Презентации к урокам 17, 18, отчасти 24 к курсу "История и культура Санкт-Петербурга" для 7 класса (уч. Ермолаевой)
презентация к уроку по краеведению (7 класс) по теме

Подрядчикова Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт-Петербург – город светской культуры

Слайд 2

Преобразования в быту 1698 г. – указ о бритье бород

Слайд 3

По указу Петра I в 1700 г . дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма, и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин — короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин — широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила). Преобразования в быту

Слайд 4

Жизнь и одежда москвичей Боярская свадьба

Слайд 5

Запрет на ношение русской одежды

Слайд 6

Преобразования в быту

Слайд 7

Одежда дворян в XVIII веке

Слайд 8

Реформы Петра I : Армия – Артиллерийские школы в Москве и Петербурге; Флот – Навигацкая школа в Москве, Морская академия в Петербурге; Промышленность – Инженерная школа, медицинская школа; Управление – Школа канцелярских служителей .

Слайд 9

Запишите дату: 1714 год – создание сети начальных школ («цифирные школы»).

Слайд 10

Токарные станки Нартова А.К.Нартов

Слайд 11

В Петербурге открываются светские школы. 1707 г . – медицинское училище. 1712 г. – инженерная и артиллерийская школы. 1715 г . – морская академия. 1714 г. – указ, запрещавший жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной школы». Царь Петр экзаменует дворян, вернувшихся из-за границы Просвещение

Слайд 12

Запишите дату: 1710 год – введение гражданской азбуки.

Слайд 13

Указ Петра I от 29 января 1710 года Сими литерами печатать исторические и мануфактурные книги. А которые вычеркнуты, их в этих книгах не использовать.

Слайд 14

Гражданская азбука

Слайд 16

Учебник арифметики Л.Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная »

Слайд 17

2 января 1703 г. вышел первый дошедший до нас номер газеты «Ведомости» - первой печатной газеты в России.Первая русская газета представляла тоненькую брошюрку в 1/8-ю долю листа (11х16 см). Газета сообщала своим читателям о ходе Северной войны и событиях за рубежом, о строительстве заводов и поиске минералов. Первая русская газета

Слайд 18

Кунсткамера Первый в России музей – Кунсткамера ( кабинет редкостей)

Слайд 19

Кунсткамера Коллекция музея

Слайд 20

Кунсткамера Скелет Буржуа – слуги Петра I Готторпский глобус

Слайд 21

1724 г. - Академия наук и художеств

Слайд 22

Основным жанром живописи становится портрет. И. Никитин. Портрет Петра I . 1721г. И. Никитин. Портрет графа Г.И. Головкина Живопись

Слайд 23

Петровские ворота. Архитектор Доменико Трезини

Слайд 24

Петровские ворота: Афина Паллада

Слайд 25

Петровские ворота: Афина Полиада

Слайд 26

Памятник Петру I Первый монумент, созданный в России. Скульптор К.-Б. Растрелли

Слайд 28

1718 год – в Петербурге введены ассамблеи – торжественные приемы гостей в знатных домах. Ассамблеи начинались днем и заканчивались в 10 часов вечера. На ассамблеи полагалось являться с женами и дочерьми. Летом ассамблеи проходили в Летнем саду.

Слайд 30

Ассамблея при Петре I

Слайд 31

Ассамблея при Петре I

Слайд 32

1717 год – неизвестный автор составил для дворян правила поведения – этикета. «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению»



Предварительный просмотр:

Маршрут №6 («Невский проспект»).

1. 

Что было и что стало? Соедините старые

и новые названия.

Большая перспективная дорога

Лиговский проспект

Безымянный ерик

Невский проспект

Река Лига

река Фонтанка

о

а

2. Найди и нанеси известные тебе храмы и соборы на карту путешествий.

3. Какие памятники петровского барокко находятся на стрелке Васильевского острова?

1.

2.

3.

4. Первый музей России – это:

     а. Эрмитаж˜

     б. Русский музей˜

              в. Кунсткамера

     г. Кикины палаты˜ 

Маршрут №7. «Летний сад. Летний дворец» 

   

1. Впиши ответы в пустые клетки.

Как называются домики в Летнем саду?

2. Кто придумал создать  Летний сад в Санкт – Петербурге?

_______________________

3. Ответь на вопросы:

  1. Имя святого – героя, победившего дракона.

_____________________________________________

  1. Название сада и расположенного в нём Дворца на берегу Невы.

_____________________________________________

  1. Выпуклое изображение, которое выступает из стены.

_____________________________________________

  1. Фамилия архитектора, построившего Летний дворец.

_____________________________________________

4. Отметь Летний сад и дворцы Петра I на карте путешествий.

 



Предварительный просмотр:

1. Где и как обучались петербуржцы?

В новом городе строили корабли, отливали пушки, делали порох, возводили здания.

