Подружись с природой
методическая разработка по экологии (5 класс) на тему

Смолина Елена  Александровна

Познавательная игра по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podruzhis_s_prirodoy.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Подружись с природой  

                                                                                                     

                                        Познавательная игра по экологии.

      Здравствуйте ребята!  Сегодня мы с вами поговорим об экологии. Слово «экология» (1слайд)  прочно вошло в обиход. Его можно услышать по радио,  и в телепередачах,  и в разговорах на бытовую тему, прочитать в газетах и журналах.

Почему это слово вдруг стало так популярно?

           С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все сильнее наконец приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу ученые, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало модным. К сожалению, его часто употребляют  к месту и не к месту, зачастую не понимая, серьезности  этого понятия, не осознавая всей опасности экологических проблем.

            Природа Земли едина, и каждого человека  касаются ее беды: будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, исчезновение у берегов Камчатки сельди, самой распространенной рыбы, или печальная судьба прославленных американских мустангов ,аварии на атомных станциях и нефтяных танкерах, отравление водоемов ядовитыми стоками промышленных предприятий, исчезновение леса, загрязненный воздух...Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск выхода из этого кризиса.

           Что такое  экология, как вы думаете , ребята?

           Чтобы ответить на этот вопрос , заглянем в словарь. Название происходит от греческих слов «ойкос»- «дом»  и «логос»- «наука» . Экология -  это наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. (2слайд)   Под живым организмом можно понимать как микроб, так и слона или человека. Под средой обитания подразумевают  и почву, в которой живет тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями,  и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, то есть все то ,что окружает организм  и с чем он взаимодействует.

           Экологические проблемы нельзя рассматривать без учета  всех  процессов,      происходящих в человеческом обществе. Хозяйственная деятельность человека очень часто оказывает отрицательное воздействие на самого человека и на окружающую его природу.   Если рана, нанесенная человеком, небольшая, то природа может восстановиться. (3слайд)

             Например,  человек выбросил ведро мусора  на компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост,  который затем используют для подкормки растений. Природа справилась с этим выбросом.

             Но Чернобыльская атомная станция во время аварии (май 1986 ) выбросила тысячи тонн радиоактивных  материалов, которые на десятки лет сделали опасными для жизни человека многие города, села, поля, озера, реки, леса. Произошла экологическая катастрофа.( Видео)

    Чем  больше производит  человек различных изделий, тем  больше вредных отходов выбрасывает он в окружающий его мир. Остановить производство нельзя, но сделать его безотходным можно. Экологический кризис должен быть преодолен.

                                                             

        А сейчас , ребята, кто из вас быстрее и правильнее ответит на заданные вопросы, станет участником  игры «Подружись с природой».(4 слайд) За  каждый правильный ответ вы будете получать жетон. После того ,как вы ответите на вопросы, я сформирую три  команды, состоящие из пяти человек  каждая.

 Вопросы

     

      1  Назовите самое сладкое дерево наших лесов.  ( Липа)

     

     2  Какая птица выше всех летает? ( Орёл)

     3  Назовите месяц пробуждения природы?     (Май)

     4  Какая птичка достаёт себе пищу подо льдом? (Оляпка)

     5 Название какого растения говорит , где оно живет? ( Подорожник)

     6  С прилетом  каких птиц мы связываем начало весны?   (Грачей)

     7  Какой   месяц считается ягодным?     (Июль)

     8  Сколько ног у паука?      (Восемь)

     9  В каком месяце начинается великое переселение птиц на родину?     (В апреле)

    10  У какого насекомого уши на ногах?         (У  кузнечика)

     11  Выпь, выхухоль, цапля, пеликан.  Кто в этом ряду не птица?          ( Выхухоль)

    12  Какая птица является  символом мира?         (Голубь)

     13  Какое животное способно выпить до 250 литров воды ?             ( Верблюд)

     14  Кто имеет  28 тысяч глаз?                   ( Стрекоза)

     15  Какая рыба вооружена лучше других?             ( Рыба-меч)

     !6  Какая птица  с древних времен считается символом мудрости?          ( Сова)

     17  Чем питаются бабочки?       ( Нектаром)

     18  Кто без рук,  без топора строит дом?   (Птица)

 

   19   Какое животное обладает самым громким голосом?  ( Крокодил)

   20  Какая птица в мире самая большая?  ( Страус)  

 

   21  Когда ёж не колется? ( Когда только родится)                                                  

                                        «Меткий   стрелок»  (5 слайд)

         При выполнении этого  задания вам необходимо проявить меткость  в  выборе правильного ответа.

