Социальный проект Экологическая тропа "НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ"
проект по экологии (5 класс) на тему

Волосникова Дарья Сергеевна

Этот социальный проек моё новое инновационное детище. Которое сейчас успешно реализуется на базе летнего лагеря МБОУДО "ЦДТ" Центрального района г. Кемерово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ»

 

                                                                                    Разработчик программы:

                                                                                     Волосникова Дарья Сергеевна,

                                                                                     педагог дополнительного образования

                                                                                     МБОУДО «ЦДТ»

                                                                                     Центрального района города Кемерово

 

Кемерово 2017                                                                                                                                        

Содержание проекта:

I.1. Актуальность проблемы

I.2. Цель создания экологической тропы в рамках летнего лагеря в ДОУ

I.3. Задачи создания экологической тропы в рамках летнего лагеря в ДОУ

I.4. Объект исследования

I.5. Предмет исследования

I.6. Гипотеза исследования

I.7. Участники проекта

I.8. Сроки реализации

II. Этапы проекта:

II.1. Подготовительный (диагностический)

II.1.1. Изучение методической литературы по проблеме исследования

II.1.2. Детальное обследование территории (улица Пионерский бульвар) и выделение места для наиболее интересных объектов экологической тропы

II.1.3. Создание и разработка маршрута экологической тропы

II.2. Основной (практический)

II.2.1. Выбор хозяев точек тропинки

II.2.2. Разработка всех точек тропинки

II.2.3. Заключительный

Ожидаемый результат

Приложение

I.1. Актуальность проблемы

"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание школьников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в Центре Дополнительного Образования. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Работу по экологическому образованию и воспитанию школьников осуществляем согласно требованиям   примерной общеобразовательной программы дополнительного образования «Экология окружающего мира».

При написании проекта мы следовали следующим педагогическим принципам:

  • системность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • сезонность.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты[1].

Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь школьники - это период   бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Особое развитие черты характера получают у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, становится участником жизни взрослых, к нему предъявляются более высокие требования, непосредственная опека над ним ослабляется. Он сам стремится активно участвовать в жизни окружающих его людей, работать на общую пользу[1]. Важную роль в развитии его характера играет всё более развивающееся сознательное отношение к действительности, к ученью как основной его обязанности перед родиной и обществом, к самому себе, а также тот факт, что подросток в своей учебной и общественной деятельности уже в большой мере начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, отряда, класса[6].

Общественная работа является незаменимым средством воспитания характера. Каждый учащийся должен вносить свой вклад в общее дело коллектива, нести обязанность, приносящую пользу коллективу. Это развивает у него умение и потребность считаться с мнением коллектива, руководствоваться им в своем поведении, подчинять личные интересы интересам коллектива.

Учебная деятельность, общественная работа предъявляют определенные требования к воле человека. Поэтому в подростковом возрасте происходит заметное развитие волевых черт характера[2]. Не всегда они правильно понимаются и оцениваются учащимися, и при слабой постановке воспитательной работы стремление подростка к активности, самостоятельности, инициативе может принимать нежелательные формы критиканства, неуважения к старшим (учителям, воспитателям, родителям), упрямства, лихачества, необдуманности в действиях и т. п. Только от постановки воспитательной работы с подростком зависит то направление, которое получат его активность, самостоятельность, его кипучая энергия[5].

Наконец, характерный для данного возраста рост самосознания личности открывает широкие возможности для самовоспитания, для сознательного развития у себя ценных качеств личности.

I.2. Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей школьного возраста формирование экологической культуры и любви к природе

Условиями реализации цели проекта необходимо считать следующие:

1. Использование окружающей территории (улица Пионерский бульвар) природной и социокультурной среды как ресурса экологического воспитания и развития детей.

2. Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.

3. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели проекта по экологическому воспитанию детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.

4. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.

5. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.

I.3. Задачи исследования

  • Приложить силы к формированию нового поколения созидателей, хранителей и творцов жизни;
  • Способствовать внедрению и развитию вариативных форм работы с детьми;
  • Способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
  • Учить детей оценивать воздействие человека на природу;
  • Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;
  • Обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
  • Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • Способствовать познавательному развитию ребёнка, формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края;
  • Воспитывать у ребёнка любовь к природе;
  • Повысить экологическое просвещение родителей;
  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

I.4. Объект исследования: Система экологического образования школьников через создание экологической тропы.