Для того, чтобы не затонул корабль или не обрушилось построенное здание, надо было уметь читать, составлять чертежи… Пушки будут надежными, если правильно выплавят металл мастера, знающие его свойства. При изготовлении пороха необходимо умение разбираться в химических реакциях, процессах... Служить на таможне, в коллегиях должны грамотные, образованные чиновники, знающие иностранные языки...  Военным морякам надо уметь читать и составлять карты, ориентироваться по звёздам, знать все секреты военно-морского искусства...

Конечно, в России того времени были весьма образованные люди, но среди них было очень мало специалистов. Дело в том, что в ХVII в. россияне получали, как правило, церковное образование, а не профессиональное. Поэтому сначала в Петербург приглашали иностранных мастеров. Но постепенно круг петербуржцев, овладевших разнообразными профессиями, расширился. Где же они учились?

° В Санкт-Петербурге открылись новые, не церковные, а светские школы. В них изучали «слово Божие», обучались грамоте, чтению, арифметике, а самое главное — осваивали профессии. В Адмиралтейской школе готовили корабелов, при типографии — граверов, рисовальщиков. В столице учили будущих архитекторов, мастеров литейного дела. Постигнуть секреты того или иного ремесла можно было, работая в команде иностранного мастера — корабела, архитектора, художника...

° Светское, отделённое от церкви, образование российские юноши могли получить и за границей. На казённые (государственные) деньги, так называемый пансион, отправляли дворянских и недворянских сыновей на обучение в немецкие, голландские, итальянские города. Их называли пенсионерами (пансионерами). Вернувшись в Петербург, пенсионеры сдавали экзамен лично Петру I. Некоторые из них, начав работать, имели собственных подмастерьев — учеников.

° В морском городе Санкт-Петербурге на базе старших классов Навигацкой школы, переведённых из Москвы, открылась Морская академия. В ней стали готовить будущих морских офицеров.

2. Какие центры просвещения были в Петербурге?

 На Троицкой площади стояло неказистое здание типографии. Типография была настоящим очагом просвещения. В ней печатали новый алфавит, благодаря которому легче было освоить грамоту, научиться читать и писать. В типографии издавали новые календари, по которым петербуржцы «считали время» так же, как и в других странах Европы. В петербургской типографии печатали книги, среди которых были научные работы европейских учёных об устройстве мира. Учебники, карты, переводные литературные произведения европейских писателей, газета выходили из стен типографии.

Многое, очень многое о мире людей, о природе можно было узнать из книг. Пётр I, имевший богатую личную библиотеку, требовал, чтобы придворные «заводили» свои библиотеки и читали книги. И дворяне вынуждены были подчиняться. Правда, иногда дворяне вместо обыкновенных книг приобретали «обманки»: переплёты книг, в которых не было содержания. Но некоторые придворные начали всерьёз приобщаться к чтению.

Впервые в России открылся музей — Кунсткамера (кабинет редкостей). Музейную коллекцию разместили в здании, не дождавшись конца его строительства. Так велико было желание царя расширить представление петербуржцев о мире, просветить их!

В коллекции были редкие камни и образцы полезных ископаемых, заспиртованные в банках «уродцы, живописные полотна и оружие. Эти экспонаты пробуждали любопытство, интерес, вопросы у посетителей: «Что это?», «Почему?», «Зачем?» Надо сказать, что далеко не все посетители испытывали желание узнать об экспонатах, понять их назначение. При виде уродцев, заспиртованных в банках, они крестились, плевались, ругались. Говорят, что иногда петербуржцев заманивали в Кунсткамеру чаркой водки. Но все-таки у некоторых посетителей музея расширялось представление об окружающем мире, «устройстве» человека.

3. Какие виды живописи «прижились» в Петербурге?

Большинство россиян, воспитанных на традициях православной культуры, считали греховным изображение лица или тела человека. Икона —  вот единственный вид искусства, который признавала церковь. Правда, в ХVII в. в России, вопреки запретам церкви, появляются первые изображения людей — парсуны, но их было ещё очень мало. В это же время в Италии, Франции, Голландии и других странах главными персонажами живописных полотен были Человек, Природа, античные и Библейские герои. Ценились работы Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.

Молодой город Санкт-Петербург стал первым городом в России, где в домах появились произведения европейской живописи и скульптуры. Петр I и его приближенные покупали живописные полотна иностранных художников, приглашали иноземных мастеров в Петербург.

К середине 20-х годов в Санкт-Петербурге трудно было найти дом придворного, в котором не было бы портрета хозяина. И не только портреты украшали стены домов знатных петербуржцев, но и сюжетные картины. Чаще всего, в соответствии со вкусами царя, это были батальные полотна (морские и сухопутные сражения). Во дворцах на потолках появились живописные плафоны: изображения гирлянд из цветов, головок ангелов, а иногда и обнажённых фигур.

Интересно, что И. Никитин, первый русский художник, вернувшийся после обучения в Петербург, намного превзошёл в мастерстве иностранных мастеров, работавших в столице.  

4. Какие скульптуры появились в Петербурге? 

На Петровских воротах Петропавловской крепости мирно «уживались» статуи античных богинь, библейские герои и… Петр I в римских доспехах. Большинство дворян, солдат, работных людей, купцов, проходя через ворота, разглядывали изображения, задумывались над их смыслом, а любознательные пытались выяснить его.

