Урок+презентация "Вредные привычки"
план-конспект урока по экологии (8 класс) на тему

Данный урок занимает важное место в курсе «Экология человека». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Вредные привычки». Профилактика вредных привычек». Урок построен в контексте проблемного изучения нового материала. В рамках компетентностного подхода в структуру урока заложены методические условия, позволяющие реализовать личностные возможности учащихся через использование полученных знаний, в новых проблемных ситуациях на уроке. Деятельность учителя и учащихся реализуется через принципы обучения: научность и доступность подачи материала, системность и последовательность его рассмотрения, принцип наглядности (использование слайдовой мультимедийной презентации «Вредные привычки» принцип интеграции - межпредметные связи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyaeva_g.a._vrednye_privychki.rar966.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по экологии в 8 классе

«Вредные привычки»

Учитель экологии Беляева Г.А.

Человек часто сам себе злейший враг
                                                            Цицерон

Тема: Вредные привычки

Цель урока:
вспомнить какое влияние оказывают вредные привычки на организм человека, познакомиться с понятием здорового образа жизни, изучить влияние курения табака, употребления алкоголя и других наркотиков на человека и общество, понять роль, значение и необходимость вести здоровый образ жизни …

Задачи урока:

  1. повторить понятие «здоровье», составляющие здорового образа жизни;
  2. классифицировать вредные привычки;
  3. выявить как вредные привычки влияют на психическое и физическое здоровье..

Оборудование: компьютер, проектор

Методические рекомендации

 I.Актуализация знаний учащихся об здоровом образе жизни и отказе от вредных привычек.

II. Изучение нового материала.

«Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом…»

Лев Николаевич Толстой

1.Вспомниете что такое Здоровье?

Здоровье по ВОЗ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Соответственно различают физическое, психическое, социальное здоровье. Физическое здоровье – это состояние органов, систем органов, жизненных функций организма. Психическое здоровье – это состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием. Социальное здоровье – это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.

Гейне говорил: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». На здоровье человека оказывает его образ жизни – способ жизнедеятельности людей в общественных условиях. Здоровый образ жизни – это поведение, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. По ВОЗ наше здоровье зависит 50% от образа жизни, 17-20% - от социальных, природных условий и наследственности, 8-9% от органов здравоохранения. (Примеры навыков и привычек, помогающих сохранить и приумножить здоровье).

Что входит в понятие здоровый образ жизни? 1) Режим дня - рациональное распределение физической активности человека; 2) сбалансированное питание (концентрация пищи); 3) полноценный сон; 4) двигательная активность (гиподинамия – недостаточность двигательной активности человека); 5) общение с природой (Гиппократ говорил «Природа лечит, а врач помогает»); 6) отказ от вредных привычек.

  1. Любые факторы, нарушающие благополучие, может опасными и губительными для здоровья. Одним из таких факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, являются вредные привычки.

Вредными привычками называют привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовать себя как личность (это например, использование нецензурных выражений, неряшество, культура поведения).

Опасение вызывает тот факт, что вредные привычки встречаются настолько часто, что представляют собой большое социальное зло. Давно установлено, что формируются такие привычки в детском и подростковом возрасте. Как подтверждение тому на улице всё чаще можно встретить подростка с сигаретой. Благодаря рекламе на ТВ ребята верят, что пить пиво – это «круто» и даже полезно. Попробовать наркотики становится всё проще. А всё больше актуальность приобретают Интернет зависимость и зависимость от мобильных телефонов. Как можно всё это остановить?

Каждый подросток вправе сделать свой выбор сам и сформировать своё отношение к привычкам вредным, но, к сожалению, пока ещё модным, но только после того, как он узнает: для того чтобы показаться «крутым парнем» или «клеевой девчонкой», он часто рискует самым дорогим, что у него есть, - своим здоровьем. На плечи взрослых, и в первую очередь родителей и педагогов, ложится задача – помочь найти правильную дорогу, раскрыть подростку глаза на правду о том, как влияют на организм вещества, содержащие в себе пиво или сигарету. Именно на достижение этой цели и направлен наш урок. В течение урока Вы узнаете о последствиях вредных привычек и болезней, к которым они приводят: алкоголизм, наркомания, заболевания органов дыхания, гиподинамия и др.  

Вредные привычки можно подразделить на:

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ                                               ПАГУБНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ

Болезненные пристрастия

Излучение сотового телефона влияют на здоровье, но в разной степени. Радиоизлучения способны изменить структуру белка, вызвать сбои работы сердца и временно и незначительно повышать артериальное давление, вызвать головокружение и сонливость, но в то же время могут повысить интеллектуальные способности у человека.

