Рабочие программы по экологии для 6 - 9 классов.
рабочая программа по экологии по теме

Малец Владимир Франкович

Рабочая программа курса экологии для учащихся 5-9 классов составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений,1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И.Буланого).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_ekologiya_2012-2013.zip117.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей естеств.математич. цикла

 Малец В.Ф. /______/

Протокол № 1

от  28.08. 2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 42  » Крупкина Н.Н.

/_______/

31. 08.  2012г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 42  » Бастрикова О.А.

 /_________/

Приказ № 182

 от 01. 09.2012г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «экология»

для обучающихся 6 класса МБОУ «СОШ № 42»

Энгельсского муниципального района

на 2012-2013 учебный год

Составитель:

Малец Владимир Франкович,

учитель биологии, экологии, химии высшей квалификационной категории.

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от 29.08.2012г .

г. Энгельс

2012 год

Раздел 1

Пояснительная

записка

Программа по экологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа № 42»  ЭМР Саратовской области для 6 класса.

   Рабочая программа курса экологии для учащихся 6 класса  составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений,1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И.Буланого).

Она предусматривает изучение экологии в 6 классе  «Экология растений» -34 урока (1 ч в неделю), учащиеся собраны в 5 класс из двух, уровень общего развития средний и слабый.

    В   данной учебной программе предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. В экологии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.д.

    Предмет экология  входит в образовательную область естественно-математических дисциплин.

     Главные цели основного общего образования состоят в:

1) формировании целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;

2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

   Целями изучения экологии в основной школе являются:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость экологического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли экологии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого экологические знания;

3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества.

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные:

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с гербарием и микроскопом, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе. Умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;

- создать условия для формирования у обучающихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для любого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия).

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Экология растений»

1.Называть основные экологические факторы в жизни растений.

2.Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.        

3.Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

4.Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.  

5.Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

6.Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни
жизненного состояния растений.

7.Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

8.Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте  веществ и непрерывности жизни.

9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

Формы организации образовательного процесса

урок-консультация

урок-практическая работа

урок-деловая игра

урок-соревнование

компьютерный урок

урок с групповыми формами работы

уроки взаимообучения учащихся

урок-зачет

урок-конкурс

уроки общения

урок-игра

урок-конференция

урок-семинар

интегрированные уроки

Технологии, используемые в образовательном процессе

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов, технологии, построенные на основе  объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышению познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Технология индивидуализации обучения

Информационно-коммуникативные технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Исследовательская деятельность

Применение ИКТ

Формы контроля

Индивидуальный

Групповой

Фронтальный

Виды контроля

Предварительный

Текущий

Тематический

Итоговый

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности. Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырех элементарных ключевых компетенций:

Информационная компетенция – готовность работать с информацией.

Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной.

Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих.

Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трех предыдущих.

Модель выпускника

Раздел 2.

Учебно-тематический

план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Введение Приспособления растений к экологическим факторам

3

1

1

2

Свет в жизни растений.

3

1

1

3

Тепло в жизни растений

3

1

4

Вода в жизни растений.

3

2

1

5

 Воздух в жизни растений

3

1

6

Почва  в жизни растений

2

2

7

Взаимоотношения между животными и растениями

2

1

2

8

Взаимоотношения между растениями

2

1

1

9

Грибы и бактерии в жизни растений

1

2

1

10

Онтогенез растений.

2

1

11

Разнообразие условий существования и их влияние на растения.

2

1

12

Жизненные формы растений.

2

1

13

Приспособления растений к условиям жизни в сообществах.

5

1

14

Экология растений – научная основа охраны природы.

1

1

итого

34

7

9

8

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Вид занятий

Деление на виды деятельности и формы

Формы и методы контроля

6 класс

1. Введение

3

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Экскурсия в природу. Ознакомление с цветковыми растениями разных мест обитания, с осенними явлениями в жизни растений, со способами распространения плодов и семян, с правилами поведения в природе.

Отчёт об экскурсии

2. Приспособления растений к экологическим факторам

1

 

Комбинированный урок

ИКТ, фронтальный опрос

Глава 1. Свет в жизни растений.

