи:

  1. Изучить теоретическую базу по внедрению информационно-компьютерных технологий;
  2. Овладеть методикой работы с компьютерными программами и их приложениями;
  3. Внедрить в образовательный процесс экологии МКОУ СОШ №3 с.Чикола новые ИКТ;
  4. Активизировать деятельность обучающихся на уроках и способствовать аналитической деятельности и повышению мотивации изучения предмета;
  5. Осуществлять мониторинговый контроль за результатами.

        Условия возникновения опыта.

          В условиях повышения своей квалификации, профессиональной компетентностной деятельности, наличия в  школе современного компьютерного оборудования, электронных учебников и другого программного продукта; изучения методической, педагогической профессиональной литературы; наличия коллективов учащихся, способных работать в новых условиях стало возможным возникновение данного опыта.

Актуальность:

Перспективность и актуальность опыта заключается в решении задач модернизации образования и реализации национальных проектов, направленных на информатизацию общества, при этом акцент делается на то, что компьютерные и информационные технологии создают не только новые условия труда, но и новую среду обитания с выходом на громадный информационный ресурс человечества.

В последнее время усилился интерес к применению персональных компьютеров (ПК) в обучении. Медленно, но  все же материальная  база школ и других образовательных учреждений, пополняется  компьютерной техникой. Но в связи с этим возникает вопрос: «как использовать с наибольшей пользой это современное средство обучения?»

Одна из задач школьной экологии на современном этапе состоит в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия в системе « информация – алгоритм – ПК», сформировать навыки работы с ИКТ, научить грамотно работать с разнообразными носителями информации в различных сферах ее возникновения и обработки.

Современная  система образования должна быть направлена не только  на усвоение суммы готовых знаний, но и на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках экологии позволяет решать данные задачи.

Самым трудным и одновременно очень важным в процессе компьютерного обучения (помимо наличия и доступа к ПК в образовательном учреждении) являются наличие и доступность программного обеспечения (ПО) или программно-педагогических средств (ППС). Нехватка ПО, а тем более нехватка методических рекомендаций по их использованию сильно отталкивает учителей, желающих использовать ПК в обучении. Особенно эта проблема актуальна для сельских школ.

Новизна предусматривает:

  1. Использование ИКТ – технологий, которые позволяют уходить от учения по «принуждению» к эмоциональному удовлетворению результатами своего труда;
  2. Изменение места учителя в образовательном пространстве, и статуса ученика;
  3. Внедрение новой модели организации учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования ИКТ;
  4. Применение электронных курсов и учебников по географии для учащихся;
  5. Использование методических рекомендаций по применению ИКТ в преподавании географии.

             Основополагающие принципы опыта:

  • принцип научности;
  • принцип сознательности;
  • принцип доступности;
  • принцип активности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков;
  • принцип наглядности;
  • принцип открытости;
  • принцип перспективности;
  • принцип усиления практической направленности содержания курсов географии;
  • обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 

Основные компоненты опыта:

1.Рассмотрены способы организации и презентации учебного материала

2.Предложены методические рекомендации по использованию компьютерных  технологий при изучении школьного курса экологии.

3.Разработана система поэтапного использования информационных технологий при изучении школьного курса экологии в условиях сельской школы.

4.Предложена методика и описание особенностей технологии компьютерного урока.

5.Детально проработана адаптивность компьютерных средств обучения географии.

6.Уделено большое внимание подготовке статистической информации для работы на уроке.

7.Определены роль и место использования информационной технологии в школьном курсе экологии, а также возможные варианты ее сочетания с традиционной технологией обучения при решении теоретических, практических и контролирующих вопросов курса.

8.Сформулированы критерии отбора учебных тем при работе по традиционному курсу экологии. Наряду с этим разработаны критерии отбора и конструирования содержания школьного курса экологии с использованием информационной технологии.

9. Подтверждена эффективность разработанной методической системы применения информационной технологии в процессе обучения экологии, которая выразилась в овладении учащимися работы с информационным потоком, предложенным компьютером, в достижении ими более высоких результатов при осуществлении пооперационного, итогового контроля и приобретении более качественных знаний по географии.

Технология опыта:

Новые информационные технологии помогают  внедрять адаптивную систему обучения, формирующую личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, критичностью и креативностью. При проведении уроков Ирина Тасолтановна использует самые разнообразные формы: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок защиты проектов с использованием мультимедийных средств.  Организует компьютерные практические работы и компьютерный тестовый контроль знаний. На уроках использует следующие виды компьютерных программ: учебные (электронные учебники), тренажерные (практические работы), демонстрационные (показ слайдов и картин), мультимедийные (презентации, медиапроекты), справочные (Интернет-ресурс), контролирующие (тесты).

Результативность:

1.Проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы, учебно-программной документации,

2.Изучены основные информационные технологии, технологии применения средств ИТК в обучении экологии,

3.Возросла познавательная активность учащихся,

4.Повысилась мотивация изучения экологии,

5.Стабильно возрастает качество знаний: от65% до 89%,

6.Вырос процент хорошистов и отличников: на 12% и 5% соответственно,

7.Активизировалась аналитическая деятельность учащихся,

8.Активизировался творческий потенциал учащихся и учителя,

9.Определены  роль и место  использования информационных технологий в школьном курсе экологии, а также возможные варианты ее сочетания с традиционной технологией обучения.

10.Разработана система поэтапного использования информационных технологий при изучении школьного курса экологии.  

               Уровни трансляции опыта:

Школьный:

1.Мастер-класс для учителей своей школы.

2.Открытые внеклассные мероприятия с использованием ИКТ.

3.Проведение родительских собраний, используя методику слайд-презентации.

Муниципальный:

1.Открытые компьютерные уроки на РМО учителей .

2.Участие детей в конференции «Первые шаги в науку»

Региональный:

1.Представление опыта работы для участия в муниципальных педагогических чтениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы

Обобщенный опыт работы...

Обобщенный опыт работы

обобщенный опыт работы...

Обобщенный опыт работы

обобщенный опыт работы...

Обобщенный опыт работы

обобщенный опыт...

Обобщенный опыт работы

Обобщенный опыт работы...

Обобщенный опыт работы педагога дополнительного образования Лаптевой А.В.

Опыт работы обобщен по индивидуальным педагогическим модулям, очень понятный. Рекомендую для просмотра педагогам и родителям. Опыт содержит материалы о применении метода проектной деятельности в объед...