"Лес и человек"
план-конспект занятия по экологии (9 класс) на тему

Шварцкоп Людмила Николаевна

Конспект занятия по теме "Лес и человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

по теме: «Лес и человек»

Цель:

 раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение в  личной ответственности каждого за состояние природной среды;
  • развивать речь, логическое мышление, познавательные интересы учащихся;
  • воспитывать ответственное отношение к учёбе, умение согласовывать свои действия, уважение и любовь к природе, культуру поведения, общения.

Оборудование: презентация, индив. карточки опроса, раздаточный материал для работы в парах, группах, листки знаний, инвентарь для сценки: шпроты, лимонад, чипсы, элементы костюмов для артистов, аудиозаписи музыки, лесных звуков.

Ход занятия

1.Мотивация учебной деятельности и постановка целей урока.

Чтение учителем стихотворения

Небо где-то далеко,

Заблудился меж вершин.

Заплутался я в лесу,

Я – один, совсем один!

Сколько мне ещё бродить,

И пугаться и дрожать?

Или влево мне идти,

Или вправо мне бежать?

Вот споткнулся на бегу

И невольно вскрикнул: «Ой! «

Тут представьте, лес спросил:

    «Что случилось? Что с тобой?»

-Сразу стало легче мне,

сразу стало веселей,

Лесу крикнул я: «Привет!»

Лесу крикнул я:  «Эгей!»

«Эге-гей! – ответил лес, --

Не пугайся, я с тобой.

Видишь ягоду? Твоя.

Видишь гриб? Он тоже твой.»

От его хороших слов

Посветлело всё вокруг…

И чего бояться мне,

Если лес – мой старый друг!

-Определить основную мысль стихотворения и тему нашего урока. (Сл. 1)

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «лес»?

-Прочитайте слова Горького ( запись на доске )

«Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта, в этом чувстве исчезали все мои огорчения, забывалось все неприятное». (А.М. Горький «Воспоминания детства»).

-Какие ассоциации вызывал лес у этого писателя?  (Лес-это дом)

-Попробуйте определить цель нашего урока. (Сл.2) 

-Лес воспроизведён на бессмертных полотнах И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, В.Г. Перова, А.И. Куинджи, В.А. Серова, А.К. Саврасова, И.Е. Репина и многих других выдающихся художников. Перед вами репродукция картины Шишкина «Осенний лес».

Но не только о прекрасном говорили мастера культуры, касаясь лесной темы.

А.П. Чехов писал, что леса трещат от пожаров, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки. –Поэтому какой главный вопрос урока? (выяснить, какую роль играет лес в жизни человека, а человек в жизни леса).

-Для чего это нужно?

II Актуализация знаний учащихся

    Раздать индивидуальные карточки.

2. Давайте вспомним, какие природные зоны на территории России мы уже изучили (Выбор детьми изученных зон, записанных на доске в порядке расположения их с севера на юг)

    1. Зона Арктики         

    2. Зона тундры

    3. Лесная зона

- Почему существует несколько природных зон? (Неравномерное нагревание солнцем земной поверхности)

3. Покажите зоны на карте (Сл.3)

4.Практическая работа. Выбрать картинки, которые подходят к каждой зоне и прикрепить на доску карточку с соответствующим числом. (Работа на доске)

III Формирование новых знаний и умений 

5.Игра «Да – нет»

Постарайтесь быстро ответить на следующие вопросы

  1. Самое глубокое озеро в мире Байкал
  2. Если умножить количество океанов на земле на количество букв в названии самой главной реки нашего города, то получится 25
  3. Тайга – преимущественно хвойные леса (да)
  4. В зоне арктических пустынь очень суровый климат и жизни там совсем нет (нет)
  5. Правда ли что дуб хвойное дерево? (нет)
  6. Ягель - является основная пища северных оленей (да)
  7. Леса бывают лиственные, смешанные и сосновые (нет)

-У вас должно быть 3 ответа «да».

- Расскажите о природных условиях в зоне лесов и о частях леса.

Зона лесов находится южнее зоны тундры в умеренном климатическом поясе. В ней 3 части: тайга, смешанные леса и широколиственные. Лето в тайге теплое, зима морозная. Здесь тоже есть вечная мерзлота. Южнее тайги зима мягче, мерзлоты нет. Здесь в широколиственных лесах растут теплолюбивые деревья: дуб, клен, вяз, липа, ясень.

5.Выступление учеников со своими презентациями.

-Чье выступление вам показалось интересным и почему?