I.5. Предмет исследования: Условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на эколого-краеведческое образование школьников.

I.6. Гипотеза исследования: Если создать экологическую тропу возле территории ДОУ, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры педагогов, детей и родителей.

I.7. Участники проекта: педагоги, дети, родители.

I.8. Сроки реализации: июнь 2017– июль 2017г.

II. Этапы проекта

II. 1.Подготовительный – диагностический этап:

II.1.1.Изучение методической литературы по проблеме исследования:

  • З.Ф. Аксенова. «Войди в природу другом», М.: «Сфера» 2011г.;
  • Н.Ф.Виноградова. «Дети, взрослые и мир вокруг», М.: «Просвещение» 1993г.;
  • А.С.Галанова. «Дошкольники на прогулке», 2005г.;
  • А.И.Иванова. «Живая экология», М.: «Сфера» 2007г.;
  • С.Н.Николаева. «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г.;
  • Н.А. Рыжова. «Наш дом природа», М.: 2005г.;
  • Н.А.Рыжова. «Что у нас под ногами», М.: 2005г.;
  • Н.А.Рыжова. «Экологический проект «Моё дерево»», М.: 2006г.;
  • И.Урмина, Т.Данилина. «Инновационная деятельность в ДОУ», М.: 2009г.
  • Л.Б. Поддубная. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г.;
  • П.Г.Федосеева. «Система работы по экологическому воспитанию», Издательство «Корифей», 2008г[4].

II.1.2. Детальное обследование территории Пионерского бульвара и выделение места для  объектов экологической тропы

Сквер на Пионерском бульваре был заложен в 1978 году. Существующие зелёные насаждения общего пользования занимают 3.06(га). Имеются деревья, кустарники, искусственные клумбы.

Обследуя территорию, мы разработали маршрут, который проходит через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, где дети получают информацию об этих объектах[3].

II.1.3.Создание и разработка маршрута экологической тропы

Создавая экологическую тропу, мы пытались воссоздать фрагменты разных растительных сообществ, сообществ животного мира, что поможет педагогам в дальнейшем познакомить детей с представителями флоры, фауны и экосистемами.

Точки экологической тропы:

1. Точка «Животные нашего края»;

2. Точка «Гонка за лидером»;

3. Точка «Экологическая смекалка»;

4. Точка «Наши пернатые»;

5. Точка «По невиданным дорожкам»;

6. Точка «Собери свой букет»;

7. Точка «Здоровей - ка»;

8. Точка «Зелёная аптека».

II. 2. Основной – практический этап

II. 2. 1. Выбор хозяина тропинки.

Экологическая тропа состоит из 11 точек. Мы решили, что некоторые точки тропинки  будут иметь своего хозяина, который характеризует или является символом данной местности.

II. 2. 2. Разработка точек тропинки.

Точка №1 «Животные нашего края»

Цель: познакомить детей с обитателями нашего края, помочь понять, что лес-сообщество разных организмов, воспитывать грамотное поведение у подрастающего поколения к братьям нашим меньшим.

Ведущий: Начинаем первый тур нашей игры, который посвящён животным нашего края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы первого тура

1. Зверёк, почти в два раза меньше белки. Серый или рыжий. Вдоль спины проходит пять тёмных полос. Зверёк живёт в норе, которую строит обычно под упавшими стволами деревьев или пнями. Летом и осенью он делает запасы кедровых орехов, зёрен злаков и семян деревьев. Набьёт в защёчные мешки еду и переносит её, таким образом, к себе в дом. Заготовленные запасы зверёк поедает после зимней спячки. Как зовут этого зверька? (Это бурундук.)

2. Что же это за зверёк, характер которого не по росту задиристый, – умеет он отвоёвывать себе место: не задумываясь, займёт сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру? Разных гнёзд – для сна, для потомства или укрытия от непогоды у зверька обычно несколько: до пяти. И это не роскошь, – устраивая частые “новоселья”, зверёк спасается от паразитов. (Речь идёт о белке.)

3. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)

4. Красивое, подвижное животное, с ценным мехом, принесшим ему мировую славу. Обитает в глухих лесах, питается мышами, птицами, кедровыми орехами. Сейчас получил широкое распространение в нашей области и является предметом охоты. Особую ценность представляет Баргузинский подвид зверька, с более качественной шкуркой, темным цветом меха с проседью. (Соболь.)

5. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Речь идёт о медведе.)

6. Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами. (Рысь.)

Точка №2 «Гонка за лидером»

Цель: выявлять у школьников лидерские мотивы, научиться отстаивать своё мнение, нести ответственность за выбор решение, воспитывать командный дух.

Вопросы для 1-й команды

  1. Нос птицы. (Клюв.)
  2. Птичий домик. (Гнездо.)
  3. Ночная птица. (Сова.)
  4. Насекомое, дающее мед. (Пчела.)
  5. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса.)

Вопросы 2-й команде

  1. Мелкая зимующая птица. (Воробей)
  2. Ребенок курицы. (Цыпленок)
  3. Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест.)
  4. Домашний сторож. (Собака.)
  5. Плод дуба. (Желудь.)

Вопросы 3-й команде

  1. Зимнее логово медведя. (Берлога.)
  2. Самое длинноногое животное. (Жираф.)
  3. В каком слове 40 “А”. (Сорока.)
  4. Из какого дерева делают спички. (Осина.)
  5. Земноводное, живущее в воде. (Лягушка.)

Вопросы 4-й команде

  1. Самое большое животное. (Кит.)
  2. Птица, которая не боится мороза. (Пингвин.)
  3. Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь.)
  4. Какую ягоду не едят. (Волчью.)
  5. Дом скворца. (Скворечник.)

Вопросы 5-й команде

  1. Колобок, обросший иглами. (Еж.)
  2. Самый высокий зверь. (Жираф.)
  3. Самая страшная рыба. (Акула.)
  4. Какого цвета ландыш. (Белого.)
  5. Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла.)

Вопросы 6-й команде

  1. Где живут пингвины. (На южном полюсе.)
  2. Домашний сторож. (Собака.)
  3. Корова в детстве. (Теленок.)
  4. Что снесла курица. (Яйцо.)
  5. Где живут зебры. (В Африке.)

Точка №3 «Экологическая смекалка»

Цель: развитие мышления детей, применение логического мышления, сплочение команды.

1 команда. Существование зайца на Земле не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить? (Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3 – 4-х в год, и в каждом до восьми детенышей.)

2 команда. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

3 команда. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе.)

4 команда. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.

5 команда. Как приспособились растения для жизни в пустыне. (Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым налетом, у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов.)

6 команда. Назовите местообитания следующих животных: песец, белая сова, лемминг, северный олень. (Тундра.)

Точка №4 «Наши пернатые»

Цель: познакомить с условиями обитания птиц, показать взаимосвязанность объектов в природе, напомнить детям правила осторожного обращения с раненными птицами.

Ведущий: четвёртый тур нашей игры посвящен птицам, которые обитают в наших сибирских лесах. Каждой команде предстоит ответить на один вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы первого тура

Крупная, сильная птица, держится глухих мест и болотистых массивов, питается ягодами, семенами растений, почками, сережками, хвоей. Суровые зимние ночи проводит под снегом. (Глухарь) Фотография или рисунок выводится на экран после ответа.

Красивая серого цвета птица, напоминает небольшую курочку, водится в глухих зарослях леса. Питается ягодами, семенами растений, почками и сережками деревьев. Скрытая птица. Вылетает с шумом и летит в гущу леса. (Рябчик)

Птица серого цвета, обитающая в лесах и по окраинам березовых колок. Питается ягодами, почками деревьев, вылетает на поля за зерновыми культурами. Весной собирается на ток, представляющий удивительное зрелище(Тетерев)

Птица с галку, шумливая и хорошо заметная, обитатель хвойных лесов. Окраска темная, каштаново-бурая, с частыми белыми пятнышками. Питается семенами и орехами хвойных деревьев. (Кедровка)

Птицы держатся стаями в хвойных лесах. Во время кормежки подвешиваются к шишкам. Окраска самца оранжево-красная. Самки зеленовато-желтые. Верхняя и нижняя половинки клюва перекрещиваются на конце. (Клест)

Небольшая подвижная короткохвостая птичка. Клюв прямой, довольно длинный. Верхняя половина тела голубовато-серая. От клюва через глаз проходит черная полоса. Нижняя сторона тела белая. Часто перемещается вниз головой(Поползень)

Точка №5 «По невиданным дорожкам»

Цель: использовать природные ресурсы для закаливания детского организма (ходьба босыми ножками по массажной дорожке, сделанной из природного материала), создать положительный эмоциональный настрой.