Вообще скульптур в Петербурге было немного. Но до сих пор в городе сохранился знаменитый «петровский Олимп», где находятся десятки копий античных статуй, бюстов, привезенных из Италии. Это, конечно, Летний сад. На фасадах Летнего дворца помещены барельефы, которые в аллегорической форме (иносказательно) прославляют победы России в Северной войне.

С большим трудом россияне приучались смотреть на мраморные фигуры в Летнем саду. А царь требовал от придворных ещё и знаний об этих античных богах и героях, их атрибутах. Так, постепенно у некоторых петербуржцев формировались представления об античной мифологии, об античном искусстве.

Город «обзавёлся» собственным мастером — скульптором и архитектором — итальянцем К.-Б. Растрелли. Он создал несколько скульптурных портретов петровских вельмож и начал работать над конным монументом императору. В Италии конные памятники никого не удивляли, традиция их создания восходила к временам Древнего Рима. Иначе было в России. Поэтому некоторые петербуржцы приходили смотреть на работу мастера. Казалось чудом, что руки человека, а не бога, способны создать бронзовую фигуру такого похожего на живого, такого величественного царя.

5. Как петербургские дворяне приобщались к театру?

Пётр I справедливо полагал, что театр может просвещать зрителей, воспитывать в них «возвышенные чувства, деликатность в общении». И он насильно заставлял дворян посещать театральные представления. Тяжело вздыхая, крестясь и негодуя, бывшие московские бояре, а ныне жители новой столицы, отправлялись «на зрелища». И надо сказать, что некоторые придворные начали привыкать к посещению театральных представлений.

 Один из первых петербургских театров находился в имении любимой сестры Петра I — Натальи Алексеевны (на пересечении современного проспекта Чернышевского и Кирочной улицы). Там в одном из домов устроили сцену и зал с партером, ложами. Актерами были приглашенные иностранцы. Поначалу спектакли шли на иностранном языке по несколько часов подряд без перерыва.

6. Какая музыка звучала в столице?

В Петербург из Москвы переехала капелла. Многоголосый хор без сопровождения музыкальных инструментов исполнял не только знакомые россиянам церковные песнопения, но и канты, прославлявшие победы России в Северной войне. Большой популярностью пользовались первые в России оркестры. Одним из них был военный оркестр пленных шведов. Он исполнял марши, а также танцевальные мелодии на ассамблеях. Герцог Голштинский, жених дочери Петра I Анны, привёз другой, придворный, оркестр, который исполнял лучшие произведения европейской, особенно немецкой, музыки. Некоторые вельможи тоже заводили хоры или оркестры, нанимали иностранных музыкантов на службу. В Санкт-Петербурге по приказу царя музыка звучала на ассамблеях празднествах и официальных церемониях.

7. В чем особенность художественной культуры петровского Петербурга?

Как вы уже знаете, в облике первоначального Петербурга переплелись «отголоски» голландской, французской и московской культуры. Благодаря этому сформировался особый архитектурный стиль — раннее барокко. Так и в остальных видах художественной культуры сочетались влияния разных европейских художественных школ. Над скульптурами работали преимущественно итальянские мастера, но в создание барельефов Петровских ворот, Летнего дворца внесли вклад немецкие скульпторы и русские подмастерья. Живописные произведения создавали европейские мастера (кстати, не самые лучшие живописцы) и первые русские художники. Театральные представления разыгрывали иностранные актёры; капелла и хоры состояли из русских певцов, а оркестры - из иностранцев и обучавшихся у них русских музыкантов. Так складывалась неповторимая «мозаика» петербургской художественной культуры, в которой соседствовали различные художественные «почерки». Но тон всему задавал модный в Европе стиль барокко — полный аллегорий, причудливых узоров и звуков, тщательно прорисованных деталей и ярких красок.

Сегодня самым выразительным памятником наследия петровской эпохи является дворец Меншикова. Не только внешний облик здания, но и убранство, и жизнь хозяев — всё соответствовало духу времени.

8. «Юности честное зерцало…»

В 1717 г. неизвестный автор составил для дворян правила поведения —  этикета: «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению...». Оно пользовалось в новой столице большой популярностью и при Петре I выдержало три издания.

В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Её можно считать одним из первых пособий по обучению и гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введёнными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения.

Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия.

 «Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистит. Хлеба, приложа к грудям не режь... над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне».

Ряд положений касался воспитания у молодежи дворянской и человеческой порядочности. Юноше, чтобы прослыть благовоспитанным и современным человеком, следовало обладать тремя добродетелями: смирением, приветливостью и учтивостью. «Никто себя сам много не хвали и не уничижай и не срами», «Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори»

В этих рекомендациях христианское «Возлюби врага своего как себя самого» соединилось с представлениями о достоинстве человека, порождёнными европейской Реформацией и Просвещением.



Предварительный просмотр:

1. Где и как обучались петербуржцы?

Армия

Флот

Промышленность

Управление

Способы обучения

2. Какие центры просвещения были в Петербурге?