6.Работа в парах по раздаточному материалу

Найти ошибки в тексте. (Сл.4)

Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир леса беден. Большую часть занимает смешанный лес. Для лесной зоны характерна следующая цепь питания: лишайник ягель-олень-волк. Здесь широко распространены зубры, амурские тигры. А белые медведи лакомятся малиной.

Проверка.

Динамическая пауза

«Две горы», гимнастика для глаз.

8.(Сл. 5-18) Рубка леса-это экологическая проблема (с. 105 Чтение статьи учебника)

-Как вы думаете, почему люди знают, что леса вырубать плохо, но все равно это делают?

Это необходимость. Для чего людям ещё нужен лес? Какую роль он играет в жизни людей? (сл.19, 20)

9.Физминутка для глаз (сл.21-24)

Самостоятельная работа по учебнику

Найдите ответы на вопросы:

1 ряд -  Почему леса называют « лёгкими

       планеты»? Что такое «фитонциды»?

2 ряд -  Как лес защищает водоемы?

3 ряд -  Как лес защищает почву?

10.(сл.25)  Следующая экологическая проблема - мусор. Посмотрим, что случилось однажды на лесной полянке (сценку разыгрывают заранее подготовленные дети)

Выходит турист! Осматривается.

     - Да! Поляна шикарная! Давай  сюда!

(Звучит громкая музыка. Выходят туристы. Музыка затихает.)

 Первый турист:

       - Сегодня мы пришли гулять!

         Благо лес - рукой подать!

         Закупили всё подряд:

         Чипсы, шпроты, лимонад!

Второй  турист:

       - Свежий воздух возбудит

         Наш здоровый аппетит.

         А пакеты, банки, склянки побросаем на полянке.

         Лес большой - он всё вместит.

         Урны нет! Кидай в кусты!

          Мы с природою на ты!

 Третий турист:

          В речку скинем все бутылки!

          В море пусть плывут посылки!

          Банки в землю закопаем!

          Мусор птицам разбросаем!

 Первый турист:

      - Мы - цари! Молчи природа!

       Всё здесь наше: лес и воды!

4. Звучит громкая грозная музыка.   Выходит медведь          

          Что за шум в моем лесу

          Что случилось? Не пойму.

          Кто здесь всё переломал?

          Разбросал и ободрал?

Третий  турист:

        - Ничего не случилось. Подумаешь, отдохнули, немножко. Пустяки-то какие!

Медведь: Пустяки!

         Вот примятая травинка!

         Вот пригнутая осинка!

         Разве это пустяки?

         Вот растоптана поганка

         И раскопана полянка!

         Вот засорены, забиты

         Голубые родники!

         Разве это пустяки?

         За такое поведенье

         Вас судить

         Моё решенье!

         Вас в пеньки всех превращу!

Туристы: Что ты! Мишенька -Михей!

                 Мы не знали! Пожалей!

Медведь. Что ж, наверное, идите

                 Но сначала повторите

                 Наши правила лесные!

Ученики называют лесные правила.

Учитель: Помните! Консервная банка разлагается 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать  несколько веков. А об осколки банки или бутылки можно пораниться даже через 1000 лет!

-О какой следующей экологической проблеме пойдет речь?

 Медведь ушел, удрали зайцы,

 хватили горя комары,

 в жилищах птиц сварились яйца

 от неестественной жары.

 Стоял, как братская могила,

 безрукий, безволосый лес.

(сл.26)

С.111 учебника

-Вспомните правила разведения костров и придумайте к ним вопросы, чтобы на них нельзя было ответить «да» или «нет».

-О какой очень серьезной проблеме леса мы еще не говорили, и эта проблема существует и в других природных зонах? (сл.27) Как люди борются с браконьерами? Прочитайте в учебнике (С.109), какие растения и животные внесены в Красную книгу.

-На территории лесной зоны, Ленобласти тоже создали заповедники (Сл.28-29) Презентация ученика о заповеднике лесной зоны

YI  Самостоятельная работа

 Работа в группах

-Что каждый из нас может сделать для сохранения леса?

Вставьте слова в известную пословицу  Много леса – не губи,

                                                                     Мало леса - (что делай?)

                                                                     Нет леса -   (что делай?)

 Y Рефлексия.

–Какую же роль играет человек в жизни леса? Что мы можем сделать для сохранения леса?

- Прочитайте хором полученную пословицу.

-Оцените свое участие в уроке, выставьте сами себе оценку за урок в соответствии со своими успехами в изучении этой темы в листок знаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ  по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами,   для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)

Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....