ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ НА МИКРОУЧАСТКЕ ШКОЛЫ № 3 с. АРЗГИР"
творческая работа учащихся по экологии на тему

Новак Светлана Владимировна

Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков – эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши растения, водоёмы, землю, воздух от оскуднения, надо знать природу, глубоко понимать её законы и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо ещё «уметь видеть», то есть получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, помогает знание природы.

   Человек должен понимать значимость взаимодействия общества и природы, осознавать важность и необходимость практической помощи окружающей среде. И конечно, прежде всего человек должен разумно использовать биологические ресурсы, поддерживать устойчивость и продуктивность природных экосистем и экосистем, созданных самим человеком, способствовать их развитию. Так растительность, включая леса - восстановимые природные ресурсы. Основу растительности Арзгирского района составляют злаковые травянистые растения, но на незначительной части территории с.Арзгир и близ лежащих к нему мест произрастает древесная растительность и лесонасаждения, созданные человеком. Арзгирский  район расположен на Северо – Востоке Ставропольского края – крайне засушливая зона. Преобладают светло – каштановые почвы. Очень жаркое и засушливое лето, недостаточное количество осадков в течение года, часто дует северо – восточный ветер, в тёплое время года пыльные бури. Поэтому, учитывая сложные климатические особенности Арзгирского района очень важно рациональное использование растительного покрова, древесных насаждений,  их сохранение и приумножение. Ведь древесные насаждения очищают воздух от пыли, вредных газов, копоти, защищают жителей от шума, укрепляют почву корнями, защищают поля от знойных ветров и разрушения почвы, создают благоприятные условия для жизни людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 с.АРЗГИР

АРЗГИРСКОГО РАЙОНА  СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

       ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ

      ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ  

                               ДЕРЕВЬЕВ

НА МИКРОУЧАСТКЕ ШКОЛЫ № 3 с. АРЗГИР

                                             Работа ученицы 11 А класса

                                                                 МБОУ СОШ №3 с.Арзгир

                                                                 Арзгирского района

                                                                 Ставропольского края

                                                                 Сологуб  Анастасии

                                                                 Руководитель

                                                                 Учитель биологии

                                                                 ( высшей категории)

                                                                 Новак Светлана Владимировна

                                                         

                                            2014 год

                                     Содержание                                                        

                                                                                                                         

                                                                                                                              Стр

Введение………………………………………………………………………….3

1. Обзор литературы и обоснование направлений исследования………..6

 1.1 Окружающая среда и растения…………………………………………..6

 1.2 Роль зеленых насаждений. …………….………………………………….6                                                                

 1.3 Основные формы озеленения микрорайона школы № 3. ……………6

1.4 Видовой состав деревьев и кустарников. ……………………………….7

1.5 Болезни зелёных насаждений……………………………………………...7

2. Материалы и методика…………………………………………………........8

3. Результаты исследования…………………………………………………..11

Выводы……………………………………………………………………..........15    

Литература………………………………………………………………………16

Приложение……………………………………………………………………..17

                                                     

                                                                                                               

                                             

                                                          

                                                     

                                                        Введение

Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков – эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши растения, водоёмы, землю, воздух от оскуднения, надо знать природу, глубоко понимать её законы и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо ещё «уметь видеть», то есть получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, помогает знание природы.

   Человек должен понимать значимость взаимодействия общества и природы, осознавать важность и необходимость практической помощи окружающей среде. И конечно, прежде всего человек должен разумно использовать биологические ресурсы, поддерживать устойчивость и продуктивность природных экосистем и экосистем, созданных самим человеком, способствовать их развитию. Так растительность, включая леса - восстановимые природные ресурсы. Основу растительности Арзгирского района составляют злаковые травянистые растения, но на незначительной части территории с.Арзгир и близ лежащих к нему мест произрастает древесная растительность и лесонасаждения, созданные человеком. Арзгирский  район расположен на Северо – Востоке Ставропольского края – крайне засушливая зона. Преобладают светло – каштановые почвы. Очень жаркое и засушливое лето, недостаточное количество осадков в течение года, часто дует северо – восточный ветер, в тёплое время года пыльные бури. Поэтому, учитывая сложные климатические особенности Арзгирского района очень важно рациональное использование растительного покрова, древесных насаждений,  их сохранение и приумножение. Ведь древесные насаждения очищают воздух от пыли, вредных газов, копоти, защищают жителей от шума, укрепляют почву корнями, защищают поля от знойных ветров и разрушения почвы, создают благоприятные условия для жизни людей.

