Игровая программа «Экология. Охрана природы»
план-конспект занятия по экологии (8, 9 класс) на тему

Ильина Людмила Ивановна

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы.

История человечества неразрывно связана с историей природы. Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie.docx264.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровая программа «Экология. Охрана природы»

Учитель: Я рада приветствовать, Вас, на нашем занятии.

  1. Сообщение целей и задач мероприятия:

Учитель:

Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.

Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.

  1. Вступительное слово.     (2 слайд) 

1 ученик:         Берегите эти земли, эти воды,

                        Даже малую былиночку любя.

                        Берегите всех зверей внутри природы,

                        Убивайте лишь зверей внутри себя.

2 ученик:

  Вспучился асфальт

И раскрошился.

И, как ветви,

Трещины пошли.

Сквозь проломы

Тоненький,

Как шильце,

Выткнулся листок

Из – под земли

3 ученик:                

                Люди!

Пусть башмак ваш

Не коснется

Этого листка –

Ведь знаем мы:

Кто с таким трудом

Пробился к солнцу

Тот достоин солнца,

А не тьмы…

Учитель:

Ребята, сегодняшнее внеклассное занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.

  1. (3 слайд)

Улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология.

(Входит Экология в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном и др.)

Экология:   Вы обо мне?

                   А вот  и я!

                   Здравствуйте, мои друзья.

                   Я – Экология.

Учитель: Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению много человек сделал промахов, ошибок.

Большой проблемой оказался экологический кризис. Ведь человек беспечно относится к природе и к тому, что она дает, сам при этом, являясь частью природы. Природа дает для жизни все, нужно лишь научиться, правильно всем пользоваться.

Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!) Давайте, исправим ошибки.  Как можно использовать эти предметы повторно?   (Снимают с Экологии накидку).

Экология:

- Спасибо, ребята. Пойдемте со мной!      (5 слайд)

Экология:

Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

(5 слайд)

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря! (6  слайд)

Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки! (7  слайд)

Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи!(8 слайд)

Экология:

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.

Учитель: (9 слайд)

Примерно250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю.

(10 слайд)

Самым ярким и наглядным примером методичного истребления является история странствующего голубя. Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Невероятная прожорливость этих птиц вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. Поэтому истребление голубей превратилось в забаву. Голубей закладывали в погреба-ледники, готовили сразу, кормили собак, или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям, а ближе к концу века в ход пошли пулемёты. Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.

(11 слайд)

Сходная участь постигла бескрылую гагарку (чистика), «пингвина северного полушария» — безобидную нелетающую птицу, гнездившуюся на северных островах Атлантического океана. Их убивали ради мяса и знаменитого пуха, позже, когда гагарки стали редкостью, для продажи коллекционерам. Последние бескрылые гагарки были убиты на небольшом острове около Исландии в 1844 году.

 Таких примеров много. Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете. А теперь я хотела бы узнать насколько вы хорошо знаете природу и как готовы охранять ее и беречь.

(ПЕРЕХОД К КОНКУРСУ)

2 команды 1-8 кл готовы, ждут выхода

Представление команд , капитанов

5.Конкурсы.

Конкурс 2 «Экологическая зарядка»

Вопросы  для 1 команды:

  1. Дерево – символ России. (Береза)
  2. Листья сосны. (Хвоя)
  3. Самое высокое дерево мира. (Секвойя)
  4. Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)
  5. Сосновый лес. (Бор)
  6. Плод дуба. (Желудь)
  7. Самое быстрое животное суши.(Гепард)
  8. «Плач» березы весной. (Сокодвижение)
  9.  Защитный экран Земли. (Озоновый слой)
  10. Токсичный туман. (Смог)
  11. Экологически чистое топливо. (Водород)
  12.  Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)

Вопросы  для 2 команды:

  1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)
  2. Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)
  3. Самое толстое дерево в мире. (Баобаб; до 50 м  в окружности)
  4. Симбиотические организмы – индикаторы качества окружающей среды. (Лишайники)
  5. Гриб, разлагающий старую древесину. (Опенок)
  6. Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)
  7. Что ест жаба зимой?(Ничего, спит)
  8.  Лежбище медведя. (Берлога)
  9. Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в круговороте веществ в биосфере. (Эрозия)
  10. Виды растений и животных, встречающиеся только на  данной местности. (Эндемики)
  11. Причина потепления климата Земли. (Парниковый эффект)

Конкурс  12«Биологическое сложение»

  1. - Отгадайте слова-слагаемые и получите сумму. Мгновение + переносная рация = путешествия животных.

