рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии на тему

Файрузова Гульнара Фаритовна

Пояснительная записка. календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_no_1.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества и спорта «Импульс»

муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан

Утверждена на заседании Совета

МОБУ ДОД ЦДТ и С «Импульс»

                                                                                    «_____»____________ 2016 года

Дополнительная образовательная программа

 «Друзья заповедных островов»

для детей от 11 до 16 лет

                                                                       Срок реализации программы: 1 год

                                                                             автор программы: Файрузова Г. Ф..

педагог дополнительного образования

                                                                   МОБУ ДОД ЦДТ и С «Импульс»

2016 год

Движение Друзей заповедных островов – это неформальное общественное объединение детей, помогающих сохранению уникальных островов заповедной природы в разных уголках России.

Цель программы:

-  формирование  у  подрастающего  поколения  представления  об  уникальной  ценности  заповедных  территорий,  развитие  бережного  и  ответственного отношения к природе родного края.

Срок обучения: 1 год

Характеристика группы: обучающиеся  6-10 классов, границы возраста от 11 до 17 лет, группа не более 20  человек.

Пояснительная записка

В основу содержания программы положен этико-эстетический подход к охране природы, разработанный такими учеными, как И. П. Бородин, Г. А. Кожевников, В. И. Талиев и др. Центральной его идеей является утверждение этической ценности мира природы, необходимости формирования гуманного отношения людей ко всем живым существам независимо от их практической ценности. Этико-эстетический подход к  сохранению природы обосновывает необходимость формирования у людей экоцентрического сознания (в отличие от антропоцентрического), характеризующегося:  

•  высокой степенью психологической включенности в мир природы;

•  партнерской позицией по отношению к природе;  

• ориентацией как на разумное использование природы, так и на духовное взаимодействие с ней.  

 Реализация целей программы предусматривает решение ряда важнейших образовательных задач.

 Задача «Знаю и понимаю»

Формирование у учащихся  системных  представлений  об охраняемых природных территориях как о ценности, имеющей национальное, мировое экологическое и культурное значение:

•  об исторических корнях заповедания природы;  

•  о целях создания ООПТ на различных этапах развития человечества;

•  о деятельности заповедников и национальных парков;

•  о роли ООПТ в сохранении эталонов природы и уникальных культурно-исторических комплексов региона, страны, планеты в целом;

•  о замечательных людях, которые посвятили свою жизнь созданию заповедных территорий.

 Задача «Хочу»

Формирование  позитивного отношения  учащихся ко всему разнообразию живой природы, в сохранении которой важную роль играют охраняемые природные территории, на основе коррекции целей и мотивов экологического поведения учащихся. Эта работа связана прежде всего с эмоциональной сферой,  направлена на актуализацию лучших нравственных побуждений, эстетических чувств, желания беречь природу.

 Задача «Могу»

Формирование практических умений и навыков поведения. Учащиеся должны уметь:

•  выполнять посильные исследования в окружающей среде;

•  оформлять и представлять результаты исследований в различных учебных и реальных ситуациях;  

•  оценивать простейшие экологические последствия воздействия человека на окружающую среду, в том числе на состояние видового разнообразия в ней;  

•  оценивать эстетические достоинства окружающего ландшафта, в том числе отраженные в различных художественных формах;

•  соблюдать экологические правила поведения в дикой природе;

•  участвовать в посильной природоохранной деятельности (оказывать помощь в сохранении и восстановлении живой природы, в том числе на ООПТ, и др.);

Участие школьников в  практических делах  на  охраняемой природной территории формирует у них чувство сопричастности к проблемам сохранения дикой природы.

Педагогу важно учитывать психологический феномен - каждый человек стремится беречь то, во что был вложен его собственный труд

Нормативные основы

 Программа «Друзья заповедных островов» опирается на положения законов Российской Федерации «Об образовании», «Об охране окружающей и природной среды» а также на базисный учебный план общеобразовательной школы. Структура программы данного модуля позволяет включать его в содержание образования, как на федеральном, так и на региональном уровне.  

 

Организационные основы

Программа «Друзья заповедных островов» позволяет овладеть основным содержанием за 70 учебных часа. Данная программа может быть предложена для изучения в 7-10 классах общеобразовательной школы, а также стать основой для разработки профильного курса в старших классах.  

Курс рассчитан на учащихся, которые уже владеют основами биологических знаний. Группа не более 20 человек.