 Актуальность работы состоит в том, что зеленые насаждения снижают негативное  воздействия окружающей среды, ослабляют влияние  на здоровье человека неблагоприятных для него факторов природного и техногенного происхождения. Высокая степень воздействия негативных антропогенных факторов, закономерно приводит к ослаблению растительности, преждевременному старению, снижению продуктивности, поражению болезнями, вредителями, гибели насаждений. Своим исследованием я хочу обратить внимание на факторы, оказывающие непосредственное влияние на состояние зелёных насаждений, а именно деревьев, произрастающих на территории школы. Гипотеза моей работы такова: сохранение растений, увеличение количества зелёных насаждений, озеленение территорий - необходимые условия, обеспечивающие существование всех живых  организмов в том числе и самого человека.                       

Целью  исследования явилось:

проведение оценки жизненного состояния деревьев, произрастающих в селе Арзгир, на территории МБОУ СОШ №3. с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края, изучение факторов окружающей среды, оказывающие непосредственное влияние на состояние зелёных насаждений.

 Задачи исследования:

1 год исследования

1)  изучить научную литературу по данной теме;

2) определить видовой состав древесно-кустарниковых растений, используемый в озеленении территории школы; оценить жизненное состояние деревьев визуальным методом по наличию разных повреждений; выявить болезни зелёных насаждений, определить тип и степень повреждения древесных растений.

3) произвести статистическую обработку данных, сделать подсчёт по всем типам  повреждений.

1.Обзор литературы и обоснование направлений исследования

 1.1 Окружающая среда и растения.

   Изучив расположение климатические условия района (“География Ставропольского края “ В. С. Белозеров), мы пришли к выводу. Наш район расположен на Северо – Востоке Ставропольского края – крайне засушливая зона. Преобладают светло – каштановые почвы. Засушливый климат. Лето очень жаркое, недостаточное количество осадков в течение года, часто дует северо – восточный ветер, в тёплое время года пыльные бури.  Эти условия оказывают значительное влияние на жизнь  растений. Основу естественной растительности составляют злаковые травы. Но на территории села местное население прилагает немало усилий для озеленения, используя различные сорта древесных,  кустарниковых и цветочно - декоративных культур, устойчивые к климатическим условиям

1.2 Роль зеленых насаждений.(Энциклопедический словарь юного натуралиста В. К. Рахилин)

Растения выполняют многие важные функции: создают микроклимат, ионизация воздуха, противошумовой эффект, выделяют фитонциды, фильтруют воздух, оказывают эстетическое и познавательное воздействие, формируют ландшафты. Древесные насаждения очищают воздух от пыли, вредных газов, защищают жителей от шума. Хвойные деревья выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Содержание пыли на озелененной улице в три раза меньше, чем на улице без деревьев. Акация, вязь, клен, осина, ель – активно усваивают угарный газ.

1.3 Основные формы озеленения микрорайона школы № 3.

   Озеленение школьной территории прежде всего служит целям эстетического воспитания учащихся, ну а так же и трудового. На территории много газонов и клумб с цветочными растениями, но основную часть составляет древесная и кустарниковая растительность. Деревья и кустарники растут на переднем плане школьного участка, вокруг здания школы, вдоль основных дорожек. При их размещении обязательно учитывалась степень увлажнённости и освещённости. Основу составляют древесные насаждения, живые изгороди из кустарниковой растительности, небольшую часть составляют клумбы с цветочно – декоративной  растительностью.

Растения прекрасно гармонируют со зданием школы, дорожками. Но рядом со школой проходит дорога, что непосредственно оказывает влияние на экологическое состояние флоры.

1.4 Видовой состав деревьев и кустарников.

Мы определили видовой состав древесных растений, используемых в озеленении:

деревья: хвойные: туя, ель, сосна;

             -  лиственные: вязь, акация, айлан, клен;

             -  фруктовые: абрикос, яблоня, слива, тутовник, вишня;

             -   кустарники: сирень, смородина, спирея, глядичия.

1.5 Болезни зелёных насаждений.

Во время исследования мы выявили болезни зеленых насаждений.  

У древесных растений встречаются следующие:

- неинфекционные – вызванные почвенно – климатическими условиями, механическими повреждениями;

- бактериальные – опухоли, гнили, пятна;

- вирусные – скрученные листья, изменение формы и цвета побегов, листьев;

- грибковые – пятнистость, налёты, трутовые грибы, шляпочные грибы из-за запылённости и загрязнённости стволов

 

                     

2.  Место, материал и методика исследования

1 год исследования

Данная работа  проводилась в апреле – ноябре, 2014 года.

Место исследования – территория МБОУ СОШ №3 с.Арзгир  Арзгирского района Ставропольского края.

Географическое положение Арзгирского района: Арзгирский район  - один из 26 районов Ставропольского края. Он расположен на северо-востоке Ставропольского края. Площадь района 3379 км2, что составляет 5,1% от площади края. С запада на восток район протянулся на 83,5 км, а с севера на юг – на 77,5 км.