(Миг + рация = миграция)

1. Плакучее дерево + язык программирования = рыба семейства сельдевых.

(Ива + си = иваси)

2.  Блюдо из крупы + прибор для измерения глубины воды с судна =    

зубатый кит. (Каша + лот = кашалот)

  1. Крупный приток Волги + 3,14 = родственник жирафа.

(Ока + Пи = окапи)

  1. Прибор для сушки волос + неизвестное в уравнении = мифологическая птица. (Фен + икс = феникс)

Конкурс  13 « Следопыт»

Необходимо по силуэтам опознать следы животных наших лесов.

1 команда: следыбурого медведя, лося,волка,белки, зайца.

2 команда: следы человека, лисицы, барсука,кабана, ежа.

Конкурс  14 «Черный ящик»

В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки?

(Зеркало)

Конкурс что где когда

Что?

-О каком дереве идет речь?

Стоит дерево, цветом зелено,

В этом дереве четыре угодья:

Первое – мир освещать,

Другое – крик утешать,

Третье – больных исцелять,

А четвертое – чистоту  соблюдать.

- Объясните, что означают эти угодья.

(Береза – из нее делают лучины – для освещения, деготь – смазка колес, лекарства - почки, веники – мытье в бане).

- О каком растении наших лесов идет речь в следующем стихотворении

  1. Преданье есть, оно неново,

Что в ночь Иванову, раз в год,

Он может цвесть. Кто знает слово

Лишь тот цветок его найдет?

- Может ли цвести папоротник? Почему?

(Папоротник.Он никогда не цветет, т. к. споровое растение).

Где?

  1. Где живут колибри? (В Южной Америке)
  2. Где у кузнечика ухо?(На ноге)

Когда?

    1. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?(Одинакова,

т. к. птицы - теплокровные животные)

2. Когда клест выводит своих птенцов?(Зимой)

:  Команды вы получаете по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3.  На каждый задаваемый вопрос я даю три варианта ответа. По моему сигналу  вы  поднимаете табличку с номером ответа.

Вопросы:

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
  1. Пластмасса (правильный  ответ).
  2. Стекло.
  3. Металл.

  1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:                (слайд № 7)    
  1. Рассортировать.
  2. Собрать в одном месте.
  3. Раскрошить.

  1. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:                
  1. Компостировать.
  2. Сжечь при специальных условиях.                                       
  3. Переплавить.

  1. Первоочередная забота при выборе свалки:                                              (слайд № 8)
  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
  2. Ограждение места свалки.
  3. Укомплектование соответствующей техникой. 

                   

  1. Вредные выбросы оказывают влияние:
  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
  2. На  близлежащие регионы.
  3. Даже на территории, удаленные от места,

где загрязнение  «увидело свет». 

                                                                                                       (слайд № 9)

  1. Самая страшная «добавка» к воде:
  1. Бытовой  мусор.
  2. Пестициды.
  3. Минеральные удобрения.

  1. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно

 рассеивают в окружающую среду:

  1. Газы.
  2. Жидкости.                                                                                 (слайд № 10)          
  3. Твердые вещества.  

                                                                                                      

  1. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу,

пролежит без изменения:

  1. 10 лет.
  2. 50 лет.
  3. 100 лет и более.

  1. Поступление в среду обитания вредных  веществ

приводит к нарушению функционирования экологических

            систем, называют:

  1. Загрязнением.
  2. Экологическим кризисом.                                                             (слайд № 11)   
  3. Интродукцией.

  1. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
  1. 1-2 года.
  2. 5-8 лет.
  3. 20 и более.

  1. Гарбология это...
  1. наука о доме;
  2. наука о почве;
  3. наука о мусоре.

  1. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим                                   (слайд № 12)

количеством отходов,  попадающих в  окружающую среду:

  1. Их захоронение.
  2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
  3. Рециркуляция (повторное использование отходов).

Ведущий:  Ребята, мы сейчас попробуем отгадать  отходы, которыми человек захламляет Землю.

Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. Задача команд: постараться понять, что имели в виду дети.

В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но, если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д.

(слайд № 14) Задание первое:

1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.

2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.

3. У меня  много игрушек сделано из нее.

4. Предметы, сделанные из нее, весят мало.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.

(Пластмасса.)

(слайд № 15)  Задание второе:

 1. Его делают из песка.

2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

3. Чаще всего оно прозрачное.

4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

5. Когда падает, оно разбивается

(Стекло.)

(слайд № 16)  Задание третье:

1. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.

2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.

3. Это необходимо компостировать.

4. При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.

5. Его производит обыкновенная корова.

 (Навоз.)

(слайд № 17)  Задание четвертое:

1. У нас это получают из древесины.

2. Это легко горит.

3. Это изобрели китайцы.

4. Из этого получается много мусора.

5. На этом обычно рисуют или пишут.

(Бумага.) Учитель:

-Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?

А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.( ну, что, можно, наверное, и снять свой наряд экологии)…………………..

Учитель: Ребята, мы сейчас попробуем отгадать  отходы, которыми человек захламляет Землю.

Ребята, давайте попробуем отгадать о каких правилах нам раскажут ребята.                            (Дети читают стихи.)

1 ученик:

  1. Не разоряйте птичьего гнезда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

(13 слайд)

2 ученик:

  1. Не вырезайте надписи на деревьях

Стоят деревья – великаны…

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – «на память!»

8 ученик:

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут…

(14 слайд)

3 ученик:

  1. Не разжигайте костер в лесу без взрослых

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

10 ученик:

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнет полыхать, разбегаться, искриться _

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Погибнут деревья и звери, и птицы…

Без взрослых костер разжигать не годится!

(15 слайд)

4 ученик:

  1. Не бейте стекло в лесу

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно!

12 ученик:

А если вдруг на них свалиться –

В больнице можно очутиться!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны…

  (16 слайд)

  5 ученик:

  1. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой

Учитель:

  1. Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.  Не засоряйте природу и она вам ответит урожаем грибов, ягод, чистым воздухом и просто красотой

алфавит Конкурс 3 «ЭкологическаяАБВГДейка»

Заодну  минуту 1 команда должна  вспомнить представителей  флоры, а 2 команда – представителей фауны.

Варианты  ответов:

ФЛОРА                                                              ФАУНА

А – акация                                                          аист

Б – береза                                                           беркут

В – василек                                                         варан

Г– горицвет                                                       горилла

Д – дубдикообраз

Е – ель енот

Ж – жасмин                                                        жираф

З– земляника                                                     зебра

И – иваиволга

К– кленкит

Л – липалось

М–малинаморж

Н – незабудканосорог

О – ольхаондатра

П– полынь                         павлин

Р – ромашка                                                        рысь

С – сосна                                                             сыч

Т– тополь                                                           тушканчик                                                      

У–улотрикс                            удав

Ф – фиалка                        фазан

Х – хвощ хорек

Ц – цикорий                                                        цапля

Ч – чистотелчайка

Ш – шиповник                                                    шакал

Щ – щавель                                                         щука

Э – элодея                                                            эму

Ю–юка юрок

Я– ягель                                                              ягуар

Игра со зрителями (слайд № 23) А теперь отгадаем загадки. И послушаем некоторых птиц.

Я весь день ловлю жуков,

Уплетаю червяков,

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощенье наше ей снится.

Прилетает к нам часто... (синица).

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней... Кто же это? (Соловей)

Выпал снег, но эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым... (снегирем).

Клюв огромен, взгляд суров,

Частый гость она дворов.

На суку сидит у дома,

Громко каркает... (ворона).

  1. Ведущий: Пока команды выполняют задание, я поиграю со зрителями. Они помогут добыть баллы для своих команд. За каждый правильный  ответ игрок - зритель  получит по 1 баллов. После игры игрок – зритель может отдать свой балл команде, за которую болеет. А может и не отдавать.

1. Какую часть обуви найдём у холма? (Подошву.)

2. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. (Вода.)                                          (слайд № 24

3. Дерево – чемпион Сибири по скорости роста. (Тополь.)

4. Цветки, какой культуры придворные дамы французской

 королевы использовали как украшение в причёске? (Картофеля.)