Содержание данной программы предусматривает возможность ее  реализации в личностно ориентированном режиме. Для этого необходимо организовать образовательный процесс, ориентируясь на решение следующих педагогических задач:

1. Развитие у учащихся умений и навыков учебной деятельности, позволяющих им

эффективно достигать результатов, предусмотренных содержанием данной программы.  Образовательный процесс должен быть направлен на развитие познавательных, эмоциональных, физических и духовных творческих способностей учащихся, а не на стереотипное воспроизведение ими стандартного минимума готовых истин;

2. Совершенствование у учащихся навыков общения, как в коллективе сверстников, так и со старшими при организации групповых форм учебной деятельности (дискуссий, конференций, игрового тренинга, экскурсий и др.), формирование у них умений, необходимых для проведения полевых практикумов, туристических походов, грамотного поведения в условиях дикой природы и т.п.;

3. Развитие личностной зрелости учащихся: осмысление ими своего места в мире, стремление к раскрытию своих способностей, использованию потенциала общения с природой для своего личностного развития и самосовершенствования. Идеология образовательного процесса заключается в воспитании гражданина планеты Земля, способного обеспечивать устойчивое общественное развитие человечества и, в первую очередь, своей страны.

Реализация данной программы предусматривает использование разных форм и методов учебной деятельности, позволяющих активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях. Эти способы включают: передачу информации от учителя к ученику  с использованием методов устного изложения материала: лекций, бесед, объяснений, рассказов и др. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы. Слово учителя в сочетании со зрительным рядом (слайды, фильмы, видеоматериалы и др.) оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности; организацию практической работы учащихся под руководством учителя. Выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить и творчески осмыслить учебный материал, полученный на предыдущих занятиях. Учащиеся работают с различными источниками информации (карты, учебники, справочники, иллюстрации, дидактический материал), обсуждают дискуссионные вопросы. Здесь эффективны уроки-практикумы, конференции, “путешествия”, ролевые и имитационные экологические игры.

В соответствии с опережающими заданиями, подготовленными учителем, учащиеся готовят творческие работы: проекты, доклады, рефераты и др., которые могут выполняться как индивидуально, так и в малых группах;  эстетическое освоение  учащимися мира природы и формирование у них гуманного отношения к животным и растениям. Для этого используется отображение учащимися своих мыслеобразов природы средствами изобразительного искусства, фотографии, прозы, поэзии и т.п. Участие школьников в эколого-психологических играх, воспитывающих сопереживание живым существам, формирует у них партнерскую позицию по отношению к животным и растениям, стремление их беречь и защищать;  проведение полевого практикума и/или экскурсий  на базе охраняемых природных территорий с участием соответствующих специалистов (сотрудников ООПТ, представителей местных природоохранных органов и др.).  

Пути реализации программы

 Высокий образовательный уровень реализации данной программы может быть обеспечен благодаря использованию основных положений гуманистической психологии и педагогики, экологической психопедагогики, теории и методики экологического образования, а также инновационных технологий развития экологического сознания. Гуманистическая психология и педагогика  выступают в качестве психолого-педагогической основы реализации целей данной программы, предусматривают партнерское взаимодействие обучающего с обучаемыми. Личность обучаемого ставится в центр педагогического процесса. Обучаемым предоставляется право на ошибки, свободный творческий поиск, который стимулируется не оценкой и наказанием, а заинтересованной поддержкой. Гуманистическая педагогика ориентирована на слияние эмоциональных и познавательных аспектов обучения; помощь учащимся в осознании особенностей собственной личности, своего отношения к окружающему миру; создание благоприятного психологического климата в группе; раскрытие творческого потенциала каждого человека.

Педагогический процесс развития экологического сознания строится на основе методик, позволяющих использовать соответствующие психологические закономерности становления и развития личности. Природа при этом рассматривается не столько как  окружающая среда, а в большей степени как мир природы. Именно по отношению к миру природы люди могут проявлять свои чувства (жалость, сопереживание, сострадание и т.д.); именно  мир природы, а не окружающая среда отражается в творчестве поэтов, писателей и художников, т.е. именно мир природы, а не  окружающая среда  выступает для человека как личная, а не только объективная ценность. Экологическая психопедагогика ориентирует человека на равноправное, партнерское взаимодействие с миром природы.

Теория и методика экологического образования  базируются на междисциплинарном подходе, признании единства интеллектуального и эмоционально-волевого компонентов образования, важности взаимосвязанного раскрытия экологических проблем в глобальном, национальном и краеведческом аспектах, необходимости определения путей их конструктивного решения.

В настоящее время отечественными и зарубежными методистами разработано достаточное количество авторских  инновационных технологий развития экологического образования.

Содержание программы

Программа состоит из 9 основных тем, которые соответствуют 9 этапам республиканского фестиваля конкурса «Друзья заповедных островов»: «Красная книга», «Друзья и враги», «Бивуак», «Зеленая гостиная», «Кухня погоды», «Экопроект», «ООПТ», «Находчивые Робинзоны».