Пагубные пристрастия имеют черты, которые нет у других привычек:

  • Обладают наркотическим эффектом

(оказывают отрицательное действие на НС).

  • Постоянно возрастает зависимость от наркотических веществ.
  • Постепенно подчиняют себе все   действия человека.
  • Разрушительны для здоровья

(сокращают продолжительность жизни, приводят к гибели человека).

Термин «наркотик» от гр. «narkoo» - оцепенеть, сделаться нечувствительным. По химическому составу – это азотосодержащие основания природного происхождения.

Наркотический эффект проявляется в одурманивание, опьянение, эйфория.

Эйфория – субъективно приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения, бодрости, прилива сил, улучшении настроения, в ощущении своей значимости, порой, неограниченности возможностей (приятная оглушенность, расслабленность, удовлетворенность, безмятежность и благополучие). Будучи субъективно приятной, эйфория объективно вредное состояние (состояние отрешённости от мира, отключение от реальности). Эйфория – состояние обмана психики с помощью использования химических средств незаконным путём.

Наркотическим эффектом обладают: типичные наркотики (опиум, гашиш, кокаин), но также этиловый (винный) спирт и никотин.

Все вещества, вызывающие наркотический эффект, получили название наркогенных веществ. Эти вещества делятся на три группы:

  1. Наркотики, использование которых без медицинских показаний запрещено законом (кокаин, опиум и др.);
  2. Алкоголь и никотин (довольно широко вошли в быт);
  3. Токсические вещества, способные вызывать наркотический эффект  (органические растворители, бензин, клей, некоторые лекарства).

Зависимость происходит в несколько этапов:

  1. Защитная реакция организма на наркогенные вещества (отравление – отравление, тошнота, головокружение, головная боль); при повторном употреблении возникает эйфория;
  2. Эйфория становится потребностью (психическая зависимость);
  3. Физическая зависимость (абстинентный сидром – недомогание, боли в различных частях тела, головная боль, озноб, дрожание конечностей).
  4.  Увеличение дозы, приводящей к истощению психических и физических функций.
  • Разрешённые наркотики – табак, алкоголь, кофе.
  • Запрещённые наркотики – амфетамины, кокаин, барбитураты и транквелизаторы (снотворные и успокоительные), опиаты (его компоненты кодеин, морфин (героин)- болеутоляющие), галлюциногены и психоделитики, марихуана и гашиш (переработка конопли).  

Немного из истории:

С веществами, которые называют наркотиками, человек познакомился давно. Древние Египтяне готовили из мака снотворное. Они получали опиум и употребляли его, желая уснуть или приглушить боль. Бедуины, отправляясь в дальнейший путь запасались – бангом – смолой, известной под названием марихуана и гашиш. Смолу курили, желая снять психическую нагрузку, вызванную однообразным пейзажем пустыни. Шахтёры получали часть жалования не деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин, который жевали и курили. Это помогало им восстановить силы и хоть немного забыться после каждодневной работы под землёй. Вообще нет такого народа который не употреблял бы наркотики. Люди каждый день употребляют чай, кофе, кока-колу, в организм попадает кофеин (кстати, раньше в кока-колу добавляли кокаин), с плиткой шоколада – теобромин, с кефиром – этиловый спирт, с табачным дымом никотин. Но в данных продуктах наркотических веществ мало поэтому на организм они оказывают лишь бодрящее, тонизирующее действие.

Пристрастие к курению табака

Развивается быстро. Нарушение здоровья курящего и тех, кто его окружает. Глубоких изменений личности, её деградации не происходит. Никотин вредит нервной системе. Никотин вызывает слюноотделение, рвота, сужение зрачков. Никотин стимулирует выработку адреналина надпочечниками, что приводит к повышению кровяного давления. Вредит сердечно-сосудистой, дыхательной системам. Инфаркт миокарда у курящих возникает в 12-13 раз чаще, чем у некурящих. И ещё 30 веществ вызывают злокачественную опухоль.