Центры просвещения

         

        3. Объясните фразу: «…при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды» (М.В. Ломоносов).

 1. Где и как обучались петербуржцы?

Армия

Флот

Промышленность

Управление

Способы обучения

2. Какие центры просвещения были в Петербурге?

Центры просвещения

         

        3. Объясните фразу: «…при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды» (М.В. Ломоносов).

4. Какие виды европейского искусства «прижились» в Петербурге?

Живопись

Скульптура

Театр, музыка

Архитектура

Термины

Примеры

5. Справедливо или нет мнение о том, что «Юности честное зерцало» - необходимый элемент образования и просвещения петербуржцев?

6. Объясните фразу: «Мы просыпаемся. Какой нынче день? 1 января 1848 года – Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова и месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром. Сукно выткано на фабрике, которую он завел, шерсть пострижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Приносят газеты – Петр их начал…за обедом блюда из картофеля вам вновь напомнят о нем. После обеда вы едете в гости – это ассамблея, заведенная им. Вы вздумаете путешествовать и будете везде хорошо приняты – Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней почтение (М.П.Погодин).

4. Какие виды европейского искусства «прижились» в Петербурге?

Живопись

Скульптура

Театр, музыка

Архитектура

Термины

Примеры

5. Справедливо или нет мнение о том, что «Юности честное зерцало» - необходимый элемент образования и просвещения петербуржцев?

6. Объясните фразу: «Мы просыпаемся. Какой нынче день? 1 января 1848 года – Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова и месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром. Сукно выткано на фабрике, которую он завел, шерсть пострижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Приносят газеты – Петр их начал…за обедом блюда из картофеля вам вновь напомнят о нем. После обеда вы едете в гости – это ассамблея, заведенная им. Вы вздумаете путешествовать и будете везде хорошо приняты – Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней почтение (М.П.Погодин).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь первых петербуржцев Урок истории и культуры СПб, 7 класс

Слайд 2

Основатель города – Петр I , но строили его тысячи л юдей

Слайд 3

Первые петербуржцы – люди, добровольно приехавшие в город Первые жители города – иностранцы.

Слайд 4

Численность населения В начале XVIII века – 5000 человек; К концу правления Петра – более 40000 человек. Город многонационален.

Слайд 5

Генерал-губернатор Петербурга Александр Данилович Меншиков

Слайд 6

Руководила городом Главная полицмейстерская Канцелярия Глава Канцелярии – полицмейстер Задача ведомства – установление и поддержание порядка в городе.

Слайд 7

Первый полицмейстер Петербурга Антон Мануилович Девиер

Слайд 8

Кто решал проблемы петербуржцев ? В России введен налог на строительство Петербурга Горожане должны были сами строить себе жилье и ялик Постойная повинность Осушение болот и рытье каналов Тушение пожаров Следить за порядком и чистотой Оплачивать доставку почты Заботиться о здоровье Продуктами обеспечивала полиция

Слайд 9

Домашнее задание Подготовиться к контрольной работе по теме «Петровский Петербург»



Предварительный просмотр:

          Аннотация к презентации «Жизнь рядовых горожан»

Слайды 1-3: Тема, план, Задание 1 в РЛ.

Слайд 4. Город просыпается – телеги, сапоги, плашкоутный Исаакиевский мост, лодки у берега Васильевского острова.

Слайд 5. Стрелка – порт. Сотни людей там работает. Вид с Петропавловки – направо. На карте – носик ВО.

Слайд 6. Порт вблизи, справа – биржа. Площадь – торговля – иностранцев интересует лен, пенька, лес, сало, воск. Петербуржцев – ткани, галантерея, кофе, сахар, вина, предметы роскоши.

Слайд 7. Склады на Фонтанке.

Слайд 8. Биржа, каменное здание. С 1722 началось строительство Портового Гостиного Двора на Васильевском острове. С 1733г. при нём были устроены Иностранный и Российский Карабельный Порт, склады, две таможни и биржа. С Троицкой площади на новое место она фактически переместилась с 1731 года по указу новоиспеченной императрицы Анны Иоанновны. Впервые каменное здание биржи было построено в 1745 году и передано "на баланс", как сейчас выражаются, портовой таможни.

Слайд 9. Задание в РЛ: определить, какое здание обозначено цифрой 1.

Слайд 10.Адмиралтейская верфь – кораблей строят уже меньше.

Слайд 11. Литейный двор.

Слайд 12. Шпалерная мануфактура. Современный вид.

Слайд 13. Определение шпалеры.

Слайд 14. Изделия Шпалерной мануфактуры.

Шпалера "Слон и лошадь". Императорская  Шпалерная Мануфактура. 1748г.

Не так давно музей приобрел у одного из коллекционеров редкий русский гобелен  “Cлон и Лошадь”, сделанный в 1748 году. Плетеная рама включает в себя монограмму ЕП – императрицы Елизаветы Петровны. Его размер  3,03 х 5, 26 метра, и  русский мастер И. Старков с пятью помощниками ткали его целых пять лет. Уже тогда эта работа оценивалась в  огромную сумму 1500 рублей золотом. Ценность русских гобеленов эпохи барокко не только в богатстве передачи  цветов  и оттенков, но и в том, что их сохранилось совсем немного. Большинство работ погибло в пожарах, было раздарено зарубежным гостям или утеряно в годы  революции и гражданской войны.

