Рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии (11 класс) на тему

Жиронкина Оксана Васильевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по всем профессиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа151.5 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

(СПБ ГБПОУ)

«КОЛЛЕДЖ «КРАСНОСЕЛЬСКИЙ»

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании Педагогического Совета

СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский»

Протокол № ____ от ______ 06.2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Колледж «Красносельский»

______________ Г.И. Софина

«______» ____________ 2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Э К О Л О Г И Я

Санкт – Петербург

2015г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины , утвержденной ,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Содержание рабочей программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы ППКРС в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования с учетом получаемой профессии СПО.

Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский»

Разработчик:

Паутов А.М., преподаватель СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский»

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

На заседании МК СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский»

Протокол № ____ от ______ 06.2015 г

Председатель МК ____________  Н.Ф. Гордеева

        


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-11

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по всем профессиям.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

общеобразовательная дисциплина

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:                         

- задачи, структуру экологии и природопользования;                                                                      

- о современном состоянии окружающей среды России и планеты;                                                  

-  глобальные проблемы экологии;                                                                                                        

- о видах воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, здоровье

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- объяснять смысл экологических глобальных проблем;

- давать характеристику антропогенного воздействия на оболочки Земли;

- прогнозировать и анализировать отрицательные последствия воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, методы и способы его снижения, вопросы обеспечения экологической безопасности при любых видах деятельности человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, и т.д.)

 -анализировать эколого-географическую обстановку своего города, региона.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:                                        

-   обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;

-  самостоятельной работы обучающегося 19 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:

     лабораторные и практические занятия

20

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего) сообщения; составление опорного конспекта; составление схемы, таблицы; составление электронных презентаций; работа с проблемными заданиями; самостоятельное выполнение практических заданий, ответы на вопросы.

              19

Итоговая(промежуточная) аттестация в форме                                                     зачета

 


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  ЭКОЛОГИЯ

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.Экология и биосфера.

.

Содержание учебного материала

8

1

Биосфера. Экология. Компоненты биосферы. Виды вещества в биосфере. Границы биосферы. Учение о биосфере

 Биомасса. Живое вещество.  Функции живого вещества

. Распределение воды на планете, роль зеленых растений в круговороте воды. Значение пресной воды.

 Круговорот углерода

Круговорот фосфора и серы

Запасы азота в атмосфере. Роль микроорганизмов в круговороте азота. Биохимический цикл азота

 Сообщества живых организмов. Основные биомы суши.

Лабораторные работы: № 1 « Описание экосистемы своей местности»

Практические занятия:№ 1 «Структура биосферы. Живые организмы»

Самостоятельная работа обучающихся

Составление рефератов ,докладов, сообщений, презентаций,  по теме на выбор учащихся

Тема 2. Взаимоотношения организма и среды

Содержание учебного материала

13

1

Естественные сообщества

 Абиотические факторы. Гомойотермные организмы. Пойкилотермные организмы.Воздействие температуры на живые организмы. Адаптация растений и животных к разным температурам.

Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение. Фотопериодизм. Влияние света на живые организмы. Адаптивные особенности растений. Экологические группы растений : светолюбивые, теневые, теневыносливые.

 Пределы выносливости. Типы изменения факторов среды. Интенсивность действия факторов среды в городе и сельской местности.

Биотические факторы среды

 Пищевая цепь. Сеть питания. Экологическая пирамида. Пищевые отношения. Превращение и перенос энергии в экосистеме

Структура и компоненты пищевых цепей

Смена экосистем. Причины. Установление равновесного состояния Агроценоз. Примеры агробиоценозов. Отличия агроценоза. Плодородие почвы.

Практические занятия:

2

Практическая  работа № 2 «Абиотические факторы. Температура» Практическая работа № 3 «Абиотические факторы. Свет»

Практическая работа № 4 «Интенсивность действия фактора» Практическая работа № 5 « Цепи питания. Экологические пирамиды» Практическая работа № 6 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах»

Практическая работа № 7 «Решение экологических задач» Практическая работа № 8 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

Самостоятельная работа обучающихся :

Составление рефератов ,докладов, сообщений, презентаций,  по теме на выбор учащихся

2

 Тема 3 .  Взаимоотношения между организмами

Содержание учебного материала

5

2

Формы взаимоотношений. Позитивные отношения.

 Антибиотические отношения. Хищничество.

 Парзитизм. Проявление и биологическое значение. Внутриклеточный паразитизм. Специализация и специфичность

 Конкуренция. Проявление и биологическое значение. Внутривидовая , межвидовая конкуренция

 Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами»

2

Самостоятельная работа обучающихся :

Составление рефератов ,докладов, сообщений, презентаций,  по теме на выбор учащихся

2

Тема 4. Биосфера и человек.

Содержание учебного материала

12

1

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Ресурсы возобновляемые, невозобновляемые. Исчерпаемые, неисчерпаемые. Значение ресурсов для деятельности человека Причины и следствия загрязнения воздуха. Парниковый эффект. Причины загрязнения вод. Влияние загрязнения и хозяйственной деятельности человека в пресных и морских водах на биоциноз. Антропогенные изменения почвы

 Радиоактивное загрязнение биосферы.

