"Лес и человек"
план-конспект занятия по экологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
по теме: «Лес и человек»
Цель:
раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов.
Задачи:
- сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение в личной ответственности каждого за состояние природной среды;
- развивать речь, логическое мышление, познавательные интересы учащихся;
- воспитывать ответственное отношение к учёбе, умение согласовывать свои действия, уважение и любовь к природе, культуру поведения, общения.
Оборудование: презентация, индив. карточки опроса, раздаточный материал для работы в парах, группах, листки знаний, инвентарь для сценки: шпроты, лимонад, чипсы, элементы костюмов для артистов, аудиозаписи музыки, лесных звуков.
Ход занятия
1.Мотивация учебной деятельности и постановка целей урока.
Чтение учителем стихотворения
Небо где-то далеко,
Заблудился меж вершин.
Заплутался я в лесу,
Я – один, совсем один!
Сколько мне ещё бродить,
И пугаться и дрожать?
Или влево мне идти,
Или вправо мне бежать?
Вот споткнулся на бегу
И невольно вскрикнул: «Ой! «
Тут представьте, лес спросил:
«Что случилось? Что с тобой?»
-Сразу стало легче мне,
сразу стало веселей,
Лесу крикнул я: «Привет!»
Лесу крикнул я: «Эгей!»
«Эге-гей! – ответил лес, --
Не пугайся, я с тобой.
Видишь ягоду? Твоя.
Видишь гриб? Он тоже твой.»
От его хороших слов
Посветлело всё вокруг…
И чего бояться мне,
Если лес – мой старый друг!
-Определить основную мысль стихотворения и тему нашего урока. (Сл. 1)
-Какие ассоциации вызывает у вас слово «лес»?
-Прочитайте слова Горького ( запись на доске )
«Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта, в этом чувстве исчезали все мои огорчения, забывалось все неприятное». (А.М. Горький «Воспоминания детства»).
-Какие ассоциации вызывал лес у этого писателя? (Лес-это дом)
-Попробуйте определить цель нашего урока. (Сл.2)
-Лес воспроизведён на бессмертных полотнах И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, В.Г. Перова, А.И. Куинджи, В.А. Серова, А.К. Саврасова, И.Е. Репина и многих других выдающихся художников. Перед вами репродукция картины Шишкина «Осенний лес».
Но не только о прекрасном говорили мастера культуры, касаясь лесной темы.
А.П. Чехов писал, что леса трещат от пожаров, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки. –Поэтому какой главный вопрос урока? (выяснить, какую роль играет лес в жизни человека, а человек в жизни леса).
-Для чего это нужно?
II Актуализация знаний учащихся
Раздать индивидуальные карточки.
2. Давайте вспомним, какие природные зоны на территории России мы уже изучили (Выбор детьми изученных зон, записанных на доске в порядке расположения их с севера на юг)
1. Зона Арктики
2. Зона тундры
3. Лесная зона
- Почему существует несколько природных зон? (Неравномерное нагревание солнцем земной поверхности)
3. Покажите зоны на карте (Сл.3)
4.Практическая работа. Выбрать картинки, которые подходят к каждой зоне и прикрепить на доску карточку с соответствующим числом. (Работа на доске)
III Формирование новых знаний и умений
5.Игра «Да – нет»
Постарайтесь быстро ответить на следующие вопросы
- Самое глубокое озеро в мире Байкал
- Если умножить количество океанов на земле на количество букв в названии самой главной реки нашего города, то получится 25
- Тайга – преимущественно хвойные леса (да)
- В зоне арктических пустынь очень суровый климат и жизни там совсем нет (нет)
- Правда ли что дуб хвойное дерево? (нет)
- Ягель - является основная пища северных оленей (да)
- Леса бывают лиственные, смешанные и сосновые (нет)
-У вас должно быть 3 ответа «да».
- Расскажите о природных условиях в зоне лесов и о частях леса.
Зона лесов находится южнее зоны тундры в умеренном климатическом поясе. В ней 3 части: тайга, смешанные леса и широколиственные. Лето в тайге теплое, зима морозная. Здесь тоже есть вечная мерзлота. Южнее тайги зима мягче, мерзлоты нет. Здесь в широколиственных лесах растут теплолюбивые деревья: дуб, клен, вяз, липа, ясень.
