Методическая разработка "Особенности природы Санкт-Петербурга"
методическая разработка по экологии на тему

Мурашова Олеся Александровна

В методическом пособии дан конспект занятия по программе  для детей 3 года обучения (9-12 лет).

Содержание:

- Теоретическая часть – знакомство с Красной Книгой, водными объектами Санкт-Петербурга, представителями флоры и фауны СПб;

- Практическая часть – создание странички Красной Книги;

- Творческое задание – игра "Город будущего"

Материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия.

Автор: педагог дополнительного образования отдела экологии и здоровья ДДЮТ Московского р-на Мурашова Олеся Александровна

Раздел: «Родная природа» 

Тема занятия: «Особенности природы Санкт-Петербурга»

Цель: Познакомить учащихся с природой родного края, раскрыть эстетические аспекты природы.

Задачи: а) образовательные

- Сформировать представление о флоре и фауне СПб;

- Сформировать умение различать представителей различных групп растений и животных;

- Сформировать представление о водных объектах Санкт-Петербурга. 

б) развивающие

- Развить творческую активность детей;

- Развить коммуникативные навыки.

в) воспитательные

- Воспитать чувство ответственности за окружающую природу, привить бережное к ней отношение, понимание того, что человек – это часть природы;

- Сформировать ценностное отношение к природе;

- Развитие экологической культуры.

Ход занятия

1. Введение

1.1. Организационный момент: организация рабочего места, приветствие.

1.2. Объединение учащихся в команды методом случайного выбора (дети вытягивают жетоны и объединяются в команды по цвету жетона)

1.3. Объявление темы.

1.4. Повторение пройденного (метод опроса).

Показать на карте нашу страну, наш город, назвать природные зоны России и основных представителей флоры и фауны этих зон.

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть (словесный метод – рассказ и беседа, наглядный метод –  демонстрация Красной книги, иллюстраций птиц и животных).

Санкт-Петербург – второй (после Москвы) по величине город Российской Федерации. В какой природной зоне расположен наш город?

Он делится на 18 районов, на территории которых разбиты прекрасные парки и скверы, где обитают различные животные и птицы. Назовите район, в котором находится наша школа (Московский). Какой большой парк находится в этом районе? (Парк победы). Каких животных и птиц можно встретить на территории города, в его садах и парках?

В силу того, что Санкт-Петербург постоянно развивается, растёт, площадь зелёных насаждений, количество парков, садов постоянно сокращается. Соответственно, численность  некоторых видов животных тоже уменьшается.

Для защиты и сохранения растений и животных была создана «Красная книга Санкт-Петербурга».  В книге содержатся сведения о видах животных, растений и грибов, нуждающихся в специальных мерах охраны, а также о наиболее ценных природных комплексах нашего города (заповедники).

2.2. Творческое задание (практический метод)

После ознакомления с Красной книгой природы Санкт-Петербурга, детям предлагается нарисовать свою страничку Красной книги.

2.3. Физкультминутка. Тренинговое упражнение.

Участники 2 команд из 3-х играют роль птичек и «летают» по школьной рекреации (по «лесу») вокруг участников другой группы, играющих роль деревьев. Участники-деревья стоят с поднятыми вверх руками. По команде (наступила ночь), «птички» ищут место для ночёвки и садятся на свободные «веточки» «деревьев» – по одной на «ветку». Каждое «дерево» может приютить только двух «птиц». На последующих этапах игры количество «веточек» уменьшается на одну, соответственно, птичка, не успевшая занять веточку, выбывает из игры и становиться наблюдателем. Когда у всех деревьев останется по одной ветке, ведущий объявляет, что деревья начали вырубать (дети присаживаются на корточки, изображая пеньки). К концу игры остаётся только одно дерево и птица-победитель. По завершении упражнения детям задаются вопросы: как они себя чувствовали, когда им не хватило места в лесу? Каково было чувствовать себя срубленным деревом? Похожа ли эта игра на настоящую жизнь птиц и деревьев?  В заключении ребята должны сделать вывод, что вырубка деревьев приводит к исчезновению птиц и загрязнению воздуха.

2.4. Теоретическая часть (продолжение).

Одно из символических названий Санкт-Петербурга – Северная Венеция. Санкт-Петербург  располагается на болотистой местности. Внутренние воды занимают десятую часть (около 10% территории города). Количество различных по величине рек и каналов в черте города более 100, а также около 100 водоёмов (озёр, прудов, в том числе и искусственных).

Значительная часть территории Санкт-Петербурга расположена на высотах, не превышающих 1,2—3 м над уровнем моря. Эти районы города подвержены опасности наводнений, связанных главным образом с ветровым нагоном вод в восточной части Финского залива. За трёхсотлетнюю историю Петербурга было зарегистрировано по разным источникам около 300 наводнений.

С учащимися проводится беседа о реках Санкт-Петербурга. Назовите известные вам реки, протекающие по территории Санкт-Петербурга (Фонтанка, Мойка).

Главная водная артерия нашего города – река Нева. Она берёт своё начало в Ладожском озере и несёт свои воды в Балтийское море (показать на карте). Нева является главным источником воды для нашего города. Невская вода насосами нескольких городских водопроводных станций подается на специальные фильтры и хлорируется, а затем для уничтожения запаха хлора обрабатывается аммиаком. Помимо водопроводных станций вода из Невы забирается городскими тепловыми станциями, заводами и другими предприятиями, которые используют ее главным образом для охлаждения различных нагревательных установок.

2.5. Упражнение «Город будущего»

Учащимся раздаются листы со схематичным изображением дельты Невы, чистые листы бумаги, ножницы, клей, изображения деревьев, домов. Задание: создать свой город будущего (каким его хотят видеть ребята). Наклеить или нарисовать деревья, дома, животных там, где им их хочется видеть.

3. Заключение

3.1. Подведение итогов – каждая команда показывает свой проект города будущего и рассказывает о нем.

Предполагаемый результат занятия:    

  • узнают основных характеристик природы Санкт-Петербурга;
  • научаться  называть представителей животного и растительного мира Санкт-Петербурга;
  • получат представление о Красной книге;
  • получат представление о проблемах большого города;
  • продолжат формировать умение слушать ответы товарищей.

Приложение

delta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка открытого урока «Блистательный XVIII век.Загадки Петербурга". 7ласс. Курс истории и культуры Санкт- Петербурга.

Цель урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.Задачи:Обобщить знания о петербургском наследии XVIII...

Методическая разработка «Архитектура Санкт – Петербурга»

Данное пособие знакомит детей с шедеврами архитектуры, прививает любовь к родному городу. В дальнейшем дети воплощают свои впечатления в рисунках....

Методическая разработка урока"Санкт-Петербург-город мировой культуры.Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?"

Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?Заочная экскурсия по материалу поисково-исследовательской экспедиции в Египетский зал Государственного Эрмитажа...

Конкурсная работа «Заповедная природа Санкт – Петербурга» В номинации «Экологическая игра на особо охраняемой природной территории»

Экологическая игра на особо охраняемой природной территории предназначена для учащихся 8-9  классов образовательных учреждений, изучающихбиологию и географию на базовом уровне, как отдельны...

Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью. Художник Сергей Тенин»

Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью.Художник Сергей Тенин»...