методическая разработка открытого урока «Блистательный XVIII век.Загадки Петербурга". 7ласс. Курс истории и культуры Санкт- Петербурга.
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме

 Цель урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.

<?xml:namespace prefix = o /??>

Задачи:

  1. Обобщить знания о петербургском наследии XVIII  века. Повторить понятия: петровское барокко, елизаветинское барокко, классицизм, а также архитектурные термины.
  2. Способствовать пониманию сходства и различия отличительных черт культуры эпох петровского, екатерининского барокко и классицизма IIполовины XVIIIвека.
  3. Продолжить развитие умения считывать информацию с различных краеведческих источников: карт города, гравюр, старинных вещей.
  4. Создать условия для выражения собственного мнения по поводу необходимости бережного отношения к объектам культурного наследии

На уроке ведется поисковая деятельность с вещественными историческими источниками: археологическими находками, историческими планами, гравюрами с видами города.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_7_kl_blestatelnyy_18_vek_5.04.11_-_kopiya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок                  «Блистательный XVIII век.

                                                  Загадки Петербурга»                              7 класс

Автор; учитель истории Орел Елена Анатольевна, Санкт-Петербург, лицей 244

Цель:

создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.

Задачи:

  1. Обобщить знания о петербургском наследии XVIII  века. Повторить понятия: петровское барокко, елизаветинское барокко, классицизм, а также архитектурные термины.
  2. Способствовать пониманию сходства и различия отличительных черт культуры эпох петровского, екатерининского барокко и классицизма II половины XVIII века.
  3. Продолжить развитие умения считывать информацию с различных краеведческих источников: карт города, гравюр, старинных вещей.
  4. Создать условия для выражения собственного мнения по поводу необходимости бережного отношения к объектам культурного наследия.

Ход урока

Урок сопровождается показом компьютерной презентации с музыкальными фрагментами.

На уроке ведется поисковая деятельность с вещественными историческими источниками: археологическими находками, историческими планами, гравюрами с видами города.

I. Вводная часть.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд 1

Вступительное слово учителя.

В этом году мы знакомились с жизнью нашего города в   век его детства- в XVIII веке. Это было время париков, карет, кринолинов. Это век, когда был рожден наш город, это эпоха Петра его дочери Елизаветы, 34-летний период правления Екатерины Великой.

Наш город возник как вызов врагам России, как вызов природе. Он был началом воплощения мечты Петра I об идеальном городе

Рассмотрите внимательно карты, лежащие на ваших столах. Сравните их. Определите, планы каких городов изображены? Объясните ваше решение. 

 

Слайд 2

Проходит время, но остаются следы прошлого: документы, гравюры, здания, предметы.

 Слайд 3

«,Когда-нибудь изобретут прибор: 
Направив луч на здание любое - 
На особняк, на крепость, на собор,- 
Мы прошлое увидим пред собою.

Мы краску на стене за слоем слой

Начнем листать, чтобы могли открыться

Присыпанные пеплом и золой

Империи забытые страницы.» ( В.Шефнер)

Фронтальная работа с планами Москвы и Петербурга.

Анализируют планы, сопоставляют их, делают выводы.

Это планы Москвы и Петербурга. Москва строилась и увеличивалась в размере постепенно, без плана. Улицы расположены хаотично, они узкие и кривые.

Петербург создавался почти сразу с широкими и прямыми улицами-перспективами, большими площадями. Нева- главный проспект города.

 //. Объявление задач урока

Учебная задача:  

Слайд 4

 Сегодня мы будем разгадывать загадки нашего города, чтобы лучше  узнать его. Разгадывая загадки города, ограничимся сегодня только XVIII веком

В ходе урока определите, какие изменения произошли в жизни Петербурга за XVIII век?

Какие стили в искусстве России сменили друг друга за это время?

В ходе урока делайте записи в конспектах, отмечая годы и названия этапов в развитии искусства, основные исторические памятники.

 Ученики записывают тему урока в тетради.

