Рабочая программа по экологии 5 класс
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

 

 

Рабочая программа  курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого).

Данная программа подкреплена учебником Суховой Т.С., Строганова В.И. «Природоведение», 5 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2009. – 224 с.

Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

- преемственности начального и основного общего образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении,  познавательной деятельности).

Эти идеи  являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Цель курса: целенаправленное формиро­вание общих биологических и экологических понятий через установле­ние общих признаков жизни: вырас­тить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование курса «Введение в биологию и экологию»

№ п/п

Название темы урока  

Кол-во

часов

Тип и форма урока

Формы контроля

Дата

План

Факт

1.

Введение. Многообразие явлений и процессов в природе

1

Урок ознакомления с новым материалом

Предварительный

2

Живые организмы

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный  опрос

3

Прибор, открывающий тайны

1

Урок ознакомления с новым материалом

Текущий  опрос

4

Как идёт жизнь на Земле

1

Урок-лекция

Текущий опрос

5

Как размножаются живые организмы

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос

6

Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос

7

Почему всем хватает места на Земле

1

Урок-семинар

Фронтальный  опрос

8

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия

1

Урок-семинар

Фронтальный опрос

9

Как питаются разные животные

1

Урок ознакомления с новым материалом

Индивидуальный письменный

10

Как питается растение

1

Урок ознакомления с новым материалом

Индивидуальный письменный

11

Только ли лист кормит растение

1

Урок-семинар

Текущий опрос

12

Как питаются паразиты

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос

13

Нужны ли минеральные соли животным и человеку

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос

14

Можно ли жить без воды

1

Урок ознакомления с новым материалом

Индивидуальный письменный

15

Можно ли жить не питаясь.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Индивидуальный письменный

16

Как можно добыть энергию для жизни

1

Урок-семинар

Фронтальный  опрос

17

Запасают ли живые организмы питательные вещества

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос

18

Можно ли жить и не дышать

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос

19

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос

20

Обобщающий урок по теме «Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды»  

1

Урок закрепления знаний

Тестирование

21

Деление живых организмов на группы

1

Урок ознакомления с новым материалом

Текущий опрос

22

Царства живой природы. Растения

1

Урок ознакомления с новым материалом

Индивидуальный

23

Царства живой природы. Грибы

1

Урок ознакомления с новым материалом

Индивидуальный письменный

24

Царства живой природы. Животные

1

Урок ознакомления с новым материалом

Индивидуальный письменный

25

Царства живой природы. Бактерии.  Вирусы

1

Урок ознакомления с новым материалом

Индивидуальный письменный

26

Урок закрепления знаний по теме  «Многообразие живого мира»

1

Урок закрепления знаний

Самостоятельная работа

27

Среда обитания. Факторы среды  

1

Урок ознакомления с новым материалом

Индивидуальный

28

Кто живет в воде

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный

29

Обитатели суши

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный

30

Кто живёт в почве

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный

31

Организм как среда обитания

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный

32

Природное сообщество. Экосистема

1

Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

33

Как живут организмы в природном сообществе

1

Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

34

Человек – часть живой природы

1

Урок-семинар

Самостоятельная работа

Итого: 34 часа

Содержание тем учебного курса

№ п/п

Наименование

разделов и тем  

Кол

часов

Содержание учебной темы

Основные

 изучаемые вопросы

.  

Требования к знаниям и умениям обучающихся



1.






2.



3.



4.



5.



6.






7.













8.






9.






10.







11.




12.





13.



14.



15.









16.









17.



18.




19.










20.



21.



22.



23.


24.



25.







     26.



27.


     28.



29.



30.






31.



32.






33.



     34.



 

Введение

 Многообразие явлений и процессов в природе


Тема 1.  Явления в живых организмах


 Живые организмы



Прибор, открывающий тайны


Как идёт жизнь на Земле



Как размножаются живые организмы


Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются




Почему всем хватает места на Земле








Тема 2.  Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды  

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия


Тема 3. Как питаются живые организмы  

Как питаются разные животные





Как питается растение







Только ли лист кормит растение



Как питаются паразиты


 



Нужны ли минеральные соли животным и человеку


Можно ли жить без воды

 


Можно ли жить не питаясь.

