Урок развития речи. Дмитрий Сергеевич Лихачев о культуре речи. (7 класс). Диктанты с заданиями.(7-9 кл.)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Безгранично ценю и уважаю этого великого человека. На примере его жизни, научных трудов, мудрости можно воспитывать лучшие качества высоконравственного молодого человека.  Много читаю о Д.С.Лихачеве, всегда рассказываю о нем детям, цитирую.  Рекомендую. Это авторитетно!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Владимирова Светлана Борисовна, ГБОУ СОШ 394 СПб.

Урок развития речи 7 класс.   Д.С.ЛИХАЧЕВ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Сегодня тема нашего занятия — культура речи. Материалом для урока нам послужат книги, статьи, высказывания академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906–1999), слушать выступления которого было величайшим наслаждением для всех, кто любит родной язык. Его речь можно считать эталоном современного разговорного русского языка.

Слайд 1.

Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности — это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке, и говорил без всякого притязания на ораторское красноречие. Но речь его всегда была прекрасной, потому что в ней невольно обнаруживались и высота его духовной культуры, и любовь к родному языку, и бесподобное знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.

 Академик Д.С.Лихачев (1906-1999). Фото 1989 г.

Слайд 3.

Недаром еще древние мудрецы слово сравнивали с водой, а говорящего человека — с источником. И потому спрашивали: «Течет ли из одного источника сладкая и горькая вода?».

Слайд.4,5.

В статье: «О языке устном и письменном, старом и новом», напечатанной в книге «Русская культура» (Изд. «Искусство», М., 2000), Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о русском языке так:

«Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке — „...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!“»

Так и нынешнее наше занятие посвящено не русскому языку вообще, а тому, как мы им пользуемся. Прочитав такие высокие слова Д.С.Лихачева о русском языке, задумаемся о нашей речи, о наших словах. Ведь неоспоримо, что слово, сказанное человеком, вольно или невольно служит средством самовыражения. От избытка того, что хранится в сердце, говорят уста человека.

Слайд 6.

Вспомним, как считал Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Слайд 7.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры».

Здесь Д.С.Лихачев подходит к очень важной и животрепещущей теме — он говорит о чистоте нашего разговорного языка:

«А ведь бывает и так, что человек не говорит, а „плюется словами“. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».

Слайд 8.9

Что означает слово циник? В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (М.,1995) циничный определяется как ‘бесстыдный’, а цинизм — как ‘пренебрежение к нормам общественной морали нравственности, наглость, бесстыдство’.

Слайд 10.

Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! Ведь бесстыдство несовместимо с любовью. Не стыдятся лишь того, кого не любят, кого не уважают, к кому выражают скверное отношение. Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда, ни совести!» — гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! От этого и само такое пере-ступление (или проще — преступление) норм общественной морали называется сквернословием.

Представьте, дорогие друзья, что кто-либо из вас идет по улице в чистой, опрятной, новой одежде. И вдруг кто-то по неосторожности или намеренно обдаст Вас грязью. Ваша одежда вдруг примет совсем другой вид, и Вы сами себя сразу же почувствуете по-другому. Неужели Вам сразу же не захочется омыть свое лицо и руки, очистить свою одежду от этой грязи!?

Но и душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. Одежда души каждого человека обдается скверной, когда человек слышит сквернословие. Впрочем, если человек идет в очень грязной одежде или привык всегда ходить только в грязной одежде, то еще какое-то количество грязи, может быть, не так огорчит его, как человека, привыкшего ходить в чистой и опрятной одежде…

Слайд 11.

Известна нетерпимость Д.С.Лихачева к ненормативной лексике. В одном из интервью 1976 года он сказал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».

Слайд 12

Д.С.Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном», в 19-м письме «Как говорить?», писал: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“».

И еще он писал молодежи: «Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».

В словах-паразитах есть скрытая опасность деградации личности говорящего. Например, привыкнет кто-нибудь на всякое дело говорить слово-паразит «отстой», смотришь, и сам человек превратился в «отстой» и даже не заметил этого.

Слайд 13.

Дмитрий Сергеевич Лихачев любил повторять завет Н.В.Гоголя: «Со словом надо обращаться честно».

В заключение позвольте привести еще одно замечательное высказывание Дмитрия Сергеевича о слове и языке.

«Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир.

Явление, которое не имеет названия, как бы отсутствует в мире. Мы можем его только угадывать с помощью других, связанных с ним и уже названных явлений, но как нечто оригинальное, самобытное оно для человечества отсутствует. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет для народа богатство языка, определяющее богатство „культурного осознания“ мира.

Русский язык необычайно богат. Соответственно богат и тот мир, который создала русская культура».

А теперь, дорогие друзья, главный вопрос: «Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?»

Слайд 15.

Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! Русская литература очень богата словесными сокровищами. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.

И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи может идти речь? И как наше слово отзовется в окружающем мире?

Слайд 16,17.

Хорошо, если наше слово будет нести в мир радость, свет, добро и любовь. Давайте, друзья, любить свой родной язык и охранять чистоту русского слова!



Предварительный просмотр:

                                         О памятниках.