F:\сологуб\сологуб 011.jpg

Для проведения эксперимента была изучена научная литература, проведено исследование и статистическая обработка данных.

Общая площадь территории школы составляет 3,5 га

Площадь, используемая для озеленения школы, составляет 0,5 га, более 10 %.

     Объект исследования: основным материалом для первого года нашего исследования являлись все деревья, произрастающие на школьной территории.

   Прежде всего мы определили видовой состав дендрофлоры и количество деревьев, используемых в озеленении. На следующем этапе мы оценили жизненное состояние деревьев визуальным методом по наличию разных повреждений. В каждой группе деревьев мы подсчитали количество деревьев в разном состоянии. Далее мы определили зависимость состояния деревьев от их месторасположения и по типам насаждений: одиночные, однорядовые, групповые, вблизи дороги. На следующем этапе обследования были обнаружены различные виды повреждений деревьев и факторы воздействия на них человека:

   - растрескавшаяся, повреждённая кора;

   - засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;

   - искривлённый ствол;

   - формирование и наличие дупел;

   - вышедшие на поверхность корни;

   - грибы (шляпочные);

   - «шишки» - спящие почки, которые начали своё развитие и образовали «наплывы», однако боковые побеги и побеги замещения ещё не образованы. Как только что-либо случится с основным стволом, они продолжают своё развитие. В норме спящие почки просыпаются только после отмирания основных ветвей. Ранний рост этих почек связан с неблагополучной экологической обстановкой;

   - антропогенное воздействие: гвозди, мусор, краска, надписи, вырезки, провода.

В итоге был сделан подсчёт по всем видам повреждений.

Основным материалом для первого года исследования являлась оценка экологического состояния хвойных деревьев, а именно сосны обыкновенной, фруктовых и лиственных деревьев, произрастающих на территории МБОУ СОШ №3 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края.

Обследования показали, что на территории школы произрастает 30 деревьев сосны обыкновенной.

При оценке состояния деревьев учитывались состояние ствола и кроны дерева, наличие болезней и вредителей, величина ежегодного прироста, структура и степень развития кроны.

 Работа исследования выполнялась с апреля 2014 года по ноябрь 2014 года.

 Оценку экологического состояния дендрофлоры, осуществляем по методике, описанной Е.Г.Куликовой, с собственными модификациями. При оценке состояния деревьев учитывались состояния ствола и кроны деревьев, наличие болезней и вредителей, величина ежегодного прироста, структура и степень развития кроны. Вариации фактора состояния оценивались в баллах. Скорректированное руководство для определения состояния деревьев (таблица 2). Суммированное  по всем факторам состояния количества баллов соответствует определенному классу состояния (таблица 3).

По представленной методике была проведена оценка состояния сосны обыкновенной, фруктовых и лиственных деревьев произрастающих в селе Арзгир, на территории МБОУ СОШ №3. Обследования показали, что на территории школы произрастает всего 53 хвойных дерева, из них 30 деревьев вида сосна обыкновенная, лиственных – 44 и фруктовых – 60.

 В итоге был сделан подсчёт по всем видам повреждений

                                       

3. Результаты исследования

 1 год исследования

 По результатам первого года работы подведены следующие итоги.

   1. Общее количество деревьев, растущих на территории школы, составляет – 157. Основную массу составляют деревья среднего возраста. Старые деревья представлены единичными экземплярами, но немало и молодых саженцев.

  2. Видовой состав деревьев, используемых в озеленении школы, составляют: хвойные (туя, ель, сосна); лиственные (вязь, айлан, акация, клён). Но основную массу древесной растительности составляют фруктовые деревья: семечковые (яблоня, груша, тутовник); косточковые (вишня, слива, абрикос, алыча). Мы подсчитали количество деревьев по группам, результаты представлены в таблице 1.

   3. При определении зависимости состояния деревьев от их месторасположения и по типам насаждений мы выяснили следующее. Там, где деревья растут группами или однорядовые насаждения, но соблюдены все условия при посадке (расстояние, освещённость, влажность), состояние деревьев хорошее. Но есть деревья и в неудовлетворительном состоянии, так как не были соблюдены соответствующие условия при посадке молодых саженцев, основные причины – близкое расстояние, слабая освещённость, излишнее затемнение более высокими деревьями. Поэтому некоторые деревья находятся в угнетённом состоянии. Деревья, посаженные перед зданием школы и на переднем плане школьного участка (вдоль изгороди) более всего подвержены воздействию вредного экологического фактора – автотранспорта.