3

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Лабораторная работа. Влияние света на анатомическое строение листьев.

тест

Глава 2. Тепло в жизни растений

3

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Блиц-опрос

Глава 3. Вода в жизни растений.

3

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Реферат, тест

Глава 4. Воздух в жизни растений

3

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Устный опрос, тест

Глава 5.Почва  в жизни растений

2

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний

Сообщение , тест

Глава 6. Взаимоотношения между животными и растениями

2

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

ИКТ

Заочное путешествие

Глава 7. Взаимоотношения между растениями

2

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

ИКТ

Заочное путешествие

Глава 8. Грибы и бактерии в жизни растений

1

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Глава 9. Онтогенез растений.

2

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Лабораторная работа. Изучение онтогенеза травянистого многолетнего растения.

Глава 10. Разнообразие условий существования и их влияние на растения.

2

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний

Глава 11. Жизненные формы растений.

2

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Лабораторная работа. Разнообразие жизненных форм травянистых растений (стержнекорневые, кистекорневые, корневищные, луковичные, клубнеобразующие и др.).

Глава 12. Приспособления растений к условиям жизни в сообществах.

5

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Глава 13. Экология растений – научная основа охраны природы.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Итого:

34

Раздел 3

Содержание тем

 учебного курса

Содержание тем учебного курса

6 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2 ч).

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится по экологической тропе школы.)

Тема 2. Свет в жизни растений (3 ч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Практическая работа. Определение количества солнечных дней в году в своей местности. (Выполняется по дневникам учащихся.)

Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)

Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с  его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Практическая работа. Определение среднегодовой и среднее зонных температур своей местности и растений, приспособленных к ним. (Среднегодовые и среднесезонные температуры определяются по дневникам наблюдений. С помощью учителя по справочникам определяются сельскохозяйственные растения, наиболее приспособленные к выращиванию в своей местности.)

Тема 4. Вода в жизни растений (3 ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Практические работы. Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности. (Определение ведется по дневникам.) Приспособленность растений своей местности к условиям влажности. (Доказывается необходимость воды и тепла для прорастания семян.)

Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.

Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)

Тема 5. Воздух в жизни растений (3 ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.) Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)

Тема 6. Почва в жизни растений (3 ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав поч- вы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. (Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: песке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода. В ходе работы доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.)

Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится по экологической тропе и кабинетам школы с целью ознакомления  выращивания комнатных растений.)

Тема 7. Животные и растения (2 ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений. Лабораторные работы. Способы распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.) Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1 ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями. (С помощью гербарных экземпляров, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2 ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой.

Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология фенологические фазы.

Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года. (Для разных мест ностей экскурсия может проходить как зимой, так и весной. В ходе экскурсии нужно познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.)

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1 ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных со стояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2 ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Практическая работа. Воздействие человека на растительность. (По материалам учебного пособия «Экология растений», учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» , учебника «История средних веков» прослеживается влияние человека на растительность на разных этапах развития общества.)

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.)

Тема 14. Растительные сообщества (3 ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера и т. д. (Группами по 3-5 человек обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и т. д., выясняется степень антропогенного влияния на растения.)

Экскурсия. Строение растительного сообщества.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения. Красная книга, охраняемые территории.

Практическая работа. Охраняемые территории России. (С помощью пособия «Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий России и с охраняемыми растениями своей местности.)

Раздел 4

Календарно-

тематический

план

Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Конт-роль, л/р, п/р и т.д.

Дата

Повторение

план

факт

1 триместр

I

Введение

3

1

Предмет изучения экологии растений. Экология особей. Экология популяций. Экология сообществ.

1

2нс

2

Окружающая среда (среда обитания). Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни: наземно-воздушная, водная ,почвенная, тело другого организма.

Внешний вид наземных и водных растений, растений, ведущих паразитический и полупаразитический образ жизни.

1

3нс

3

Экскурсия в природу. Ознакомление с цветковыми растениями разных мест обитания, с осенними явлениями в жизни растений, со способами распространения плодов и семян, с правилами поведения в природе.