      Многие понятия и представления в процессе их жизни в языке и сознании расширяются («расширяющаяся вселенная»). Понятие «памятник» первоначально было довольно узким («монумент»); затем оно охватило памятные дома, дворцы, церкви (по заслугам архитекторов; по знаменитостям, которые в нём жили, работали; по «возрасту»). Теперь памятником культуры может быть назван пейзаж (в Плесе на Волге, связанный с Левитаном), целый район города, улица, город и множество созданий, обязанных своим существованием культурной деятельности человека (коллекция как единое целое, отразившая личность собирателя и т. п.)

     Памятником фольклора первоначально считалось отдельное произведение в узком смысле: свадебная песня, обрядовая песня, сказка и т. д.  Они остаются памятниками фольклора и сейчас, но к ним прибавились: свадьба как целое, обрядовые действия вообще (включая танцы, наряды, все обычаи этого действа и т. д.). Памятники фольклора  и собрание песен Киреевского, Рыбникова, Гильфердинга.

      Особое значение в литературе сейчас начинает придаваться сборникам стихотворений, литературным альманахам, даже литературно - общественным журналам.

      Не буду продолжать. Стремление к расширению объектов изучения замечается во всем.

                                                                                      (По Д.С.Лихачеву)

  Задания к тексту.

1.Замените слово расширение синонимом.

2.Выпишите из текста метафору. (1-ый абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове район звуков больше, чем букв.

б)В слове узким второй звук – [с].

в)В слове дворцы 3 звонких согласных звука.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (1-ый абзац)

5.Замените словосочетание деятельности человека синонимичным словосочетанием со связью согласование.

6.Укажите количество грамматических основ  в 1-ом предложении. (1-ый абзац)

7.Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (1-ый абзац)

8.Выпишите грамматическую основу 2-ого предложения. (4-ый абзац)

9.Укажите № предложения с обособленным определением. (1-ый абзац)

10.Укажите № сложносочиненного предложения. (2-ой абзац)

                               

                             Дружба по Пушкину.

       Удивительно - какую огромную роль в жизни и поэзии Пушкина играла дружба. Дружба была вдохновительницей большинства его стихотворений, самых высоких переживаний. Исследовать роль дружбы в творчестве Пушкина и в его жизни (по письмам, например) было бы крайне важно, так как именно это было одним из отличий пушкинской поэзии  от предшествующей.

         Даже его отношения с женщинами по большей части носили этот характер дружбы.

        И другое, что было вдохновителем и содержанием поэзии Пушкина,- это воспоминание. Об этом писал сам Пушкин, и об этом напомнил в «Книге отражений» Иннокентий Анненский. В письме к Дельвигу Пушкин писал: «Чем нам и жить, душа моя, под старость нашей молодости, как не воспоминаниями?»

       «Под старость нашей молодости»: здесь интересны два оттенка мысли, первый- молодость «наша»,общая, ибо состоит в общении молодых; и второй- каждый возраст, очевидно, имеет на исходе дней свою старость. Старость имеет и молодость.

       Многие считают лицейские стихотворения Пушкина слабыми. Но без лицейских стихов и без воспоминаний о лицейских товарищах не было бы и его апофеоза дружбы в последующих стихах. Ведь поэзия поэта имеет свою собственную память. Поздние стихи «помнят» о ранних.

                                                                                    (По Д.С.Лихачеву)

 Задания к тексту.

1.Замените слово товарищ синонимом.

2.Выпишите эпитет из последнего абзаца текста.

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове удивительно звуков меньше, чем букв.

б)В слове поэзии два согласных звука.

в)В слове характер имеется два мягких согласных звука.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (4 абзац)

5.Замените словосочетание лицейских товарищах  , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите вводное слово из 4-го абзаца.

7.Выпишите грамматическую основу 2-го предложения. (1 абзац)

8.Укажите количество грамматических основ  в предложении №1 из 3-го абзаца.

9.Укажите № сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным. (1 абзац)

10.Выпишите из текста два качественных и два относительных прилагательных.

                                     

                                      Театр нашего детства.

      Ежегодно осенью мы снимали квартиру где-нибудь около Мариинского театра. Там родители всегда имели два балетных абонемента. Достать абонементы было трудно, но нам помогли наши друзья - Гуляевы. Глава семьи Гуляевых играл на контрабасе в оркестре театра и поэтому мог доставать ложи на оба балетных абонемента.

       В балет я стал ходить с четырёхлетнего возраста. Первое представление на котором я был,- «Щелкунчик», и больше всего меня поразил снег, падавший на сцене, понравилась и ёлка. Потом я уже бывал вечерами и на взрослых спектаклях.

       Было у меня в театре и своё место: наша ложа, которую мы абонировали вместе с Гуляевыми, помещалась в третьем ярусе рядом с балконом.

       Тогда балкон имел места с железными, обтянутыми голубым плюшем поручнями. Между нашей ложей и первым местом балкона оставалось маленькое клиновидное местечко, где сидеть мог только ребёнок,- это место и было моим.