5. Какой золотой цветок даёт белый пушок? (Одуванчик, мать-и-мачеха.)           (слайд № 25)

6. У каких птиц есть «детские сады» для малышей? (У пингвинов.)

7. У собаки, какой породы язык синего цвета? (Чау – чау.)

8. Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)                                        (слайд № 26)

9. Кругом вода, а с питьём беда? (Море.)

Учитель:

Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.

- Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда природа  отблагодарит вас своей щедростью.

Стихи детей

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу». (Е. Шкловский).

Учитель:

-А вы знаете растения, которые растут в лесах? Зверей, обитающих в  лесах? Птиц, летающих рядом с вами? Тогда я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. Разделимся на 3 команды. (Ученики выбирают капитанов и придумывают название команд)

Учитель:

  1. Знаешь ли вы деревья, которые растут в лесах, животных? (Команды  за 1 минуту должны угадать названия деревьев)
  2. Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет животного, другой – растения и так кто больше назовет.

Учитель:Спасибо, ребята, вы замечательно справились с заданиями!

Вы слышите, сороки галдят? Посмотрим.

  1. Инсценировка и анализ сказки .

Сценка «Сегодняшний лес»

 Действующие лица: городская сорока

                                лесная сорока

                                медведь

                                заяц

                                лиса

Две девочки – сороки сидят на ветке (стульях).

Лесная сорока:

 - Откуда ты, подружка, прилетела?

Городская сорока:

-Из города.

Лесная сорока:

-Да тебя и не узнать. Ты, что, как заяц, к лету готовишься: белый сарафан на черный поменяла?

Городская сорока:

-А у нас в городе все такие. Летаем через завод, а там такие выбросы! Вот и закоптились. Не то что ты в лесу. У вас здесь экология......

Лесная сорока:

-Эх, подружка, ты думаешь нам в лесу лучше? Смотри, звери бегут.

(Вбегают заяц, лиса и медведь.)

Городская сорока:

- Косолапый, куда бежите? Что случилось?

Медведь:

На дальнее озеро, пить очень хочется.

Городская сорока:

-Звери, да рядом же речка! Зачем бежать?

Медведь:

- Да в этой речке уже рыба не водится. Недавно фабрика какую – то желтую вонючую жидкость вылила. Так в нос шибает, не то чтобы испить, понюхать страшно. Вот и приходится идти к дальнему озеру. Хотя и там туристы набезобразничали.

Заяц:

- Хозяйничают. На дрова деревья ломают, костры порой не тушат, того и гляди, пожар в лесу будет. Что мы делать будем?

Лиса:

-А сколько бутылок набили. Я на днях лапу порезала.

(Показывает забинтованную лапу.)

Лесная сорока:

-И когда только люди успокоятся: себя и нас травить перестанут?

Городская сорока:

-Жить хочется в чистоте, дышать свежим воздухом, пить чистую воду. 

Заяц:

-Эх, тишины хочется. Смех, шум, авто – надоело! Может уйти куда?

Медведь:

- А я вчера сплю под кустом, а мимо человек на железке с дымом промчался, а на голове горшок. Я так испугался, вускочил,  побежал, да в яму свалился.

Лиса:

-Мне страшно, побежали отсюда! Может где-нибудь есть уголок чистоты и покоя?

                                 (Звери убегают.)

Учитель:

-Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?

А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.

Учитель: Ребята, мы сейчас попробуем отгадать  отходы, которыми человек захламляет Землю.

Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. Задача команд: постараться понять, что имели в виду дети.

Детские высказывания.

Навоз

1.     Его производит обыкновенная корова.

2.     При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

3.     Его необходимо компостировать.

       Пластмасса

1.     У меня очень много игрушек сделано из нее.

2.     Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

3.     Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.     Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

Бумага 

1.     Ее изобрели китайцы.

2.     У нас ее получают из дерева.

3.     Она легко горит.

4.     Из нее получается очень много мусора.

5.     На ней обычно рисуют и пишут.

Стекло 

1.     Его делают из песка

2.     Чаще всего оно прозрачное.

3.     Когда падает, оно разбивается.

4.     Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

Газовые отходы 

1.     Этого почти не видно.

2.     От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

3.     Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

4.     В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

Машинное масло 

1.     Это легче воды.