Тема 1.   «Красная книга»

История создания Красной книги, содержание, структура, шкала редкости. Основные виды животного и растительного мира занесенных в Красную книгу РФ и РБ.  Характеристика 5-10 видов занесенных в Красную книгу.

Тема 2. «Друзья и враги»

Ядовитые и лекарственные виды животных и растений. Опасные животные и насекомые. Правила поведения в лесу. Первая медицинская помощь при укусах змей клещей и п.р. Съедобные и несъедобные виды грибов. Способы приготовления в походных условиях.

Тема 3. «Бивуак»

Правила установки палаточного лагеря. Виды костров. Материально-техническая база турпохода. Первая медицинская помощь при травмах. Сигналы бедствия.

Тема 4. «Зеленая гостиная»

Определение вида и подвида растений, деревьев и кустарников, типичных для нашего региона. Описание и применение в хозяйственной деятельности растений, деревьев и кустарников.

Тема 5 «Кухня погоды»

Строение атмосферы, биосферы. Образование облаков. Виды облаков. Циклоны и антициклоны. Народные приметы о погоде. Погода и ее особенности.

Тема 6. «Экопроект»

Составление проектов и исследовательских работ. Презентация. Защита проектов.

Тема 7. «ООПТ»  

Категории особо охраняемых природных территорий: заповедники, национальные парки, природные парки и др. Их цели и задачи. История создания системы особо охраняемых природных территорий. Первые национальные парки и заповедники.  Характеристика 2-3 особо охраняемых природных территорий (по выбору учителя). История создания охраняемой природной территории; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды. Объекты историко-культурного наследия. Международные конвенции и соглашения в области охраны природы, связанные с особо охраняемыми природными территориями. Конвенция о биоразнообразии, Конвенция о всемирном природном и культурном наследии ЮНЕСКО. Международные природоохранные организации (Всемирный Союз Охраны Природы (МСОП), Всемирный фонд дикой природы и др.), международные программы и проекты в области охраны природы.

Тема 8. «Находчивые Робинзоны»

Правила выживания в экстремальных условиях. Правила поведения при кораблекрушениях, авиакатастрофах, автокатастрофах и п.р.

Тема 9. Экскурсии. 

Знакомство с ООПТ

Знакомство с деятельностью и природой Южно-Уральского заповедника, Экскурсия по экологической тропе, посещение музея природы. Встречи с сотрудниками отдела охраны и научного отдела. Совместные рейды и полевые работы.

Учебно-тематический план курса

Название темы

Всего часов

Лекции

Прак. заня-я

1

Красная книга

3

2

1

1.1

История создания Красной книги, содержание, структура, шкала редкости

1

1

-

1.2

Основные виды животного и растительного мира занесенных в Красную книгу РФ и РБ.  Характеристика 5-10 видов занесенных в Красную книгу.

2

1

1

2

Друзья и враги

4

3

1

2.1

Ядовитые и лекарственные виды животных и растений.

1

1

-

2.2

Опасные животные и насекомые. Правила поведения в лесу.

1

1

-

2.3

Первая медицинская помощь при укусах змей клещей и п.р.

1

-

1

2.4

Съедобные и несъедобные виды грибов. Способы приготовления в походных условиях.

1

1

-

3

Бивуак

10

2

8

3.1

Правила установки палаточного лагеря.

2

1

1

3.2

Материально-техническая база турпохода.

1

1

-

3.3

Виды костров

2

-

2

3.4

Первая медицинская помощь при травмах.

2

-

2

3.5

Сигналы бедствия

1

-

1

3.5

Установка палаток

2

-

2

4

Зеленая гостиная

15

5

10

4.1

Определение вида и подвида растений, деревьев и кустарников, типичных для нашего региона.

5

3

-

4.2

Описание и применение в хозяйственной деятельности растений, деревьев и кустарников.

5

2

-

4.3

Полевые работы

5

-

10

5

Кухня погоды

4

3

1

5.1

Строение атмосферы, биосферы.

1

1

-

5.2

Образование облаков. Виды облаков 

1

1

-

5.3

Циклоны и антициклоны

1

1

-

5.4

Народные приметы о погоде. Погода и ее особенности

1

-

1

6

Экопроект

8

1

7

6.1

Составление проектов и исследовательских работ.

5

1

4

6.2

Презентация. Представление исследовательской работы.

2

-

2

6.3

Подготовка к публичному выступлению. Защита проектов.

1

-

1

7

ООПТ

15

6

9

7.1

Категории особо охраняемых природных территорий: заповедники, национальные парки, природные парки и др. Их цели и задачи. История создания системы особо охраняемых природных территорий. Первые национальные парки и заповедники.  