  4. При обследовании различных видов повреждений деревьев мы установили следующее:

   - большую часть составляют деревья, на которых спилены и срублены ветки;

   - в меньшем количестве представлены деревья, которые имеют растрескавшуюся и повреждённую кору.

   Так же были обнаружены деревья, которые имеют засохшие и сломанные ветки, искривлённый ствол, вышедшие на поверхность корни, скрученные листья, изменение цвета, формы побегов, листьев. В основном это деревья, которые расположены вдоль дорожек или не соответствует их месторасположение (излишняя затенённость, близкое расстояние). Нами были обнаружены деревья (в единичных экземплярах), на которых имелись грибы (шляпочные) и гриб трутовик. Есть единичные экземпляры деревьев, подвергшихся антропогенному воздействию (надписи, вырезки).

   5. Бактериальные заболевания (опухоли, гнили, пятна), а так же пятнистость, налёты, запылённость и загрязнённость стволов обнаружены на деревьях, расположенных ближе к дороге.

   Необходимо отметить угнетённый рост хвойных деревьев. Основные причины: близкое расположение дороги, хвойные деревья не газоустойчивы, для ели – слабая затенённость, недостаток влаги,  для сосны – близкое расстояние, слабая освещённость, излишнее затемнение низких деревьев более высокими деревьями..

   Мы определили количество деревьев по всем типам повреждений. Результаты занесены в таблицу 1.      

     6.  Было обследовано 16 экземпляров сосны обыкновенной на территории школы. 14 деревьев высажены вдоль изгороди, вблизи автотрассы на расстоянии 10 – 15 метров, два растения (№ 15 – 16) на расстоянии 20 метров от трассы с интенсивным автомобильным движением.

     7. Все деревья высотой   2 – 3 метра имеют либо коническую, но деформированную крону, либо округлую или зонтиковидную.

     8.  У нескольких деревьев отмечены сухие ветви. На деревьях были видны следующие повреждения: частично или полностью пожелтевшая хвоя, повреждено около 30% хвои. На 6 деревьях обнаружены вредители. Стволы гладкие, но у некоторых деревьев вдоль стволов тянуться крупные продольные трещины, возможно они вызваны воздействием низких температур («морозобоины»). Одно дерево (№ 14) полностью усохло. Величина прироста не одинакова у разных деревьев и колеблется от одного до четырёх дюймов, возобновления подроста у деревьев нет. В кронах некоторых деревьев присутствуют единичные сухие ветви. Экологическая оценка и класс состояния каждого растения представлены в таблице 4.

     9. Анализ состояния 16 экземпляров сосны обыкновенной на территории школы показал, что большинство растений имеют удовлетворительное и плохое состояние. Для четырёх деревьев характерно очень плохое состояние, не выявлено не одного растения с хорошим состоянием.

     10.В результате экологической оценки состояния дендрофлоры необходимо отметить угнетенный рост хвойных деревьев, а именно сосен.

     Основные причины повреждения и угнетения роста сосен: близкое расположение дороги и высокий уровень транспортооборота. Хвойные деревья не газоустойчивы. Для сосен – близкое расстояние, слабая освещённость, чрезмерная затененность, низкие температуры зимой и недостаток влаги в летний период.

      Мы определили количество деревьев по всем типам повреждений. Результаты занесены в таблицы 2, 3, 4.

    При обследовании фруктовых деревьев на территории школы выявлено следующее:

- часть деревьев высажены вдоль изгороди, на расстоянии 10-15 метров от трассы с интенсивным автомобильным движением. Большая часть деревьев на расстоянии 30-40 метров от трассы.

- Все деревья высотой 2,5-3 метра имеют раскидистую, но деформированную крону, с длинными слабооблиственными концевыми побегами.

- У многих деревьев отмечены сухие ветви. На деревьях были видны разные типы повреждений: объеденные края, округлое отверстие на листовой пластинке, сухие, обожженные листья. Повреждено около 30% листьев. На 10 деревьях обнаружена тля. Стволы побелены, поэтому значительных повреждений нет, но у 22 деревьев вдоль стволов тянутся продольные трещины. Возможно,   они вызваны воздействием низких температур («морозобоины») . 12 деревьев полностью усохло. Величина прироста неодинакова, у разных деревьев колеблется от 1 до 4 дюймов. Возобновление подроста у деревьев нет. В кроне деревьев присутствуют сухие ветви. Листья некоторых деревьев повреждены вредителями. Экологическая оценка и класс состояния каждого растения представлены в таблицы 5.

- Анализ состояния деревьев показал, что большинство растений имеют удовлетворительное и плохое состояние, не выявлено не одного растения с хорошим состоянием.

-  В результате экологической оценки состояния дендрофлоры необходимо отметить угнетённый рост фруктовых деревьев.