2.     Это может плавать в воде и не тонет.

3.     В речке этого много, когда в ней моют машины.

4.     Это мешает дышать рыбам.

5.     Это надо удалять с поверхности воды.

Молодцы, вы замечательно справились с заданием, но чтобы сохранить природу нужно знать правила поведения в ней!

Ребята, давайте попробуем отгадать о каких правилах нам раскажут ребята.                            (Дети читают стихи.)

(12 слайд)

1 ученик:

  1. Не разоряйте птичьего гнезда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

(13 слайд)

2 ученик:

  1. Не вырезайте надписи на деревьях

Стоят деревья – великаны…

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – «на память!»

8 ученик:

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут…

(14 слайд)

3 ученик:

  1. Не разжигайте костер в лесу без взрослых

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

10 ученик:

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнет полыхать, разбегаться, искриться _

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Погибнут деревья и звери, и птицы…

Без взрослых костер разжигать не годится!

(15 слайд)

4 ученик:

  1. Не бейте стекло в лесу

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно!

12 ученик:

А если вдруг на них свалиться –

В больнице можно очутиться!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны…

  (16 слайд)

  5 ученик:

  1. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой

Учитель:

Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.  Не засоряйте природу и она вам ответит урожаем грибов, ягод, чистым воздухом и просто красотой.

  1. Конкурсы.

Ну а теперь, я снова обращаюсь к командам и предлагаю вам посоревноваться, проверить свои знания, смекалку, воображение.

3.Прочитай названия животных из представленных букв.

(17 слайд)-  (банка-кабан, багаж-жаба )

(18 слайд)-  ( коса-оса, кино-кони)

4.Четвертый  «лишний»                                                   

(19 слайд)- первая команда

    ( ландыш, ромашка, гриб, подснежник)

 ( 20 слайд)- вторая команда

   (лиса, филин, кабан, лось)

(21 слайд) (грибы съедобные и мухомор))

9. Блиц – турнир.                                                     (22-23 слайд)

А теперь отгадаем загадки. И послушаем некоторых птиц.

Я весь день ловлю жуков,

Уплетаю червяков,

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощенье наше ей снится.

Прилетает к нам часто... (синица).

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней... Кто же это? (Соловей)

Выпал снег, но эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым... (снегирем).

Клюв огромен, взгляд суров,

Частый гость она дворов.

На суку сидит у дома,

Громко каркает... (ворона).

Подведение итогов.

11.Заключительная часть. (слайд 24)

Учитель:

Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.

- Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

12. Рефлексия.

Учитель:

  • Ребята, какие ощущения вы испытывали во время нашего мероприятия?
  • Чем для вас будет полезен наш новый материал?
  • Что больше всего вам запомнилось?

Список используемой литературы:

  1. Бурдина С.В. «Береги живое». Игровой дидактический материал-Киров: Весна, 2004.
  2. Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Грехова Л.И. «В союзе с природой». Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми – Москва: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999.
  4. Левина «Начальная школа. Математика, чтение, природоведение». Конспекты для открытых уроков и занимательные задания – Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология. Охрана природы". конспект внеклассного мероприятия

в помощь  классному руководителю при проведении классного часа или внеклассного мероприятия...

конкурсно- игровая программа"Экология в филологии"

игра рассматривает экологию с необычной стороны...

Программа кружка "Охрана природы"

Программа рассчитана на школьников 5-7 классов.Дети занимаются 1 часа в неделю, 34 часа в год.Срок реализации данной программы 1год.Данная программа направлена на воспитание у школьников бережного отн...

Урок по природоведению в 5 классе коррекционной школы "Экология.Охрана природы."

открытый урок по теме "Экология. Охрана природы. " по природоведению в 5 классе в коррекционной школе 8 вида....

Конспект урока по природоведению в 5 классе:" Экология.Охрана природы".

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа  № 487 Выборгский район  г. Санкт – Петербург...

Игровая программа «Экология и музыка» «Спасём нашу планету»! 3 класс

Игровая программа для детей начальных классов. Приуроченная году Экологии....

Позновательно -игровая программа "Подружись с природой"

Игровая программа "Подружись с природай "может использовать  как   классных час  посвещенных  экологии. А также как дополнительный материал к предмеду "Экология"...