"Полтавская баталия".

Еще будучи в Париже в 1717 году, Петр I заказал французскому художнику Депи Мартену Младшему эскизы с изображением эпизодов Северной войны. Работа затянулась, поэтому Петр I приказал русским мастерам выткать шпалеру с изображением Полтавской битвы. Гобелен был выткан по эскизу придворного живописца Л. Каранакка французским мастером Филиппом Бегаглем и его учеником Иваном Кобылякой. Закончена шпалера была в 1722 году, и свидетельствует об этом надпись: «Зделана всанктъ питербуръхе паръ Филипъ Бегаглъ 1722 году».

Шпалера "Гектор, укоряющий Париса". ГЭ
Тематика шпалер в эти годы разнообразна и тесно связана с влиянием стиля классицизм. Все большее место в продукции мануфактуры начинают занимать шпалеры на античные сюжеты. Одна из первых таких работ - "Гектор, укоряющий Париса" на сюжет из "Илиады" Гомера. Шпалера является одной из лучших работ тех лет и позволяет судить о высоком техническом и художественном уровне произведений русских мастеров.

Слайд 15. Дворцовая слобода: возле Владимирской церкви (кузнецы, конюшие, свечники, стремянные, повара, каретники) – современные названия улиц.

Слайд 16. Императорская порцелиновая фабрика.

Слайд 17. Первоначально  именовался «Порцелиновой мануфактурой», с 1765 – Императорский фарфоровый завод, с 1917 Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), в1925 году заводу в связи с 200-летием Российской Академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ —) — до 2005 года.

Слайд 18. История. В конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах — один должен был оставаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху.

Коллекция музея дважды эвакуировалась, первый раз — осенью 1917 г. ее вывезли в Петрозаводск (до 1918 г.), второй — в 1941 г., когда экспонаты были вывезены в Ирбит (Урал).

Слайд 19. Чашечка Виноградова. Кобальтовая сетка – фирменный знак завода.

Слайд 20. История (продолжение). Порцелин – определение.

Слайд 21. Сервиз Екатерины II «Собственный». Напольная ваза Голубой гостиной Воронцовского дворца в Алупке.

Слайд 22. Игрушка, часы, пасхальные яйца, «Античный фасон» - подношение к Рождеству, букет. В первой половине 19-го века фарфор в России был чрезвычайно моден. Изящная посуда и милые безделушки из фарфора были непременным украшением любого светского дома. В 1829-м году мастер Санкт-Петербургского Императорского фарфорового завода Петр Ульянович Иванов составил шихту бисквитной массы, пригодной для создания самых тонких пластических композиций. Вершиной творчества Петра Иванова стал букет, созданный специально по случаю Всемирной международной выставки 1851-го года в Лондоне и хранящийся ныне в Государственном Эрмитаже. Вскоре после выставки Иванов умер, а секрет его уникального букета оставался неразгаданным более 150 лет.

Слайд 23. Императорские сервизы: «Арабесковый», «Яхтинский», «Гурьевский».

Слайд 24. Схема управления городом. Задание в РЛ.

Слайд 25. Городские службы – памятник на Одесской ул. И аптека на Миллионной (Немецкая слобода). Военные аптеки были еще при Петре.

            Слайд 26. Наказание батогами – много обязанностей и нет прав. Иностранцы сообщали: «Если же слуги виновны в каких-либо проступках, вы можете послать в ту же полицию, оттуда явятся и накажут их – высекут плеткой-девятихвосткой по спине до крови. Но такое наказание считается у русских пустячным, и ему не придают никакого значения. Тотчас по совершении наказания побитому натирают спину водкой, и если это делать часто, спина приобретает такую твердость, что во время наказания остается лишь смеяться. Но существуют наказания и более серьезные. Иных живыми закапывают в землю по шею, а на некотором расстоянии ставят еду. Но также ставят караул, чтобы никто не дал наказанному излишней еды или питья. Другое наказание состоит в растягивании конечностей, которые сначала вывихивают, а затем человека подвешивают на крюке на несколько минут. И если он трижды проходит через эти муки, не сознавшись в преступлении, предъявленном ему истцом, подобному же наказанию подвергается истец». При Анне Иоанновне петербуржцы были свидетелями казней на Обжорном рынке (ныне Сытный рынок).

Елизавета Петровна отменила смертную казнь, но при ней увеличилось количество запретов для петербуржцев. Зато вельможи тех времён могли безнаказанно оскорбить любого человека. Один из придворных, князь Черкасский, подарил Шереметеву в качестве свадебного подарка свободного человека, ювелира. Мастер подал жалобу императрице, за что был бит плетьми.

Задание в РЛ. Ролик «Ледяной дом». Задание по быту и праздникам в РЛ. Ролик «Масленица».



