Туристические слеты
методическая разработка по экологии ( класс) на тему

Матыгулина Наталья Валерьевна

Сценарии мероприятий "Югорские Робинзоны" 2013, 2014 гг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ларьякская специальная (коррекционная) общеобразовательная  национальная школа интернат VIII вида

Туристический слет :

«ЮГОРСКИЕ РОБИНЗОНЫ»

Дата проведения : 27.09.2013

Туристический  слет: «ЮГОРСКИЕ РОБИНЗОНЫ»

Цели Дня здоровья:

Дата  проведения:  27 сентября 2013 года

Место проведения:  кедровая роща

Оборудование:  маршрутные листы, наборы заданий, туристический и спортивный  инвентарь.

Ответственные:  Зотова И.Н., Матыгулина Н.В.

Участники:  учащиеся 1-10 классов,  команды:  «Комета», «Романтики», «Убойная сила»

План проведения:

  1. Станция  «Подготовительная»                   (кл. руководители, воспитатели)
  2. Станция  ««Ориентирование»                    (Зотова И.Н , МатыгулинаН.В. )
  3. Станция «ПДД»                                (Зотова И.Н., Матыгулина Н.В. )
  4. Станция «Туристический привал»                (Гамолко А.В, Коновалихин )
  5. Станция «Краеведческая викторина »        (Золото С.Ф.)
  6. Станция «Полоса препятствия»                (Балышев А.С.)
  7. Станция «Игровая»                                (Балышев А.С.)
  8. Станция « Конкурс походной песни»        (Касумбеков К.К., кл.  руководители)
  9. Станция «Чаепитие»                        (Козлова Е.Ю., Цветкова Е.А.)                          
  10. Станция «Завершающая»                        (Зотова И.Н., Матыгулина Н.В., жюри)

Линейка

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий: Мы приветствуем всех, собравшихся здесь: энергичных, творческих, активных людей!

Ведущий:  Сегодня мы радушно распахнули перед вами двери, приглашая отпраздновать Всемирный день туризма!

Ведущий: День туризма посвящается каждому, кто хоть раз в жизни путешествовал и жил в единении с природой, на время, забыв о буднях  и комфортных  бытовых условиях.

Ведущий: Итак, мы начинаем наш туристический слет. Назвали мы его «Югорские Робинзоны»

Ведущий: Какое соревнование проходит без жюри? Эту ответственную работу мы хотим доверить

  • Ковалевой Т.В.
  • Кимичаджи Н.Ф.
  • Базовому Ю.А.

Поприветствуем их!!

И сопровождающие команд: Наталья Валерьевна

                                Зульфия Салиховна

                                Ирина Николаевна.

Ведущий: Команды в течении 2х недель готовились к туристическому слету и сейчас мы предоставляем им слово.

I Станция:    «Подготовительная» (на территории школы)

  • Представление капитанов ;
  • Название и девиз  команд;
  • Атрибутика  команд;
  • Эмблема команд;
  • Участие команд в конкурсе плакатов на экологическую тему;

II Станция:  «Ориентирование» (на территории школы)

Ведущий. Наша станция называется «Ориентирование».  На этом этапе каждая команда получает маршрутный лист с обозначением СТАРТА, это - то место,  от которого вы начинаете ориентирование на местности, так же вы должны выполнить на маршруте задания «СОПРОВОЖДАЮЩИХ». Команда,  выполнившая задание и  первая,  нашедшая секретный пакет, возвращается к входу школы, где их будет встречать жюри. Пакет не вскрывать до возвращения всех команд.

Ведущий. Мы приглашаем к нам капитанов команд.

На маршруте:

  • «Способы ориентирования»  (за каждый правильный ответ 1 балл)

Перечислить способы ориентирование на местности без компаса (Приложение)

  • По Солнцу;
  • По звездам;
  • Одиноко стоящему дереву;
  • По пням с годовыми кольцами;
  • Муравейнику;
  • Листве на деревьях
  • Мху на деревьях;

  • «Условные знаки» (за каждый правильный ответ 1 балл)

 (Приложение).

