Практическая работа «Изучение способов адаптации гидробионтов на территории ХМАО-Югра».
план-конспект урока по экологии (9, 10, 11 класс) на тему
Представлена практическая работа по экологии для обучающихся 9-11 классов «Изучение способов адаптации гидробионтов на территории ХМАО-Югра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 2. Практическая работа № 1
«Изучение способов адаптации гидробионтов на территории ХМАО-Югра».
Цель:
- образовательная: научить учащихся выявлять способы адаптации живых организмов к факторам, действующим в водной среде;
- развивающая: развивать умение работать в группе, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности в природе;
- воспитательная: воспитывать чувство ответственности за охрану окружающей среды.
Материал и оборудование: изображения различных водных организмов, обитающих в водоемах ХМАО-Югры.
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).
- Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
- Выполнение практической работы
Сегодня на уроке мы попробуем побыть в роли экологов. Давайте попробуем описать адаптации к различным факторам, действующим в водной среде. Далее учащиеся оформляют запись практической работы и совместно с учителем приступают к выполнению работы.
Рассказ учителя. В водной среде выделяют несколько экологических групп организмов:
- плейстон, нейстон – обитатели поверхностной пленки воды;
- планктон (фито- и зоо-) – организмы парящие в толще воды;
- нектон – животные, способные к быстрому плаванию и преодолению силы течения;
- бентос – придонные обитатели.
1. Рассмотрим приспособления которые позволяют повышать плавучесть. Рассмотрите изображения водных обитателей и подумайте, какие есть у водных обитателей приспособления, которые позволяют им лучше плавать?
- газовые и жировые включения. Например, жировая капля – поплавок помогающий икринкам рыб удерживаться на поверхности, кроме того, они служат пищей развивающемуся зародышу. Саргассовы водоросли усеяны усеяны шаровидными воздушными пузырьками, которые поддерживают их плавучесть.
- снижение массы тела за счет увеличения содержания в теле воды. Например, медузы, накапливающие до в своих телах, не имеющих скелета до 95% воды.
- накопление газа в организме (воздушный пузырь рыб).
2. Рассмотрим приспособления которые позволяют преодолевать силу течения. Рассмотрите изображения водных обитателей и подумайте, какие есть у водных обитателей приспособления, которые позволяют им преодолеть силу течения?
- развитая мускулатура.
- торпедообразная форма тела.
- слизь на поверхности тела, плавники и ласты.
3. Подумайте, какие есть приспособления у водных обитателей для усвоения растворенного кислорода и к его недостатку?
- жабры, анабиоз.
- дыхание всей поверхность тела.
- способность дышать атмосферным воздухом.
- наличие специальных дыхательных пигментов и способность к медленному дыханию.
4. Рассмотрите рисунки и подумайте, какие есть приспособления у водных обитателей к недостатку света?
- эхолокация.
- биолиминисценция.
- редукция глаз.
5. Приспособления к пересыханию водоема.
При пересыхании водоемов многие организмы способны к гипобиозу – закапываются в ил, переходя в состояние сниженной жизнедеятельности (щитни, моллюски, планарии, ветвистоусые рачки). Многие образуют цисты (инфузории, черви, амебы).
Записать вывод. В конце занятий учить подводит итоги выполнения практической работы.
IV. Домашнее задание – перечислите изменения каких характеристик водной среды могут создавать преграды для расселения рыб и водорослей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа "Изучение горных пород по образцам"
Практическая работа "Изучение горных пород по образцам"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179806-1358247841.jpg)
Практическая работа «Изучение особенностей восприятия различных районов города».
Практическая работа «Изучение особенностей восприятия различных районов города»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-347753-1384765563.jpg)
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/09/picture-650751-1604912266.jpg)
Практическая работа «Изучение жизни в почве и способы адаптаций к ней живых организмов на территории ХМАО-Югра».
Представлена практическая работа по экологии «Изучение жизни в почве и способы адаптаций к ней живых организмов на территории ХМАО-Югра» для обучающихся 9-11 класов....
Протокол заседания жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике на территории ХМАО – Югры в 2018-2019 учебном году
Протокол заседания жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике на территории ХМАО – Югры в 2018-2019 учебном году....
Протокол заседания жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике на территории ХМАО – Югры в 2019-2020 учебном году
Протокол заседания жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике на территории ХМАО – Югры в 2019-2020 учебном году...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/06/picture-1028907-1523018731.jpg)
Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»
Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»...