Как можно добыть энергию для жизни







Запасают ли живые организмы питательные вещества




Тема 4. Дыхание и обмен веществ


Можно ли жить и не дышать



Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду


Контрольно-обобщающий урок по темам  «Явления и процессы в живых организмах», «Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды»  


Тема 5. Многообразие живого мира

Деление живых организмов на группы

 

Царства живой природы. Растения

 

Царства живой природы. Грибы


Царства живой природы. Животные

Царства живой природы. Бактерии.  Вирусы


Урок обобщающего повторения по теме  «Многообразие живого мира»


Тема 6. Среда обитания. Факторы среды  

Среда обитания. Факторы среды  

 

Кто живет в воде


Обитатели суши



Кто живёт в почве


 

Организм как среда обитания



Тема 7.  Природное сообщество

Природное сообщество. Экосистема


Как живут организмы в природном сообществе



Тема 8. Человек и природа


Человек – часть живой природы


Влияние человека на биосферу


1 ч


1


6 ч



1



1



1



1



1






1













1




8 ч


1






1







1




1





1



1

 


1









1









1



1




1










1



1



1


 

1


1



1


 





1



1


1



1



1






1



1






1

 

1

 История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникнове-ния новых живых организмов на Земле.




Явления в живых организмах: рождение, рост, развитие, старение, смерть

Устройство микроскопа



Воспроизводство себе подобных – главное свойство всего живого. Половое и бесполое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы.

Расселение потомства у животных и растений.



Взаимосвязь растений и животных.












Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организ-мов. Регуляция численности.



Способы питания животных.

Отношения «хищник – жертва», «паразит – хозяин».



 

Способы питания растений.







Минеральные вещества. Нитраты




Питание паразитов, их участие в регулировании численности организмов



Цепи питания



Роль воды в питании живых организмов


Пища – источник энергии. Солнце– источник энергии. Движение и расход энергии. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии





 Питательные вещества – энергия для движения организма, поддержания его жизнедеятельно-сти, роста и обеспечения питания зародыша при его развитии




Наличие кислорода – необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека.

Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружаю-щую среду










Представления о царствах живой природы. Систематика. Систематические единицы: вид, царство.

Биологическое разнообразие.









Бактерии.  Вирусы










Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания.


Жизнь   водоёмах


Жизнь в лесах, пустыне, воздухе,   на суше


Обитатели почв



Паразиты




Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение.  


Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе




Человек – разумное существо. Регулирование потребностей человека

Влияние человека на биологическое разнообразие. Современные проблемы охраны окружающей среды

Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших класс-циях; отдельных методах изучения природы; сравнивать природные объекты не менее чем по 34 признакам.

Знать о многообразии живых организмов и их свойств;



Знать устройство микроскопа; уметь работать с увелич. приборами.

Знать о способах и особенностях размножения живых организмов; уметь закладывать опыты, готовить простейшие микропрепараты, работать с лаб. оборуд.

Знать о многообразии растений в своей местности, о способах распространения плодов и семян;  уметь наб-людать, собирать и состав-лять гербарии и коллекции.

Знать о взаимосвязях живых и неживых компонентов природы, иметь представ-ления о приспособленностях, обеспечивающих выживание потомства у разных видов организмов;  уметь делать выводы на основе наблюде-ний и опытов.

Знать о благопр. и неблагопр условия среды;  иметь представления о цепях питания;  уметь определять приспособленности живых организмов к услов. среды, причины гибели организмов.


Знать о многообразии животных;  иметь представ. о многообразии способов питания животных;  уметь определять приспособленнос-ти животных к разным способам питания


Знать о способности растений самостоятельно производить органические вещества из неорганических;

иметь представления о хлорофилле и его значении в жизни растений

Знать о роли корней в мин. питании растений;  иметь представления о хищных растениях

Знать о значении паразитов в регулировании численности организмов;  уметь опр-ть приспособленности орг.  к паразитич. образу жизни

Знать о роли минерал.  в-в  в жизни  животных и человека; уметь сост-ть цепи питания

Знать о роли воды в питании живых организмов;  уметь делать выводы на основе наблюдений и опытов.

