Шпаргалка по экологии
методическая разработка по экологии (11 класс) на тему

Ракчеева Наталия Александровна
 
Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, — все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче дифференцированого зачета по учебной дисциплине  "Экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shpargalka_po_ekologii.ppt623.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шпаргалка по экологии

Слайд 2

Экология как наука Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу Экологический кризис Биосфера и человек Происхождение и строение Земли, ее оболочки, их структура, взаимосвязь, динамика Природные ландшафты Биосфера. Структура и границы биосферы Функциональная целостность биосферы Почва как компонент биосферы Человек как биологический вид Понятие «Экосистема»

Слайд 3

История экологического знания насчитывает много веков. Уже первобытным людям необходимо было иметь определенные знания о растениях и животных, их образе жизни, взаимоотношениях друг с другом и с окружающей средой. В рамках общего развития естественных наук происходило и накопление знаний, ныне принадлежащих к области экологической науки. Как самостоятельная обособившаяся дисциплина экология выделилась в XIX в. Термин экология в науку ввел немецкий биолог Эрнест Геккель. В 1866 г. в работе «Всеобщая морфология организмов» он писал, что это «...сумма знаний, относящихся к экономике природы: изучению всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт≫. Такое определение относит экологию к биологическим наукам. В начале XX в. формирование системного подхода и разработка учения о биосфере, которое является обширнейшей областью знания, включающей в себя множество научных направлений как естественного, так и гуманитарного цикла, в том числе и общую экологию, обусловили распространение экосистемных взглядов в экологии. Основным объектом для изучения в экологии стала экосистема .

Слайд 4

от греч. экое - дом, логос - учение

Слайд 5

Экосистемой называют совокупность живых организмов, взаимодействующих друге другом и с окружающей их средой посредством обмена веществом, энергией и ин- формацией таким образом, что эта единая система сохраняет устойчивость в течение продолжительного времени.

Слайд 6

Вначале экология, оставаясь в рамках биологической науки, имела непосредственную связь с ботаникой и зоологией, затем росли и крепли связи с такими дисциплинами, как география, почвоведение и климатология. В начале XX в. формирование системного подхода и разработка учения о биосфере, которое является обширнейшей областью знания, включающей в себя множество научных направлений как естественного, так и гуманитарного цикла, в том числе и общую экологию, обусловили распространение экосистемных взглядов в экологии. Основным объектом для изучения в экологии стала экосистема . Дальнейшее развитие экологии связано с возрастающим вовлечением в круг рассматриваемых вопросов проблем взаимодействия общества и природы. В настоящее время структуру экологии можно представить как четыре основные ветви, имеющие дальнейшее деление: биоэкология , геоэкология , экология человека, прикладная экология.

Слайд 7

Биоэкология делится на: аутэкологию - экологию особей и видов; синэкологию - экологию популяций и сообществ, экологию биоценозов; эволюционную экологию.

Слайд 8

Геоэкология рассматривает биосферные оболочки Земли. Сюда включается экология географических сред соответственно.

Слайд 9

Глобальные процессы образования и движения живого в биосфере обусловлены круговоротом огромных масс вещества и колоссальных потоков энергии. Процессы, происходящие с участием живого вещества, превосходят чисто геологические по интенсивности и скорости. Человечество же создает дополнительный - антропогенный -канал. Адаптация человека в окружающей среде шла по двум направлениям: 1)человек приспосабливался к новым природным условиям, менял свой способ хозяйства и, следовательно, вырабатывал новый стереотип поведения; 2) человек приспосабливал природу под себя, создавая вторичные, антропогенные геобиоценозы согласно отработанному стереотипу поведения. Причем в естественных условиях оба процесса переплетались. Многие характеристики развития человеческого общества имеют интересную особенность – графически их можно представить в виде кривой, близкой к экспоненте. Примерно 200 лет назад человечество вступило в индустриальную фазу развития. Произошла сначала промышленная, а затем в XX в. и научно-техническая революция. Все это позволило человечеству скачкообразно увеличить свою численность, произошло явление, называемое демографическим взрывом. Масштабы воздействия человека на биосферу стали сравнимы с масштабами естественных процессов, человечество стало мощной силой, преобразующей лик планеты. В результате чего стали заметны определенные сдвиги в биосферных процессах.