   Основные причины повреждения и угнетения роста сосен:

-близкое расположение дороги и высокий уровень транспортооборота;

- низкие температуры зимой;

- высокие температуры летом, недостаток влаги, значительные периоды отсутствия осадков;

- распространение вредителей;

- для многих деревьев чрезмерная затенённость, близкое расположение деревьев.

   Мы определили количество деревьев по всем типам повреждений. Результаты занесены в таблицу 5 (приложение 6).

                                             

                                    Выводы и предложения

Проанализировав результаты первого, года работы, мы пришли к следующим выводам:

 1.В озеленении микроучастка преобладают фруктовые деревья, хвойные. Они присутствуют только в искусственных посадках.

 2.Посадка древесных растений произведена рационально: одиночные, рядовые, групповые. Живые изгороди из кустарников: сирень, спирея, смородина, которые регулярно подстригаются.

 3.По жизненному состоянию, большинство фруктовых деревьев находится в плохом состоянии.

 4.Необходимо обратить внимание на деревья, имеющие различные повреждения: растрескивание и повреждение коры, засохшие и сломанные ветки, искривление ствола, грибы-сапрофиты, присутствие вредителей и другие.

5. Мы рекомендуем и собираемся сделать:

   - продолжить наблюдение за жизненным состоянием всех деревьев и кустарников, особенно имеющих  повреждения, регулярно, весной и осенью высаживать новые саженцы;

   - увеличить видовое разнообразие древесных пород;

   - следить за состоянием хвойных, лиственных и фруктовых деревьев;

   - своевременно проводить обрезку деревьев, удалять сухие ветви;

   - вести борьбу с вредителями;

   -обратиться к школьникам, работникам школы и местным жителям с просьбой бережно  

     относиться к окружающим их растениям;

   - проводить в школе «День Земли», «День леса», акции «Посади дерево», конкурс «Самый зелёный участок», которые сопровождаются посадкой новых деревьев, кустарников, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений.

                                       

                                       Литература

1.Альфред Брэм. «Жизнь растений». Москва, 2004 г.

2.Т.К.Горышина. «Экология растений».  Москва, 1999 г.

3.Т.К.Горышина. «Мир растений». Л. изд. Ленинградского университета, 1991 г.

4.В.С.Белозёров. Экономическая и социальная география Ставропольского края. Ставрополь. 1996 г.

5.А.А.Фёдоров. Жизнь растений. Москва. Просвещение. 1999 г.

6.В.К.Рахилин.М. Энциклопедический словарь юного натуралиста. Педагогики. 1996 г.

7.В.В.Петров. Лес и его жизнь.М. Просвещение. 1999 г.

8.И.Р.Вильдфлуш. Сад и огород. Минск. «Урожай». 2002 г.

9.К.Г.Никишин. Уход за плодоносным садом.Санкт-Петербург. 2004 г.

10.А.С.Яцына Приусадебный сад-огород  г.Ставрополь. 2004 г.

11.Интернет ресурсы        

                                                                                                                               Приложение 1

Видовой состав древесной растительности произрастающей на территории пришкольного участка МБОУ СОШ №3  с. Арзгир.

Общее количество деревьев-157

Хвойные – 53:

1. Сосны-30

2. Ели-15

3. Туи-8.

Лиственные – 44:

1. Вяз-8

2. Акация-4

3. Рябина-4

4. Айлан-20

5. Клён – 4

6. Лох  - 4

Фруктовые-60:

1. Яблоня

2. Вишня

3. Слива

4. Груша

5. Терн

6. Тутовник

7. Абрикос

8.Алыча

                                                                                                                                                 

                                                                                                           Приложение 2

Таблица 1         

  Основные повреждения деревьев                   

Виды повреждений

Количество деревьев

1. Растрескавшаяся, повреждённая кора

                             33

2. Засохшие ветки

22

3. Сломанные ветки

18

4. Спиленные, срубленные

50

5. Искривлённый ствол

8

6. Формирование и наличие дупел

1

7. Вышедшие на поверхность корни

4

8. Грибы (шляпочные)

7

9. Грибы (трутовики)

4

10. «Шишки» - спящие почки начали своё развитие и образовали «наплывы»

-

11. Антропогенное воздействие (гвозди, надписи, краска, вырезки)

