Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Баскова Елена Викторона

Урок разработан по учебнику  «Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю.  Москва. Просвещение 2013г.

Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, способы их профилактики,  содействие формированию ЗОЖ.

Задачи:

1.Формировать представления о вредных привычках.

2.Воспитывать стремление к ЗОЖ; быть выдержанным, прислушиваться к мнению других.

3. Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.

4.Формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе и при разработке и реализации учебных проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе  на тему:

«Вредные привычки, их влияние на здоровье.

 Профилактика вредных привычек»

Подготовила:

преподаватель по ОБЖ

Шевченко Елена Викторовна

г. Прохладный 2014 г.

Тема: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».

Урок разработан по учебнику  «Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т. , Хренников Б.Ю.  Москва. Просвещение 2013г.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Глава 11.Здоровый образ жизни и его составляющие.

Урок 29. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Вид урока: комбинированный

Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, способы их профилактики,  содействие формированию ЗОЖ.

Задачи:

1.Формировать представления о вредных привычках.

2.Воспитывать стремление к ЗОЖ; быть выдержанным, прислушиваться к мнению других.

3. Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.

4.Формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе и при разработке и реализации учебных проектов.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2.Прецентации  обучающихся.

3. Работа в группах.

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

  • Организация класса

Приветствие. Проверка списочного состава

  • Сообщение цели и задачи уроков

Вступительное слово учителя.

Сегодня свой урок  я хочу начать с эпиграфа.  (1 слайд)

Эпиграф:

“Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра”

Конфуций

     Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!

     Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить на уроке.

       Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

      В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

 Назовите, пожалуйста,  Тему урока: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек» ( 2 слайд)

  Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, способы их профилактики,  содействие формированию ЗОЖ.

Задачи:

1.Формировать представления о вредных привычках.

2.Воспитывать стремление к ЗОЖ; быть выдержанным, прислушиваться к мнению других.

3. Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.

4.Формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе и при разработке и реализации учебных проектов.

Сейчас мы заслушаем Сообщение на тему: «Из истории табака», «Из истории алкоголя».

Из истории табака (3 слайд)

До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов.(4 слайд) В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

(5 слайд) Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.

Из истории алкоголя. ( 6 слайд)

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду.(7 слайд)  Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

 Наркотические вещества и их многообразие. (8 слайд)

Конопля, марихуана, гашиш, план.

Обычно эти вещества курят, добавляя в наркотик табак. Эффект от их применения может быть разным. Все зависит от дозы и индивидуальных особенностей организма: покраснение глаз, ощущение сухости во рту, расслабленность, излишняя болтливость, истерический смех. Человек не в состоянии выполнять ответственную работу, так как теряется координация, затупляется реакция, отсутствует концентрация внимания. Может возникнуть неоправданный страх, нарушится сердцебиение.

Морфин, кодеин, героин, метадон.

Зависимость возникает уже после нескольких приемов наркотика. Под действием препарата человек становится: сонливым, движения становятся медленными и вялыми, речь нечленораздельна, теряется чувствительность, зрачок сужается.

Психостимуляторы (крек, кокаин, эфедрин)

Чаще эти наркотики курят или вдыхают. Препараты вызывают: излишнюю двигательную активность, половое влечение (приводит к беспорядочным связям), появляется бессонница, снижается аппетит, учащается пульс.

Когда заканчивается действие наркотика человек становится раздражительным, агрессивным, ослабленным и впадает в депрессию.

Зависимость от наркотика наступает после 5-7 приема препарата. Восстановительный период около 3 дней (человек спит).

Даже небольшая передозировка может привести к смерти наркомана, а при внутривенном введение возможно заражение ВИЧ инфекцией.

 Учитель: Итак, у нас наступает царство Вредных привычек. Давно известно, что употреблять наркотики, курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют  наркотики, табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, наркотических веществ?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям:

  •  причины Вредных привычек
  •  последствия Вредных привычек
  •  меры для предупреждения  появления Вредных привычек

Работаем 5 минут.

Краткие выступления обучающихся и комментарии учителя. Результаты работы оформляются на доске на бумажном носителе (раздаточный материал - бумага).

