«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»
проект по экологии на тему

Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о процессах и явлениях окружающей среды, продолжит работу над формированием экологической культуры подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_tropaa_1.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 120» г. Перми

«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

Автор - учитель биологии Глухова Елена Афанасьевна

Введение.

«Проблемы экологии, окружающей среды в целом, по всеобщему признанию, стали самыми грозными после проблем ядерной войны. Однако, поскольку ядерный конфликт (по чисто экологическим причинам -  возникновении, так называемой «ядерной зимы») оказывается невозможным без самоуничтожения человечества, то экологические проблемы оказываются первыми в современном мире».

А. В. Яблоков

Стремительное изменение природной среды в настоящее время связано с активным воздействием общества на природу. В результате значительно улучшается жизнь человека, обеспечиваются его конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения

Конституция  РФ  вменяет в  обязанность граждан  беречь природу и охранять её богатства. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется  в системе всех видов воспитания личности. В частности, внеклассная работа значительно расширяет возможности учебно-воспитательного воздействия на школьника в становлении и развитии его взглядов на необходимость охраны природной среды, формируя экологическую культуру будущих граждан России.

Выразительным показателем экологической культуры является реальная деятельность учащихся: недопущение действий, наносящих ущерб  природной среде, посильный вклад в преодоление негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране природы.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мышления, эмоций, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода учебно-воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов детей с природной средой.

Попадая в реальную или учебную ситуацию, где требуется принимать экологически правильное решение, ученик имеет относительную свободу выбора, зависящего от уровня его культуры, целей и мотивов его деятельности - внеклассная работа по биологии создаёт условия для приобретения опыта принятия экологических решений, на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностными подходами и ориентациями: как вести себя в природе, если встретится дикое животное; как ходить по лугу, лесу, как относится к их живы обитателям; как и где, проложить тропу; стоит ли мыть машину в реке; можно ли набирать охапки полевых цветов; нужно ли экономить воду.

Велика роль внеклассной работы по предмету в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить с той скоростью усвоения, которая им наиболее свойственна. Так органической частью внеклассной работы по биологии является организация экологической тропы.

Экологическая тропа это природная зона, где школьники ведут наблюдение за растительным и животным миром, почвами и водами, проводят экскурсионно-пропагандистскую работу. Занимаются описанием и определением растений, ведут топографическую съёмку местности. Кроме того, сажаются деревья, ведется прополка молодых насаждений, заготавливаются зеленые веники, лекарственные растения, изготавливаются кормушки и жилища для птиц.

Прокладка маршрута связана с изучением окружающей школу природы:

-поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов;

- выбор информационно ёмких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием человека и природы;

- разработка схемы маршрута;

- составление плана местности;

- разработка тематики и содержания экскурсий, в первую очередь тех, которые включены в программу;

- подготовка экскурсоводов из числа учащихся.

  Разработка данного проекта началась в 2015- 2016 учебном году и складывалась из следующих этапов:

  1. Изучение теоретических основ данной проблемы и методов мониторинга.
  2. Описание объектов, включённых в экологический маршрут.
  3. Оборудование экологической тропы.
  4. Подготовка экскурсоводов.

Цели и задачи экологической тропы:

Цели.

1.       Расширение  знаний учащихся о  природе  малой  родины  и  ее  исторических  ценностях.

2.       Природоохранная  деятельность.

3.       Формирование  экологической   культуры.

Задачи.

1.        Расширение  сведений учащихся о  природе,  ее  объектах,  процессах  и  явлениях  окружающей  среды.

2.        Формирование  умений  проводить наблюдения,  исследования,  анализировать  и  сравнивать  данные,  полученные  в  ходе учебной исследовательской  работы.

3.        Организация  мероприятий  по  охране  природных  объектов.

4.   Развитие  творческих  и  интеллектуальных  способностей у детей.

5.        Воспитание  экологической  культуры  поведения человека  как  части  общей  культуры,  взаимоотношений  людей  друг  с  другом  и  отношений  человека  к  природе.

Краткое описание маршрута

На данное время наша экологическая тропа насчитывает 5 станций:

- «Популяция белок»

-  «Луг»

- «Огород»

- «Цветник»

- «Берёзовая роща»

  Длина маршрута 800 м. Экологическая тропа используется в течение всего года; весной и осенью – весь маршрут, а зимой – станции, расположенные ближе к школе.

Тематика экскурсий.

5 кл. Живая неживая природа.

Природные сообщества и человек.

6 кл.   Осенние явления в жизни растений.

Зимние явления в жизни растений.

Жизнь растений весной.

Разнообразие растений.

Растительные сообщества.

7 кл.  Наземные беспозвоночные осенью.

Жизнь птиц и млекопитающих зимой.

Жизнь птиц весной.

Изучение взаимосвязи животных и растений в биоценозе.

9 кл.  Естественный отбор и его результаты.

Причины многообразия видов в природе.

Природные биогеоценозы, сезонные изменения в природе.

Для поддержания порядка весной и осенью на тропе работает экологический десант, который занимается уборкой и очисткой маршрута.

Формы работы на тропе

Вовлекая учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды «местного значения» мы создаем возможность участвовать в данной работе практически каждому школьнику, в зависимости от его возможностей: от описания объектов, растений, животных, составления памяток, плакатов, до работы над рекомендациями по экологическому образованию населения, над различными проектами (в будущем).

Пусть пока длина экологической тропы невелика (около одного километра) и работа на ней продолжается (разработка экскурсии на учебно-опытный участок;  планируется специальная тематика экскурсий для начальной школы), самое главное все изменения на ней должны и будут проходить при участии школьников, с их предложений и пожеланий. В будущем планируется изучение, использование данного объекта учителями различных предметов, уже сейчас вызывает интерес краеведческая работа, изучение химических, физических процессов.

Заключение.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к груду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей  и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Литература.

  1. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.
  2. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов - Ростов: Феникс, 1996.

4. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л «Биология в школе» №6, 2000.

5.   Миронов А.В.  Содержание экологического образования будущего учителя-Издательство Казанского университета, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа как средство обучения и воспитания школьников.

В статье представлен опыт работы учителя географии и руководителя кружка на «Экологической тропе»....

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Тезисы к экологическому проекту "Экологическим тропам не будет конца"

Экологическая тропа "Экологическим тропам не будет конца" разработана на территории памятника природы "Залесенный овраг у д. Власьево". Памятник природы имеет ботаническое и г...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...