Предварительный просмотр:

Рабочий лист учени__ 7-б класса _____________________

по теме «Жизнь рядовых горожан»

1. Какие изменения произошли в составе жителей города? Для того, чтобы ответить на вопрос, требуется:

а) проанализировать таблицу; б) прочитать текст.

Таблица. Количество населения Санкт-Петербурга

Год

1703

1725

1737

1750

Приблизительное количество жителей

5000

40000

70000

95000

° В Петербурге количество жителей увеличивалось за счёт приезжих.
° Почти все, кроме крепостных крестьян, приезжали добровольно.

° Большинство жителей составляли рядовые петербуржцы — люди «подлого», то есть не дворянского происхождения, не имевшие никаких привилегий. Среди них были богатые и бедные купцы, ремесленники, русские и иностранцы, а также работные люди и крепостные крестьяне.
° Среди иностранцев появилось больше искателей «тёплого места» при дворе.

° Иностранцы говорили: «Пожалуй, не найти другого города, кроме Петербурга, где бы одни и те же люди говорили на столь многих языках, причём так плохо. Можно постоянно слышать, как даже слуги говорят то по-русски, то по-немецки, то по-фински...».______________________________________________________________

___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

2. Назовите место, где находился главный петербургский порт:

____________________________________________________________

3. Перечислите постройки, относящиеся к порту: _______________

____________________________________________________________

4. Определить, какие здания обозначены цифрами 1 и 2: _________

____________________________________________________________

5. Перечислите предприятия, на которых трудились петербуржцы:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

6. Напишите определения понятий:

Шпалеры - ________________________________________________

___________________________________________________________

Порцелин - _________________________________________________

___________________________________________________________

Рабочий лист учени__ 7-б класса _____________________

по теме «Жизнь рядовых горожан»

1. Какие изменения произошли в составе жителей города? Для того, чтобы ответить на вопрос, требуется:

а) проанализировать таблицу; б) прочитать текст.

Таблица. Количество населения Санкт-Петербурга

Год

1703

1725

1737

1750

Приблизительное количество жителей

5000

40000

70000

95000

° В Петербурге количество жителей увеличивалось за счёт приезжих.
° Почти все, кроме крепостных крестьян, приезжали добровольно.

° Большинство жителей составляли рядовые петербуржцы — люди «подлого», то есть не дворянского происхождения, не имевшие никаких привилегий. Среди них были богатые и бедные купцы, ремесленники, русские и иностранцы, а также работные люди и крепостные крестьяне.
° Среди иностранцев появилось больше искателей «тёплого места» при дворе.

° Иностранцы говорили: «Пожалуй, не найти другого города, кроме Петербурга, где бы одни и те же люди говорили на столь многих языках, причём так плохо. Можно постоянно слышать, как даже слуги говорят то по-русски, то по-немецки, то по-фински...».______________________________________________________________

___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

2. Назовите место, где находился главный петербургский порт:

____________________________________________________________

3. Перечислите постройки, относящиеся к порту: _______________

____________________________________________________________

4. Определить, какие здания обозначены цифрами 1 и 2: _________

____________________________________________________________

5. Перечислите предприятия, на которых трудились петербуржцы:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

6. Напишите определения понятий:

Шпалеры - ________________________________________________

___________________________________________________________

Порцелин - _________________________________________________

___________________________________________________________

7. Подумайте и напишите, кто решал проблемы горожан:

Проблемы

Решали

1. Налоги и повинности

2. Климатические:

А. Холод

Б. Наводнения

В. Пожары

3. Благоустройство

4. Обеспечение порядка

5. Строительство и ремонт

6. Охрана здоровья

1.

2.

А.

Б.

В.

3.

4.

5.

6.

8. Прочитайте отрывки из книги, написанной англичанкой, которая три года прослужила гувернанткой в петербургском доме английского купца (Текст 1, Приложение). Составьте план рассказа о повседневной жизни рядовых горожан.

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

4. _____________________________________________________

5. _____________________________________________________

9. Прочитайте фрагменты воспоминаний иностранцев (Текст 2, Приложение).  Определите, какие из праздников:

Пришли из далёкого прошлого

Появились при Петре I

7. Подумайте и напишите, кто решал проблемы горожан:

Проблемы

Решали

1. Налоги и повинности

2. Климатические:

А. Холод

Б. Наводнения

В. Пожары

3. Благоустройство

4. Обеспечение порядка

5. Строительство и ремонт

6. Охрана здоровья

1.

2.

А.

Б.

В.

3.

4.

5.

6.

8. Прочитайте отрывки из книги, написанной англичанкой, которая три года прослужила гувернанткой в петербургском доме английского купца (Текст 1, Приложение). Составьте план рассказа о повседневной жизни рядовых горожан.

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

4. _____________________________________________________

5. _____________________________________________________

9. Прочитайте фрагменты воспоминаний иностранцев (Текст 2, Приложение).  Определите, какие из праздников:

Пришли из далёкого прошлого

Появились при Петре I



Предварительный просмотр:

Приложение

Текст 1

 «Дома, построенные много лет тому назад, — очень низкие и деревянные. Все комнаты — на одном этаже».