        Внимание! Правильных ответов может быть несколько.

       Вопросы на карточках

       1  Что такое кислотные  дожди?

       

         *  прокисшая вода в каплях дождя ;

         *  наличие кислоты в дождевых каплях ;

         *  обыкновенные дожди ;

             

      2  Что такое « парниковый эффект»?

 

          *  увеличение урожая на полях;

          *  разрушение  озонового слоя;

          *  свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать              

             земное   излучение, способствуя аккумуляции тепла.

     3  К чему приводят кислотные дожди?    

         *  снижают плодородие земли;

         *   разрушают здания;

         *   ухудшают химический состав воды в водоемах.

     4  Выберите из перечисленного правильные характеристики смога:

        *  токсический туман;

        *  одежда лондонских джентльменов;

        *  видимое загрязнение воздуха;

     5  Какие газы , входящие в атмосферу , имеют наибольшее значение для различных

          экосистем?

       *  кислород;

       * азот;

      * углекислый газ.

      6  Почему в Лондоне не рекомендуют гулять родителям с детьми в центре города?

   

        *  сильная загазованность ;

       *  опасность попасть под машину;

       *  соблазн зайти в магазин и истратить все деньги.

 

                                            «Что означают слова» (6 слайд)

     

     Приступим к первому заданию. Вам нужно вспомнить значение различных экологических понятий. Каждой команде я выдам две карточки с терминами и понятиями. Вам необходимо соотнести термины с понятиями.

        Задание

    Для команды 1

   

        Термины:

       *  Заповедник;

       *  бытовые отходы;

       *  загрязняющие вещества.

 

         Понятия:     

       Вредные для человека и природы вещества, количество которых превышает допустимую норму.

      Территория,на которой полностью исключена любая хозяйственная деятельность и другие вмешательства в естественную природу.

     Твердые вещества;  все отбросы, которые человек не использует в быту.                                                              

       

          Для команды 2

        Термины:

         * Красная книга;

         * сточные воды;

         * заказник

 

        Понятия:

       Территория, на  которой ограничивается природопользование  и другая деятельность человека в целях охраны отдельных видов растений , животных,водных и земельных объектов.

      Воды,бывшие в производственно-бытовом или сельскохозяйственном употреблении,отличающиеся сильным загрязнением.

     Специальное официальное издание, которое включает характеристику видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, и рекомендации по обеспечению их охраны.

                                                       

                                                       

      Для команды 3

      Термины:

         * Истребление;

         * национальный парк;

         * очистные сооружения

      Понятия:

       Специальные устройства для уменьшения загрязнения среды отходами.

      Территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы.

      Исчезновение с лица Земли какого-либо вида животных или растений.

                                   «Что загрязняет природу?»  (7слайд)

               Приступим к пятому заданию.  Я выдам каждой команде  карточки с  названием предметов,  созданных человеком. Нужно назвать те  из них, которые приносят вред окружающей среде.

        Карточки

 

         Для команды 1

         * Упаковка от продуктов;

         * теплоход;

         * деревенский дом;

         * трактор;

         * скворечник;  

         * троллейбус;      

         * лыжи.

   

      Для команды  2  

 

        * Завод;

        * самолет;

        * роликовые коньки;

        * автобус;

        * детская коляска;

        * самосвал;

        *резиновая лодка

  Для команды 3

       *  легковая машина;

       * парусная лодка;

       * швейная фабрика;

       * велосипед;
   
  * вертолет;

       * поезд;

       * коньки.

                                   

                                             «Пищевые цепи» (8 слайд)

 

        В процессе питания организмы связаны между собой в определенной последовательности, называемой пищевой цепью. По цепи осуществляется  передача веществ и энергии. Пищевые цепи перекрещиваются друг с другом и образуют пищевые  сети.

         Сейчас каждой команде я выдам карточки с названием различных животных организмов. Вам нужно расположить их в порядке пищевой цепочки, начиная от низшего звена к высшему.