        Балеты я помню прекрасно. Ряды дам с веерами, которыми обмахивались больше для того, чтобы заставлять играть бриллианты на глубоких декольте. Во время парадных балетных спектаклей свет только притушивался, и зал и сцена сливались в одно.

                                                                                       (По Д.С.Лихачеву)

 Задания к тексту.

1.Замените слово спектакль синонимом.

2.Выпишите из текста метафору. (5-ый абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове театр буква е обозначает 2 звука.

б)В слове ребенок 2 мягких согласных звука.

в)В слове падавший 5-ый звук –[ ф].

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (2-ой абзац)

5.Замените словосочетание балетные абонементы синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите слово, правописание приставки которого определяется ее значением – «неполное действие».

7.Укажите количество грамматических основ в предложении №3. (1-ый абзац)

8.Выпишите № предложения с обособленным определением. (2-ой абзац)

9.Укажите № сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением придаточных. (5-ый абзац)

10.Укажите № сложного предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

                               

                                   История без человека.

      Человек, его личность - в центре изучения гуманитарных наук. Именно поэтому они и гуманитарные. Однако одна из главных гуманитарных наук- историческая наука- отошла от непосредственного изучения человека. История человека оказалась без человека...

      Опасаясь преувеличения роли личности в истории, мы сделали наши исторические работе не только безличностными, но и безличными, а в результате малоинтересными. Читательский интерес к истории растёт необычайно, растёт и историческая литература, но встречи читателей с историками в целом не получается, ибо читателей, естественно, интересует в первую очередь человек и его история.

       В результате огромная нужда в появлении нового направления в исторической науке - истории человеческой личности.

       И, в самом деле, если личность человека не играла в истории такой большой роли, которая отводилась ей историками 19 века, то сама история играла огромную роль в становлении личности. Командуя историей или сам командуемый ею, человек всё же находится в центре наших гуманитарных знаний и художественного творчества всех областей искусства.

                                                                               (По Д.С.Лихачеву)

     

Задания к тексту.

1.Замените слово интерес синонимом.

2.Выпишите из текста метафору. (1-ый абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове личность букв больше, чем звуков.

б)В слове наука 2 звонких согласных звука.

в)В слове история буква я обозначает 2 звука.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (2-ой абзац)

5.Замените словосочетание читательский интерес синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите вводное слово. (2-ой абзац)

7.Укажите количество грамматических основ в 1-ом предложении. (4-ый абзац)

8.Укажите № предложения с обособленным обстоятельством.

9.Укажите № сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением придаточных. (4-ый абзац)

10.Выпишите из текста слово, приставка которого определяется ее значением – «высшая степень действия». (2-ой абзац)

                                     

                                          Как поставить трубу.

     Отец (инженер) мне рассказывал. Когда строили в старое время кирпичную фабричную трубу, смотрели, самое главное, за тем, чтобы она была правильно, то есть абсолютно вертикально поставлена. И одним из признаков был следующий: труба должна была чуть - чуть колебаться на ветру.

     Это означало, что труба поставлена вертикально. Если труба была наклонена хоть немножко — она не колебалась, была совершенно неподвижна, и тогда надо было разбирать ее до основания и начинать все сначала.

     Любая организация, чтобы быть прочной, должна быть эластичной, «чуть-чуть колебаться на ветру».

                                                                               (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово рассказывал синонимом.

2.Выпишите из текста эпитет.

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове труба звуков больше, чем букв.

б)В слове отец 2 твердых согласных звука.

в)В слове вертикально 4 звонких согласных звука.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (2-ой абзац)

5.Замените словосочетание кирпичную трубу синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите грамматическую основу 2-ого предложения. (1-ый абзац)

7.Выпишите вводное слово. (1-ый абзац)

8.Укажите количество грамматических основ  в последнем предложении.

9.Выпишите из текста слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (1-ый абзац)

10.Укажите № сложного предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью. (2-ой абзац)

                     

                          Русская классическая литература.

     «Русская классическая литература» - это не просто «литература первого класса» и не литература как бы «образцовая», ставшая классически безупречной, благодаря своим высоким чисто литературным достоинствам.

     Все эти достоинства, конечно, есть в русской классической литературе, но это далеко не все. Эта литература обладает и своим особым «лицом», «индивидуальностью», характерными для нее признаками.

     И я бы прежде всего отметил, что творцами русской классической литературы выступали авторы, обладавшие громадной «общественной ответственностью».

   Русская классическая литература — не развлекательная, хотя увлекательность ей свойственна в высокой мере. Это увлекательность особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы — решать вместе: и автору и читателям. Лучшие произведения русской классической литературы никогда не предлагают читателям готовых ответов на поставленные общественно-нравственные вопросы. Авторы не морализируют, а как бы обращаются к читателям: «Задумайтесь!», «Решите сами!», «Смотрите, что происходит в жизни!», «Не прячьтесь от ответственности за все и за всех!» Поэтому ответы на вопросы даются автором вместе с читателями.

     Русская классическая литература — это грандиозный диалог с народом, с его интеллигенцией в первую очередь. Это обращение к совести читателей.

                                                                               (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово обращаются синонимом.