III. Коллективно-поисковая работа, работа с иллюстрациями, картами.

Слово «стиль» имеет насколько значений.

В 5 классе вы узнали, что называли древние греки стилем.

Учитель демонстрирует реконструкцию восковой дощечки и стиля.

Слайд 5

Говоря об искусстве, мы называем стилем особую манеру, художественные приемы, типичные для какой-либо эпохи.

Исторические источники - это «окно» в прошлое, с их помощью можно разгадать загадки истории, загадки города.

 Индивидуальная работа с предметной наглядностью.

Приглашаются к доске желающие (6 человек)

Задание:   Перед вами предметы, найденные во время археологических раскопок в Петербурге.

Выберите себе предмет, рассмотрите его внимательно.

Предположите, когда были сделаны эти предметы? Что они могут рассказать о жизни Петербурга того времени.

Ребятам дается 5 минут на эту работу.

Коллективная работа с письменным текстом.

Другие ученики получают задание:

 по  стихотворению-загадке определите, какой объект описывается. Объясните свое решение.

Слайд 6

1.Кто этот всадник на дикой скале?

Какую дорогу провидит во мгле?

Вознесся на гору с простертой рукой-

И замер над камнем, эпохой, страной.

Слайд 7

2. Дворец в саду по стилю строг.

Построен был в короткий срок.

Стоит станок токарный в нем,

Освоен был станок царем.

Здесь начинался в пять утра

Рабочий день царя Петра.

Слайд 8

3. Во здравие всех моряков на Руси

Люди молились Николе: спаси!

И верили в то, что поможет святой.

Ему посвятили собор голубой.

Слайды 9 ,10 и 11

5.Стоит у крепости мосток.

В нем ( первом!) всем мостам исток.

Был назван в честь Петра когда-то,

А после - в честь Петрова брата.

Покажите мост на карте города 1725 года.

Затем заслушиваются ответы исследователей предметов прошлого.

Слайд 12 с изображением  старинных предметов.

Эти вещи и памятники истории пришли к нам из далекого XVIII века и сохранились полностью.

Фронтальная работа с наглядностью.

Иногда только по элементу здания или памятника мы можем узнать его и время его создания.

Задание:

По части декора узнайте памятник истории и определите время его создания.

Покажите и назовите особенности экстерьера здания.

  1. Показ слайдов с изображениями памятников петровского барокко сопровождается музыкой менуэта

Слайды 13 и 14

Слайды 15 и 16

Слайды  17, 18 и 19

На экране вы видите гравюру XVIII века.

Что изменилось к нашему времени в пространстве около здания коллегий?

Слайды  20 , 21

Для каких целей было построено здание?

Слайды 22 и 23

Чем отличался дворец от других дворцов города ?

Что объединяет эти памятники культуры?

Слайд 24

В каком стиле созданы эти здания?

Что означает в переводе с итальянского термин «барокко»?

Когда и где возник этот стиль в культуре?

Наступают новые времена, новая эпоха. Меняется представление людей о прекрасном. И меняется город.

  1. Показ слайдов с изображениями памятников пышного барокко сопровождается музыкой Вивальди.

Слайды 25 и 26

Как объяснить надпись на пьедестале «Прадеду правнук»?

Слайды 27,28 и 29

Покажите дворец на снимке, сделанном с высоты птичьего полета. ( слайд 30 )

Что находится во дворце сейчас?

Слайды  31 и 32

Сейчас в храме расположен концертный зал с замечательной акустикой.

Кто спроектировал эти здания?

Слайд 33

«Он сердцем русский, родом- итальянец,

Плетя свои гирлянды и венцы,

В морозных зорях видел роз румянец

И на снегу выращивал дворцы» (В.Рождествнский)

Во времена какой императрицы работал мастер?

Ее время недаром уже современники называли «блестящим». Маскарады и балы сменяли друг друга.

Существует ли связь между стилем жизни знати и оформлением зданий?

