Формирование экологической культуры школьников посредством предметов естественнонаучного цикла
статья по экологии на тему

Лунёва Елена Валерьевна

В статье раскрываются основные задачи экологического воспитания школьников, приводятся примеры методов формирования экологической культуры школьников, способы решения задач экологического образования и воспитания, формирование ответственного отношения учащихся к природной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры школьников

посредством предметов естественнонаучного цикла

Лунёва Е.В., МКОУ «Орловская СОШ»

   Научные экологические понятия, трансформированные в понятия учебные, вошли во все курсы школьной биологии, где на примере растений, животных и даже человека раскрываются основные экологические закономерности (количественные и качественные). Особенно широко в школьном предмете «Биология» отражены понятия экологии организмов, биогеоценологии, популяционной экологии и социальной экологии. Однако экология не только изучает структуру и свойства различных биосистем, но и исследует также возможные проявления свойств окружающей среды, ее сущность, особенности разных сред жизни, многообразие местообитаний; рассматривает закономерности воздействия экологических факторов, их взаимодействие с живым населением.

   Экологическое воспитание – это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества.

   Экологическая культура – важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите.

   В процессе обучения общей биологии учащиеся овладевают системой экологических знаний: о популяциях, видах, биогеоценозах, биосфере, их структурах и функциях, присущих им закономерностях. Обучение направляется на успешное овладение школьниками системой экологических знаний о взаимодействии природы и общества, на показ роли общества в рациональном использовании и сохранении многообразия видов, в регулировании численности популяций, в приумножении растительных богатств — источников органического вещества, энергии, кислорода, поддержания баланса углекислоты, в повышении продуктивности биогеоценозов и агроценозов, в сохранении равновесия в биосфере. Эти знания составляют базу для формирования у школьников ответственного отношения к природной среде, осознания ими необходимости бережного и рационального использования богатств природы, которая представляет собой бесценное общественное достояние, а также для развития экономического мышления, привития умений предвидеть последствия, воздействия человека на живую природу.

   В процессе усвоения школьниками экологических знаний осуществляется их ценностная ориентация, выявляется не только материальная, но и эстетическая ценность видов растений и животных, природных ландшафтов, их воздействие на чувства человека, его душевное состояние, на пробуждение чувства радости. При обучении общей биологии продолжает отрабатываться система норм и правил поведения в природной среде. Осознанию материальных и эстетических ценностей, норм и правил поведения в природе способствует экскурсия в естественные биогеоценозы при изучении вопросов дарвинизма и экологии, а также в агроценозы для ознакомления учащихся с успехами селекции.

   Осознание ценности природы, норм и правил поведения в ней происходит на экскурсии не вследствие словесного назидания, а на основе выяснения учащимися взаимосвязей в природе, понимания своего места в ней. Например, школьники должны знать, что, наблюдая за жизнью природы, необходимо вести себя осторожно, не вспугивать птиц с насиженных яиц, не разорять муравейники, не отлавливать красивых бабочек, не ломать ветви деревьев, не рвать цветы, не вытаптывать травяной покров и т. д.

   В процессе изучения проблемы саморегуляции, в биогеоценозе и биосфере учащиеся осознают, что восстановительные силы природы не беспредельны, что в результате загрязнения может быть нарушено равновесие в природе, поэтому каждый человек, каждое производство должны соблюдать законы об охране природы.

   В решении задач экологического образования и воспитания следует исходить из ряда принципиальных положений: в процессе обучения важно обеспечить единство познавательной и практической деятельности по изучению и улучшению природной среды; необходима интеграция научных знаний о взаимодействии природы и человека, общества; учитывать взаимосвязь в раскрытии локальных и глобальных экологических проблем.

   Формирование ответственного отношения учащихся к природной среде важно осуществлять с опорой на ряд положений психологии: учитывать взаимосвязь деятельности и сознания в выработке отношения к окружающей среде; обусловленность уровня сформированности экологического сознания и культуры поведения в природе динамикой деятельности, возрастным развитием личности. Возрастные особенности личности складываются в процессе усвоения социального опыта и отношений, включая и отношение к природе. Ценностные ориентации опираются на моральное сознание и эмоционально-волевую сферу и выражаются в мотивах поведения, действиях и отношении к себе, людям и окружающей среде. Самооценка личности отражает влияние ценностных ориентаций на положительные принципы поведения и позволяет избегать отрицательных действий и поступков, что очень важно в целях предупреждения вредных для природы последствий в результате деятельности личности.

   Деятельностный  характер в изучении природы имеет внеклассная работа: участие школьников в экологических акциях «День Земли», «Марш парков», природоохранных работах по благоустройству территории около речки Усманка, около природного источника с. Орлово, озеленении пришкольной территории; проведение «Дня птиц», «Недели биологического многообразия», «Недели естествознания», «Недели экологии», различных экологических конкурсов, игр,  викторин, КВНов, выставки «Животный и растительный мир Воронежской области»; конкурс стенгазет «Многообразие животного и растительного мира», «Охрана животного и растительного мира», конкурс плакатов на экологические темы «Береги почвы», «Береги воду», «Экономь электроэнергию», «Я за здоровый образ жизни»; написание докладов, рефератов по охране природы и жизни человека; знакомство с законами об охране окружающей среды; работа в школьном краеведческом музее; а также поездки в Воронежский государственный биосферный заповедник, Дивногорье, краеведческий музей г. Воронежа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла (из опыта работы).

Обобщён опыт работы по формированию здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла....

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны  особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий...

Формирование экологической культуры школьников через различные формы и методы естественнонаучного образования

Выступление на семинаре "Эффективные практики организации экологических мероприятий с обучающимися"...

«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».

Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

Формирование функциональной грамотностиобучающихся по предметам естественнонаучного цикла...

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

Формирование функциональной грамотностиобучающихся по предметам естественнонаучного цикла...