Главные вкладки

    Рабочая программа по Экологии Республики Коми для 11 классов
    рабочая программа по экологии (11 класс) на тему

    Быкова Екатерина Павловна

    Настоящая программа является продолжением предмета экологии в 11 классе ( 1 час в неделю).  Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.

    Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и методического пособия «Зеленый пакет» и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

    Настоящая программа составлена на 34 часа (в год),  в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.

    Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

    -  развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;

    -  формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;

    -  раскрывать универсальную ценность природы;

    -  привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;

    -  формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;

    -  побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;

    -  привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.

    Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologiya_rk_11_klass.docx26.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

    Настоящая программа является продолжением предмета экологии в 11 классе ( 1 час в неделю).  Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.

    Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и методического пособия «Зеленый пакет» и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

    Настоящая программа составлена на 34 часа (в год),  в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.

    Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

    -  развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;

    -  формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;

    -  раскрывать универсальную ценность природы;

    -  привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;

    -  формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;

    -  побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;

    -  привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.

    Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе.

    Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии.

    Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе на основе методического пособия «Зеленый пакет» раскрываются основы 5 частей :

     1. Природная среда: воздух, вода, почва, биоразнообразие.

    2. Неблагоприятные воздействия: урбанизация, отходы, шум, химические вещества,

    3. Экономика и окружающая среда: энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, туризм.

    4. Глобальные проблемы: изменение климата, разрушение озонового слоя, подкисление и закисление, моря и океаны.

    5. Ценности: общество потребления, здоровье и окружающая среда, права граждан, наша планета в будущем.

    Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 11 классах, для формирования новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе, а не только получение и закрепление новых знаний в области окружающей среды и устойчивого развития.

    Преподавание курса «Экология Республики Коми» направлено на достижение выпускниками старшей школы следующих результатов:

    • знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе;
    • понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
    • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;
    • овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;
    • умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;
    • способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;
    • утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;
    • формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований.

    Для оценки достижений учеников используются экологические викторины  и практические, творческие работы.

    ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

    Учащиеся должны знать:

     понятия «экология», «природа», «экологическая ниша», «пищевые взаимосвязи», взаимосвязь живой и неживой природы; названия растений и животных, занесённых в « Красную книгу Республики Коми», встречающиеся в данной местности; значение лесной зоны в жизни людей; экологические проблемы. Промышленные предприятия Республики Коми, которые являются основными виновниками загрязнения окружающей среды.

    В чём заключается взаимосвязь природы и человека; общие признаки экологических проблем; значение международного сотрудничества в решении экологических проблем; правила и нормы поведения в окружающей природной среде.

    Учащиеся должны уметь:

    наблюдать природные явления, определять и объяснять взаимосвязь «человек- природа», «человек - общество»; оценивать отношения окружающих людей (друзей, одноклассников, взрослых) к природе; получать информацию из различных источников; правильно вести себя в лесу, на реке, в общественных местах. оценивать состояние окружающей среды своего села; состояние собственного здоровья; предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды и своего здоровья; научить нормам поведения в природной среде окружающих

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    1. Природная среда: вода, воздух, почва, биоразнообразие. Основные загрязнители воздуха. Способы очистки  воды. Экономия воды.  Типы почв в Республике Коми. Способы охраны почв. Биоразнообразие республики коми. Человек и биоразнообразие. Богатства леса и их охрана.
    2. Неблагоприятные воздействия: урбанизация, шум и способы снижения уровня шума. Материалы и отходы. Управление отходами. Отходы в нашем населенном пункте. Сжигание отходов. Основные принципы борьбы с отходами. Химикаты  вокруг нас.
    3. Экономика и окружающая среда: энергетика. Производство энергетики и окружающая среда. Как экономить энергию? Энергосберегающие электрические лампы. Транспорт: на велосипеде в будущее. Промышленное загрязнение в России и Республике Коми. Сельское хозяйство в Республике Коми и его проблемы. Лесное хозяйство: экологические ценности и возраст девственных лесов.
    4. Глобальные проблемы (в пределах Республики Коми): изменение климата, плюс еще один градус, парниковый эффект, как справиться с проблемой парникового эффекта. Воздействие человека на окружающую среду. Последствия разрушения озонового слоя для людей. Кислотные дожди и последствия.
    5. Ценности: здоровье и окружающая среда – всегда ли еда полезна для здоровья. Полезные растения. Здоровье человека на севере. Стресс и здоровье. Право знать и участвовать: право на информацию. Наше будущее в наших руках. Аллергия и загрязнение окружающей среды. Мы и поколения будущего.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

    Экология Республики Коми. 11 класс.

    Тема

    Форма проведения

    Практика .

    Часы.

    Теория. Часы

    Дата проведения.

    1. Природная среда ( 10 часов)

    1.

    Воздух. Основные загрязнители воздуха

    Беседа

    1

    2.

    Исследование запыленности воздуха в школьном помещении

    ( практ. №1). Определение углекислого газа в помещении

    ( практ. №2).

    Практическая работа

    Практическая работа №1, 2

    1

    3.

    Вода основа жизни.

    Беседа

    1

    4.

    Этапы очистки вода в РК.

    Практическая работа с элементами беседы. Доклады.

    Практическая работа №3 « Определение мутности и прозрачности воды»

    1

    5.

    Способы экономии воды.