Если петровский Петербург-город крепостей, город-порт, то как мы можем назвать город времен блестящей Елизаветы?

Спустя годы, искусствоведы дадут этому времени особое название. Какое?

Слайд 34

«Растрелли увенчан бессмертною славой

За чудо- дворцы и собор пятиглавый.

Уж стройные башенки в небо взлетели,

Но все не закончил работы Растрелли.

И колокольни большой не возвел.

Уволен со службы..

Век новый пришел.»

Постепенно на смену роскоши приходят простота и величие.

  1. Показ слайдов с изображениями памятников эпохи классицизма II половины XIX века сопровождается исполнением Ave Maria.

Слайды 35 и 36

Слайды 37 и 38

 «Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград» ( А.Ахматова)

Эти памятники архитектуры ( Колоннада Аполлона и Таврический дворец) украсили наш город во 2 половине XVIIIвека.

Что стало мерой красоты в то время?

Какой стиль сменил барокко?

Слайд 40

Кто правил тогда Россией?

 

Слайд 41 ( карта Петербурга 1777 года)

«Прошло сто лет и юный град

  Полнощных стран краса и диво,
     
Из тьмы лесов, из топи блат
     
Вознесся пышно, горделиво.» ( А.С.Пушкин)

Итак,какие стили сменяли друг друга в российской культуре на протяжении XVIII века?

Стиль-палочка для письма на восковой дощечке.

Запись понятия в тетради.

Индивидуальная работа с предметной наглядностью. Выработка навыков визуальной коммуникации.

Ученики рассматриваю артефакты, определяют материал, из которого они сделаны, их особенности и отличия от современных вещей. Готовят о своем предмете небольшой рассказ.

1.Памятник Петру I Фальконе.

Его пьедестал сделан из валуна, который называли Гром-камень.

2. Летний дворец Петра.

На первом этаже в кабинете можно увидеть токарный станок. Дворец находится в Летнем Саду.

3. Никольский ( Морской ) собор.

4.Петровский (Иоанновский) мост- первый мост города. Построен через Кронверкскую протоку. Он был разводным и деревянным.

Показывают мост на карте города 1777 года.

Ученики, работавшие с артефактами, рассказывают о результатах своих исследований. Доказывают свое мнение. Показывают интересные по их мнению детали предметов.

Другие слушают, исправляют или добавляют ответы товарищей.

Примерные ответы :

  1. На монете написано «денга» и год - 1730.Это время правления Анны Иоанновны. Материал- медь. Возможно, ее потеряли.
  2. Маленький пузырек для лекарств или духов. Крышечка утеряна.
  3. Золоченая деревянная деталь иконостаса или кареты или деталь мебели эпохи барокко.
  4. Кирпич тяжелее современных, клейма на кирпичи сейчас не ставят. По клейму можно узнать на каком заводе его делали и в каком городе.
  5. Большой гвоздь сделан кузнецом, он четырехгранный, он не похож на современные гвозди. Вероятно, он скреплял большие деревянные детали дома или корабля.

Использование ранее полученных знаний. Исследование изображений, выделение главного, сравнение, обобщение, выводы.

Исследуют изображение, соотносят его с реальным объектом города. Доказывают свое мнение. Обсуждают результат.

В тетради записываются ответы- название стилей и названия памятников культурного наследия .

Петровский Петербург

 ( 1720-1730-е годы)

1.Петровские ворота украшены гербом России, сделанном из свинца.

2. Летний дворец Петра украшен скромными наличниками, барельефом над входом, рустовкой. Окна с мелкой расстекловкой.

3. На слайде- самое длинное здание города- здание 12 коллегий. Оно имеет яркую окраску, украшено рустовкой.

Исчез канал, созданы набережные, нет Гостиного двора.

3 .Кунсткамера построена для размещения коллекций первого в России музея, библиотеки, анатомического театра.

4. По монограмме «P.P.A.M.» я узнал Меншиковский дворец- самый большой дворец петровского Петербурга.

