К проблеме экологических последствий утилизации отходов
статья по экологии на тему

В статье рассматриваются проблемы экологических последствий утилизации отходов  

Скачать:


Предварительный просмотр:

К ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ К.В.Киселева

Экологические проблемы представляют собой один из видов социальных проблем, которые на сегодняшний день можно охарактеризовать глобальным масштабом. При изучении эволюции идей в области охраны окружающей среды, международных конференций и документов, экологической доктрины Российской Федерации становится понятно, что главной причиной экологического кризиса является культура и, как следствие, технологическая цивилизация, оказавшаяся неадекватной природе. ~ 75 ~ Важным показателем уровня осмысления экологических проблем явилась конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио- де- Жанейро в 1992 г, на которой была принята стратегия перехода современного общества к устойчивому развитию. В соответствии с определением, устойчивое развитие означает такое развитие, при котором удовлетворяются жизненные потребности нынешнего поколения людей, но не ставится под угрозу из-за ис- черпания природных ресурсов и деградации окружающее среды возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности [1]. То есть речь идет о переходе к новой эпохе развития на основе эволюционного изменения мировоз- зрения, системы общественных ценностей, представлений о развитии общества и природы в экологическом сознании населения, ориентации и содержания раз- личных сфер человеческой деятельности. Устойчивость социально-экономического развития государства в современном мире в значительной мере определяется решением его экологических проблем и рациональным использованием природно-ресурсного потенциала. Именно экологическим проблемам все больше уделяется внимания в мировом сообществе. Однако в России проблемы экологии и рационального использования природных ресурсов решаются фрагментарно, что приводит к увеличению на- грузки на окружающую среду, росту отходов производства и потреблении. Отходы всегда сопровождают человеческую деятельность, начиная от производства продуктов потребления и заканчивая стадией их использования. Сегодня мир производит беспрецедентное количество отходов. Их общий годовой объем составляет 3 100 миллионов тонн, из которых 1 800 составляют не- токсичные промышленные отходы, 1 200 − муниципальные отходы (хозяйственные и другие) и 100 − токсичные отходы [2]. Ежегодно в России образуется около 132 миллиона тонн отходов потребления, из них около 70 миллионов тонн – твердые бытовые отходы (таблица). Только 3,5 % отходов перерабатывается промышленными методами, а остальные вывозятся на полигоны и свал- ки, часто несанкционированные. Особую опасность представляют токсичные отходы. На заседании Совета безопасности РФ отмечалось, что темпы образования токсичных отходов в России опережают динамику ВВП. В среднем на одного жителя России приходится 250-300 кг ТБО в год [3]. Образование отходов производства и потребления (млн т) по видам экономической деятельности в Российской Федерации Вид экономической деятельности 2010 г. 2011 г. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 24,0 27,5 Добыча полезных ископаемых 3334,6 3818,7 Обрабатывающие производства 280,1 280,2 Строительство 11,1 14,1 Транспорт и связь 4,9 3,7 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,3 69,6 Всего 3657 4213,8 ~ 76 ~ Переработка отходов стала главным экономическим вопросом, а также предметом обсуждения проблем окружающей среды. В нашей стране отходы утилизируются такими основными способами, как: 1) сбор отходов и вывоз на полигоны; 2) сбор отходов и дальнейшее сжигание на мусоросжигательных заводах; 3) сбор, сортировка и дальнейшее вторичное использование отдельных компонентов отходов. Отходы являются огромным возобновимым ресурсом, который можно использовать в хозяйственной деятельности, сократив при этом использование первичных природных ресурсов. В современном мире развитые страны используют от 50 % до 70 % отходов производства и потребления, в дальнейшем планируя полностью отказаться от полигонного захоронения. Так, например, во Франции 38,7 миллионов тонн материала извлекается из потока отходов и пре- вращается в 31,9 миллионов тонн сырья. В России основная масса отходов кон- центрируется на полигонах и несанкционированных свалках, которые являются источником загрязнения воздуха, почвы и воды токсичными веществами. Количество свалок постоянно увеличивается, занимая все больше территорий, в том числе и рекреационных. На отдельных территориях загрязнения отходами достигают масштабов локального экологического бедствия. Однако такой простой способ сопровождают следующие проблемы: - чрезмерно быстрое переполнение существующих полигонов из-за большого объема и малой плотности размещаемых отходов; - отрицательные факторы для окружающей среды: заражение подземных вод выщелачеваемыми продуктами, выделение неприятного запаха, разброс от- ходов ветром, самопроизвольное возгорание полигонов, бесконтрольное образование метана и неэстетичный вид являются только частью проблем, беспокоящих экологов и вызывающих серьезные возражения со стороны местных властей; - отсутствие площадей, пригодных для размещения полигонов на удобном расстоянии от крупных городов. Расширение городов вытесняет полигоны на все более дальнее расстояние. Данный фактор в сочетании с ростом цен на землю увеличивает стоимость транспортировки ТБО; - невозможность устранения полигонов. Несмотря на использование самых современных технологий, наше общество всегда будет нуждаться в их использовании для уничтожения непреобразуемых фракций: зола, шины, металлолом, строительный мусор. Утилизация медицинских отходов тоже остается до сих пор нерешенной проблемой. Около 80 % таких отходов не уничтожаются согласно санитарным нормам и правилам. Часть отходов закапывается в землю, вследствие чего увеличивается риск распространения инфекционных заболеваний, остальная часть попадает на полигоны хранения отходов, что тоже является опасным для здоровья населения [2]. ~ 77 ~ Не меньшую опасность представляют электрические батарейки, содержащие ртуть до 300 мг. Ежегодно в России около 1,0 млрд ед. ртутьсодержащих гальванических элементов также попадает на свалки (это десятки тонн ртути) [4]. Такой способ утилизации как сжигание, который очень популярен в развитых странах, нельзя назвать экономически выгодным и более безопасным для окружающей среды. В мусоросжигательных установках для сжигания некоторых фракций отходов требуются дополнительные