4

12. Бактериальные заболевания: опухоли, гнили, пятна

5

13. Скрученные листья, изменение формы и цвета побегов

18

14. Пятнистость, налёты из-за запылённости и загрязнённости стволов

22

                                                                                                             Приложение 3

Таблица 2

              Шкала визуальной оценки состояния растений по внешним признакам

          Фактор

Вариация фактора состояния

  Баллы

Состояние ствола

Здоровый и крепкий

5

Имеются повреждения коры

3

Наличие гнилей и дупел

1

Величина прироста

Более 6 дюймов

5

2-6 дюймов

3

Менее 2 дюймов

1

Структура кроны

Нормальная, здоровая

5

Один крупный или несколько мелких сучьев усохли

3

Два и более крупных сучьев усохли

1

Вредители и болезни

Отсутствуют

5

Имеется один вид

3

Имеется 2 и более видов

1

Степень развития кроны

Полная, равномерно развитая (сбалансированная)

5

Полная, но нарушенная

3

Нарушенная и недоразвитая

1

                                                                                                            Приложение 4

 Таблица 3

                                  Определение класса состояния деревьев

   

       Суммарное количество

                    баллов

             

            Класс состояния

25 - 22

отличное

21 - 18

хорошее

17 - 14

удовлетворительное

12 - 10

плохое

9 - 5

очень плохое

                                                                                               

                                                                                                           Приложение 5

Таблица 4

                     

                             Результаты оценки состояния   сосны обыкновенной                                                                                                                    

№ растения

Состояние ствола

Величина прироста

Структура кроны

Вредители и болезни

Степень развития кроны

Сумма баллов

Класс состояния

                             в  баллах

1

5

2

3

1

3

14

удовлетв.

2

3

2

1

1

3

10

плохое

3

1

1

3

1

3

9

очень

плохое

4

1

2

5

1

3

12

плохое

5

3

2

5

1

3

14

удовлетв.

6

3

2

5

1

3

14

удовлетв.

7

1

2

3

1

3

10

плохое

8

5

1

5

1

3

15

удовлетв.

9

5

2

5

1

3

16

удовлетв.

10

5

2

5

1

3

16

удовлетв.

11

1

1

3

1

3

9

очень

плохое

12

1

2

5

1

3

12

плохое

13

3

2

5

1

3

14

удовлетв.

14

-

-

-

-

-

-

полностью

усохло

15

1

3

3

1

5

13

плохое

16

5

3

5

1

3

17

удовлетв.

По всем растениям

13

плохое

                                                                                       

                                                                                                  Приложение 6

 Таблица 5

       

                  Результаты оценки состояния фруктовых  деревьев

                                                   

№ растения

Состояние ствола

Величина прироста

Структура кроны

Вредители и болезни

Степень развития кроны

Сумма баллов

Класс состояния

                                                           в  баллах

1

5

1

5

1

5

17

удовлетв.

2

5

1

5

1

3

15

удовлетв.

3

3

2

5

1

3

14

удовлетв.

4

3

2

5

1

3

14

удовлетв.

5

1

2

5

1

3

12

плохое

6

1

2

5

1

3

13

удовлетв.

7

5

1

3

1

3

14

удовлетв.

8

5

2

5

1

3

16

удовлетв.

9

5

2

5

1

3

16

удовлетв.

10

5

1

5

1

3

15

удовлетв.

11

5

2

5

1

3

16

удовлетв.

12

3

2

5

1

3

14

удовлетв.

13

3

2

5

1

3

14

удовлетв.

14

-

-

-

-

-

-

полностью

усохло

15

5

3

5

1

3

17

удовлетв.

16

5

3

5

1

3

17

удовлетв.

17

-

-

-

-

-

-

полностью

усохло

18

-

-

-

-

-

-

полностью

усохло

19

-

-

-

-

-

-

полностью усохло

20

-

-

-

-

-

-

полностью

усохло

21

-

-

-

-

-

-

полностью

усохло

22

5

3

2

1

3

14

удовлетв.

23

5

3

2

1

3

12

удовлетв.

24

1

2

1

1

3

8

очень плохое

25

5

3

2

1

3

14

удовлетв.

26

5

3

2

1

3

14

удовлетв.

27

5

3

5

1

3

15

удовлетв.

28

5

2

5

1

3

16

удовлетв.

29

5

3

5

1

3

17

удовлетв.

30

5

3

2

1

3

14

удовлетв.

По всем растениям

12

плохое

Биологическая характеристика древесной растительности

                            Хвойные деревья

Ель европейская (Picea аbies L.)

 Род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых. Ствол прямой, крона густая конусовидная. Теневыносливая, зимнестойкая, страдает от поздних весенних и осенних ранних заморозков, сухости воздуха. Растет на свежих глинистых, суглинистых и супесчаных почвах. Декоративна. Живет 250-300 лет. Дерево первой величины, достигает 20-50м высота. Стройная пирамидальная крона с горизонтально отстоящими или слабо поникающими ветвями. Ствол крупный, прямой постепенно утончается до самой вершины, покрыт красновато-коричневой чешуйчатой корой. Ель сохраняет нижние ветви. Корневая система поверхностная. Хвоинки колючие, четырехгранные, заостренные на верхушке. Хвоя располагается спирально, поодиночно, держится на ветках до 7-8 лет. Цветет в мае. Шишки сначала пурпурные и прямостоячие, при созревании повислые, светло-коричневые, блестящие, до 10-16 см. длиной.

Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.)

Вечнозеленое, хвойное дерево. Семейство сосновые. Высота – от 1,5 до 50 м. Крона коническая с горизонтальными ветвями. Кора шелушащаяся. Игловидные листья (хвоя), растущие пучками от 2 до 5 в каждом пучке и одревесневающими женскими шишками. Семена орешковидные, обычно с крылом. Корневая система мощная, с глубоко уходящим вниз вертикальным стержневым корнем и широко расходящимися боковыми. Сосны светолюбивы. Живут 300-350 лет. Не выносят затенения. Высота от 20-до 40м.

Туя восточная (Thuja  orientalis)

Хвойные растения семейства кипарисовых. Вечнозеленые деревья или кустарники с плоскими побегами, с чешуевидной, прижатой к стеблю хвоей. Шишки сидят на концах ветвей. Семена созревают осенью в первый год. Широко используют в озеленении, невысокие деревья с пирамидальной или яйцевидной кроной. Хвоя на взрослых ветвях чешуевидная, накрест  супротивно расположенная.

   Туя растет медленно, нетребовательна к почвам, засухоустойчива. Размножается семенами и черенками.

                                                    Фруктовые

Тёрн (терновник) или слива колючая (Prinus spinosa)

 Семейство розовые, класс двудольные.

 Колючий растопырено – ветвистый кустарник 1-2,5м. высотой, с черно-бурой корой. Дает обильные корневые отпрыски и создает труднопроходимые заросли. Листья овально-ланцетные, 2,4см. длиной, с железистыми зубчиками по краю. Белые многочис- ленные цветки сидят одиночно на коротких цветоножках, облепляя ветки. Цветет в апреле-мае. Плоды - округлые, сочные, черные, с голубовато-седым восковым налетом костянки. Созревают в сентябре. Зрелые плоды кислые и терпкие, но после заморозков - съедобные и вкусные. Содержат 5,5-8,8% сахаров (глюкоза, фруктоза) и 0,8-2,8% кислот.  

Абрикос обыкновенный (Armeniaca vulgaris)

Семейство розовые. Класс двудольные. Дерево – 5-8 м высотой, ствол до 30 см в диаметре, глубокая корневая система. Листья – 4-9 см длиной, сердцевидные, с заостренной верхушкой, пильчатые по краю. Очень красив в пору цветения, когда он усыпан крупными белыми или розовыми цветками до 3-4см. в диаметре. Цветет в марте-апреле до распускания листьев на протяжении 7-10 дней. Имеет сочные, вкусные плоды, которые созревают в июне-июле. Недостаточно морозостоек.

Вишня обыкновенная (Cerasus vulgaris)

Древесные растения семейства розовых. Цветки белые, крупные, сидящие пучками по 2-5.  Лепестков и чашелистиков по 5. Тычинок много. Пестик 1. Листья эллиптические, гладкие, блестящие, черешковые, пильчатые. Плоды приплюснуто-шаровидные, темно-красные. Насекомоопыляемое растение. Семена распространяются птицами. Плоды вишни содержат 7,3-17,5% сахаров, 0,8-2,4% кислот, 0,15-0,88% дубильных веществ.

Груша обыкновенная (Pyrus communis)

Класс двудольные. Семейство розовые. Листопадные деревья, светолюбивые, засухоустойчивые, нетребовательны к почве, но лучше развиваются на глубоких и рыхлых, богатых перегноем,  супесчаных и глинистых почвах. Сильного увлажнения и застоя влаги не переносят. Дерево с прямым стволом, 20 м высотой и до 25 см в диаметре, покрытым серой, трещиноватой корой. Крона пирамидальная с приподнятыми ветвями. Корень сильно развивается в глубину и слабо ветвится в верхних горизонтах. Листья очередные, округло-яйцевидные, 2-5 см в длину, блестящие, кожистые, с заостренной верхушкой, слегка зубчатые по краям. Листья на длинных черешках, иногда превышающих по длине пластинки. Цветки белые, довольно крупные, на длинных цветоножках, собраны по 6-12 в щитковидные соцветия. Цветет дерево в апреле-мае, незадолго до распускания листьев. Плоды созревают в сентябре.