2.Выпишите из текста метафору. (4-ый абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове русская буква я обозначает 2 звука.

б)В слове конечно на месте сочетания чн произносится [шн].

в)В слове проблемы звуков больше, чем букв.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (4-ый абзац)

5.Замените словосочетание общественные проблемы синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите грамматическую основу 3-его предложения. (4-ый абзац)

7.Укажите № предложения с обособленным определением.

8.Укажите количество грамматических основ 1-ого предложения.(3-ий абзац)

9.Укажите № сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

10.Выпишите из текста слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (4-ый абзац)

                                 Пастор на коньках.                                   

        Мне всегда очень нравилась картина  Ребёрна «The Rev.   Robert Walker Skating»  (“Преосвященный Роберт Уолкер, катающийся на коньках”). В Национальной  галерее в Эдинбурге я видел ее «в натуре».

     Дело не в живописных достоинствах этой картины (они есть), а в достоинствах конькобежного стиля: чистое катание на коньках. Почтенный пастор (ему, вероятно, под пятьдесят) степенно, свободно и с удовольствием скользит по свободному льду. И судя по следам на льду — кружится. Прекрасно!

     И насколько это отличается от современных танцев на льду, от пошлейших “цыганских” страстей их постановщиков. Безвкусица — что-то от мюзик-холла,  что-то от балета, что-то от «системы Станиславского», ненужная эмоциональность и изобразительность.

     А здесь — чистое наслаждение движением.

     Должно быть, его катание на коньках было очень красивым, пастор движется с достоинством в обыкновенной пасторской одежде, и в его движениях нет ничего привходящего извне — от других искусств, представлений. И никаких эффектов.

                                                                               (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово прекрасно синонимом.

2.Выпишите эпитет из текста. (2-ой абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове галерея 3 мягких согласных звука.

б)В слове насколько букв больше, чем звуков.

в)В слове катание 3 глухих согласных звука.

4.Выпишите вводное слово. (5-ый абзац)

5.Замените словосочетание от современных танцев синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите слово, правописание приставки которого  зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (3-ий абзац)

7.Укажите № предложения с обособленным определением. (1-ый абзац)

8.Укажите количество грамматических основ в 10-ом предложении. (5-ый абзац)

9.Выпишите грамматическую основу 2-ого предложения. (2-ой абзац)

10.Выпишите слово, приставка которого определяется ее значением – «высшая степень качества».

                                                 Блокада.                                           

     Разразилась война. На призывном пункте меня с моими постоянными язвенными кровотечениями начисто забраковали, и я довольствовался участием в самообороне, жил на казарменном положении в институте, работая «связистом» и дежуря на башне Пушкинского Дома. В моем ведении была ручная сирена, которую я приводил в действие при каждом налете вражеской авиации. Спал я то на крыловском диванчике, то на большом диване из Спасского - Лутовинова, и думал, думал. Жена старалась дома выкупить весь паек на всех, вставала ночью, чтобы занять очередь первой в магазин. Детей тогда было приказано вывозить из Ленинграда, взрослым же оставаться. Но мы своих детей скрывали на Вырице, откуда их вывез перед самым занятием ее немцами заведующий корректорской издательства Академии наук М.П. Барманский. Если бы не он, остался бы я без семьи. Мы в Пушкинском Доме и не подозревали, что враг так близок к Ленинграду, хотя и ездили на окопные работы — сперва у Луги, потом у Пулкова.

     Удивительно, что, несмотря на голод и на физические работы по спасению наших ценностей в Пушкинском Доме, несмотря на все нервное напряжение тех дней (а может быть, именно благодаря этому нервному напряжению), язвенные боли у меня совсем прекратились, и я находил время читать и работать.

     Не касаюсь сейчас истории нашей жизни в блокированном Ленинграде. Скажу лишь следующее: потери в нашем институте, в нашей семье, среди наших знакомых и родных были ужасающие: больше половины моих родных и знакомых погибло от истощения. Мы очень плохо представляем себе, сколько людей унес голод и все остальные лишения.

                                                                                         (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово война синонимом.

2.Выпишите эпитет из текста. (2-ой абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове участием буква е обозначает 2 звука.

б)В слове выкупить звуков больше, чем букв.

в)В слове близок мягкость согласного звука [л] на письме обозначена буквой и.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (3-ий абзац)

5.Замените словосочетание в Пушкинском Доме синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите грамматическую основу из последнего предложения 1-ого абзаца.

7.Укажите № сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. (1-ый абзац)

8.Выпишите вводное слово. (2-ой абзац)

9.Укажите № предложения с обособленным обстоятельством. (1-ый абзац)

10.Укажите количество грамматических основ в предложении №3. (1-ый абзац)

                                       Этажи заботы.

     Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

     Проследите жизнь человека.

     Человек рождается, и первая о нем забота — матери, постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» - к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

     Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготовляют на зиму.

     Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую — не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране...

     Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках родителях — когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то это эгоист.

                                                                                            (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово заготовляют синонимом.

2.Выпишите метафору из текста. (4-ый абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове появлению буква ю обозначает 2 звука.

б)В слове забота 2 мягких согласных звука.