5.Выступление учеников со своими презентациями.
-Чье выступление вам показалось интересным и почему?
6.Работа в парах по раздаточному материалу
Найти ошибки в тексте. (Сл.4)
Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир леса беден. Большую часть занимает смешанный лес. Для лесной зоны характерна следующая цепь питания: лишайник ягель-олень-волк. Здесь широко распространены зубры, амурские тигры. А белые медведи лакомятся малиной.
Проверка.
Динамическая пауза
«Две горы», гимнастика для глаз.
8.(Сл. 5-18) Рубка леса-это экологическая проблема (с. 105 Чтение статьи учебника)
-Как вы думаете, почему люди знают, что леса вырубать плохо, но все равно это делают?
Это необходимость. Для чего людям ещё нужен лес? Какую роль он играет в жизни людей? (сл.19, 20)
9.Физминутка для глаз (сл.21-24)
Самостоятельная работа по учебнику
Найдите ответы на вопросы:
1 ряд - Почему леса называют « лёгкими
планеты»? Что такое «фитонциды»?
2 ряд - Как лес защищает водоемы?
3 ряд - Как лес защищает почву?
10.(сл.25) Следующая экологическая проблема - мусор. Посмотрим, что случилось однажды на лесной полянке (сценку разыгрывают заранее подготовленные дети)
Выходит турист! Осматривается.
- Да! Поляна шикарная! Давай сюда!
(Звучит громкая музыка. Выходят туристы. Музыка затихает.)
Первый турист:
- Сегодня мы пришли гулять!
Благо лес - рукой подать!
Закупили всё подряд:
Чипсы, шпроты, лимонад!
Второй турист:
- Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки побросаем на полянке.
Лес большой - он всё вместит.
Урны нет! Кидай в кусты!
Мы с природою на ты!
Третий турист:
В речку скинем все бутылки!
В море пусть плывут посылки!
Банки в землю закопаем!
Мусор птицам разбросаем!
Первый турист:
- Мы - цари! Молчи природа!
Всё здесь наше: лес и воды!
4. Звучит громкая грозная музыка. Выходит медведь
Что за шум в моем лесу
Что случилось? Не пойму.
Кто здесь всё переломал?
Разбросал и ободрал?
Третий турист:
- Ничего не случилось. Подумаешь, отдохнули, немножко. Пустяки-то какие!
Медведь: Пустяки!
Вот примятая травинка!
Вот пригнутая осинка!
Разве это пустяки?
Вот растоптана поганка
И раскопана полянка!
Вот засорены, забиты
Голубые родники!
Разве это пустяки?
За такое поведенье
Вас судить
Моё решенье!
Вас в пеньки всех превращу!
Туристы: Что ты! Мишенька -Михей!
Мы не знали! Пожалей!
Медведь. Что ж, наверное, идите
Но сначала повторите
Наши правила лесные!
Ученики называют лесные правила.
Учитель: Помните! Консервная банка разлагается 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков. А об осколки банки или бутылки можно пораниться даже через 1000 лет!
-О какой следующей экологической проблеме пойдет речь?
Медведь ушел, удрали зайцы,
хватили горя комары,
в жилищах птиц сварились яйца
от неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
безрукий, безволосый лес.
(сл.26)
С.111 учебника
-Вспомните правила разведения костров и придумайте к ним вопросы, чтобы на них нельзя было ответить «да» или «нет».
-О какой очень серьезной проблеме леса мы еще не говорили, и эта проблема существует и в других природных зонах? (сл.27) Как люди борются с браконьерами? Прочитайте в учебнике (С.109), какие растения и животные внесены в Красную книгу.
-На территории лесной зоны, Ленобласти тоже создали заповедники (Сл.28-29) Презентация ученика о заповеднике лесной зоны
YI Самостоятельная работа
Работа в группах
-Что каждый из нас может сделать для сохранения леса?
Вставьте слова в известную пословицу Много леса – не губи,
Мало леса - (что делай?)
Нет леса - (что делай?)
Y Рефлексия.
–Какую же роль играет человек в жизни леса? Что мы можем сделать для сохранения леса?
- Прочитайте хором полученную пословицу.
-Оцените свое участие в уроке, выставьте сами себе оценку за урок в соответствии со своими успехами в изучении этой темы в листок знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...
Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами, для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...
Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...
Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)
Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....