Немного из истории:

Курение табака зародилась очень давно. В древних китайских источниках имеются изображения курительных трубок. При раскопках на Кипре найдена курительная трубка  трехтысячелетней давности. В Европу табак был завезён из Америки. Растение получило своё название по имени провинции Тобаго (о. Гаити). Матросы Христофора Колумба, высадившись на Сан-Сельвадоре (Багамские острова), увидели, как курят индейцы, и сами постепенно стали привыкать к курению. В средние века люди считали, что курить полезно. Так в Англии, в Итоне, во время чумы 1603 г. всех школьников в целях профилактики заболевания заставляли курить табак каждое утро. Сейчас доподлинно известно, что табачный дым содержит от 800 до 2000 различных химических соединений. С. Саймонс подсчитал, что «курильщики Швеции, выкуривая по одной сигарете, вдыхают вместе с дымом…108 тонн гудрона, этого достаточно чтобы покрыть асфальтом 800 метров шоссе».

img3

Употребление алкоголя

Может привести к хроническому заболеванию – алкоголизму. В отличие от табакокурения алкоголизм вызывает деградацию личности. Алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике. Последствия алкоголя: процесс торможения, развязанность, самонадеянность, рискованность. Систематическое употребление приводит к воспалению печени (гепатит), сморщивание и деформация печени – церроз. Очень чувствительны половые клетки – яйцеклетки и сперматозоиды.

Типичные наркотики

Пристрастие к ним развивается особенно быстро. Они ведут к деградации личности и полному истощению организма. Амфетамины (экстази) – повышают работоспособность.

III. Закрепление знаний проводится в виде игры.

Игра:

Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы разобраться, что такое вредная привычка, как у человека появляются такие привычки. Но есть ещё одна цель, ради которой мы здесь. Сегодня мы будем учиться слушать и слышать друг друга. Вполне возможно, что после сегодняшней игры кто-то из вас примет решение на всю жизнь, и если это произойдёт, то мы будем гордиться тем, что помогли человеку разобраться в себе.

Посмотрите внимательно вокруг. Вы видите на стенах таблички. Правила игры очень просты. После того как я задам вопрос, вы перемещаетесь к той стене, которая содержит правильный, на ваш взгляд, ответ на поставленный вопрос. Вы должны прокомментировать свой ответ, но после того как к вам в руки попадёт мяч. Я надеюсь, что все остальные будут внимательно слушать своих товарищей и не перебивать их. Запомним, что право говорить имеет только человек с мячом.

Готовы? слушаем вопросы:

  1. Правда ли, что табак наносит вред только тому человеку, кто курит?
  2. Друг Вам говорит: «Ты слабак, потому что боишься со мной покурить!». Вы станете с ним курить, чтобы не выглядеть слабаком.
  3. С Вами не случится ничего страшного, если вы один раз попробуете наркотики.
  4. Можно ли бросить курить?
  5. Вы считаете, что можете пить пиво, в этом ничего страшного.
  6. Человек должен попробовать в своей жизни всё.
  7. Если подросток может, не скрывая, курить, пить спиртные напитки, то его уж точно не назовёшь «маменькиным сыночком».
  8. Если бы Ваш друг отказался с вами покурить, вы могли бы из-за этого поссориться?

Ну что же, спасибо Вам ребята за откровенные ответы, но, может быть, не всем попал в руки мяч и кто-то ещё хочет высказать своё мнение? Мы помним, что перебивать друг друга нельзя, но возразить, после того как речь окончена, вы имеете право. Желаю вам крепкого здоровья и полезных привычек.

  1. Домашнее задание: изучить § 8, написать эссе..

         Эссе:

  1. Пить или не пить;
  2. На краю бездны;
  3. Вся правда о пиве;
  4. ЗОЖ– это модно

АНКЕТА

  1. Что такое наркомания:

а) болезнь;

б) вредная привычка;

в) преступление.

2. Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чай, кофе, сигареты, пиво – это наркотики?___________________________

4. Как ты относишься к наркоманам:

а) ненавидишь;

б) равнодушен;

в) жалеешь.

5. Приведите самый сильный, по вашему мнению, аргумент в пользу отказа от наркотиков.

АНКЕТА

  1. Что такое наркомания:

а) болезнь;

б) вредная привычка;

в) преступление.

2. Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чай, кофе, сигареты, пиво – это наркотики?___________________________

4. Как ты относишься к наркоманам:

а) ненавидишь;

б) равнодушен;

в) жалеешь.

5. Приведите самый сильный, по вашему мнению, аргумент в пользу отказа от наркотиков.

АНКЕТА

  1. Что такое наркомания:

а) болезнь;

б) вредная привычка;

в) преступление.

2. Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чай, кофе, сигареты, пиво – это наркотики?___________________________

4. Как ты относишься к наркоманам:

а) ненавидишь;

б) равнодушен;

в) жалеешь.

5. Приведите самый сильный, по вашему мнению, аргумент в пользу отказа от наркотиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Урок разработан по учебнику  «Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю.  Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...

Конспект классного часа на тему "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика и преодоление вредных привычек"

Цели: изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека; рассказать о профилактики вредных привычек....