в)В слове ловить букв больше, чем звуков.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (3 абзац)

5.Замените словосочетание забота родительская синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите слово, в котором правописание окончания определяется правилом: «Глаголы 1-ого спряжения в 3-ем лице единственного числа имеют окончание –ет». (3-ий абзац)

7.Укажите № предложения с вводной конструкцией.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении №1. (4-ый абзац)

9.Выпишите грамматическую основу 2-ого предложения из 3-его абзаца.

10.Выпишите слово, правописание  -н- в котором определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква –н».

                                  На море всё спокойно.

     И ещё одно сильное впечатление из детства в Куоккале. В пасхальную неделю, как и во всех русских православных церквах, разрешалось звонить всем и в любое время. Отец и мы, два брата, однажды (приезжали на дачи рано весной) ходили на колокольню звонить. До какой же степени было восхитительно слушать звон под самыми колоколами!

     Произошел тогда один случай. Который «прославил» нас с братом среди всех дачников. Ветер дул с берега (самый опасный). Мой старший брат снял синюю штору у нас в детской, водрузил ее на нашей лодке и предложил прокатиться под «парусом» вполне домашнему мальчику — внуку сенатора Давыдова.

     Домашний мальчик Сережа пошел к своей бабушке и спросил у нее разрешения прокатиться.

     Бабушка была франтиха с фиолетовыми глазами, сидела в шелковом платье стального цвета под зонтиком от солнца. Она спросила только — не промочит ли Сережа ноги: в лодке ведь всегда есть на дне вода. Велела Сереже надеть галоши.

      Серёжа надел новые блестящие галоши и сел в лодку.

      Всё это происходило на моих глазах. Поехали. Ветер, тихий, как всегда, у берега, усилился вдали. Лодку погнало. Я наблюдал с берега и увидел: синий парус медленно наклонился и исчез. Бабушка, как была в корсете и с зонтиком, пошла по воде, простирая руки к любимому Серёже. Дойдя до глубокой воды, бабушка с фиолетовыми глазами упала без чувств.

                                                                                               (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово восхитительно синонимом.

2.Выпишите метафору из текста. (4-ый абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове впечатление последняя буква е обозначает 2 звука.

б)В слове звонить  мягкость согласного [ т] на письме обозначена ь.

в)В слове платье звуков больше, чем букв.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (2-ой абзац)

5.Замените словосочетание  впечатление из детства синонимичным словосочетанием со связью согласование.

6.Укажите № предложений  с обособленным обстоятельством. (6-ой абзац)

7.Укажите количество грамматических основ в предложении №1. (2-ой абзац)

8.Выпишите № бессоюзного сложного предложения. (6-ой абзац)

9.Выпишите слово, правописание приставки которого определяется ее значением – «приближения».

10.Выпишите грамматическую основу из предложения №1. (5-ый абзац)

                             

                            Образы раннего детства.   

      Мои первые детские воспоминания восходят ко времени, когда я только учился говорить. Помню, как в кабинете отца сел на подоконник голубь. Я побежал сообщить об этом огромном событии родителям и никак не мог объяснить им- зачем я их зову в кабинет.

      Другое воспоминание. Мы стоим на огороде в Куоккале, и отец должен ехать в Петербург на службу. Но я не могу этого понять и спрашиваю его: «Ты едешь покупать?» (отец всегда что-то привозил из города), но слово «покупать» у меня никак не выговаривается и получается «покукать». Мне хочется сказать правильно! Ещё более раннее воспоминание. Мы живём ещё на Английском проспекте. Я с братом смотрю волшебный фонарь. Зрелище, от которого замирает душа. Какие яркие цвета! И мне особенно нравится одна картина: дети   делают снежного деда-мороза. Он тоже не может говорить. Эта мысль приходит мне в голову, и я его люблю, деда-мороза,- он мой, мой. Я только не могу его обнять, как обнимаю любимого плюшевого и тоже молчащего медвежонка - Берчика. Мы читаем «Генерала Топтыгина» Некрасова, и нянька шьёт Берчику генеральскую шинель. В этом генеральском чине Берчик воспитывал в блокаду и моих дочерей. Уже после войны генеральскую шинель на красной подкладке мои маленькие дочери перешили в женское пальто для одной из кукол. Уже не в генеральском чине он воспитывал потом мою внучку, неизменно молчащий и ласковый.

                                                                                                (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово сообщить синонимом.

2.Выпишите эпитет из текста. (1-ый абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове помню звуков больше, чем букв.

б)В слове стоим 3 твердых согласных звука.

в)В слове воспоминание буква е обозначает 2 звука.

4.Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне. (2-ой абзац)

5.Замените словосочетание в генеральском чине синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (1-ый абзац)

7.Укажите количество грамматических основ во 2-ом предложении. (2-ой абзац)

8.Выпишите № сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. (1-ый абзац)

9.Выпишите грамматические основы из предложения №2. (2-ой абзац)

10.Выпишите № бессоюзного сложного предложения. (2-ой абзац)

                                  Когда же мы начинаемся?