 

        Для команды  1

          1  растения луга ;

          2  человек;

          3   корова ;

          4  бактерии                                                     Ответ:1,3,2,4

      Для команды 2

         1 человек;

         2  заяц;

         3 бактерии;

         4 растения

                                                                                   Ответ: 4;2;1;3

   

  Для команды 3

         1 бактерии;

         2 человек;

         3 семена растений;

         4 утка                                                                Ответ: 3;4;2;1

                                                                 

                                                               

       Карточки

      Для болельщиков  ( 9слайд)

         

           1  человек;

           2 одноклеточные водоросли;

           3  карась;

           4  дафни;

           5  щука.                                                         Ответ: 2 ,4,3,5,1

                                   

                                       « Будь природе другом!» (10слайд)

                            (решение экологических задач )

     Для команды 1

   Однажды  Вася пошел  на  рыбалку.   Рыба не ловилась - мешали чайки. Вася решил разорить их гнезда. Чайки улетели. С тех пор с каждым годом рыбы становилось все меньше.  Почему?

  (Помет чаек удобряет в водоеме растительность;  чайки вылавливают больных рыб)

  Для команды 2

     После того как в 50-е годы в Китае были  истреблены все воробьи ,  в стране наступил голод.  Почему?

   (Воробьи уничтожали вредителей поля-гусениц. После истребления воробьев количество гусениц  резко увеличилось  что и привело к снижению урожая.)

Для команды 3

 

           Петя верит в примету:  убьешь жабу — жди неприятностей. Однажды вечером, на  дорожках  сада, Петя заметил прыгающих жаб. Бррррр....Он стал бить их палкой.

 После начались все неприятности: стало меньше ягод и появилась порченная капуста

Почему?

(жабы уничтожают слизней, которые и портят ягоды и овощи)

   Для болельщиков (11 слайд)

    Ира и Света нашли в лесу поляну с подснежниками. Они решили  нарвать подснежники и подарить их маме, бабушке, учителям. На следующий год на этом месте подснежники  не  росли. Почему?

(Нарушили корневую систему; вытоптали; вырывали с корнями)

                         

                          « Что обозначает этот знак?»   (12 слайд)

   Помощники лесника расставили в лесу щиты со знаками. Что они обозначают?    

     Для всех участников

 

    1 Запрещающие знаки:

     

          * Не разоряй птичьи гнезда; (13 слайд)

          * Не рви  в природе цветы;  (14 слайд)

          *  Не ломай ветки деревьев и кустарников;  (15 слайд )

          * Не лови диких животных и не уноси их домой. (16 слайд)

          *   и  др.

      2 Предупреждающие  знаки:

        * Осторожно ! Дикие животные.(17 слайд)

        *  Осторожно! Муравейник.( 18 слайд)

     

         Наша игра подходит к концу Пора подвести итоги и определить команду — победительницу.

   

    (Подведение итогов.  Награждение ).

     Мир , в котором мы живем удивителен. Но потребительский подход к его природным богатствам может привести человека к катастрофе. Тысячи животных и растений уже исчезли с лица земли. Сегодня от нас, ребята, зависит жизнь деревьев,птиц, бабочек  и  нас  самих.

     Помните. Вы не одни живете на этой прекрасной планете под названием Земля. Любите природу и живите в ладу с ней

        Замечательный писатель Пришвин писал: “Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – Будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ    (19 слайд)

Ах, если б мы беречь умели

Клочок доверенной земли,

Березки эти, эти ели

И травы, что к ногам легли!

Ах, если б мы ценить умели

Всю красоту родной земли,

То трубы, словно шрам

на теле,

На лик прекрасный не легли!

Ах, если б мы беречь умели

И чистоту, и свежесть вод,

Не провели б тогда к озерам

Наш бытовой грязеотвод.

Мы верим: разум победит,
И будет свет в конце тоннеля.
Пока огонь в сердцах горит,
Надежда есть, что мы сумеем
Живой природу сохранить:

       Для команды 1 

         * Упаковка от продуктов;

         * теплоход;

         * деревенский дом;

         * трактор;

         * скворечник;  

         * троллейбус;      

         * лыжи.