В нем были комнаты, украшенные изразцами.

Они скромные по отделке, небольшие. Они созданы в эпоху «петровского барокко»..

Петровский Петербург-город крепостей, город-порт

Петровское Барокко-Эпоха  в российском искусстве в  20-30-е годы XVIII века 

барокко (итал.)- причудливый, странный.

Стиль возник в Италии в к. XVI века

«Елизаветинское барокко»

5. Конный памятник Петру I работы К.Растрелли установлен по приказу Павла  I- правнука Петра перед Михайловским замком.

6.Зимний дворец - самый большой дворец и музей города.

Маскароны, статуи на крыше – это черты барокко.

Сейчас это часть Государственного Эрмитажа.

7. Смольный монастырь и собор. Особенности экстерьера- маскароны, золоченые детали, окно- люкарна.

Зимний дворец и Смольный монастырь- работы замечательного архитектора Ф.Б.Растрелли

 

Это время правления дочери Петра императрицы Елизаветы. ( 1740-1760)

 

Да, цель одна- ослепить роскошью, удивить, поразить.

Это город дворцов и храмов. Особенно это видно на примере создания Большого Царскосельского дворца.

Пышное (русское, елизаветинское ) барокко

Это Эпоха  в российском

искусстве в  40-60 е

годы XVIII века

Классицизм

8.Эрмитажный мостик через Зимнюю канавку и переход к Эрмитажному театру.

9 Решетка Летнего сада(  Ю.Фельтен)

Строгость и величие.

Это классический стиль.

«Классический»-  образцовый

Екатерина Великая.

Классицизм - эпоха  в российском

искусстве с 60-х годов XVIII века до

середины XIX века.

Петровское барокко, елизаветинское барокко, классицизм.

 IV. Закрепление материала

Учебная задача:

Приглашаю трех «Экспертов» изучить исторические источники и определить из какой эпохи они дошли до нас. Каждый учение-«эксперт» в одном из стилей.

 Задание:   отберите те предметы и иллюстрации, которые характерны для вашей эпохи.

Работа в парах с печатным текстом.

Пока выполняется это задание,  предлагаю вам, как часто делают работники архивов, работая с старинными документами, из перепутанных частей стихотворений создать целое, прочитать его и сказать о каком историческом памятнике идет речь. Работаем в парах.

На экране строчки стихов перепутаны.

Слайд 42

1. Музею в Кикиных палатах                                      

С годами стало тесновато.

Петр в положенье дела вник

И дал немедля приказанье:

Для редкостей, коллекций, книг

Построить каменное зданье.

слайд 43

2.Вот площадь: церковь и дома,    

   Таможня, рынок и трактир.                  

   Здесь у людей работы тьма,              

   Здесь удивить мечтают мир.              

   До ночи здесь кипят дела,                  

   Та площадь первою была,                  

   Здесь начал город строиться,            

   назвали площадь………

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Вывод: у каждой новой эпохи есть  свой стиль в искусстве.

Молодцы, вы разгадали сегодня все загадки Петербурга, узнали как менялась жизнь петербуржцев в течении XVIII века, их представления о прекрасном и сменялись художественные стили.

Но еще далеко не все загадки нашего города разгаданы. И вот одна из них.

Слайды 47 и 48

Несколько месяцев назад при реставрации иконостаса XVIII века в храме иконы Владимирской Божьей Матери за золочеными деталями иконостаса была обнаружена записка, которую написали для потомков  в 1900 году мастера-золотильщики.

Учитель читает текст записки и показывает ее фотографию.

Слайды 49 и 50

Эта загадка еще ждет своего решения. Что можно узнать из этого документа?

Человек может творить культуру, сохранять и реставрировать, но и уничтожать ее. Этому документу повезло .На его пути встретились настоящие петербуржцы. Они не выкинули клочок бумаги, а с трепетом изучили его и поместят на всеобщее обозрение в храме.

На следующем занятии мы будем знакомиться с одним из самых загадочных зданий нашего города- Михайловским замком.