      Я не считаю таким уж важным моё собственное развитие- развитие моих взглядов и мироощущения. Важен здесь не я, своей собственной персоной, а как бы некоторое характерное явление.

      Отношение к миру формируется мелочами и крупными явлениями. Их воздействие на человека известно, не вызывает сомнений, и самое важное -мелочи, из которых складывается работник, его мировосприятие, мироотношение. Все мелочи должны учитываться, когда мы задумываемся над судьбой наших собственных детей и нашей молодёжи в целом. Естественно, что в моей своего рода «автобиографии»,доминируют положительные воздействия, ибо отрицательные чаще забываются. Я лично, да и каждый человек крепче хранит память благодарную, чем память злую.

      Интересы человека формируются главным образом в его детстве. Л.Н. Толстой пишет в «Моей жизни»: «Когда же я начался? Когда начал жить? … Разве я не жил тогда, эти первые года, когда учился смотреть, слушать, понимать, говорить... Разве не тогда я приобретал всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и 1/100 того?»

      Наблюдение над своими детскими и юношескими годами имеют некоторое общее значение.

                                                                                      (По Д.С.Лихачеву)

     

Задания к тексту.

1.Замените слово воздействие синонимом.

2.Выпишите из текста метафору. (2-ой абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове развитие буква е обозначает 2 звука.

б)В слове явление 3 звонких согласных звука.

в)В слове что на месте сочетания чт произносится [ шт].

4.Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне. (2-ой абзац)

5.Замените словосочетание  интересы человека синонимичным словосочетанием со связью согласование.

6.Выпишите из текста вводное слово. (2-ой абзац)

7.Укажите № сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным. (2-ой абзац)

8.Выпишите грамматическую основу последнего предложения. (4-ый абзац)

9.Укажите количество грамматических основ 2-ого предложения.

10.Выпишите слово, в котором правописание окончания определяется правилом: «Глаголы 1-ого спряжения в 3-ем лице единственного числа имеют окончание –ет». (3-ий абзац)

                                            Душа вещей.

      Некоторые книги, прочитанные мною ещё в молодые годы, запали мне в душу, хотя и автор неизвестный и тема иногда странная. Запомнилась мне книга (вернее - брошюрка) какого-то Селиванова «Душа вещей», изданная в начале века где- то в Рязани или другом провинциальном старинном русском городе.

      Автор утверждает, что вещи имеют душу, волю, привязанности, заставляющие их после многих скитаний по магазинам, перепродаж вернуться в семью их прежних хозяев. Он приводит множество примеров о том, как вещи возвращались...

      Имеют ли вещи душу - всё-таки остаётся неясным, но ясно другое: душевное отношение хозяев к фамильным креслам, столам, бюро и т. д. Вещи учреждений не менее замечательны в этом отношении, чем вещи фамильные.

      Но вещи можно любить и за их красоту, за то, что их делали мастера с любовью, тщательно, умно, с выдумкой, а иногда и улыбкой.

      «Улыбающиеся семейные предметы»- в них что- то бывает диккенсовское, из «Пиквикского клуба» (рассказ старого кресла).

                                                                                             (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово неясным синонимом.

2.Выпишите метафору из текста. (2-ой абзац)

3.Выпишите из текста 2 качественных и 2 относительных прилагательных.

4.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове воля буква я обозначает 2 звука.

б)В слове вещи буква щ является мягким согласным звуком.

в)В слове фамильные звуков больше, чем букв.

5.Укажите № предложения с обособленным распространенным определением.

6.Найдите слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (2-ой абзац)

7.Замените словосочетание делали с любовью, построенное на основе управления ,синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении №1 из 2-го абзаца.

9.Укажите № сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. (2-ой абзац)

10.Выпишите слово, правописание не в котором определяется правилом: «С полными прилагательными, при которых нет противопоставления с союзом а, не пишется слитно». (3-ий абзац)

                                           Как плачет Земля.

      У Земли, у Вселенной есть своя скорбь, свое горе. Но плачет Земля не слезами — пьяницами, уродами, недоразвитыми детьми, неухоженными, покинутыми стариками, калеками, больными... И еще плачет она без толку вырубленными лесами, обвалами берегов в переполненных слезами Земли водохранилищах, затопленными угодьями, лугами, переставшими лелеять на себе стада и служить человеку сенокосами, асфальтовыми дворами с вонючими баками, между которыми играют дети.

     Стыдливо заволакивают Землю желтые «производственные» дымы, кислые дожди, навеки скрывается все живое, занесенное в красные похоронные книги. Становится Земля жалкой «биосферой».

     Ищут нетронутые уголки Земли жалостливые живописцы. Но на смену им приходят более строгие и более стойкие фотографы. Там, где не выдерживают нервы художников, там выдерживают фотографы и их аппараты.

     Фотографы-обличители — наша совесть. И хирурги!

     Нужно запоминать, видеть, жалеть и размышлять. Красивыми»  и «счастливыми» их снимки быть не могут. Они, как призывы совести, если и облекутся в красивую форму, - станут неизбежно лицемерными и «успокаивающими». Эти фотографии огорчают людей, но все же в них есть своя, особая красота.