1

Экскурсия в природу

4нс

II

Приспособления растений к экологическим факторам

14

Глава 1

Свет в жизни растений.

3

4

Свет как экологический фактор и его значение для растений.

1

5нс

5

Приспособление зелёных растений к использованию света (увеличение площади листовой поверхности, ориентация листьев по отношению к свету, число хлоропластов в клетках и др.).

1

1но

6

Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые (гелиофиты), тенелюбивые (сциофиты), теневыносливые (факультативные гелиофиты). Их приспособительные анатомо-морфологические особенности. Приспособления растений к слабому освещению. Лабораторная работа. Влияние света на анатомическое строение листьев.

1

ЛР№1

2но

Глава 2

Тепло в жизни растений

3

7

Тепло как экологический фактор; источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений и её зависимость от температуры  окружающей среды.

1

3но

8

Приспособления растений к высоким и низким температурам. Причины гибели растений от низких и высоких температур.

1

4но

9

Нехолодостойкие растения. Неморозостойкие и льдоустойчивые растения . Нежаростойкие виды. Жаровыносливые эукариоты (растения степей, пустынь, саванн). Жароустойчивые прокариоты (бактерии, некоторые виды цианобактерий). Пирофиты – растения, устойчивые к пожарам.

1

3нн

Глава 3

Вода в жизни растений.

3

10

Вода как экологический фактор и её роль в жизни растений.

1

4нн

11

Приспособления растений к водному режиму. Влияние различных форм воды на растение и растительность. Экологические группы растений по отношению к водному режиму.

1

5нн

2 триместр

12

Лабораторная работа. Анатомо-морфологические особенности растений по отношению к водному режиму (гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты).

1

ЛР№2

1нд

Глава 4

Воздух в жизни растений

3

13

Роль воздуха в жизни растений. Состав и физические свойства воздуха, их влияние на растения.

1

2нд

14

Ветер. Приспособления растений к ветроопылению. Приспособления у плодов и семян к переносу ветром.

1

3нд

15

Влияние атмосферных загрязнений на растения.

1

4нд

Глава 5

Почва в жизни растений

2

16

Эдафические и орографические факторы среды. Почва как среда обитания. Особенности температурного, водного и воздушного режимов в почве. Экологическое значение почвенного покрова. Экологические группы растений по отношению к разным типам почв.

1

3ня

17

Жизнь растений в условиях вечной мерзлоты. Экологические особенности растений засоленных почв, сыпучих песков, сфагновых болот. Улучшение почв человеком. Охрана почв. Рельеф и его влияние на растительность. Экологические особенности горных растений.

1

4ня

Глава 6

Взаимоотношения между животными и растениями

2

18

Биотические связи между животными и растениями. Роль животных в опылении и распространении растений.

1

5ня

19

Растения и растительноядные животные. Растения-0хищники.

1

1нф

Глава 7

Взаимоотношения между растениями

2

20

Взаимоотношения между растениями: конкуренция (межвидовая и внутривидовая), симбиоз, паразитизм, полупаразитизм.

1

2нф

21

Отношения лиан и эпифитов к хозяину. Влияние растений друг на друга через изменения среды.

1

3нф

Глава 8

Грибы и бактерии в жизни растений

1

22

Роль сапрофитных почвенных бактерий и грибов в жизни зелёных растений. Отличие сапрофитов от паразитов. Непрерывность жизни. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, её роль в жизни растений. Бактериальные клубеньки. Зелёные удобрения. Бактериальные и грибковые болезни растений.

1

4нф

9

Онтогенез растений.

2

23

Понятие онтогенеза. Календарный возраст. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Отличительные признаки возрастных состояний растений на примере дерева и травы.

1

5нф

3 триместр

24

Периоды жизни и возрастные состояния растения. Лабораторная работа. Изучение онтогенеза травянистого многолетнего растения.

1

1нм

Глава 10

Разнообразие условий существования и их влияние на растения.

2

25

Условия существования растений. Различия растений по разнообразию условий их существования. Широкая и узкая экологическая приспособляемость.