Индивидуальная работа с наглядным материалом.

Определение стиля по его признакам в живописи, садово-парковом искусстве, моде, скульптуре.

Учащиеся работают с иллюстрациями и предметами, составляя из них группы по характерным признакам стилей.

А. петровское барокко

Б. елизаветинское барокко

В классицизм эпохи Екатерины II

Ответы:

 В стихотворении говориться о Кунсткамере- музее, где собирались редкости.

Троицкая площадь-первая площадь города. Название получила по Троицкой церкви.

«Эксперты» сообщают результаты исследования классу.

Объясняют свое решение.

1. петровское барокко

2.елизаветинское барокко

3 классицизм

Ученики обсуждают результаты, вносят добавления  исправления в ответы товарищей.

Вывод записывается в тетрадь.

В записке указаны фамилии мастеров и их малая родина ( Ярославская губ.) Может, можно найти их потомков? Им бы было очень интересно узнать этот факт.

V. Объявление домашнего задания.

Итак, домашнее задание. ( слайд 51)

Найти информацию и записать в тетради ответы на вопросы:

1.Почему здание называют замком?

2  В честь какого Михаила он назван?

3 Почему у  замка два названия?

Учитель оценивает работу учеников, благодарит за работу, выставляет отметки.

Записывают задание в тетради.

Записи в конспектах.

Тема урока: Блистательный XVIII век.

1. Петровское Барокко - Эпоха  в российском искусстве в  20-30-е годы XVIII века.

Исторические памятники:

Петровские ворота, Летний дворец, Здание 12 коллегий, Кунсткамера, Меншиковский дворец, Петропавловский собор., регулярные парки, первый конный памятник Петру (работы К.Растрелли),

  1. Петербург -  город-порт, город-крепость.

2. Пышное (русское, елизаветинское) Барокко - Эпоха  в российском искусстве в  40-60 е годы XVIII века .

Исторические памятники:

Зимний дворец, Смольный монастырь, Никольский собор, Большой дворец Царского Села.

  1. Петербург- город дворцов и соборов.

3. Классицизм -  Эпоха  в российском искусстве с 60-х годов XVIII века до середины XIX века.

Исторические памятники:

Конный памятник Петру I на Сенатской площади, Эрмитажный театр, Старый Эрмитаж, Малый Эрмитаж, решетка Летнего сада, первые каменные мосты  английские парки, Гостиный двор, Новая Голландия.\, памятник Суворову.

  1. На смену роскоши приходят простота и величие.

Вывод:  каждой новой эпохе присущ свой стиль в искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания по курсу «Истории и культуры Санкт – Петербурга» для учащихся 8 – 9 классов.

Вопросы составлены с целью проверки уровня знаний учащихся и подготовки детей к городскому туру олимпиадного марафона....

презентация к курсу "История и культура Санкт- Петербурга"

Презентация по теме "Древний Египет в Петербурге"...

Статья на тему: "Актуальность курса «История и культура Санкт-Петербурга» в специальных (коррекционных) школах VIII вида."

Необходимость краеведческого образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Презентации к урокам 7-11 курса "История и культура Санкт-Петербурга" для 7 класса, учебник Ермолаевой (Наш край в XII-XVII вв.)

Презентации содержат иллюстративный материал к урокам, повествующим о судьбе территории нашего края до основания Санкт-Петербурга. Материал может использоваться также на уроках истории Отечества и пов...

Презентации к урокам 17, 18, отчасти 24 к курсу "История и культура Санкт-Петербурга" для 7 класса (уч. Ермолаевой)

В презентациях содержится иллюстративный и учебный материал для проведения указанных уроков по истории Санкт-Петербурга. Может использоваться также на уроках по истории Отечества в 7 классе....

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Контрольная работа № 2 по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»7 класс. Тема: «Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)»

Тестовые завдания для контрольной работы для 7 класса по теме: " Первоначальный Санкт- Петербург (1703- 1725 гг)"...