«Русские (простолюдины) не знают кроватей, они лежат вместе по 16 и 20 человек на скамьях или на полу, подстелив рогожи». «Окна в домах держат закрытыми всю зиму, и все щели забивают так плотно, что они вообще не пропускают воздуха».

«Простой человек может выдержать большие лишения и будет жить и таких условиях и на такой скудной пище, какая убила бы (наших) соотечественников».

«Русским (простолюдинам) не приходится много тратиться на пропитание, так как они могут насытиться куском кислого чёрного хлеба с солью, луком или чесноком. Напиток... — квас. Хотя в большом изобилии рыба ...корюшка..., карась. Хороши судаки и икра... В изобилии превосходное мясо... Баранина вкусна и жирна... Говядина исключительно хороша и дешева…  Имеется также превосходная свинина... Способ приготовления пищи  — варка или выпечка. Они большие любители мясного бульона, который приготавливают из постного мяса, заправляют его крупой..., большим количеством трав и луком. Русские часто варят суп из рыбы, пренебрегая зеленью».

«Русские ходят в церковь вечером, как и днём. В домах... есть многочисленные живописные и резные изображения, перед которыми горят восковые свечи».

«Простолюдины... разбивают лед в тех местах на реке, где не проходит дорога. И каждая семья платит немного этим людям за поддержание незамерзающей проруби. Туда носят полоскать белье; вытащенное из воды, оно так замерзает, что его, для того чтобы развесить, приходится оттаивать в теплой комнате».

«Замужние женщины укладывают волосы под головной убор..., считается неприличным показывать их. Незамужние стягивают волосы на затылке лентой; носят жакет без рукавов. Юбки сшиты обычно из очень яркой ткани. Головные уборы даже у бедных людей спереди жёсткие благодаря картону и возвышаются надо лбом...; сверху накладывают бисер, золотые или серебряные галуны... Зимой русские одеваются в подбитыё мехом жакеты, достигающие до бёдер».

«Русские путешествуют в санях».

Приложение

Текст 1

 «Дома, построенные много лет тому назад, — очень низкие и деревянные. Все комнаты — на одном этаже».

«Русские (простолюдины) не знают кроватей, они лежат вместе по 16 и 20 человек на скамьях или на полу, подстелив рогожи». «Окна в домах держат закрытыми всю зиму, и все щели забивают так плотно, что они вообще не пропускают воздуха».

«Простой человек может выдержать большие лишения и будет жить и таких условиях и на такой скудной пище, какая убила бы (наших) соотечественников».

«Русским (простолюдинам) не приходится много тратиться на пропитание, так как они могут насытиться куском кислого чёрного хлеба с солью, луком или чесноком. Напиток... — квас. Хотя в большом изобилии рыба ...корюшка..., карась. Хороши судаки и икра... В изобилии превосходное мясо... Баранина вкусна и жирна... Говядина исключительно хороша и дешева…  Имеется также превосходная свинина... Способ приготовления пищи  — варка или выпечка. Они большие любители мясного бульона, который приготавливают из постного мяса, заправляют его крупой..., большим количеством трав и луком. Русские часто варят суп из рыбы, пренебрегая зеленью».

«Русские ходят в церковь вечером, как и днём. В домах... есть многочисленные живописные и резные изображения, перед которыми горят восковые свечи».

«Простолюдины... разбивают лед в тех местах на реке, где не проходит дорога. И каждая семья платит немного этим людям за поддержание незамерзающей проруби. Туда носят полоскать белье; вытащенное из воды, оно так замерзает, что его, для того чтобы развесить, приходится оттаивать в теплой комнате».

«Замужние женщины укладывают волосы под головной убор..., считается неприличным показывать их. Незамужние стягивают волосы на затылке лентой; носят жакет без рукавов. Юбки сшиты обычно из очень яркой ткани. Головные уборы даже у бедных людей спереди жёсткие благодаря картону и возвышаются надо лбом...; сверху накладывают бисер, золотые или серебряные галуны... Зимой русские одеваются в подбитыё мехом жакеты, достигающие до бёдер».

«Русские путешествуют в санях».

Текст 2

 «Зимой... бывают очень красивые иллюминации, подобных, я думаю, нет нигде. Иллюминации устраиваются четырежды в год: в день рождения её величества, в день её именин, коронации и в Новый год... Перед дворцом ставят особую фигуру, замечательно красивую... В один год стояло изображение её величества, а рядом — изображение Изобилия с девизом: «Выше всех похвал»... И Академия тоже превосходно иллюминована. В те же ночи русские запускают перед дворцом очень красивые ракеты и огненные шары». Около стрелки Васильевского острова был установлен причал, с которого запускали фейерверки.

« ...Летом русские развлекаются плаванием на барках, с музыкой на борту они уплывают... от города ловить рыбу, взяв с собой еды. В лесу разжигают костёр, чтобы приготовить пойманную рыбу».