   

      Для команды  2  

 

        * Завод;

        * самолет;

        * роликовые коньки;

        * автобус;

        * детская коляска;

        * самосвал;

        *резиновая лодка

      Для команды 3

       *  легковая машина;

       * парусная лодка;

       * швейная фабрика;

       * велосипед;
      * вертолет;      

       * поезд

       *коньки  

человек 

одноклеточные               водоросли

 

карась

 

дафни

 

щука

  растения луга

человек

корова

бактерии   

человек

   заяц

 

 бактерии

   

 растения

бактерии

 

человек

семена растений

 утка

  Для команды 1

   

        Термины:

       *  Заповедник;

       *  бытовые отходы;

       *  загрязняющие вещества.

 

    Понятия:   

   

       Вредные для человека и природы вещества, количество которых превышает допустимую норму.

      Территория,на которой полностью исключена любая хозяйственная деятельность и другие вмешательства в естественную природу.

      Твердые вещества ; все отбросы,которые человек не использует в быту.

   Для команды 2

        Термины:

         * Красная книга;

         * сточные воды;

         * заказник

 

        Понятия:

       Территория, на  которой ограничивается природопользование  и другая деятельность человека в целях охраны отдельных видов растений , животных,водных и земельных объектов.

      Воды,бывшие в производственно-бытовом или сельскохозяйственном употреблении,отличающиеся сильным загрязнением.

     Специальное официальное издание, которое включает характеристику видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, и рекомендации по обеспечению их охраны.

  Для команды 3

      Термины:

         * Истребление;

         * национальный парк;

         * очистные сооружения

      Понятия:

       Специальные устройства для уменьшения загрязнения среды отходами.

      Территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы.

      Исчезновение с лица Земли какого- либо вида животных или растений.

 

     

 

       1  Что такое кислотные  дожди?

       

         *  прокисшая вода в каплях дождя ;

         *  наличие кислоты в дождевых каплях ;

         *  обыкновенные дожди ;

             

      2  Что такое « парниковый эффект»?

 

          *  увеличение урожая на полях;

          *  разрушение  озонового слоя;

          *  свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать   земное   излучение, способствуя аккумуляции тепла.

           

   

     3  К чему приводят кислотные дожди?    

         *  снижают плодородие земли;

         *   разрушают здания;

         *   ухудшают химический состав воды в водоемах.

     4  Выберите из перечисленного правильные характеристики смога:

        *  токсический туман;

        *  одежда лондонских джентльменов;

        *  видимое загрязнение воздуха;

     5  Какие газы , входящие в атмосферу , имеют наибольшее значение для различных    экосистем?

           

       *  кислород;

       * азот;

      * углекислый газ.

      6  Почему в Лондоне не рекомендуют гулять родителям с детьми в центре города?

   

        *  сильная загазованность ;

        *  опасность попасть под машину;

        *  соблазн зайти в магазин и истратить все деньги.

   Однажды  Вася пошел  на  рыбалку.   Рыба не ловилась - мешали чайки. Вася решил разорить их гнезда. Чайки улетели. С тех пор с каждым годом рыбы становилось все меньше.  Почему?

 

   

     После того как в 50-е годы в Китае были  истреблены все воробьи ,  в стране наступил голод.  Почему?

 

   

 

           Петя верит в примету:  убьешь жабу — жди неприятностей. Однажды вечером, на  дорожках  сада, Петя заметил прыгающих жаб. Бррррр....Он стал бить их палкой.

 После начались все неприятности: стало меньше ягод и появилась порченная капуста

Почему?

   

    Ира и Света нашли в лесу поляну с подснежниками. Они решили  нарвать подснежники и подарить их маме, бабушке, учителям. На следующий год на этом месте подснежники  не  росли. Почему?

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подружись с королевой спорта через расстояния.

Даный курс расчитан для девушек  спортивно-оборонного профиля. Объём на 18 ч. Раздел "Лёгкая атлетика" дополнительный матерал на бег средние и короткие дистанции....

"ПОДРУЖИСЬ С ЗУБНОЙ ЩЕТКОЙ"

занятие по ЗОЖ для младших классов....

Как подружить ребенка с книгой

Дорогие родители! Это для вас!...

Сказка о том, как химия с берёзкой подружилась.

Сказка о значении окружающей природы для человека. Разумном использовании даров природы, создание новых инновационных технологий. Человеческое тепло души в гармонии с природой....

Позновательно -игровая программа "Подружись с природой"

Игровая программа "Подружись с природай "может использовать  как   классных час  посвещенных  экологии. А также как дополнительный материал к предмеду "Экология"...