Выполнить задание в конверте. Определить условный знак.

Сопровождающие говорят жюри время прохождения командами маршрутов. Передают им выполненные задания.

Команды строятся.

Ведущий. Мы просим жюри объявить последовательность выхода команд по дальнейшему маршруту.

Ведущий. Капитанам команд вскрыть конверты!

Ведущий. Теперь вам известен маршрут вашего дальнейшего следования.

Ведущий

III станция: «ПДД»

  • Каждая команда получает маршрутный лист, с указанием остановок и места назначения туристического слета;
  • Команда идет в сопровождении члена жюри, взрослого участника мероприятия;
  • Во время движения фиксируется правильность движения по маршруту, соблюдение правил дорожного движения, дисциплина в колонне,  правильность выполненных заданий на остановках;  

Ведущий:

Базовой  юа маршрут № 3

Кимичаджи НФ – маршрут №

Ковалева Т.В – маршрут №

Остановка №1 «Ответь на вопрос» (за каждый правильный ответ 1 балл) (Приложение)

Остановка №2 « Ребус»  ( за каждый ребус 1 балл) (Приложение)

Остановка №3 «Шифровка» (3 балла) (Приложение)

Ведущий: Без туристического привала не обходится ни один поход. И нашу  следующую станцию мы именно так и назвали.

IV Станция   «Туристический  привал»

        Остановка№1 «Секреты рюкзака»  Командам необходимо собрать вещи , которые необходимы туристу в походе (3 балла) (Приложение)

        Остановка №2 «Сбор палаток». Команда должна качественно и быстро собрать палатку, побеждает команда первая, справившаяся с заданием. (макс. 5 балл)

        Остановка №3 «Самый быстрый(спальник)». Выбирается один участник из команды( самый быстрый) его задача как можно быстрее развернуть спальник лечь в него, застегнуть спальник, расстегнуть его и сложить обратно. Побеждает участник, затративший меньше всего времени на выполнение задания. ( 3 балла)

        Остановка №4 «Узлы» в этом конкурсе участники команды соревнуются в умении вязать разнообразные узлы. Оцениваются качество и скорость. (макс. 5 балл)

        Остановка №5 « Костер» В этом конкурсе участники команды показывают знания видов костров, умение разводить костер «Шалаш», соблюдение ТБ.  Побеждает команда,  у которой первым закипает чайник.

Ведущий: Каждый турист должен знать природу, историю, растительный и животный мир своего края. Поэтому следующую станцию мы назвали «Краеведческая викторина» и предоставляем слово Светлане Федоровне.

V Станция «Краеведческая викторина»

  • Блиц-опрос

        С  участниками команды проводиться блиц-опрос по краеведению, отвечает команда первая поднявшая руку для ответа, учитывается правильность ответа и дисциплина в команде. За каждый правильный ответ команда получает (1 балл)

Ведущий: В поход отправляются люди спортивные и выносливые. Вот и мы на следующей станции  узнаем,  в какой физической подготовке находятся наши туристы.

VI Станция «Полоса препятствий  + ОПМП»

  1. В полосе препятствий участвуют по 12 человек от команды.
  2. Команда 10 юношей, 2 девушки.
  3. Старт осуществляется всей командой.
  4. Преодолевать препятствие по очереди, и продолжать прохождение трассы только после того как последний участник команды преодолеет препятствие.
  5. За нарушения во время преодоления препятствий, ко времени команды добавляется по 5 секунд.
  6. На этапе со стрельбой участвует от команды 5 человек (4 мальчика и одна девушка).
  7. Время команды останавливается после того как последний участник команды завершает преодоление  трассы

Маршрут:

  • Забор;
  • Болото;
  • Лабиринт;
  • Озеро;
  • Туннель;
  • Переправа;
  • Стрельба;
  • Перевязка

Ведущий: Мы прибыли на станцию «Игровая», здесь мы  отдохнем и поиграем, покажем свою ловкость и  сноровку.