                                                                                          (По Д.С.Лихачеву)

   

Задания к тексту.

1.Замените слово лелеять синонимом.

2.Выпишите олицетворение из текста.(1-ый абзац)

3.Выпишите из текста 2 качественных и 2 относительных прилагательных.

4.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове землю буква ю обозначает 2 звука.

б)В слове плачет буква ч является мягким согласным звуком.

в)В слове детьми 2 звонких согласных звука.

5.Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне. (5-ый абзац)

6.Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением –«приближения».

7.Замените словосочетание призывы совести, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием  со связью согласование.

8.Выпишите грамматическую основу предложения №2.

9.Выпишите № предложения с обособленным определением.(1-ый абзац)

10.Выпишите № сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным.

                                        Умный ручной труд.

      В годы первой мировой войны в училище Мая был введен урок ручного труда. Чем это диктовалось, я не знаю. Но воспитательное значение он имел очень большое.

     Сравнительно молодой столяр говорил нам: «Когда работаешь, надо думать». Я это запомнил. Он учил нас, как без гвоздей делать различные деревянные поделки — полки, рамки, табуретки, как делать различные сочленения, чтобы вещь крепко держалась без гвоздей, как выбирать дерево для работы, как обходить сучки, как работать рубанком, полировать. Закончив один какой-то прием, мы переходили к другому. «Ручной труд», так назывался урок, был уроком творчества. От менее сложных приемов мы переходили к более сложным. И хотя в классе было много детей работников отнюдь не ручного труда — уроки эти нам нравились. Единственное, что нам мешало, это то, что нас было много, человек двадцать, и нашему преподавателю приходилось учить каждого в отдельности. Объяснив нам всем приемы работы, преподаватель ручного труда подходил к каждому из нас (верстаков и столярных инструментов было много) и всем показывал отдельно — как держать инструмент, как им работать.

     Ручной труд был трудом умственным и давал нам радость овладения новым. Само собой, что сделанные нами полочки, коробочки и скамейки мы уносили домой, и сделанным нами гордилась вся семья.

                                                                                              (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово творчество синонимом.

2.Выпишите из текста 2 качественных и 2 относительных прилагательных.

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове имел мягкость согласного звука [ м] на письме обозначена буквой е.

б)В слове обходил три глухих согласных звука.

в)В слове учить букв больше, чем звуков.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (2-ой абзац)

5.Замените словосочетание уроком творчества синонимичным словосочетанием со связью согласование.

6.Выпишите грамматическую основу предложения №2.

7.Выпишите № предложения с обособленным обстоятельством .(2 абзац)

8.Укажите № сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

9.Укажите количество грамматических основ в предложении №1 из 3 абзаца.

10.Выпишите слово, в котором правописание окончания определяется правилом «Глаголы 1 спряжения во 2-ом лице единственного числа  имеют окончание –ешь». (2 абзац)

                                                 Высший разум.

     Сколько зерен, рассыпанных на столе, может человек охватить взором сразу и не считая, не деля на группы — определить их число? Одно зерно — ясно, что одно. Два зерна — тоже не требует мысленного счета. Три — тоже. Четыре — уже возникает соблазн разбить на две группы по два зерна, чтобы лучше уяснить число. Но еще не считает. Пять — труднее, и счет в уме возможен. То же шесть. А семь и последующее число зерен, пожалуй, требует уже счета. Познание превращается в процесс. Во всяком случае, вы не можете сказать сразу, «не думая», - сколько лежит на столе.

     И вот, если бы меня спросили — как представить себе «Высший разум», я бы сказал — это то, что способно охватить мысленным взором сразу всю Вселенную, и не только ту, что есть сейчас, но и ту, что была и будет, - во всех измерениях — и держать ее в сознании с такою же ясностью, «не считая», как мы можем осознать наличие одного, двух или трех зерен, лежащих на столешнице.

     Вопрос о том, существует ли всевидящий «Высший разум» или не существует, может решаться только с осознанием невероятной сложности его существования, - сложности, показанной мною на трех зернах, лежащих на столе, но раздвинутой на всю Вселенную.

                                                                                          (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово взором синонимом.

2.Выпишите из текста эпитет. (3-ий абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове человек буква е обозначает 2 звука.

б)В слове зерна только один мягкий согласный звук.

в)В слове существует звуков больше, чем букв.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.(1-ый абзац)

5.В каком слове правописание окончания определяется правилом: «Глаголы 1-ого спряжения в 3-ем лице единственного числа имеют окончание –ет». (3-ий абзац)

6.Выпишите слово, правописание приставки которого определяется ее значением, близким к значению приставки «пере». (1-ый абзац)

7.Замените словосочетание может решаться с осознанием, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

8.Укажите количество грамматических основ в последнем  предложении 1-ого абзаца.

9.Выпишите вводное слово.(1-ый абзац)

10.Укажите № предложения с обособленным определением.

                                                    Карьеризм

     Человек с самого первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. И как быстро он овладевает своим положением в жизни. Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.

     Потом он учится отроком и юношей.

     И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим...

     Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено.

     Настоящее время не наступает, все еще остается пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.