Примерные ответы обучающихся: (10 слайд)

Причины (мотивы) употребления табака,  алкоголя, наркотиков:

- любопытство,

- желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,

- быть “крутым”; “легкое” общение,

- заниженная самооценка,

- неумение отдыхать без допинга,

- неумение отказать,

- просто так,

- удовольствие,

- развлечение,

- пример друзей и взрослых,

- наличие свободных денег;

- влияние кино, телевидения, рекламы;

-баловство,

-от нечего делать,

- уйти от проблем.

Наиболее характерные последствия вредных привычек: (11 слайд)

● Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.

● Раковые заболевания легких, гортани.

● Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.

● Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.

● Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.

● Расстроена работа потовых и сальных желез.

● Волосы истончены, секутся и выпадают.

● Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).

● Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

● Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.

● Понижается острота слуха.

● Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.

● “Синдром хронической усталости”.

● Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).

● Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.

● Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт.

● Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.

● Влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).

● “Синдром хронической усталости”.

● Снижение иммунитета.

● Раннее старение (особенно девушек).

● Ухудшение работы желез внутренней секреции.

 Развиваются гнойные нагноения по всему телу наркомана;

  • может развиться рак легких, нарушается работа сердечной мышцы, развивается мужское и женское бесплодие.
  • Отмирание мышечных тканей;
  • Поражаются сухожилия и кости.
  • нарушается память и абстрактное мышление, возникают частые нервные срывы, бред. Такие осложнения, могут довести человека до полной потери себя в социуме и дальнейшего ухода в себя.
  • Потере в весе, потере зубов.
  • Психические расстройства и галлюцинации - приводят к агрессивному поведению наркомана и как следствие к правонарушительным  действиям.
  • Длительное употребление наркотиков приводит к разрушению печени (гепатиты А, В, С), почек и дыхательной системы организма.
  • Возникают заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • Снижается интеллект, человек деградирует как личность.                                                  

Возможные риски при употреблении наркотиков

  • Использование шприца для инъекций после зараженного человека, может привести к ВИЧ инфекции.
  • Заражение вирусными гепатитами В и С. При быстром развитии инфекции летальный исход наступает через 2-3 года.
  • Возможно сильное отравление токсинами, внутренних органов и крови наркомана, такими веществами как - ацетон, свинец и мышьяк, которые используют для изготовления наркотических средств.
  • Желание получить максимальное удовольствие, вынуждает наркомана увеличивать дозу наркотика, вследствие чего происходит передозировка и летальный исход.

Меры для предупреждения появлений вредных привычек:  (12 слайд)

  • Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
  • Запретить рекламу сигарет.
  • Запрет и профилактика  со стороны родителей.
  • Введение штрафов за курение, употребления наркотиков и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
  • Получать достоверную информацию о вреде.
  • Принятие самостоятельного решения: да или нет!

Родители должны показывать пример своим детям, они должны отказаться от вредных привычек, алкоголя курения. Между родителями и детьми должны быть доверительные отношения, чтобы дети могли делиться с родителями всеми своими проблемами и переживаниями, взрослые должны прислушиваться к своим детям и не давить на них.

Учитель: А сейчас разделимся на три  команды (можно по рядам). Нам нужно выбрать жюри, которое будет оценивать работу команд. Предлагаю это сделать гостям урока. Даю 1 минуту на обдумывание названия команд. Приступаем к работе.

Итак, первый  конкурс пословиц.

     В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Работаем 5 минут.

Пословицы:

  1. Хмель шумит,\ а ум молчит.
  2. Дали вина, \ так и стал без ума.
  3. Пьяному море по колено, \ а лужи по уши.
  4. И худой квас лучше \ хорошей водки.
  5. Кто вино любит, \тот сам себя губит.
  6. Работа денежки копит, \ хмель их топит.
  7. Вино полюбил – \ семью разорил.
  8. Водка и труд\ рядом не идут.
  9. Кто чарки допивает,\ тот веку не доживает.
  10. Невинно вино,\ но проклято пьянство.

