Открытый урок на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему
Материалы к открытый урок ОБЖ в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 47 КБ |
Самоанализ урока | 36.5 КБ |
Презентация | 2.01 МБ |
Материалы к газете | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
Открытый урок
на тему:
«Вредные привычки, их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек».
Открытый урок
подготовил:
учитель ОБЖ
высшей квалификационной
категории
Хазов А.И.
6 февраля 2013года
г. Сергиев Посад.
Цели урока:
Образовательные – закрепить у учащихся знания в области укрепления здоровья, по вопросам профилактики вредных привычек, точного знания последствий и возможных заболеваний от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
Развивающие:
- продолжить развитие умений проводить наблюдения и самонаблюдения.
- учить работать с разными информационными источниками;
- сформировать потребность
Воспитательные
- сформировать понимание уникальности каждого организма, ценностное отношение к жизни человека;
- воспитать культуру поведения, стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к вредным привычкам.
Задачи урока:
- актуализировать и развить знания о воздействии оксидов на окружающую среду и организм человека;
- продолжить формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек;
- продолжить формировать информационную компетентность.
Оборудование. Персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, слайдовая презентация по теме, таблица для составления проекта, фломастеры, стикеры, клей, ножницы, заготовки для газеты, линейка, карандаш, ластик.
« Побороть дурные привычки
легче сегодня, чем завтра» (Конфуций)
(слайд 1)
Ход урока.
I Организационный момент.
Весь класс поделен на 4 команды по 5-6 человек. В начале урока формулирую тему урока, его цели. (слайд 1, 2)
II. Основная часть.
Учитель:
Ребята, на уроках ОБЖ вы изучали вопросы связанные с вопросами здоровья человека и составляющими здорового образа жизни. Кто помнит, что такое здоровье, здоровый образ жизни?
Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы.
Учитель:
А теперь посмотрим правильные определения. (слайд 3 - 4).
Сегодня мы с вами закрепим полученные ранее знания о вредных привычках человека, их влияние на здоровье. Научимся делать своевременную профилактику вредных привычек. С этой целью каждая команда получает задание по выполнению проекта размещенного на доске.
Название привычки | Плюсы | Минусы |
Курение | ||
Алкоголь | ||
Наркотики |
Вид таблицы.
Группа №1
Группа №2
Группа №3
Группа №4 – в течении урока делает газету о вредных привычках. (Выдаю группе: лист ватмана, линейку, фломастеры, клей, отпечатанные материалы, картинки).
Учитель:
Изучение темы начнем с определений «Привычка», «Вредная привычка», (слайд 5-6). Рассмотрим некоторые из «Полезных привычек», «Вредных привычек» (слайд 7). Давайте постараемся сформулировать понятие о человеке и человеческих пороках (слайд 8 – 9).
Ребята, давайте рассмотрим вопрос о влиянии курения на организм человека (слайд 10 – 16).
Однако у самих курильщиков существует мнение, что при курении они успокаивают нервную систему, лучше думают. А как Вы думаете?
Учащиеся: Высказывают своё мнение.
Учитель: Вот видите, Вы сами, правильно сделали вывод о ложности утверждений курильщиков.
Теперь рассмотрим проблему алкоголя и его последствия (слайд 17 – 26)
Но в народе существует мнение, что все пьют и ничего страшного не происходит. А как Вы думаете?
Учащиеся: Высказывают своё мнение.
Учитель : Правильно. Самое страшное, что алкоголизм в России очень «помолодел».
Давайте немного отдохнем (физкультминутка).
Учитель: Немного взбодрились? Пришло время поговорить о наркомании и токсикомании и последствиях. (слайд 26 - 33)
Какой можно сделать вывод?
Учащиеся: Высказывают своё мнение.
Учитель: Правильно (слайд 27)
Представляем слово командам по заполнению проектной таблицы.
Учащиеся: Представители команд выходят к доске и заполняют таблицу.
Учитель: Таблица готова. Ребята, что мы видим в итоге. Чего больше плюсов или минусов? А как этого можно избежать?
Учащиеся: Высказывают своё мнение.
Учитель: Правильно. Нам нужны вредные привычки? (слайд 28).
Представляем слово команде №4 и попросим представить газету о вредных привычках.
Учащиеся: (Выходят 2 представителя команды и представляют газету)
Учитель: Вам понравилась газета? Давайте повесим её на наш стенд.
Учитель: Какой можно сделать вывод, что такое профилактика вредных привычек?
Учащиеся: Высказывают своё мнение.
Учитель: Молодцы! Запишите сделанный вывод (слайд 29)
III. Домашнее задание, рефлексия.
Рефлексия (обобщение и подведение выводов).