Знать об основных источник, энергии  для живых орг-ов;  иметь представления о зависимости движения и расхода энергии;;  уметь объяснять зависимость                     « движение органов растения – добыча энергии»

Знать о роли питательных веществ для роста, развития и поддержания процессов жиз- недеятельности живых орг-ов и их зародышей


Знать о кислорода  в жизни  живых организмов;  иметь представления об органных дыхания разных живых организмах; уметь объяснять изменения частоты дыхания.

Знать о взаимосвязи процессов питания, дыхания, выделения живых организмов

и окружающей среды









Знать о характерных признаках представителей разных царств органического мира;  иметь представления о систематике, систематич. единицах: вид, царство;








Иметь представления о неклеточных формах жизни








Знать о средах обитания живых организмов и их особенностях; об приспособ-ленностях жив. организмах к жизни в разных средах

уметь объяснять взаимосвязи представителей разных царств со средой обитания





Знать о паразитических организмах разных царств орг. мира


Знать о взаимоотношениях и взаимосвязях организмов между собой и с окружающей средой

Уметь наблюдать объекты природы, фиксировать и объяснять изменения в жизни живых организмов


Знать правила поведения в природных сообществах

Уметь оказывать посильную помощь в деле охраны природы, вести наблюдения за жизнью природы, предлагать способы решения экологических проблем



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого).

Данная программа подкреплена учебником Суховой Т.С., Строганова В.И. «Природоведение», 5 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2009. – 224 с.

Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

- преемственности начального и основного общего образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении,  познавательной деятельности).

Эти идеи  являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Цель курса: целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные: 

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ  и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

 - развивать  у учащихся  все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

В 5 классе на реализацию курса экологии «Введение в биологию и экологию» согласно базисному учебному плану из  регионального компонента выделено 34  учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед)

В ряде международных и национальных документов образование в области окружающей среды (экологическое образование) признается приоритетным на правлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.

Вводный курс экологии «Введение в биологию и экологию» даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предполагается ввести учащихся 5 класса в мир биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята информация о живой и неживой природе, которые ученики получили в курсе «Окружающий мир». Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете, с учётом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Экологический подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения экологии и биологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Курс экологии «Введение в биологию и экологию» для  учащихся 5-х классов состоит из следующих разделов: 

Раздел

Кол. часов

Введение

 1.  Явления в живых организмах

 2.  Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

 3.  Как питаются живые организмы

 4.   Многообразие живого мира

 5. Среда обитания. Факторы среды  

 6.   Природное сообщество

 7.  Человек и природа

1

6

1

12

5

4

3

2

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах,  дидактические тесты,   самостоятельные   работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.



Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

Базовый уровень:

- методы изучения природы: наблюдение, опыт, измерение, эксперимент;

-  о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

- основные признаки  биологических явлений;

- среды обитания живых организмов;

- устройство простейших увеличительных приборов;

- характерные признаки организмов разных царств органического мира;

- примеры съедобных и ядовитых шляпочных грибов;

- правила поведения в природных сообществах.

Продвинутый уровень:  

- иметь представление  о разнообразии живых организмов своей местности, особенностях их питания и размножения;

- иметь представления о факторах живой и неживой природы, влияющих на жизнь живых организмов;

- иметь представления о неклеточных формах жизни;

- иметь представления о способах размножения живых организмов.

Учащиеся должны уметь:

Базовый уровень: 

- наблюдать за  биологическими явлениями;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 34 признакам;

- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности;

- приводить примеры приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- описывать личные наблюдения;

- объяснять влияние природных явлений на живой организм;

- описывать результаты наблюдений;

- работать с простейшим лабораторным оборудованием и увеличительными приборами;

- проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результат;

- выполнять инструкции правил безопасности.

 Продвинутый уровень: 

- составлять цепи питания, доказывать единство живой и неживой природы;

- оказывать посильную помощь в деле охраны природы, вести наблюдения за жизнью природы;

- работать с дополнительной литературой и другими источниками знани

Перечень учебно-методического обеспечения

         

Методические и учебные пособия

1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов:  ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

2. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение», 5 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2009. – 224 с.

3. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.

4. Соболева Л.А. Природоведение. 5 класс. 1,2 ч.: Тетрадь с печатной основой. – Саратов: «Лицей», 2001. – 64 с.

Литература для учащихся 

1. Красная книга Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов. обл. – Саратов: изд-во Торгово-промышленной палаты Саратов. обл., 2006. – 528 с.

Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...