затраты энергии, а также об- разуются вторичные токсичные отходы, выделяемые в окружающую среду с дымовыми газами и сточными водами [2]. Наиболее перспективным остается метод сортировки и дальнейшего вторичного использования отходов. Такой метод был разработан учеными Санкт- Петербургского государственного технологического института. После извлечения из них всего ценного вторичного сырья с помощью микробиологических способов пищевые отходы превращаются в компост, а оставшиеся компоненты – в продукцию строительного и природоохранного назначения. Предложенный метод не включает сжигание отходов. При этом ускоряется переработка отходов и восстанавливаются земельные участки на свалках до продуктивного со- стояния [5]. Использование вторичных ресурсов экономически выгодно, так как дает значительную экономию материалов и энергии, а также трудовых затрат при добыче природных ресурсов, способствуя их сохранности. В Ханты-Мансийском автономном округе в 2010 году образовалось 3 387 тыс. тонн отходов производства и потребления, использовано 1 303 тыс. тонн, обезврежено 584 тыс. тонн. Из них 45 % − промышленные отходы, 30 % − коммунальные отходы, 10 % − древесные отходы, 15 % − прочие отходы. Одним из приоритетных направлений реализации Стратегии социально- экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югра до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства автономного округа от 14.11.2008 № 491- рп, является формирование благоприятных условий жизнедеятельности. Для оценки положения дел с отходами производства и потребления правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югра создало «Региональный кадастр отходов» (постановление от 29 ноября 2007 года № 294-п). Кадастр представляет собой базу данных с информацией об отходах производства и потребления, их образовании и переработке, о местах размещения отходов и их состоянии, а также о технологиях переработки отходов, применяемых на территории округа. Формирование Регионального классификационного катало- га отходов (РККО) осуществляется в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов. Учету в региональном классификационном ката- логе отходов, подлежат все виды отходов образующиеся в автономном округе, за исключением радиоактивных. ~ 78 ~ РККО формируется на основе исходных данных о физико-химических характеристиках и составе отходов. Данные представляются органами местного самоуправления и предприятиями [5]. В региональный классификационный каталог отходов включено 1 055 на- именований отходов производства и потребления. Основным способом утилизации остается размещение отходов на полигонах (59 полигонов) и несанкционированных свалках (около 50). Также в округе преобладают технологии, основанные на термическом обезвреживании. Достаточно широко используется обезвреживание медицинских и биологических отходов с автоматической упаковкой измельченных остатков на специализированных установках. В эксплуатации находится 15 таких установок. Накопление отходов приносит двойной экономический ущерб. Во- первых, это недоиспользованное сырье. Во многих отвалах добывающих пред- приятий содержание полезных веществ больше, чем в рудниках, а на промышленных или коммунальных свалках пропадает большое количество бумаги, пластмасс, металлов и дерева. Мусор является самым богатым неиспользуемым ресурсом с точки зрения сырьевого потенциала и одним из самых экономичных видов сырья с точки зрения его переработки. Во-вторых, отходы – один из существенных источников загрязнения окружающей среды вредными и опасными веществами, требующими выделения больших средств на ликвидацию послед- ствий загрязнения такого рода. Существующий сейчас экономичный механизм не стимулирует природопользователей проводить природоохранные мероприятия, поскольку ставки платежей за загрязнение, в том числе и за хранение отходов составляют незна- чительную часть затрат. Согласно Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации экономический механизм управления отходами должен быть основан на следующих организационно-экономических принципах: 1) установление платы за образование нормированного объема отходов и превышение выделенного лимита, а также дифференциация платежей; 2) предоставление (в зависимости от состояния рынка и региональной политики) налоговых, кредитных и иных льгот субъектам предпринимательской деятельности; 3) разработка и периодический пересмотр перечня отходов, в отношении которых может устанавливаться специальный режим стимулирования их сбора, переработки в сырье и использования; 4) образование специализированных источников денежных средств для целевого финансирования мероприятий по модернизации систем сбора и пере- работки ТБО; 5) введение (на конкурсной основе) системы дотаций на экспериментальные и исследовательские работы в сфере обращения с отходами, в том числе направленные на разработку и оптимизацию процессов их утилизации и обезвреживания [8]. ~ 79 ~ Сложность положения в области управления отходами требует, чтобы параллельно с совершенствованием существующих финансово-экономических механизмов создавались новые экономические механизмы и проводились организационные мероприятия, направленные на покрытие затрат на санитарную очистку населенных мест за счет внебюджетных источников, что полностью соответствует подходам, отраженным в концепции реформирования жилищно- коммунального хозяйства. Анализ сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами в ХМАО − Югра позволяет выделить основные проблемы: 1) непрерывное увеличение объемов образования отходов и усложнение их состава; 2) несовершенство и ограниченность материально-технической базы по сбору, хранению, транспортировке и ликвидации отходов; 3) ограниченность или отсутствие производственной базы обезвреживания опасных и переработки ценных видов отходов; 4) отсутствие оборудованных по современным природоохранными и сани- тарно-эпидемиологическим требованиям объектов для размещения отходов потреблении и производства; 5) образование несанкционированных свалок; 6) отсутствие навыков экологической культуры у населения [9]. В решении проблем, касающихся утилизации ТБО, должны принимать участие все стороны, заинтересованные и участвующие в процессе обращения с ТБО. Предотвратить кризис в области обращения с отходами можно только влечением всех доступных местных ресурсов. Целесообразно привлечь к решению проблемы всех заинтересованных сторон: - представительную и исполнительную власть; - население и общественные организации; - руководителей предприятий по утилизации ТБО; - руководителей градообразующих предприятий; - представителей СМИ.

