Экологическая тропа как средство обучения и воспитания школьников.
статья по географии по теме

Федченко Людмила Георгиевна

В статье представлен опыт работы учителя географии и руководителя кружка на «Экологической тропе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа как средство обучения и воспитания школьников.

Опыт учителя географии МОУ средней общеобразовательной школы № 20

 г. Полевского Свердловской области Федченко Людмилы Георгиевны.

" ... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление "  К.Д. Ушинский.

       Учебно - экологическая тропа - это организованный и маркированный маршрут, который несет информационную нагрузку, направленную на природоохранное обучение, воспитание и пропаганду экологических знаний. Она регулирует нагрузку на определенные территории и позволяет легче контролировать действующие способы охраны природной среды. Экологическая тропа является эффективным средством экологического образования школьников. Работа по экологическому обучению проводится непосредственно в природе. Наблюдения на экологической тропе призваны помочь сформировать знания учащихся не только об естественных процессах и связях в геосистемах, о природных комплексах, но и процессах взаимодействия человека и природы. Экскурсии на экологической тропе и учебная работа на ней должны использоваться для формирования правил поведения на природе, выработке навыков экологической культуры.

      Создание учебно-экологической тропы является актуальной и востребованной потребностью в наше непростое время. Главной задачей экологической тропы является экологическое воспитание школьников, которое заключается в формировании у них чувства любви к природе, личной ответственности  за ее судьбу, а так же создание новых условий для обогащения экологического мышления.

Предпосылкой создания учебной  тропы стало наше знакомство с экологической ситуацией города. В городе Полевском около двадцати предприятий, которые в значительной степени влияю на окружающую среду и здоровье человека. Эколого-экспедиционный отряд «Водолей», руководителем которого я являюсь, создал три года назад экологическую тропу под названием «Край, в котором ты живешь». Тропа выбрана с учетом природных достопримечательностей, условий, познавательной деятельности учащихся. На  территории тропы сохранились и произрастают редкие и охраняемые растения местной флоры. На тропе мы установили таблички с правилами поведения в лесу, указатели остановок по изучению окружающей флоры и фауны.

Основная цель учебно - экологической тропы:

Формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.

Принципы экологического образования реализуются в процессе решения следующих задач:

  • усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами;
  • понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека;
  • овладение знаниями и умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия решений по ее улучшению, способностей предвидеть возможные последствия своих действий;
  • развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями;
  • сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда и ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды;
  • активизация деятельности по улучшению окружающей и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.

Для достижения цели была проделана большая работа:

  • Подобрана дружная инициативная группа для работы на тропе и создания путеводителя к ней
  • Иллюстративные материалы, плакаты, указатели

Экологическая тропа, обустроенная эколого-экспедиционным отрядом «Водолей», соответствует основным критериям:

  • Находится в черте города
  • Маршрут к местам остановок проложен по сложившимся дорогам и тропам
  • Со смотровых площадок видны красоты Уральской природы: уникальный ландшафт, в который органично вписался рукотворный водоем – Штанговский пруд.

Особенностью тропы является то, что в ее основе заложены интересные объекты:

  • Река Полевая и Штанговский пруд
  • Штанговская плотина
  • Новоивановский карьер по добыче медной руды
  •  Найденный и обустроенный Эколого- экспедиционным отрядом «Водолей» родник «Чипуштановский»

На учебной тропе во время уроков, экскурсий учащиеся знакомятся не только с природными достопримечательностями, но также изучают рельеф, флору, фауну Родного края, наблюдают за растениями, животными, дают оценку различным проявлениям деятельности человека в природе. Экскурсии провожу не только я, но и подготовленные экскурсоводы из числа учащихся. Информацию о тропе можно получить из буклета. Мною были разработаны темы экскурсий:

  • Флора и фауна Родного края
  • Река Полевая как место зарождения промышленного центра
  • Штанговский пруд в системе городских прудов
  • Лекарственные и охраняемые растения
  • Родник «Чипуштановский»
  • Сезонные наблюдения в природе

Формы работы на учебно- экологической тропе:

  • Интегрированные уроки географии, биологии, экологии, истории, ИЗО, литературы
  • Экскурсии
  • Уроки-походы
  • Практические занятия
  • Экологические акции по охране растений и территории от загрязнения

Эколого- экспедиционный отряд «Водолей» описал все объекты, которые находятся на тропе. Сегодня проводятся наблюдения за состоянием лишайника, мха, можжевельника, муравьев, редкими лекарственными растениями. Регулярно ведутся фенологические наблюдения за деревьями. На экологической тропе с учащимися школы мною проводятся практические работы по курсу географии 6-8 классов. Общение с природой побуждает учащихся к творчеству. Проводятся конкурсы плакатов, рисунков, сочинений, стихов. Лучшие работы участвуют в конкурсах Областной программы «Родники», международной акции «Марш парков», «Юнэко». В данных программах и акции наша школа является одной из лучших команд не только в городе, но и в Свердловской области.

Обучение и воспитание учащихся на экологической тропе позволили повысить качество знаний обучаемых по географии, биологии, экологии. Ребята раскрывают свои творческие способности, представляя и успешно защищая свои исследовательские работы на городских и областных научно – практических конференциях. Обучение на учебно-экологической тропе повышают уровень экологических знаний и навыков, которые являются неотъемлемой частью формирования личности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Декоративно-прикладное направление как средство нравственно-эстетического воспитания школьников".

Воспитание духовно-нравственных, эстетических  начал личности – важнейшая задача педагогики. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономичес...

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства по экологическому обучению и воспитанию школьников

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства по экологическому обучению и воспитанию школьников. Мастер-класс....

краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

В работе представлена воспитательная система классного руководителя кадетского класса...

Статья "Культурно-экологическая тропа в аспекте культурно-ориентированного образования школьников"

образование нужно человеку не только в его практической, жизнеобеспечивающей функции. Оно необходимо ему для обретения смыслов, для духовной жизни, для творческой самореализации и самодетерминации в г...

«Оценивание результатов обучения и воспитания школьников как средство формирования учебной мотивации»

Решение педагогического совета «Оценивание результатов обучения и воспитания школьников как средство формирования учебной мотивации»...