                                                                                          (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово беспокойство синонимом.

2.Выпишите метафору из текста.( 4-ый абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове несчастным согласный звук [ т] является непроизносимым.

б)В слове овладевает звуков меньше, чем букв.

в)В слове будущее 3 звонких согласных звука.

4.Выпишите из текста 2 качественных и 2 относительных прилагательных.

5.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

6.Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (5-ый абзац)

7.Замените словосочетание положение в жизни синонимичным словосочетанием со связью согласование.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении №1 из 4-ого абзаца.

9.Выпишите № предложения с обособленным обстоятельством.

10.Выпишите № сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

                                                    Народ о себе.

     Достоевский писал в заметке «Два лагеря теоретиков»: «...Народ наш с беспощадной силой выставляет свои недостатки и перед целым светом готов толковать о своих язвах, беспощадно бичевать себя. Иногда он даже несправедлив к самому себе, - во имя негодующей любви к правде, к истине.

     Неужели это сознание человеком болезни не есть уже залог его выздоровления, его способности оправиться от болезни?..

     Сила самоосуждения прежде всего — сила; она указывает на то, что в обществе есть еще силы. В осуждении зла непременно кроется любовь к добру. Негодование на общественные язвы предполагает страстную тоску о здоровье».

     Хорошо бы этими словами дополнить мои «Заметки о русском».

                                                                                       (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово общественные синонимом.

2.Выпишите из текста эпитет. (3-ий абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове негодования буква я обозначает 2 звука.

б)В слове лагеря 2 мягких согласных звука.

в)В слове хорошо 2 твердых согласных звука.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (3-ий абзац)

5.Замените словосочетание общественные язвы синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (1-ый абзац)

7.Укажите количество грамматических основ в 1-ом предложении.

8.Укажите № сложного предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

9.Выпишите грамматическую основу 3-его предложения из 3-его абзаца.

10.Выпишите слово, в котором правописание окончания определяется правилом: «Глаголы 1-ого спряжения в 3-ем лице единственного числа имеют окончание –ет». (1-ый абзац)

                                    Непонятное понятно.

      Достоевский писал в заметке «Два лагеря теоретиков»: «…Народ наш с беспощадной силой выставляет свои недостатки и перед целым светом готов толковать о своих язвах, беспощадно бичевать себя. Иногда он даже несправедлив к самому себе,- во имя негодующей любви к правде, к истине.

     Неужели это сознание человеком болезни не есть уже залог его выздоровления, его способности оправиться от болезни?..

     Сила самоосуждения прежде всего – сила; она указывает на то, что в обществе есть еще силы. В осуждении зла непременно кроется любовь к добру. Негодование на общественные язвы предполагает страстную тоску о здоровье».

     Хорошо бы этими словами дополнить мои «Заметки о русском».

                                                                                (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово несчастные синонимом.

2.Выпишите из текста 2 качественных и 2 относительных прилагательных.

3.Выпишите метафору из текста. (2-ой абзац)

4.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове мореплавания буква я обозначает 2 звука.

б)В слове орудие звуков меньше, чем букв.

в)В слове хорошо 3 твердых согласных звука.

5.Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне. (1-ый абзац)

6.Выпишите слово, правописание приставки  которого определяется ее значением –«высшей степени качества».

7.Замените словосочетание с трудом поверить синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

8.Выпишите слово, в котором правописание окончания определяется правилом: «Глаголы 2-ого спряжения в 3-ем лице единственного числа имеют окончание – ит».(1-ый абзац)

9.Укажите количество грамматических основ в предложении №3. (1-ый абзац)

10.Выпишите № предложения с обособленным определением. (1-ый абзац)

   

                                                       

                                                       Развитие.

     Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном  развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

     Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение.

     Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные  для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составлять для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы. Чтение, для того чтобы быть эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. Составлять для себя программы чтения нелегко, и это нужно делать советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа. Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе  склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

     «Скоростное чтение» создает видимость знаний.

                                                                                               (По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово интересы синонимом.

2.Выпишите из текста 2 качественных и 2 относительных прилагательных.

3.Выпишите эпитет из текста. (3-ий абзац)

4.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове тратить буква р – твердый согласный звук.

б)В слове чтобы на месте сочетания чт произносится [ шт].

в)В слове нелегко букв больше, чем звуков.

5.Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.(3-ий-4-ый абзацы)

6.Выпишите вводное слово. (3-ий абзац)

7.Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (3-ий абзац)

8.Замените словосочетание интеллектуального развития, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

9.Укажите количество грамматических основ в предложении №2.

10.Выпишите № сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи.  Анализ текстов описаний. Структура описания"....

Урок развития речи по теме «Анализ сжатого изложения в 9 классе»

ТЕМА: «Анализ сжатого изложения  Ян Амос Коменский»...

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Письмо и развитие речи Тема урока: Значение глаголов в речи. 8 класс

Цель урока: раскрыть значение глаголов в речи.Задачи урока:образовательные:- показать роль глаголов в языке и речи;- совершенствовать знания учащихся о частях речи, о главных членах предложения;- прод...