Влияние человека на растительный и животный мир. Природопользование. Пути решения экологических проблем. Принципы рационального природопользования.

Современный этап развития биосферы. Экология здоровья человека.

Практические занятия:

Практическая работа № 9 «Природные ресурсы и их использование.» Практическая работа № 10 «Загрязнение воздуха»

 Практическая работа № 11 «Загрязнение пресных и морских вод» Практическая работа № 12 «Охрана природы и перспективы природопользования»

 Семинар на тему «Биосфера и человек»

Самостоятельная работа обучающихся :

Составление рефератов ,докладов, сообщений, презентаций,  по теме на выбор учащихся

2

Тестирование по всем разделам курса (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

2

Итого 38


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета .

Оборудование учебного кабинета:

     

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

-  информационные стенды

-  Технические средства обучения:  компьютер с лицензионным программным       обеспечением;

-   экран и мультимедийный проектор;

-   демонстрационные плакаты.

-   информационное обеспечение

Основные источники:

 

1. Тупинин Е.И. Общая биология с основами природоохранной деятельности: учебное пособие для начального профессионального образования.- М.:ИРПО: изд.центр «Академия»,2000.

2. Чернова Н.М. Экология.10(11)кл.:учеб. для общеобразоват.учреждений.- М.:Дрофа,2008.

 3. Зверев А.Т.Экология. 10-11кл.учебник.-М.:Оникс,2005 4. Зубрева Н. И. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. Москва, 199

Адреса сайтов в Интернете :

www.bio.1september.ru –газета «Биология»,приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.eidos.ru –Эйдос, центр дистанционного образования

www.km.ru/education -учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мифодий»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

                 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе проведения лекционных, практических занятий, тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, сообщений, докладов, исследований. 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь сравнивать, доказывать, вычленять идеи учебного материала, составлять тезисы, конспектировать, составлять схемы

Характеризовать правила экологических пирамид, признаки устойчивости сообществ. Цепи питания.

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

 Выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования;

Определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

 Формировать траекторию будущего профессионального и личностного развития, бережное отношение к природе, окружающей среде.

Знания:

 

Давать определения терминам, называть примеры

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.

Организация работы с текстом, заполнение таблицы, составление схемы.

Проблемная беседа, изложение, частично- исследовательская деятельность .

Лекция, поисковая беседа, работа с учебником, презентация, индивидуальные задания, проектная деятельность, тестирование.


Техническая экспертиза программы учебной дисциплины

ОБЖ  для специальностей всех профилей преподавателя Соплиной О.Н.

представленной  ООП  МПЦК естественнонаучных дисциплин.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наименование экспертного показателя

Экспертная оценка

да

нет

Экспертиза оформления титульного листа и оглавления

  1. 1.

Наименование программы учебной дисциплины на титульном листе совпадает с наименованием дисциплины в тексте ФГОС

+

  1. 2.

Нумерация страниц в «Содержании» верна

+

Экспертиза раздела 1 «Паспорт рабочей  программы учебной дисциплины»

  1. 3.

Раздел 1 «Паспорт рабочей программы учебной дисциплины» имеется

+

  1. 4.

Наименование программы дисциплины совпадает с наименованием на титульном листе

+

  1. 5.

Пункт 1.1. «Область применения программы» заполнен

+

  1. 6.

Пункт 1.2. «Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы» заполнен

+

  1. 7.

Пункт 1.3. «Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины» заполнен

+

  1. 8.

Требования к умениям и знаниям соответствуют перечисленным в тексте ФГОС

+

  1. 9.

Пункт 1.4. «Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины» заполнен

+

Экспертиза раздела 2 «Структура и  содержание учебной дисциплины»

  1. 10

Раздел 2. «Структура и  содержание учебной дисциплины» имеется

+

  1. 11.

Пункт 2.1. «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» заполнен

+

  1. 12.

Таблица 2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины заполнен

+

  1. 13.

Объем максимальной учебной нагрузки обучающегося в паспорте программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает

+

  1. 14.

Объем обязательной аудиторной нагрузки в паспорте программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает

+

  1. 15

Объем времени, отведенного на самостоятельную работу обучающихся, в паспорте программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает

+

Экспертиза раздела 3 «Условия реализации программы дисциплины»

  1. 16.

Раздел 3 «Условия реализации программы дисциплины» имеется

+

  1. 17.

Пункт 3.1. «Требования к минимальному материально-техническому обеспечению» заполнен

+

  1. 18.

Пункт 3.2. «Информационное обеспечение обучения» заполнен

+

  1. 19

В списке основной литературы отсутствуют издания, выпущенные более 5 лет назад

+

Экспертиза раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины»

  1. 20.

Раздел 4. «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» имеется

+

  1. 21.

Наименования знаний и умений совпадают с указанными в п. 1.3

+

ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа дисциплины может быть направлена на содержательную экспертизу

+

27 августа 2013 года / Н.И. Мифтахова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

рабочая программа "Занимательная экология"

Программа предназначена для педагогов  допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...