1

2нм

26

Жизненное состояние растений: высокий, средний и низкий его уровни.

1

3нм

Глава11

Жизненные формы растений.

2

27

Эколого-морфологическая классификация жизненных форм растений. Разнообразие жизненных форм растений.

1

1на

Экология особей, популяций, сообществ.

§1,2

28

Зависимость жизненных форм растений от эколого-ценотических условий (на примере одного вида). Лабораторная работа. Разнообразие жизненных форм травянистых растений (стержнекорневые, кистекорневые, корневищные, луковичные, клубнеобразующие и др.).

1

ЛР№3

2на

Глава 12

Приспособления растений к условиям жизни в сообществах.

5

29

Понятие о растительном сообществе. Естественные и искусственные растительные сообщества, их видовое разнообразие. Доминирующие и сопутствующие виды. Виды эдификаторы.

1

3на

Свет в жизни растений     §3-8

30

Распределение растений по ярусам (пространственная структура леса) как условие существования видов в сообществе. Открытые и закрытые растительные сообщества.

1

4на

Тепло в жизни растений

 §9-13

31

Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Обилие и плотность вида. Вегетативно неподвижные и подвижные растения. Счётные единицы. Формулы древостоя. Глазомерный учёт обилия.

1

1нм

Вода и воздух в жизни растений   §14-25

32

Изменения растительных сообществ: суточные, сезонные и многолетние. Обратимые и необратимые (смены растительных сообществ) изменения растительных сообществ.

1

2нм

Взаимоотношения между животными и растениями   §31-36

33

Приспособления растений к жизни в лесу. Приспособления растений к условиям жизни на открытых местообитаниях, к условиям жизни в водоёмах.

1

3нм

Онтогенез растений

§ 43-45  

Глава 13

Экология растений – научная основа охраны природы.

1

34

Воздействие человека на растительность. Охраняемые растения Саратовской области. Роль ботанических садов, заповедников, заказников и ботанических памятников природы в охране видов растений и растительных сообществ. Красная книга.

1

4нм

§57,58

Раздел 5

Учебно-

методическое обеспечение

Перечень учебно-методического обеспечения:

Преподавание ведётся по учебнику:

1. А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений. Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Под ред. доктора биол. наук проф. Н.М.Черновой- М.: «Вентана-Граф»,2009 и посл. .-224 с.

Литература для учителя:

1.Серебряков И. Г. Экологическая морфология растений. Жизненные формы покрытосеменных и хвойных. М: Высшая школа, 1962.

2.Серебрякова Т.Е. Жизненные формы растений // Жизнь растений: в 6-и т. М.: Просвещение, 1974. Т. 1.        

3.Тимонин А.К., Нотов А. А. Большой практикум по экологической анатомии покрытосеменных растений. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1993.

4.Чернова И.М. Ценопопуляции растений (основные понятия и структура). М.: Наука, 1976. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1988.        
5.УрановАЛ. Растение и среда // Жизнь растений: в 6-и т. М.: Просвещение, 1974. Т. 1.  

Литература для учащихся

1.Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. М: Мысль, 1985.

2.Бондаренко И.А. Экология растений. Тетрадь с печатной основой для учащихся 7 кл. Саратов: Лицей, 1997.

3.Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. М.: Вентана-Граф,2012 г.

4.Гроздова Н.В. Занимательная дендрология М : Лесная промышленность, 1981.

5.Краткий словарь ботанических терминов. /Сост. М.В Буланая и др. Саратов: Изд-во Саратов, пед. ин-та, 1993.

6.Охраняемые растения Саратовской области. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1979.  

7.Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М: Просвещение, 1982.

8.Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986 9.Петров В.В. Лесные тайны. М.: Лесная промышленность, 1989

10.Саратовские леса: 200 лет Лесному департаменту России. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга»,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 5 класс

Рабочая программа  курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательн...

Рабочая программа по экологии 8 класс

Рабочая программа  составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и авторских программ: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

рабочая программа по экологии 10 класс, 34 часа

Рабочая программа составлена по учебнику Экология 10-11 класс под редакцией Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М.Константинова...