Слива домашняя (Prunus domestica)

Плодовое косточковое растение. Семейство розовых. Дерево или кустарник, высотой до 6 м. Листья простые, очередные, округлые, эллиптические или ланцетные. Цветки одиночные или по 2-5 в соцветии, белые или розоватые. Плод – мясистая односемянная костянка, овальной, круглой или яйцевидной формы. Масса плодов от 6 до 100г.; окраска желтая, зеленая, красная, пурпурная или синевато-черная с голубоватым восковым налетом. В плодах – сахара, яблочная и лимонная кислоты, витамины С, К, группы В, провитамин А. Медонос.

Яблоня восточная (Malus orientalis)

Семейство розовые. Высота 3-6 м. Диаметр ствола – 90 см. Листья яйцевидные, городчато-пильчатые, сверху почти голые, снизу голые, пушистые, черешок вдвое короче пластинки. Цветки собраны в небольшие зонтики. Плод яблоко. Форма плода – шаровидная; цвет – красный, желтый, зеленый. Яблоня светолюбивая, любит плодородные почвы. Ствол покрыт трещиноватой корой. Крона широкая, раскидистая, реже шаровидная, яйцевидная. Корневая система – мощная, глубокая, распространяется за пределы кроны на расстояние в 2-3 раза превышающее ее радиус. Начинает плодоносить на 4-12 год. Цветет в апреле-мае. Опыление перекрестное. Хороший медонос.

                                                     Лиственные

Акация беловатая (Acacia dealbata)

Листопадное дерево. Семейство бобовые. Листья акации дваждыперистые, с многочисленными мелкими листочками. Характерная особенность – наличие прилистников, Видоизмененных в колючки. У акации обычно белые или розовые мелкие цветки, заметные главным образом благодаря многочисленным тычинкам, далеко выдающимся из венчика из пяти крошечных лепестков различной формы, цветки эти в головчатых или колосовидных соцветиях, собранных в сложное метельчатое соцветие. Плод – боб.

 Вяз  гладкий(Ulmus laevis)

 Семейство вязовые, класс двудольные. Дерево 15-30 м высотой, с мощной и глубокой корневой системой, с толстым стволом, покрытым буровато- коричневой корой и широкоцилиндрической кроной с закругленной верхушкой. Ветви направлены вверх под острым углом. Новый побег каждую весну появляются из верхней боковой почки. Листья однобокие, широкоэллиптические, с рано опадающими прилистниками, очередные, расположенные двумя рядами. Цветет до распускания листьев, ветроопыляемый. Плод – крылатка. В конце весны плоды созревают и опадают.

 Клен остролистный (Acer platanoides)

 Семейство кленовые, класс двудольные. Широко распространен в озеленении. Теневынослив, морозостоек. Дерево до 30 м высотой, с густой, пышной корой и стволом до 1 м в диаметре, покрытым серой мелкотрещиноватой корой. Листья супротивные, 5-лопастые, с закругленными выемками между 2-3 крупновыемчатых зубца. Черешки содержат млечный сок, что делает их эластичными. Листья на черешках образуют «листовую мозаику», это позволяет листьям улавливать максимум света. Зеленовато-желтые цветки собраны в щитковидные соцветия. Цветки бывают однополые и обоеполые. Листья появляются позже цветков, которые с их появлением осыпаются. Плоды созревают к концу сентября. Плод – двукрылатка.

Лох узколистный (Elaeagnus angustifolia)

Семейство лоховых. Небольшие листопадные деревья, растущие кустовидно. Невысокое колючее (колючки до 3 см длиной) дерево с ланцетными или линейными  серебристыми листьями и искривленным стволом. Цветет в мае-июне. Плод – ложная костянка с орешком. Жароустойчив и солеустойчив.

 Рябина  обыкновенная(Sorbus aucuparia)

Листопадные деревья. Семейство розовые. Класс двудольные. Дерево с яйцевидно ажурной кроной и стволом, покрытым гладкой серовато-коричневой корой. Листья непарноперистосложные, зубчатые по краю. Цветет в конце весны-начале лета. Белые цветки собраны в крупные щитки до 10-15 см в диаметре на концах ветвей. Плоды-округлые “яблочки”. Созревают в сентябре, в начале октября и листья рябины становятся малиново-красными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ НА МИКРОУЧАСТКЕ ШКОЛЫ № 3 с. АРЗГИР"

Презентация на тему : "ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ НА МИКРОУЧАСТКЕ ШКОЛЫ № 3 с. АРЗГИР"...

Исследовательская работа "Свет души" (жизненный путь Ольги Сергеевны Голубцовой, её детей и внуков)

Исследование проводилось в рамках региональной акции "Возрождение духовно-исторической памяти"...

Исследовательская работа по теме: "Выращивание цитрусового дерева в домашних условиях"

Работу представил ученик 6-В класса на II Ежегодной  Муниципальной конференции исследовательских работ школьников (3 место в категории "Юниор")...