Игра-путешествие для учащихся 5-7 классов "Робинзонада"
методическая разработка по биологии (5, 6, 7 класс)

Ермоленко Наталья Витальевна

В 2016 году знаменитому автору «Робинзона Крузо» Даниелю Дефо исполнилось 355 лет. До сих пор воображение юных читателей поражает образ человека, который силой знаний и воли сумел выстоять в борьбе со стихией. Триста лет назад человек уже обладал громадным духовным богатством, а как бы повел себя сегодня наш современник в подобной ситуации? Какую службу сослужили бы ему современные знания географии, биологии, экологии? Это позволяет выявить игра-путешествие для учащихся 5-7 классов "Робинзонада".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robinzonada.docx956.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие «Робинзонада»

Ермоленко Н. В.,

учитель биологии и экологии

В течение ряда лет учащиеся 5-7 классов химико-биологического лицея г. Астаны изучали специализированные курсы «Азбука экологии», «Экология растений», «Экология животных». В целях повышения познавательной активности учащихся использовались самые разнообразные формы и методы работы. Одной из наиболее удачных находок можно назвать игру-путешествие «Робинзонада».

В 2016 году знаменитому автору «Робинзона Крузо» Даниелю Дефо исполнилось 355 лет. До сих пор воображение юных читателей поражает образ человека, который силой знаний и воли сумел выстоять в борьбе со стихией. Триста лет назад человек уже обладал громадным духовным богатством, а как бы повел себя сегодня наш современник в подобной ситуации? Какую службу сослужили бы ему современные знания?

Учащимся 5-7 классов было предложено вообразить себя в подобных обстоятельствах, представив, что они отправляются всем классом (без взрослых) в экспедицию в малоизведанный район Земли. Их задачей было – прожить там месяц, а потом рассказать об этом в школе. Так родилась игра-путешествие «Робинзонада». Каждый класс (или группа внутри класса) на время превращался в экипаж научной экспедиции. Он получал запечатанный конверт, в котором лежала записка с указанием координат точки на земном шаре, куда надлежало отправиться, - Исландия, Тибет, Аляска и т.д. и путевой листок.

Как всякая научная экспедиция, это путешествие нуждалось в тщательной подготовке. Необходимо было собрать как можно больше материала о заданном районе. Прежде всего, на помощь были призваны школьные учебные предметы: экология, биология, география, история. Потом начался сбор внепрограммной информации. Начался поиск и сбор фотографий, документов, объектов живой и неживой природы, предметов быта. Заочное путешествие фиксировалось в дневнике экспедиции. После «возвращения» каждый экипаж проводил пресс-конференцию с рассказом и показом самых невероятных приключений, которые произошли в истекшем месяце. Учащиеся, не задействованные в работе экспедиций, исполняли роль журналистов: слушали, задавали вопросы, смотрели материалы, фотографировали.  Результаты работы экспедиций оценивал консилиум компетентных ученых (учителей-предметников), которые высказывали свои мнения и награждали экспедиции медалями за «вклад в науку» и «исследование неоткрытых земель».

При изучении курсов «Экология растений» и «Экология животных» игра «Робинзонада» трансформировалась в «Экологическую кругосветку», где в заочное кругосветное путешествие отправляются команды профессионалов (историков, врачей, строителей, модельеров, кондитеров и т.д.). Цели у каждой экспедиции свои. Историки должны выяснить, какой след в истории государств оставили растения (или животные), наблюдалось ли влияние каких-либо живых организмов на развитие человеческой цивилизации. Строители определяли, какие растения, животные или их части используются в качестве строительного материала в разных частях земного шара. Кондитеры собирали рецепты экзотических блюд из растений или животных и даже угощали ими всех желающих на пресс-конференции. Модельеры выявляли особенности дизайна верхней и нижней одежды, изготовленной с использованием растительного или животного материала. Врачи искали лекарственные растения и «лекарственных» животных. Чем больше специализированных команд-участниц, тем увлекательнее проходит пресс-конференция.

Несмотря на то, что информация, полученная во время подготовки к пресс-конференции, выходила далеко за рамки учебного предмета «Экология», главная цель – показать единство человека и природы, их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность – была достигнута. Совместная работа учащихся способствовала созданию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания, повышению уровня  коммуникативности,  осуществлению нравственного воспитания.

сканирование004

Приложение

Примерное содержание путевого листка

Координаты исследуемой местности - _____________________________

Необходимые для отчета материалы:

  1. Дневник экспедиции (включает название экспедиции, ее состав и начальника, карту маршрута, описание путешествия).
  2. Сведения об исследуемой местности (страна, климат, население, растения, животные, минералы, достопримечательности и другое  на усмотрение членов экспедиции).
  3. Материалы экспедиции (рисунки, открытки, фотографии, вырезки из журналов, гербарий и т.д.)

Литература для учащихся

  1. Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. – М., 1994
  2. Мир растений: Детская энциклопедия в вопросах и ответах. – М., 2003
  3. Рекорды Земли – СПб, 2005
  4. Экология: Энциклопедия для детей – М., 2004
  5. Я познаю мир. Детская энциклопедия (экология). – М., 2005
  6. Все о Земле и Вселенной. Детская энциклопедия. – М., 2004  

сканирование003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Колыбель Екатеринбурга» - интеллектуально-познавательная игра - путешествие для учащихся 4-5 классов.

Интеллектуально-познавательная игра - «Колыбель Екатеринбурга» разработана для  учащихся 4-5 классов.Цель игры - развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Екатеринбу...

Игра-путешествие по основам здорового образа жизни для учащихся начальной школы

В игровой форме учеников начальной школы знакомим  с правилами личной гигиены. Мероприятие можно проводить, как внеклассную работу в одном классе, так и по параллелям. Игра проводится учениками с...

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" для учащихся 5 классов

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" содержит увлекательные задания на каждом этапе игры. Вы остановитесь на станциях: "Разминочная", "Вычислительная", "Кроссвордная", "Историч...

«Биологический экспресс». Игра-путешествие для учащихся 6-7 классов.

Путешествие на экспрессе по стране "Занимательная биология".Схема маршрута:1.Ботанические вопросы       2.Всезнайка3.Ботанические лесенка 4.Угадайка5..Зоопарк6....

Игра-путешествие для учащихся 5-6 класса "Путешествие в Читай-город"

Это мероприятие может быть проведено как внеклассное мероприятие по литературе или как мероприятие в рамках предметной недели. Цель: пробудить интерес учащихся к чтению, вспомнить известных литературн...

Игра-путешествие по физике для учащихся 7 классов.

Эту игру можно провести на неделе физики. Обычно я привлекаю консультантов - старшеклассников. Они же оценивают выполнение заданий. Понадобится 5 кабинетов, если в параллели не больше пяти классов. На...