Слайд 10

С точки зрения экологии представляет интерес рассмотрение воздействия человека на экологические системы под углом зрения соответствия или противоречия действий человека объективным законам функционирования природных экосистем. Экология человека представляет комплекс дисциплин, изучающих взаимодействие человека как живого организма и социального элемента с окружающей средой и обществом. Сюда включаются такие дисциплины, как социальная экология, медицинская экология и т.п.. Опыт все предшествующих поколений и настоящего времени показывает, что человечество, к сожалению, движется не к созданию гармоничной с природой ноосферы, а по пути деструкции биосферы и замены ее инженерно-техническими сооружениями (техносферой). В результате преобразования человеком естественных местообитаний, а также и прямого уничтожения исчезают многие виды живых организмов, снижается биоразнообразие, являющееся основой устойчивости экосистем. Нерациональное ведение сельского хозяйства приводит к истощению почв и распространению процессов опустынивания, нарушению водных режимов территорий. Возможно, самым грозным проявлением воздействия человека на биосферу является загрязнение окружающей среды. Влияние загрязнений может проявляться различно, но это всегда разрушающее воздействие, приводящее к стрессу, деградации, а в конечном счете и к гибели экосистемы.

Слайд 11

Структурно биосфера представляет собой совокупность функционально связанных и иерархически соподчиненных единиц - экосистем. В связи с этим одно из наиболее катастрофичных последствий деятельности человека связано с разрушением структуры экосистем и, следовательно, с разрушением структуры биосферы в целом как системной целостности. Очевидно, что система с нарушенной структурой уже не может выполнять своих прежних функций, поэтому, как правило, разрушение внутренней структуры экосистемы ведет к ее исчезновению с поверхности Земли. Установлено, что если разрушение затрагивает три и более уровней иерархии экосистем, то начинается сначала замедленный, а потом все более ускоряющийся процесс опустынивания - искажаются процессы образования почв, меняется химия среды, исчезают многие виды организмов. Разрушение экосистем сопровождается исчезновением видов. Проблема исчезновения видов состоит не просто в том, что их невозможно восстановить, но и в том, что их место займут другие. Вопрос в том, какие. Не случайно существуют организмы разного размера, неодинаковой суточной активности и т. п. Полностью безлесная Земля, населенная мелкими животными, будет совсем иной, чем сейчас. Изменятся круговороты всех веществ, газовый состав атмосферы, качество и количество воды в реках, другие условия жизни. Они могут оказаться совершенно не пригодными для существования человека. Он исчезнет как биологический вид. Таким образом, существуют определенные закономерности замены экосистем в биосфере и видов в экосистеме.

Слайд 12

Взрывы сверхновых сопровождаются возникновением в межзвездной среде ударных волн, которые приводя к повышению давления и плотности вещества. При этом могут возникать сгущения, способные в дальнейшем сжиматься уже за счет самогравитации. Так и происходило зарождение нашей системы, в центральной области которой по мере роста давления и температуры сформировался гигантский газовый сгусток -Протосолнце. Одновременно со сжатием протосолнечного облака под влиянием центробежных сил его периферийные участки стягивались к экваториальной плоскости вращения облака, превращаясь таким образом в плоский диск - протопланетное облако, из которого произошли планеты Солнечной системы. В настоящее время планета Земля имеет ряд оболочек: атмосферу , гидросферу , Земную кору , литосферу.

Слайд 13

Атмосфера - это наиболее легкая оболочка нашей планеты, граничащая с космическим пространством

Слайд 14

Гидросфера - это водная оболочка Земли

Слайд 15

Земная кора - это наиболее неоднородная твердая оболочка Земли, сложенная различными минеральными ассоциациями в виде осадочных, изверженных и метаморфических горных пород. Выделяются два основных типа земной коры - континентальный и океанический. Между ними находится промежуточный тип, который называют субконтинентальным

Слайд 16

Литосфера - это верхняя твердая оболочка Земли, имеющая большую прочность и переходящая в нижележащую астеносферу. Она включает земную кору и верхнюю мантию до глубин примерно 200 км.