    Обсуждение

    1

    6.

    Почвы. Типы почв РК. Функции почв.

    Рассказ.

    1

    7.

     Простые способы охраны почв.

    Обсуждение беседа

    1

    8.

    Биоразнообразие РК.

    Рассказ

    1

    9.

    Как сохранить биоразнообразие в лесах.

    Доклады.

    1

    10.

    Как сохранить травянистые местообитания.  Экологическая игра.

    Экологическая игра.

    1

    1. Неблагоприят1ные воздействия ( 4 часа)

    11.

    Шум. Способы снижения уровня шума

    Рассказ. Беседа.

    1

    12.

    Материалы и отходы. Отходы в нашем населенном пункте.

    Обсуждение. Сбор информации.

    1

    13.

    Сжигание отходов. Основные принципы борьбы с отходами.

    Обсуждение

    1

    14.

    Химикаты вокруг нас.

    Практическая работа. Рассказ. Обсуждение.

    Практическая работа №4 «Исследования вреда  и пользы полиэтилена»

    1

    1. Экономика и окружающая среда ( 5 часов)

    15.

    Энергетика. Как экономить энергию. Энергосберегающие лампы.

    Рассказ. Обсуждение.

    1

    16.

    Транспорт. На велосипеде – в будущее.

    Диспут.

    Обсуждение.

    1

    17.

    Промышленные загрязнения в России и РК.

    Доклады. Обсуждение.

    1

    18.

    Сельское хозяйство в РК. Проблемы.

    Доклады. Обсуждение.

    1

    19.

    Лесное хозяйство: ценности, возраст девственных лесов.

    Доклады. Обсуждение.

    1

    1. Глобальные проблемы в Республике Коми ( 5 часов)

    20.

    Изменение климата: плюс еще один градус

    Рассказ. Обсуждение.

    1

    21.

    Парниковый эффект. Как справиться с проблемой.

    Диспут.

    1

    22.

    Изменение климата: воздействие на человека и окружающую среду.

    Диспут. Обсуждение.

    1

    23.

    Последствия разрушения озонового слоя для людей.

    Доклады. Обсуждение.

    1

    24.

    Кислотные дожди и их последствия.

    Беседа.

    1

    1. Ценности ( 10 часов)

    25.

    Здоровье и окружающая среда. Всегда ли еда полезна для здоровья.

    Беседа. Обсуждение.

    1

    26.

    Полезные растения РК.

    Доклады.

    1

    27.

    Здоровье человека на севере.

    Рассказ. Обсуждение. Информационный поиск.

    1

    28.

    Стресс и здоровье.

    Рассказ. Обсуждение. Информационный поиск

    1

    29.

    Права граждан. Право  на информацию.

    Рассказ.

    1

    30.

    Окружающая среда и здоровье: наше будущее в наших руках.

    Обсуждение. Диспут.

    1

    31.

    Аллергия и загрязнение окружающей среды.

    Рассказ.

    1

    32.

    Мы и поколения будущего.

    Обсуждение. Информационный поиск.

    1

    33.

    Наша планета в будущем

    Обсуждение. Информационный поиск.

    1

    34.

    Заключительное занятие.

    Экологическая викторина

    1

    Итого

    34

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Криксунов Е.А, Пасечник В.В. экология. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. – 3 изд. . – М.: 2012.
    2. Криксунов Е.А, Пасечник В.В. экология. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. – 3 изд. . – М.: 1999.
    3. «Зеленый пакет»: Комплект образовательных материалов. – Сентендре (Венгрия): РЭЦ, 2009.
    4. Чернова Н.М. основы экологии: учеб. Для 1-11 классов\ под ред. Н.М Чернова. В.М Галушин. В.М Константинов. – М.: Дрофа,2006.
    5. Маркин Б.М, Наумов Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов.-М.: АО МДС, 1996.
    6. Биологическое разнообразие Республики Коми. Чалышева Л.В,  Стрелова Н.Г. методическое пособие – Сыктывкар, Полиграф-Сервис. 2012.
    7. Атлас Республики Коми. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001.
    8. Историко-культурный атлас Республики Коми.- М.: ДРОФА, ДиК. 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по экологии для 6 - 9 классов.

    Рабочая программа курса экологии для учащихся 5-9 классов составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений,1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и ка...

    Рабочая программа по экологии для учащихся 5 класса по ФГОС второго поколения.

    Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, программно-методичес...

    Рабочая программа по литературе Республики Коми

    Рабочая учебная программа по изучению Литературы Республики Коми предназначена для обучающихся 10 - 11 классоа. Рассчитана на 68 часов, по одному часу в 10 и 11 классе. Программа учитывает национально...

    конспект урока на тему: "Рыбы водоёмов Республики Коми" (7 класс)

    Цель: Сформировать знания у учащихся о рыбах водоёмов Республики Коми: об особенностях внешнего строения рыб в связи с ведущим образом жизни и о видовом разнообразии рыб, обитающих в водоёмах Республи...

    Рабочая программа по Экологии Республики Коми для 10 классов

    Настоящая программа разработана в связи с введением в 10 классах предмета экология (1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образован...

    Программа факультатива "География Республики Коми"

    Программа факультатива " География Республики Коми" , 6 класс, 8 класс...

    Рабочая программа по экологии для 5-7 классов.

    Рабочая программа по экологии....