Что?Где?Когда?
план-конспект занятия по экологии (11 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Игра для 10-11 класса по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda_igra_dlya_10-11_klassa.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Липецка

Ситникова Людмила Владимировна, учитель биологии

Возраст участников: 16-17  лет

Тема воспитательного мероприятия: «Что? Где? Когда?»

Форма проведения: игра для старшеклассников

Цель: активизировать познавательную активность учащихся и сформировать  интерес к предмету биология

Задачи: развивать умение работать с научной литературой,  умение мыслить и анализировать; показать школьникам значение охраны природы и необходимость сознательного подхода к решению её проблем; развивать навыки коллективной работы учащихся в группе;  развивать у учащихся чувства хозяев и защитников природы своей Земли

Оборудование: листы ватмана, фломастеры или маркеры, карточки-задания, «судейский протокол» игры, музыкальное оформление

Оформление: выставка газет «Живая планета и её обитатели», «Диковинки Земли», «Удивительное рядом»; презентация

Место проведения: актовый зал школы

Описание игры для старшеклассников «Что? Где? Когда?»

Цели и задачи:  развитие умения работать с научной литературой,  умения мыслить, анализировать, показать школьникам значение охраны природы и необходимость сознательного подхода к решению её проблем, развитие коллективных навыков работы,  развитие у учащихся чувства хозяина своей Земли

Ход игры:

Ведущий: Дорогие гости! Мы приветствуем вас на нашей игре. Полноправная хозяйка её – сова – символ мудрости. На игре присутствуют представитель общества «Охраны природы» и учитель биологии.

Учитель биологии: Тематика игры очень актуальна, в ней отражена проблема взаимодействия человека и природы. На всей планете говорится сегодня об опасности, грозящей среде обитания человека. Земля – наш общий дом, наша Родина, и мы все вместе должны хранить её как зеницу ока.

Ведущий: Спасибо. Мы готовы начать игру. Я предлагаю подойти к игровому полю командам знатоков. Вы видите на столе конверты, они пронумерованы. Возьмите кубик с цифрами, бросьте и определите номер конверта с заданием.  Как только зачитывается вопрос, песочные часы начинают отсчитывать время (1 мин), выделенное на обсуждение вопроса. Если ответ верен – приз ваш, если  нет-  приз вручается корреспонденту. Итак -  первый раунд игры. Команда знатоков 10 класса против корреспондентов.

Вопросы для игры:

  1. Почему охрана природы в настоящее время приобрела общегосударственное значение, почему без её учёта нельзя решить не только проблемы сельского хозяйства, но и промышленности? (При решении проблем сельского хозяйства и промышленности необходимо учитывать воздействие радиоактивных излучений и ядохимикатов на живые организмы; влияние химических соединений на состав воздуха и почвы)
  2. Вырубили в лесу старые дуплистые деревья. И что же? Крепкие молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?  (Лес – это биоценоз, где жизнь растений и животных тесно связана между собой, в старых дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнёздники, их лишили жилья и они покинули лес, насекомые-вредители размножались в таком количестве, что погубили лес)
  3. Какие растения охраняют в Липецкой области?  (Кувшинка белая, кубышка жёлтая, пион тонколистный, цмин песчаный, валериана лекарственная)
  4. Какие животные охраняются в Липецкой области?  (Белый аист, белка, балобан, выпь, выдра, выхухоль, дятел седой, жук-носорог, жук-олень, зимородок, кречет, лебедь-шипун, махаон, рыжая цапля, водяной уж, филин, скопа, стерлядь, сом)
  5. За что в Китае были уничтожены воробьи, а в Бостоне им воздвигли памятник?  (В Китае воробьи поедали рис, тем самым они вредили сельскому хозяйству, а в Бостоне воробьи уничтожили гусениц и спасли урожай)
  6. Почему нецелесообразно полностью заменить биологический метод борьбы с вредителями сельского хозяйства химическим методом? (При химическом способе борьбы уничтожаются не только вредные, но и полезные животные, а это отрицательно влияет на биогеоценоз)
  7. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений в жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.  (Резко сократится численность насекомоопыляемых растений, так как растительноядные насекомые являются их опылителями, насекомоядных организмов и тех, кто с ними связан пищевыми отношениями,  из-за нарушения цепей питания; часть химических веществ попадёт в почву и приведёт к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны и всего сообщества дубравы в целом)
  8. Предположите, почему жук-скарабей стал священным божеством в Египте? (Египтяне усмотрели в том,  как жук катает навозные шарики символ движения солнца по небу)
  9. Предположите, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах. (Австралия раньше, чем другие материки отделилась от суперконтинента Пангеи в период расцвета сумчатых млекопитающих, но  до появления плацентарных животных,   и оказалась в географической изоляции. Природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию, а  на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими)
  10. Какую роль играют птицы в биогеоценозе леса? (Распространяют плоды и семена растений, регулируют их численность, а также численность насекомых и мелких грызунов, входят в состав цепей питания и удобряют почву)
  11. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. (Непосредственно повреждают органы и ткани растений, загрязняют почву, уменьшают её плодородие, снижают продуктивность растений и ослабляют их климатообразующее воздействие)
  12. Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните, почему.  (Корневая система разрастается и зона всасывания перемещается за верхушкой корня, поэтому корни с развитой зоной всасывания и корневыми волосками находятся по краям приствольных кругов)
  13. При закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается. Объясните, почему. (Живые клетки расходуют в процессе дыхания органические вещества и испаряют воду, поэтому масса клубней уменьшается)
  14. В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано? (Холодная вода плохо всасывается растениями, так как понижается корневое давление и уменьшается сосущая сила корней)
  15. Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Объясните, как сформировалось подобное тело у бабочки.  (У особей в популяции появляются разнообразные наследственные изменения, естественный отбор сохраняет особей с формой тела, напоминающей лист, такие особи размножаются и распространяются, так как хищники не отличают бабочек от листьев)
  16. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его восстановление.  (Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения, потом появляются всходы берёзы, осины и сосны, семена которых приносит ветер,  и образуется мелколиственный или сосновый лес, а под пологом светолюбивых пород деревьев со временем будут развиваться теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытеснят другие деревья)
  17. Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность, а часть – остаётся зимовать. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелёта птиц и не менее трёх приспособлений к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России. (Причины перелётов: уменьшение продолжительности светового дня и времени для поисков корма, пищевые объекты насекомоядных и растительноядных птиц становятся недоступными для добывания; адаптации к условиям зимы: линька и развитие густого перьевого покрова, запасание жира, запасание и смена кормов)
  18. Произошло это в Древней Греции. Как-то осёл, самовольничая, общипал часть кустов одного растения. Как тут разгневался хозяин, приговаривая: «Боже, самые лучшие, самые молодые веточки общипал!» Прошло лето. Наступила осень. И тут греки вдруг решили поставить памятник ослу. И поставили. Предположите: за что греки поставили памятник ослу?
  19. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц производили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных птиц, которых человек пытался защитить. (Вначале численность куриных птиц возросла, так как были уничтожены их естественные враги, регулирующие их численность, затем численность куриных сократилась из-за нехватки кормов, сильной внутривидовой конкуренции и роста числа больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников)
  20. Мы требуем, чтобы по праву и кусты, и деревья, и травы -                                                                                                                                                                      Бесценный дар кислородный – берёг и ценил человек!!! Почему автор этого четверостишия называет растения даром кислородным? И о какой роли человека в нем говорится? (В процессе фотосинтеза образуется кислород, необходимый для всего живого, в том числе и для людей, при этом человек ничего не тратит, получая кислород в дар от природы; в этом четверостишии говорится о природоохранной деятельности человека)

Ведущий:  Вот и закончилась игра, а наше жюри  уже готово подвести итоги.

Представитель «Общества охраны природы»:  Да, игра закончилась, но я надеюсь, что наша встреча сегодня не пройдёт даром, и вы станете настоящими защитниками природы. Помните, ребята, Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой Земле должно быть нам родное. Особенно тогда, когда вокруг столько жестокости и равнодушия к природе. Леса, луга, реки оказываются на краю гибели. И наша задача – прекратить всё это. Больших проблем нам пока не решить, но кое-что мы можем сделать: посадить деревья, подкармливать зимой зверей и птиц, взять под охрану муравейник, убирать мусор, не нарушать правил поведения в природных сообществах, отказаться от весеннего сбора берёзового сока, вести просветительскую работу с ребятами младшего возраста. Удачи, вам!

Учитель биологии:  По итогам трёх раундов победительницей стала команда …, все ее участники получают Почётные грамоты (награждение). А сейчас мы с вами прощаемся. До новых встреч.