VII Станция  «Игровая»

        Остановка №1 «Коллективный прыжок»

Команды прыгают поочередно. Прыгает каждый участник команды, расстояние прыжка каждого участника суммируется получается общее число, команда прыгнувшая большее расстояние  побеждает

        Остановка №2  «Вышибала

Ведущий:  Ребята, а разве может быть  поход без дружной  туристической песни, конечно нет. Мы отправляемся на следующую станцию.

VIII Станция «Походной песни»

  • Проводится конкурс походной песни и учитывается тематика, исполнение, дисциплина. (3 балла)

IХ Станция «Чаепитие»

  • Чаепитие;
  • Уборка мест;
  • Возвращение в школу

Х Станция «Завершающая»

  • Подведение итогов;
  • Линейка;
  • Объявление победителей;
  • Награждение;

Ведущий Вот у нас состоялся очередной день здоровья, который по старой традиции прошел на свежем воздухе. Мы благодарим всех участников мероприятий, всех воспитанников и взрослых сотрудников, которые приняли в этом участие.

Ведущий:  Надеемся, что заряд бодрости, полученный от общения с природой, поможет вам преодолеть трудности, а положительные эмоции только прибавят здоровья!

Успехов!!



Предварительный просмотр:

День Здоровья

Туристический поход: «Югорские Робинзоны»

Дата проведения: 29.09.2014

Ответственные :

  • Зотова И.Н.
  • Матыгулина Н.В.
  •  Неттина Т.Г.
  • Балышев А.С.
  • Коновалихин В.В.,
  • Гамолко А.В.
  • Золото С.Ф.

Жюри:

Магдик Н.Н., Ибрагимова З.С.,

  1. Вступительная часть (музыка)
  1. Ведущий

Добрый день, дорогие друзья!

Мы приветствуем всех, собравшихся здесь детей и взрослых !

  1. Ведущий

Продолжает работать наша туристическая фирма «Югорские Робинзоны» и мы открываем новый сезон 2014 – 2015!  Сегодня, как и год  назад, мы предлагаем вам отпраздновать  Всемирный день туризма! И приглашаем Вас отправиться по новому маршруту, который называется «По родному краю»!

  1. Ведущий

Никакие капризы природы нам не страшны, потому что богатство и красота  родной земли, щедрость человеческой души согреют нас в любую погоду.

2. ведущий:

Теплых я краев пока не знаю,

Мне они, признаться, ни к чему.

Я сегодня с гордостью шагаю

По родному краю своему.

Здесь тайга от края и до края,

Здесь родной, семейный, старый чум

Я другой такой земли не знаю,

И другой судьбы я не хочу!

1 ведущий.

Наша туристическая фирма продумала для вас увлекательный маршрут, следуя по которому вы, ребята,  исследуете туристическую тропу, раскроете ее тайны и загадки, преодолеете препятствия и трудности, откроете свои угодья.  

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ И СОПРОВОЖДАЮЩИХ

Сопровождать команды по маршрутам будут:

Зотова И.Н.  Матыгулина Н. В.

  1.  «Маршрут» Зотова И.Н., Матыгулина Н.В.

2 ведущий

А теперь мы  готовы отправиться к месту нашей стоянки.

Команды сопровождают, сопровождающие и члены жюри

Помним о правилах движения (Флажки)

Получают маршрутные листы

В конверте:

1.Карта – схема

2. Фото – маршрут

Задание: Следуя строго по фото – маршруту, прибыть на  место начала туристической тропы.

  • На схеме проложить пройденный путь.
  • Соблюдать правила ДД.
  • По месту прибытия сдать конверт жюри.

- В добрый путь!

Музыка

  1. «Туристическая тропа» Зотова И.Н., Матыгулина Н.В.

Цель: выполнить все задания на туристической тропе, добраться до своих угодий.

  1. Стоянка «Собери рюкзак»

- Прежде, чем отправиться в путь необходимо собрать рюкзак, этим мы сейчас и займемся! 2 минуты

Команда делиться на две подгруппы и собирает рюкзак

  1. Стоянка «Беличьи хвосты» (определенная территория)

На этой стоянке вы должны собрать «беличьи хвосты» (ленты определенного цвета) в количестве 20 штук. Каждый хвост будет стоить 1 балл. Сколько хвостов принесут вы капитану, столько баллов получает команда. Время 3 минуты.