Дорожка здоровья, выложена заботливыми  руками  воспитателей  разнообразным  природным   материалом: галькой, веточками, кругляшами и чурочками березы, шишками и   песком.

Большая часть поверхности Тропы здоровья представляет собой травяной покров с разбросанными сосновыми шишками, речной галькой и вкопанными деревянными спилами.

 На Тропе здоровья в летний  период используется различное оборудование: бревно сосны, скамейки, наклонная  и ребристая доски, мостик с перилами, веревочные лестницы, тоннель для лазания. Занятия с оборудованием способствуют развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей.

Точка №6 «Собери свой букет»

Цель: уточнить и  обобщить знания детей о лесе, о деревьях, о взаимосвязях (цепи питания), развивать умение видеть красоту дерева в разное время года, закреплять правила поведения в лесу.

На этой видовой  точке дети продолжают своё путешествие по владениям. На данной площадке растут разные деревья, кустарники, травы, мхи. Здесь дети могут так же понаблюдать за насекомыми, птицами, поиграть в разные экологические и подвижные игры. Задача школьников является записать все деревья, травы, цветы, кустарники которые находятся на территории бульвара (с использованием фотоаппарата).

Точка №8 «Зелёная аптека»

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями и условиями их роста, уточнить особенности развития и использования в народной медицине, учить осторожно обращаться с некоторыми растениями.

На территории данной точки детей встречает Айболит. Он рассказывает им о лекарственных растениях, беседует о их целебных свойствах, предлагает понаблюдать  за появлением растений, их ростом, развитием, поухаживать за ними (полить, прополоть и т.д.). А так же здесь можно поиграть в разные игры («Мы растения», «Чей листочек», «Лечим с помощью растений» и т.др.)

II. 3. Заключительный этап

Ожидаемый результат.

Экологический проект сформирует активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-школьника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений.

Участие в оборудовании развивающей экологической среды, освоение новых форм работы повышает уровень экологической культуры всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов.

Список используемой литературы

  1. Браун, В. Настольная книга любителя природы [Текст] / В. Браун. – Л. Пресса, 1985. – 301 с.
  2. Гурова, Т. Ф. Основы экологии и природного природопользования: Учебное пособие [Текст] / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. – М.: Издат-во ОНИКС, 2005. – 404 с.
  3. Генеральный план развития г. Кемерово до 2032г. Утвержден решением Кемеровского городского Совета депутатов №36 от 24.06.2011г. // Официальный сайт администрации города Кемерово. Режим доступа: http: // www.kemerovo.ru/gorod/generalnyj_plan_goroda_kemerovo.html (дата обращения: 26.04.2017).
  4. Здоровье населения и окружающая среда [Текст] / Сот. К.С. Попов. – Кемерово, 2004. – 87 с.
  5. Земноводные и пресмыкающиеся Кемеровской области \ учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Н. В. Скалон. – Кемерово, 2005. – 177 с.
  6. Ковригина, Л. Н., Фомина Н. А. Растительный мир Кузбасса и его охрана: Учебное пособие [Текст] / отв. ред. Л.О. Петункина. – Кемерово, 2000. – 145 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Экологический паспорт школьного двора"

Наша планета начинается на школьном дворе! Экология школьного двора  взаимосвязана с экологией микрорайона школы......

"Чистый пруд" Социальный проект экологической направленности

Данный проект расчитан на обучающихся, воспитанников  специальной (коррекционной ) школы 8 вида. Он предусматривает создание условий для социализации  обучающихся, воспитанников  через ...

Социальный проект «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»

Паспорт социального проекта «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»...

Социальный проект "Экологическое воспитание обучающихся"

Социальный проект "Экологическое воспитание обучающихся"....

Паспорт социального проекта "Экологические проблемы моего города"

Паспорт социального проекта "Экологические проблемы моего города"...

Социальный проект "Экологический десант"

Социальный проект "Экологический десант" был разработан и реализован детской организацией "Росток", с целью очистки берега реки Ветлуга и Баковки от бытового мусора....