1

1

-

7.2

Характеристика 2-3 особо охраняемых природных территорий (по выбору учителя). История создания охраняемой природной территории; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды. Объекты историко-культурного наследия.

2

1

1

7.3

Характеристика 2-3 особо охраняемых природных территорий (по выбору учителя). История создания охраняемой природной территории; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды. Объекты историко-культурного наследия.

4

1

3

7.4

Международные конвенции и соглашения в области охраны природы, связанные с особо охраняемыми природными территориями. Конвенция о биоразнообразии, Конвенция о всемирном природном и культурном наследии ЮНЕСКО. Международные природоохранные организации (Всемирный Союз Охраны Природы (МСОП), Всемирный фонд дикой природы и др.), международные программы и проекты в области охраны природы.

4

2

2

7.5

Знакомство с Южно-Уральским ГПЗ

4

1

3

7.6

Экскурсии

12

1

11

Итого:

70

22

48

Литература для учителя

  1. Артюхова И.С. Я и окружающий мир (занятия с подростками) / / Биология в школе . 2000 . N 7 .
  2. Артамонов В. Редкие и исчезающие животные. М., 1989.
  3. Банников А.Г. По заповедникам Советского Союза. М., 1974.
  4. Банников А.Г. Заповедными тропами зарубежных стран. М., 1989.
  5. Брагина А. Мир животных в мире слов. М., 1995.
  6. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.
  7. Вишневская С.С., Горохов В.А. Национальные парки России. М., 1997.
  8. Вронский В.А. Особо охраняемые природные территории // География в школе. 1998. N5.
  9. Вронский В.А. Экологические основы охраны животного мира / / География в школе . 2000. N 3 .
  10. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., 1991.  
  11. Давыдова М.И. Заповедники России // География в школе. 1995. N1.
  12. Данилина Н.Р. Природные заповедники России // Биология в школе. 1999. N 3.  
  13. Данилина Н.Р. Заповедная школа // Экологическое образование. 2000. N 1.
  14. Дежкин В.В. В мире заповедной природы. М., 1989.
  15. Закон РФ “Об особо охраняемых природных территориях ” // Российская газета. 1995.  22 марта.   Закон РФ “Об образовании”. М., 1992.
  16. Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М., 1986.
  17. Красная книга России: правовые акты. М., 2000.
  18. Краснитский А.М. Проблемы заповедного дела. М., 1983.
  19. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. М., 1978.
  20. Степаницкий В.Б. Заповедники России в беде // Охота и охотничье хозяйство. 1994. N 3.
  21. Степаницкий В.Б. Сохранить систем у российских заповедников // Экология и жизнь. 1998. N 4.
  22. Сосновский И. Редкие исчезающие животные (по страницам Красной книги). М., 1987.
  23. Тишков А.А. Особо охраняемые природные территории СССР // География в школе. 1991. N 3.
  24. Тишков А.А. О стратегии сохранения биологического разнообразия России // Биология в школе. 1998. N 6.
  25. Толковый словарь по охране природы / В.В.Снакин и др. М., 1995.
  26. Чесноков Н.И. Дикие животные меняют адреса. М., 1989.  
  27. Штильмарк Ф.Р. Заповедники и заказники. М., 1984.  
  28. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П.Печко. М., 1984.
  29. Ясвин В.А. Мир природы в мире игр // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2000. N 4.  
  30. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000.

Литература для детей:

  1. Горохов В.А., Вишневская С.С. По национальным паркам мира : ( Книга для учащихся ). М., 1993.
  2. Дроздов Н.Н., Макеев А.К. Жемчужины природы - заповедники: ( Книга для учащихся). М., 1985.  
  3. Заповедная природа: для нас и потомков /  В.В.Дежкин, В.Е.Борейко, Н.Р.Данилина, Ю.П.Лихацкий. М., 2000.
  4. Заповедными тропами: (Книга для учащихся) / Т.А.Адольф, М.И.Давыдова и др. М., 1998.  
  5. Песков В.М. Окно в природу: В 2 кн. М., 2001. (Сер. “Василий Песков рассказывает”).  
  6. Петрова И.  Особо охраняемые территории. Заповедники // Энциклопедия для детей. Т. 3.
  7. География. М., 1997.  
  8. Птицы. Окно в мир: Детское образовательное пособие по экологии. М., 1995  
  9. Школа дикой природы: (Пособие для юных натуралистов по практической экологии) . М., 1994.
  10. Экологическая азбука для детей и подростков / К.Б.Асланиди, М.А.Малярова,  
  11. Экосистемы. Окно в мир: Детское образовательное пособие по экологии. М., 1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

рабочая программа "Занимательная экология"

Программа предназначена для педагогов  допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...