Слайд 17

Каждая наземная экосистема приурочена к конкретному ландшафту. В широком понимании ландшафт представляет собой природный территориальный комплекс, а в узком - конкретную территорию, однородную по своему происхождению, истории развития и неделимую по зональным и незональным признакам, обладающую единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим климатом, единообразным сочетанием гидротермических условий почв, биоценозов и, следовательно, однохарактерным набором простых геокомплексов (фаций и урочищ). В таком понимании географический ландшафт - одна из категорий физико-географического деления, рассматриваемая как основная единица и основной объект ландшафтного исследования. Классификацию ландшафтов можно провести на различных основаниях. Но наиболее употребительна классификация, основанная на генезисе ландшафта. Ландшафт абиогенный - ландшафт, сформировавшийся без существенного влияния живого вещества. К абиогенному ландшафту условно относят ландшафты центральной части Антарктиды, Гренландского ледяного щита, наиболее высоких вершин Гималаев, лавовые озера и др.Ландшафт антропогенный - ландшафт, свойства которого обусловлены деятельностью человека. По соотношению целенаправленных и непреднамеренных изменений различают преднамеренно измененные и непреднамеренно измененные ландшафты.

Слайд 18

Ландшафт (от нем. land- ≪земля≫, schaft- суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость).

Слайд 19

Биосфера -одна из оболочек (сфер) Земли, состав и энергетика которой в существенных своих чертах определены работой живого вещества. Термин введен Э. Зюссом в 1В75 г., в результате работ В. И. Вернадского этот термин стал обозначать всю ту наружную область планеты Земля, в которой не только существует жизнь, но которая в той или иной степени видоизменена или сформирована жизнью. Биосфера включает в себя тропосферу, гидросферу, литосферу. Область современного обитания живых организмов охватывает в среднем 12-17 км - несколько меньше на суше, больше в океане. Сфера случайного попадания организмов и биогенных элементов колеблется до 40-50 км. Считается, что нижняя граница биосферы в среднем лежит на глубине 3 км от поверхности суши и на0,5 км ниже дна океана, хотя в буровых скважинах живые микроорганизмы обнаружены на глубине 4 км, а микробиологические остатки - до 7 км.

Слайд 20

Биосфера (от греч. b ios - жизнь, sp h aira - шар)

Слайд 21

Система связей в биосфере чрезвычайно сложна и пока что расшифрована лишь в общих чертах. В целом биосфера очень похожа на единый гигантский супер организм, в котором автоматически поддерживается гомеостаз - динамическое постоянство физико-химических и биологических свойств внутренней среды и стойкость основных функций. С точки зрения кибернетики в каждом биоценозе, т. е. совокупности организмов, которые населяют определенный участок суши или водоема, есть управляющая и управляемая подсистемы. Роль управляющей подсистемы выполняют консументы. Они не разрешают растениям слишком разрастаться, поедая лишнюю биомассу. За травоядными следят хищники, предотвращая их чрезмерное размножение и уничтожение растительности. Управляющей подсистемой для этих хищников являются хищники второго рода и паразиты, которыми руководят сверхпаразиты, и т. д.Кроме энергетических, пищевых и химических связей, огромную роль в биосфере играют информационные связи. Живые существа Земли освоили все виды информации - зрительную, звуковую, химическую, электромагнитную. Информационные сигналы содержат важные сведения в закодированной форме. Они расшифровываются и учитываются живыми организмами. Эти процессы в них осуществляются путем общего энергоинформационного обмена. Живые системы могут также обрабатывать, накапливать и использовать информацию в отдельности от энергии. Российский биолог О. Пресман определяет биосферу как систему, в которой вещественно-энергетические взаимодействия подчинены взаимодействиям информационным.