«Другое развлечение — ходить смотреть на спуск кораблей на воду; это действительно захватывающее зрелище. Императрица всегда присутствует на церемонии спуска. Для её величества и знати готовится удобное место, его покрывают красной тканью. Готовится и угощение из конфет; кроме того, принято выпить за успешный сход корабля. Много священников и господ спускаются на корабле. Во время его схода (со стапеля) её величество... крестится, молясь за удачную судьбу корабля. На борту находятся музыканты, они начинают играть, как только корабль окажется в воде. Затем её величество следует в Адмиралтейство. Человек, построивший корабль, преподносит ей маленький серебряный молоточек, и она забивает первый гвоздь в (другой, новый) корабль, строящийся на верфи».

«В Пасху, примерно между часом и двумя ночи много стреляют из пушек; палят все орудия, установленные вокруг крепости. В этот день... принято дарить каждому яйцо, говоря при этом, что Христос воскрес. Яиц у них много - одни сделаны из воска, другие из дерева, а третьи – настоящие куриные, сваренные вкрутую и затем окрашенные в красный цвет».

«Другое развлечение русских бывает на неделе перед великим постом, эту неделю называют масленицей. …Все мужчины, женщины и дети развлекаются катанием с гор в санках. Некоторые делают это в высшей степени ловко. Иногда многие все же ломают себе руки и ноги. Эта забава ценится так высоко, что за нею наблюдает ее величество».

Текст 2

 «Зимой... бывают очень красивые иллюминации, подобных, я думаю, нет нигде. Иллюминации устраиваются четырежды в год: в день рождения её величества, в день её именин, коронации и в Новый год... Перед дворцом ставят особую фигуру, замечательно красивую... В один год стояло изображение её величества, а рядом — изображение Изобилия с девизом: «Выше всех похвал»... И Академия тоже превосходно иллюминована. В те же ночи русские запускают перед дворцом очень красивые ракеты и огненные шары». Около стрелки Васильевского острова был установлен причал, с которого запускали фейерверки.

« ...Летом русские развлекаются плаванием на барках, с музыкой на борту они уплывают... от города ловить рыбу, взяв с собой еды. В лесу разжигают костёр, чтобы приготовить пойманную рыбу».

«Другое развлечение — ходить смотреть на спуск кораблей на воду; это действительно захватывающее зрелище. Императрица всегда присутствует на церемонии спуска. Для её величества и знати готовится удобное место, его покрывают красной тканью. Готовится и угощение из конфет; кроме того, принято выпить за успешный сход корабля. Много священников и господ спускаются на корабле. Во время его схода (со стапеля) её величество... крестится, молясь за удачную судьбу корабля. На борту находятся музыканты, они начинают играть, как только корабль окажется в воде. Затем её величество следует в Адмиралтейство. Человек, построивший корабль, преподносит ей маленький серебряный молоточек, и она забивает первый гвоздь в (другой, новый) корабль, строящийся на верфи».

«В Пасху, примерно между часом и двумя ночи много стреляют из пушек; палят все орудия, установленные вокруг крепости. В этот день... принято дарить каждому яйцо, говоря при этом, что Христос воскрес. Яиц у них много - одни сделаны из воска, другие из дерева, а третьи – настоящие куриные, сваренные вкрутую и затем окрашенные в красный цвет».

«Другое развлечение русских бывает на неделе перед великим постом, эту неделю называют масленицей. …Все мужчины, женщины и дети развлекаются катанием с гор в санках. Некоторые делают это в высшей степени ловко. Иногда многие все же ломают себе руки и ноги. Эта забава ценится так высоко, что за нею наблюдает ее величество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация у уроку ОБЖ в коррекционной школе VIII вида в 4-5 классе по теме:"Безопасность на транспорте"

В современном мире опасность подстерегает в любом виде транспорта.Презентация рассказывает о видах опасных ситуаций и учит правилам безопасного поведения....

Урок развития речи. Дмитрий Сергеевич Лихачев о культуре речи. (7 класс). Диктанты с заданиями.(7-9 кл.)

Безгранично ценю и уважаю этого великого человека. На примере его жизни, научных трудов, мудрости можно воспитывать лучшие качества высоконравственного молодого человека.  Много читаю о Д.С.Лихач...

Презентация к уроку истории на тему "Золотой век русской культуры" в 9 классе (VIII вид обучения)

Презентация для урока истории на тему "Золотой век русской культуры", разработанного для 9 класса, обучающихся по программе  VIII вида...

Презентация к уроку истории на тему "Золотой век русской культуры" в 9 классе

Презентация к уроку истории на тему "Золотой век русской культуры" в 9 классе для обучающихся по программе VIII вида. Урок обобщения знаний и закрепления изученного материала (презентация с заданиями)...

Презентация к уроку "Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру"

Презентация к уроку "Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру"...

Открытый урок английского языка по теме «На пересечении культур» в 9 классе

Открытый урок английского языка по теме  «На пересечении культур» в 9 классе...

Презентация к уроку по теме "Повторение пройденного о глаголе в 5- 6 классах", 7 класс

Презентация к уроку по теме "Повторение пройденного о глаголе в 5- 6 классах", 7 класс...


 

Комментарии

Запрягаева Наталья Юрьевна

Спасибо огромное за Ваш труд)