  1. Стоянка «Следопыты»

Название этой стоянки говорит само за себя, как вы думаете, какое задание вы должны выполнить? Ответы детей. Правильно определить  следы животных.

3 минуты. Каждый правильный ответ 1 балл

  1. Стоянка «Рыбалка»
  • Разгадать ребусы

Правильно выполненное задание дает 1 балл

  • Игра «Лучший рыбак»

За каждую пойманную «рыбу» 1 балл.

  1. Стоянка   для малышей « Грибники» 

Группа ребят  за определенное время на определенном участке,  должны собрать грибы, каждый гриб 1 балл),  время 3  минуты

Вторая группа ребят (старшие) в это время разгадывают кроссворд

 для старших  (отгадать кроссворд) 5 минут

  1. Стоянка «Народная» (разгадать кроссворд о народах)

- Из названий, каких национальностей произошло название нашего округа

Ответы: ханты- манси

Кто знает,  как в старину назывался наш округ?  Остяко – Вогульский

Но не только  ханты и манси живут на этой прекрасной земле.

Вот и выполнив следующее  задание вы узнаете, какие еще народы проживают в нашем округе

Задание:  вставить гласные буквы в схему.  За каждый правильный ответ, команда получает  1 балл. На выполнение дается 3 минуты

  1. Стоянка «Лекарственные растения»

Задание: Определить названия лекарственных растений, и рассказать в каких случаях их используют. По 5 балльной системе

  1. Стоянка «Птицы» ( изготовить кормушку)

- Какие птицы обитают в наших краях?

- С приходом осени некоторые из них улетают в теплые края, а некоторые остаются зимовать с нами. Корма для них становиться все и  меньше и птицам  будет нужна  наша помощь. Давайте изготовим для них кормушки.

По 3 балльной системе

  1.  Стоянка «Компас» 

Задание:

(ориентирование, определить  стороны горизонта, найти секретный пакет, в котором фотография места, куда команда должна прибыть).

  1. «Визитная карточка» Т.Г. Неттина

 «В гостях у Ворны»

Оборудование:(чум, костер, чайник с чаем, рыба, кружки).

  1. Здравствуйте ребята!

Проходите в мой прекрасный лес.

А теперь я представлюсь,  меня зовут Ворны, я хозяйка этого здорового леса, я оберегаю здешние места,птиц и зверей. И пригласила вас сюда, чтобы вы показали мне свою силу, гибкость, выносливость и бодрость. Недавно у меня в гостях были Синицы, они поведали мне о своем народе, своих традициях,промыслах,о священных местах, о своих песнях. А вы чем занимаетесь, что любите, что цените?(здесь начинается представление команд)

1. команда «Охотники»

Наш девиз: «В ожидании похлебки мы нажмем курок винтовки».

Визитная карточка: стихотворение

«Есть у охотников такой обычай, делится первою добычей»

2 команда «Рыбаки»

  1. Наш девиз: «Рыба плавает по дну, эх поймаем да не одну».

Визитная  карточка: танец

Спасибо, ребята, теперь мы с вами познакомились, многое узнали друг о друге. А теперь я вас чаем угощу да и  рыбкой накормлю и дорогу покажу. До свидания, ребята, приходите ко мне еще, я вас буду ждать.????????

  1. «Охотничья стоянка» Коновалихин В.В., Гамолко А.В.

«Кылас».

Изготовление кыласа. Это навес, простое сооружение из подручных средств от холода, осадков. В нем можно переночевать, согреться, переждать непогоду.

У каждого в лесу должен быть топор. Находим и срубаем две рогульки произвольной длины (около 1, 5 метра), вбиваем в землю. Сверху на них – перекладина 2-3 метра длиной (зависит от количества людей). Затем на перекладину укладываем срубленные здесь же колья – ветви хвойных деревьев (или брезент и т.п), на землю кладем хвою. Кылас ставится у костра с подветренной стороны.