- Каких привычек больше?
- Какие привычки доставляют неприятности окружающим людям?
- Какие ведут к потере времени?
- Какие привычки вредят здоровью?
- Что вы узнали полезного для себя?
- Какие вопросы вызвали наибольшие трудности?
Домашнее задание(слайд 30)
- Изучите § 4.4 учебника и ответьте на вопросы.
2. В рабочих тетрадях написать сочинение-рассуждение на тему: «Я никогда не буду принимать наркотики потому, что …»
Учитель: Мы с Вами хорошо поработали. Вы молодцы. Полученные знания активно внедряйте в свою жизнь
Какое у Вас настроение? (слайд 31)
Выставляю оценки за урок.
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока
по ОБЖ в 10 классе
Тема: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»
Данный урок проведен в виде урока-исследования, урока-проблемы с постановкой вопроса о влиянии вредных привычек на здоровье человека. Центром целей - результатов образования на уроке поставлен личностный компонент. Для этого использованы элементы педагогики сотрудничества, здрововьесберегающие технологии, информационная технология обучения.
Задачи урока:
- Закрепление, систематизация и контроль знаний по теме, устранение пробелов в знаниях учащихся;
- Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
- Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды деятельности;
- Формирование умения связывать теоретические знания с практикой;
- Прививать бережное отношение к своему здоровью.
- Организационно-деятельностные аспекты
урока - закрепления и совершенствования знаний
- Ориентация на формирование деятельности.
Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся: желанием учащихся быть физически, нравственно и психически здоровыми людьми. Эпиграф урока: «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.» пробуждает интерес к рассматриваемой теме. Прикладывая свои знания, учащиеся раскрывают актуальность данного высказывания здесь и только для них самих.
- Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока).
В организации развивающего пространства видно преобладание учебных заданий продуктивного характера, что четко прослеживается в исследовательско - практической направленности, установлении причинно-следственных связей, что характерно и обязательно для предметов естественного цикла. На уроке были запланированы следующие результаты:
Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
УУД Познавательные: общеучебные - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
Информационные- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
Логические- построение рассуждения;- обобщение.
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
Коммуникативные
Инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Я думаю, что планируемые результаты были достигнуты.
- Создание условия для развития субъектной позиции учеников.
- Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников.
Урок изучения нового материала опирается на ранее изученный материал. Ученики обычно неплохо знают теоретический материал, но затрудняются их связать с реальными опасностями, недооценивают роль знаний в своей жизни. Поэтому виды деятельности подобраны так, чтобы каждый максимально приблизился к поставленной проблеме, задумался о важности темы именно для него самого. Исследовательская деятельность учащихся на уроке является одной из основных форм решения поставленного вопроса. Тем самым создается ситуация, позволяющая ученикам проявить ранее полученные знания, инициативность, заботу о своем здоровье, родных и близких людей.
- Проявление личностно ориентированной позиции педагога.
В ходе урока создается ситуация, когда учащимся необходимо проявить самопознание. Я на уроке был в роли собеседника, наставника, помогающего направить сознание и действия подростков в правильное русло, старался показать личную заинтересованность в успешных результатах работы. В ходе урока легко можно было уточнить для себя, какие вопросы по ранее изученным темам усвоены прочно, а над какими следует поработать на последующих занятиях: у каких учеников сформировано умение к сотрудничеству, а какие предпочитают работать в одиночку. Хорошо видно было сотрудничество учеников между собой в работе в группах. Я постарался создать на уроке благоприятный климат.
На протяжении всего урока подчеркивается важность решения данной проблемы. Уже в начале урока учащиеся были настроены на самооценку по каждому виду деятельности и при взаимопроверке. В конце урока подводится итог учебного процесса, тем самым учеников как бы направляя на рефлексию (на доске висел коллективно выполненный проект с выводами самих учащихся).
Можно сделать вывод, что такая форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества. Для меня высшая оценка по уроку - заинтересовать ребят, увидеть желание в их глазах бороться с пагубными привычками, познавать окружающий мир взрослой, самостоятельной жизни в которую им предстоит вступить.
Я думаю, что мне сегодня это удалось. Урок достиг поставленной цели.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Сформировать твердое убеждение, что курение, употребление алкоголя и наркотиков пагубно влияют на здоровье человека.
Здоровье- это состояние полного физического , душевного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: РЕЖИМ ДНЯ; ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА; РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ; ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.
- сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности. ПРИВЫЧКА
закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или к обществу. ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА-
Привычка – это действие, которое выполняется легко, быстро, не задумываясь «Полезные привычки» Отказ от разрушителей здоровья, т.е. от вредных привычек; Активный двигательный режим; Рациональное питание; Закаливание организма; Личная гигиена; Положительные эмоции. «Вредные привычки» «Привычка грызть ногти»; «Привычка раскачивать ногой»; «Привычка опаздывать»; «Привычка использовать слова паразиты»; Курение; Алкоголь; Наркомания.
Понятие о человеке. Человек - это функциональная система, где определено движение в сторону максимальности жизни.
Жизнь дается один раз Человеческие пороки Курение Алкоголизм Наркомания
Курение. Его влияние на организм человека. Курение - вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака.(одна из форм токсикомании)
Табак – один из наиболее распространенных наркотиков Первый шаг Последний шаг Курение. Его влияние на организм человека
Никотин наносит удар Легкие Желудок Сердце Курение. Его влияние на организм человека
Курение. Его влияние на организм человека. В первую очередь, табак действует на нервную систему. Память и внимание ослабевают, работоспособность ухудшается .
Курение. Его влияние на организм человека. У молодых женщин, которые приобрели привычку к курению и продолжают курить во время беременности, ее течение редко бывает благополучным .
Курение. Его влияние на организм человека. Под влиянием никотина происходит спазм сосудов матки. Окись углерода, соединяясь с гемоглобином крови, приводит к кислородному голоданию плода.
Алкоголь. Его последствия. Алкоголь - внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека.
Пьянство- ведет к алкоголизму. Наиболее тяжелое последствие алкогольной зависимости – деградация личности, разрушение семейных отношений, появление детей с различными формами отклонений от нормы. Алкоголь. Его последствия.
Алкоголь. Его последствия. В результате его систематического употребления развивается зависимость, теряется чувство меры.
Алкоголь. Его последствия. Особенно пагубно влияние алкоголя на печень; при длительном его употреблении развивается хронический гепатит и цирроз печени.
Алкоголь. Его последствия. Алкоголь вызывает нарушения регуляции тонуса сосудов, сердечного ритма, обмена в тканях сердца и мозга.
Алкоголь. Его последствия. Алкоголь оказывает вредное влияние на железы внутренней секреции, и в первую очередь на половые железы.
Алкоголь. Его влияние на организм человека. При употреблении алкоголя происходит поражение жизненно важных органов и систем женского организма, прежде всего печени, сердца и нервной системы.
Дети алкоголиков в 3-4 раза чаще становятся алкоголиками
Пристрастие к алкоголю - причина различных преступлений
Л. Толстой. « Пьянство заглушает голос совести. В этом главная причина самоодурманивания людей. Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
О наркомании и токсикомании. Наркомания - тяжелое заболевание, вызываемое злоупотреблением наркотиков, и приобретенное патологическое пристрастие к ним.
О наркотиках Наркотики – это те или иные вещества, которые: способны вызывать эйфорию (приподнятое настроение); способны вызывать зависимость (психическую или физическую); наносят существенный вред, приносимый психическому и физическому здоровью регулярно употребляющих их; создают опасность широкого распространения этих веществ среди населения;
О вреде наркотиков Что наркотики приносят людям Физическая зависимость Психологическая зависимость Развитие постоянной, иногда непреодолимой психологической потребности в наркотике Состояние, развивающееся в результате употребления наркотиков; приводит к химической зависимости организма
Фотографии людей до и после того как они начали принимать наркотики
ПОМНИ ! Привыкание к наркотикам от первого укола 98 %; Наркоманы, с момента первого укола, живут в среднем 5 лет и неминуемо умирают от передозировки; «Легких» наркотиков НЕТ ! от привычки до зависимости один шаг.
ВЫВОД: БОЛЕЗНИ, ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ СТАРЕНИЕ, СМЕРТЬ
Тебе это НЕ нужно!
профилактика вредных привычек — это прежде всего исключение курения, употребления спиртных напитков, наркотических веществ. ВЫВОД:
Домашнее задание Изучите § 27 учебника и ответьте на вопросы. 2 . В рабочих тетрадях написать сочинение-рассуждение на тему: «Я никогда не буду принимать наркотики потому, что …»
Мое настроение Пессимист Оптимист
Предварительный просмотр:
Вредные привычки — распространённые действия, которые люди повторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны или даже вредны. Вредные привычки могут иметь в себе элементы невроза.
Привычка — это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Если привычка оказывает негативное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушает его жизнь — это вредная привычка.