Слайд 22

Биокосное вещество - создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамические равновесные системы тех и других. Организмы в их образовании играют ведущую роль. Эти биокосные организованные массы являются сложными динамическими равновесными системами, в которых резко проявляется геохимическая энергия живого вещества -биогеохимическая энергия. В состав почвы входят четыре основных структурных компонента: минеральная основа (обычно 50-60% общего состава почвы); органическое вещество (до 10%); воздух (15-25%); вода (25-30%).Минеральный скелет почвы - это неорганический компонент, который образовался из материнской породы в результате ее выветривания. Свыше 50% минерального состава почвы занимает кремнезем SiO2> от 1 до 25% приходится на глинозем А1,0з,от 1 до 10% - на оксиды железа Fe2O3, от 0,1 до 5% - на оксиды магния, калия, фосфора, кальция. Минеральные элементы, образующие вещество почвенного скелета, различны по размерам: от валунов и камней до песчаных крупинок - частиц диаметром 0,02-2 мм, ила – частиц диаметром 0,002—0,02 мм и мельчайших частиц глины размером менее0,002 мм в диаметре. Их соотношение определяет механическую структуру почвы. Органическое вещество почвы образуется при разложении мертвых организмов, их частей и экскрементов. Не полностью разложившиеся органические остатки называют-

Слайд 23

Современная наука видит в человеке прежде всего биосоциальное существо, прошедшее в своем становлении длительный путь эволюции и выработавшее сложную социальную организацию. Выйдя из животного царства, человек и поныне остается одним из его членов. Царство Животные, подцарство Многоклеточные, раздел Двусторонне-симметричные, тип Хордовые, подтип Позвоночные, группа Челюстноротые, класс Млекопитающие, отряд Приматы, подотряд Обезьяны, секция Узконосые, надсемейство Высшие узконосые (гоминиды), семейство Гоминиды, род Человек, вид Человек разумный - таково его положение в системе органического мира. Современный человек произошел от обезьяноподобного предка - дриопитека, представителя ветви гоминид, отделившихся примерно 20-25 лет назад от высших узконосых обезьян. Причиной отхода предков человека о генеральной линии эволюции, предопределившего невиданный скачок в совершенствовании его физической организации и расширении возможностей функционирования, стали изменения условий существования, произошедшие вследствие развития естественных природных процессов. Общее похолодание, вызвавшее сокращение ареалов лесов - естественных экологических ниш, населяемых предками человека, поставило его перед необходимость приспособиться к новым, крайне неблагоприятным обстоятельствам жизни. Это дало возможность более гибко реагировать на текущие изменения во внешней среде и тем самым успешнее адаптироваться к ним.

Слайд 24

Экосистема - это совокупность продуцентов, консументов и детритофагов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой посредством обмена веществом, энергией и информацией таким образом, что эта единая система сохраняет устойчивость. Таким образом, для естественной экосистемы характерны три признака: экосистема обязательно представляет собой совокупность живых и неживых компонентов; в рамках экосистемы осуществляется полный цикл, начиная с создания органического вещества и заканчивая его разложением на неорганические составляющие; экосистема сохраняет устойчивость в течение некоторого времени, что обеспечивается определенной структурой биотических и абиотических компонентов. Примерами природных экосистем являются озеро, лес, пустыня и т. д. Более простые экосистемы входят в более сложно организованные. При этом реализуется иерархия организации систем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О. И. Жидкова, В. С. Алексеев, Н. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности Шпаргалки О. И. Жидкова, В. С. Алексеев, Н. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности Шпаргалки

Издание содержит информативные ответы на все вопросы курса "Безопасность жизнедеятельности" в соответствии с Государственным образовательным стандартом....

Шпаргалка для родителей:Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьми

Шпаргалка для родителей:Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьмиДля психологов,воспитателей,учителей начальной школы Автор: Е.К.Лютова, Г.Б.Монина ...

Шпаргалка для родителей

Обучая ребенка дошкольного возраста чтению и развивая у него фонематический слух, родителям следует помнить некоторые правила русского языка....

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

Шпаргалка Pithon (Шпаргалка от Васи)

Маленькя табличка включает в себя основные определения:ФункцииОперации со строкамиОперации с числами...