(техника безопасного обращения с топором)

«Капкан»

Применяется способ установления капкана – на жердочке.  К дереву прибивается жердь длиной около 3х метров на высоте 1, 5 метра. На конце укрепляют приманку, перед ней привязывают на тонкой проволоке капкан, предварительно обработанный от сторонних запахов. По жерди соболь лезет к приманке и попадает в ловушку.

«Сеть»

Необходимо подготовить сеть к рыбалке. Верхняя тетива набирается кольцами, при этом распутываются  узлы и сборки, низ тоже просматривается.

Полотно сети отряхивается от возможного мусора и зашиваем большие дыры. (ТБ при работе с режущими инструментами)

«Ложка»

Мастер класс по изготовлению ложки из бересты.

  1. «Национальные виды спорта» Балышев А.С.

  1. «Тройной национальный прыжок»
  2. «Прыжки через нарты»
  3. «Бег с палкой по пересеченной местности»
  4. «Стрельба из пневматической винтовки»
  5. «Метание топора»

ТБ???????

  1. «Литературная страница» (конкурс чтецов)

Физминутка     (Когда все сели)

А теперь все встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

повернулись  вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

И еще раз!

А теперь все встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

повернулись  вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Ведущий

Что такое лес?

Сосны до небес,

Березы и дубы,

Ягоды, грибы…

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый

Воздух чистый-чистый.

И родник живой с ключевой водой.

А в лесу…  ( Грибы в корзинке)

Лесная ягода созрела-

И все заброшены дела,

Деревня наша опустела,

В леса заречные ушла.

А там полянка, не полянка-

Лесная скатерть-самобранка.

Пока не полон туесок

Тебя не выпустит лесок.

А мне навстречу…

Черника

Я, красавица-…

Обойди весь белый свет,

Но полезней и целебней ягоды,

Конечно, нет.

Ароматные компоты,

Конфеты, соки, пироги,

Кисели, сироп, варенье

Без сомненья ели вы.

А из листьев, что за диво!

Чай душистый завари,

Он и выглядит красиво

 И полезен от хвори!

Морошка

А отгадайте-ка загадку:
Красным я сперва нальюсь,

А потом оденусь в золото,

И солнцу улыбнусь,

Я ягода-хамелон,

Мной вся усыпана дорожка,

Вы, конечно, догадались,

Зовут меня морошка!

Клюква
Вы все прекрасны, спору нет,

Но выслушайте мой ответ?

Рассыпались рубиновые бусы

На кочках северных болот,

И кто хоть раз на вкус их пробовал

Теперь уж мимо не пройдет.

Меня морозы не пугают
Я- …терпкий дар земли.

Тянусь ползучим стеблем я по кочкам,

Чтоб укрепить здоровье вы смогли.

А лимонной кислоте благодаря,

Долго сохраняюсь в холоде, друзья!

Конкурс стихов о ягодах

«Клюква!  - Каткалев Гаврил

Мох, не мох – в лесу перинка,

На перинке  не малинка.

И пригожа, и красна,

Разрумянилась от сна.

Это клюква-лежебока

Накопила столько сока!

Целый день лежит в постели,

Чтобы щеки не худели.

Тоньше нитки стебелек –

Чуть подрос и сразу лег.

Собирай в корзинки

Клюкву-ягоду с перинки.

(Е Трутнева)

«Морошка» - Егина Т

Ягода-морошка

Попала мне в лукошко.

Глазом желтым подмигнула

И тихонько мне шепнула:

- Ты меня, морошку, бери понемножку,

Оставляй птицам, зверятам

Да малым ребятам.

«Черника»  – Казанжи Ф

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела

Синяя такая?

На листочки, на кусточки

Кто-то листья бросил,

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен.

Мы чернику собирали

В кузовок, лукошко.

Только рты чего-то стали

Черные немножко.

Ведущий

В тумане лес горит березовый
В прожилках огненных стоит.

Над ним – парящий купол розовый,

Он в небеса сейчас летит,

Как шар игрушечный,  возносится.

Нить связи с небом так тонка!

К нему с земли туманной просится

Мальчишки робкая рука.