Многие вредные привычки имеют характер зависимости, то есть человек знает о вреде привычки, но не может от неё избавиться из-за того, что она приносит кратковременное удовольствие или облегчение. Но существуют вредные привычки, вызванные иными причинами, например, привычка не выполнять обещанное вызвана неумением отказывать в невыполнимой просьбе, привычка опаздывать — отсутствием некоторых полезных привычек. Некоторые вредные привычки сохраняются, потому что человек не подозревает о своей привычке либо не считает её вредной (во всяком случае, для себя).
Табак приносит вред телу, разрушает разум,
отупляет целые нации (Оноре де Бальзак).
Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Как правило, применяется для употребления курительных смесей, обладающих наркотическими свойствами (табак, гашиш, марихуана, опиум, крэк и т. п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг.
Также словом курение или воскурение обозначают сожжение или испарение благовоний и ароматических веществ, применяемое в религиозных ритуалах, в ароматерапии и для ароматизации воздуха.
В настоящее время, курение наиболее распространено среди граждан Российской Федерации. Поскольку вдыхаемый дым обжигает слизистые и в нём содержится большое количество вредных веществ (бензпирен, нитрозамины, угарный газ, частицы сажи и т. д.), курение (независимо от используемого препарата) повышает риск развития рака лёгких, рта и дыхательных путей, хронической обструктивной болезни лёгких (ХОБЛ), психических, сердечно-сосудистых и прочих заболеваний. Исследователями отмечается корреляция курения с импотенцией. В настоящее время наиболее распространёнными последствиями длительного курения являются возникновение ХОБЛ и развитие различных опухолей дыхательной системы, 90% случаев рака легких связано с курением. Курение или пассивное вдыхание табачного дыма может послужить причиной бесплодия у женщин.
Алкоголизм – «забава дьявола»
Он провоцирует желание, но ухудшает представление(В. Шекспир).
Алкоголизм — заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.
Журнал Американской медицинской ассоциации определяет алкоголизм как «первичное, хроническое заболевание, характеризующееся нарушением контроля над приемом спиртного, пристрастием к алкоголю, потреблением алкоголя, несмотря на отрицательные последствия, и искажением мышления». DSM-IV (стандарт диагностики в психиатрии и физиологии) определяет злоупотребление алкоголем как повторяющееся употребление, несмотря на рецидивирующие отрицательные последствия.
По данным APA Dictionary of Psychology алкоголизм — это повседневное название для термина алкогольная зависимость. Следует учесть, что существует спор о том, какая зависимость здесь имеется в виду: физическая (характеризуется синдромом абстиненции), психологическая (основана на подкреплении условного рефлекса) или и та, и другая.
Возникновение и развитие алкоголизма зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин. Установлена зависимость случаев острого алкогольного психоза от разновидности гена hSERT (кодирует белок переносчика серотонина). Однако до настоящего времени не обнаружено специфических механизмов реализации аддиктивных свойств алкоголя.
«Радость, взятая взаймы» (наркомания)
С помощью наркотиков вы можете пережить всё, но ничего не поймёте
(Эрик Берн).
Наркомания (от греч. νάρκη /narkē/ — оцепенение, сон, и μᾰνία /mania/ — безумие, страсть, влечение) — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.
Законами РФ наркомания определяется как «заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, включённых в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ». Соответственно, патологическую зависимость от алкоголя, табака или кофеина юридически не причисляют к наркомании, хотя и они, по ряду критериев, относятся к наркотическим веществам. Медицина рассматривает зависимость от этих веществ как наркотическую. Патологическую зависимость от данных веществ выделяют в отдельные группы, для алкоголя это — алкоголизм, для табака — никотиновая зависимость, только злоупотребление кофеином относится в наркологии к той же группе, что и злоупотребление прочими стимуляторами, и не выделяется отдельно.
Для определения зависимости от наркотиков проводят иммунохроматографический анализ. Вегето-резонансный метод признан в США мошенничеством и за его использование грозит уголовное наказание. В России, согласно приказу Минздравсоцразвития России № 40 от 27.01.2006 г. «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ», к достоверным методам, подтверждающим наличие наркотического опьянения, относится хроматография, иммуноферментный анализ и хромато-масс-спектометрия.
Ваши враги – вредные привычки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока на тему:"Бытовые отходы. Их влияние на здоровье человека"
Класс: 7Тема урока: Бытовые отходы. Их влияние на здоровье человека"Задачи:- изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека, их вторичное использование;-развивать логиче...
урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"
Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Вредные привыч...
"Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек у подростков."
Рассказывается о вредныхпривычках уобучающихся...
Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»
Урок разработан по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю. Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...
Урок по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».
Урок по предмету« Основы безопасности жизнедеятельности» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Холомеев Андрей Викторович ТЕМА: «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Проф...
Презентация на тему: "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек."
Ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредит его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию вс...
Урок по ОБЖ в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»
Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему:«Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»...