  1. За чужое здоровье выпиваешь, \а свое пропиваешь.
  2. Начинается пьянство\ с легкомыслия.
  3. Без ума пьет -\ без угла живет.
  4. Водка и труд \рядом не идут.
  5. Река начинается с ручейка,\ а пьянство с рюмочки.
  6. Веселая голова живет спустя рукава.
  7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки\ – находишься без рубашки.
  8. Пей за столом,\ а не пей за столбом.
  9. Кто в водке ищет силы,\ тот на краю могилы.
  10. Сколько муж выпьет вина, \столько жена и дети прольют слез.

  1. Водка белая, \но красит нос и чернит душу.
  2. Когда вино входит – \тайна выходит.
  3. Вино веселит, \да от вина голова болит.
  4. Водку пить –\ ум топить.
  5. Счастлив тот, \кто вина не пьет.
  6. Вино веселит сердце,\ да человека губит.
  7. Не упивайся вином –\ будешь крепче умом.
  8. Как хватил через край,\ так все пропадай.
  9. Пей,\ да дело разумей.
  10. Вечером пьяница, \утром лентяй.

Проверка правильности ответов, фиксация количества баллов.

Учитель:  А сейчас поиграем в игру, которая называется “буриме”. Я предлагаю вам   готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение. Время работы 5 минут.

_____________________ годы

_____________________ пьешь

_____________________ невзгоды

_____________________ пропадешь

Группы зачитывают получившиеся стихотворения. Жюри оценивает в баллах.

Учитель:   Следующее задание - экспресс-опрос. Я задаю вопрос, вы поднимаете карточку с номером ответа. Жюри фиксирует результаты. (Раздаточный материал – карточки с цифрами).

1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов: (слайд 13)

1. Френсис Дрейк – 16 век.

2. Христофор Колумб – 15 век.

3. Васко да Гама – 15 век.

2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов:

1. Царь Михаил Федорович.

2. Иван Грозный.

3. Петр I.

3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:

1. Экономика.

2. Из-за частых пожаров.

3. Для сохранения здоровья.

4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов:

          1. Петр I.

2. Екатерина II.

3. Александр III.

Учитель: Мы заканчиваем свое соревнование, дадим возможность жюри подвести итоги. А мы пока с вами подведем итоги нашего урока.о

(14 слайд)

    Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными привычками  – никогда не соблазняться на них, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”

Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Для того,   чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...  

   Я прошу вас оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует вашему настроению. Зеленый цвет – я принял решение вести здоровый образ жизни; желтый – я задумался о выборе здорового образа жизни; красный – я не собираюсь отказываться от соблазнов.

Цель урока – Вредные привычки и их влияние на здоровье,  содействие формированию ЗОЖ – достигнута.  Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!”

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Обратимся к эпиграфу нашего урока: “Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра” – сказал Конфуций.

Выставление оценок по группам, выявление наиболее активных учащихся в группах. Сообщение домашнего задания. Благодарность за урок.

Пословицы:

Хмель шумит,\

Дали вина, \

Пьяному море по колено, \

И худой квас лучше \

Кто вино любит, \

 Работа денежки копит, \

Вино полюбил – \

Водка и труд

 Кто чарки допивает,\

Невинно вино,\

За чужое здоровье выпиваешь, \

Начинается пьянство\

Без ума пьет -\

Водка и труд \

 Река начинается с ручейка,\

Веселая голова живет

Нынче гуляшки, завтра гуляшки\ –

Пей за столом,\ а не пей за столбом.

Кто в водке ищет силы,\

Сколько муж выпьет вина,

Водка белая, \

К огда вино входит – \

Вино веселит, \

 Водку пить –\

Счастлив тот, \

Вино веселит сердце,\

Не упивайся вином –\

Как хватил через край,\

Пей\

Вечером пьяница, \


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 30 «ЗОЖ и факторы, на него влияющие».

Данная презентация иллюстрирует тридцатый урок ОБЖ в 6 классе  «ЗОЖ и факторы, на него влияющие» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных ...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 31 «Компьютер и его влияние на здоровье».

Данная презентация иллюстрирует тридцать первый урок ОБЖ в 6 классе  «Компьютер и его влияние на здоровье» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразо...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...

Презентация на тему: "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек."

Ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредит его здоровью.  Они способствуют быстрому расходованию вс...

Урок по ОБЖ в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе  на тему:«Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»...