 Стихи читают

Коряжкин А. -   В тайге…

В тайге поскрипывают ели,

Смола стекает, словно мед,

Вдруг шишка. Сорванная ветром,

Как птенчик на ладонь порхнет.

Дождь пробежит с далеких сопок
И зажелтеет зверобой,

А сколько тут звериных тропок,

Побродим по тайге с тобой!

И поглядим, кто в дуплах, в норах,

Кто гнезда на вершинах вьет,

Кто в синих прячется озерах

И в речках медленных живет.

Хохлянкина Н. «Все кусты горят пожаром» - 

Все кусты горят пожаром,

Каждый в лес сейчас спешит.

Разбирайте осень! Даром!

А не то она сгорит!

Полыхает куст боярки,

Разгорается!

От него шиповник ярко

Зажигается!

Заливается брусника,

Пламенеет костяника,

Ты туши пожар, не трусь,

Я, вот видишь, не боюсь!

Прасина А. – Почернели мшистые равнины…

Почернели равнины,

Скинув белоснежную доху,

Лишь Урала древнего вершины,

Как всегда, покоятся в снегу.

В облаках гогочут гуси четко,

Словно море, плещется река.

Снова белопарусная лодка

На волнах качает рыбака.

Солнце не уходит с небосклона:

Наступил путины жаркий срок,

И в сетях глазастых из капрона

Серебром трепещется сырок.

Солнце с небом радуются оба,

Отражаются в обской струе.

Рыбака брезентовая роба,

Как кольчуга блещет в чешуе.

(И. Истомин)

 Ведущий

Кого-то манят небеса,

Кого-то горы синие.

А мне таежные леса

Милее и красивее.

Осенним утром в лес пойду

С огромною корзиною.

И, точно знаю, гриб найду
под стройною осиною.

Из чащи слышен дятла стук.

Быть может, сам покажется.

Глухарь лениво сел на сук –

Не из пугливых, кажется.

А под ногами ягод тьма

Ковром брусничным стелется

Черника, клюква, бузина-

Глазам своим не верится!

Тайга заботится о нас,

Как матушка родимая.

Приберегла и нефть и газ,

Чтоб мы не мерзли зимами.

Придут морозные деньки-

Их ждем мы с нетерпеньем:

Снежки, салазки и коньки

Поднимут настроение.

И здесь живу я неспроста.

Люблю тебя, Югория!

 Югра - мой   дом, моя мечта!

Югра  – моя история!

  1. «Лучшая уха»

Задание:  Команды, самостоятельно разводят костер,  готовят  уху из предложенного набора продуктов (Рыба, лук, соль,  картофель, специи)

Побеждает команда, которая сварит (соблюдая правила безопасности топор, нож, огонь ), самую вкусную уху!

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение общешкольного туристического слета

Статья с подробным описанием подготовки и проведения ежегодного туристического слета. К статье прилагаются карточки прохождения КП (контрольных пунктов) - вопросы по медицине, краеведению, топографии,...

План туристического слета

Туристический слет МКОУ ООШ с.Фатеево (далее по тексту: «Турслет») проводится  с целью:-      популяризации и дальнейшего развития спортивно-оздоровительного туризма-...

Правила безопасности при проведении походов и туристических слетов

Данные правила помогут в работе классным руководителям с обучающимися.Их необходимо рассмотреть с обучающимися в начале учебного года ....

Методическая разработка эколого-туристического слета "Мой город - чистый город"

Содержит не только сценарий  и описание конркурсных испытаний, но и методические рекомендации по организации всего мероприятия...

Спортивно-туристический слет

Методическая разработка «Спортивно-туристический слет» может быть использована педагогами дополнительного образования при проведении внеклассных мероприятий для учащихся....

Методические рекомендации по подготовке к районному туристическому слету

Перечень снаряжения, выдержки из рекомендаций проведения соревнований по технике пешеходного туризма, туристские узлы, сигналы бедствия, топография, способы добычи огня......

Фотоотчет о туристическом слете

Фотоотчет о туристическом слете, проведенном в средней школе №1 города Заринска...