Библиографический список

1. Гладун Е.Ф. Глобальное экологическое управление: учебное пособие. − Тю- мень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. – 216 с.

2. Гаврилов В.П. Эколого-экономические проблемы утилизации отходов в Рос- сии. – Режим доступа: http://www. Inecon.org.

3. Боровский Е.А. Отходы, мусор, отбросы…// ЭКО. Бюллетень. − 2006. − № 2. − С. 20-23.

 4. Воробьев А.Е., Пучков Л.А. Человек и биосфера: глобальное изменение клима- та: учебник. − Ч.1. − М.: Издательство РУДН, 2006. − 442 с.

5. Сбор, сортировка и переработка твердых бытовых отходов в городах и посел- ках / Э.А. Овчаренков и др. // Экология урбанизированных территорий. − 2008. − № 3. − С. 80.

6. Соболькова В.А. Теоретические основы и принципы прогрессивных мировых и отечественных систем управления в сфере обращения с твердыми бытовыми отхода- ми // Проблемы современной экономики. − 2009. − №1. − С. 513.

7. Программа развития и модернизации сектора обращения с твердыми бытовы- ми отходами Ханты-Мансийского автономного округа на 2004 – 2010 годы. − Ханты- Мансийск: Департамент развития жилищно-коммунального комплекса Ханты- Мансийского автономного округа, 2004.

8. Концепция социально-экономического развития ХМАО – Югра. − Режим дос- тупа: http://www//admhmao.ru.

9. Стратегия социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2020 года. Режим доступа: http://www//admhmao.ru.

10. Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра в 2005-2010 годах: Закон ХМАО – Югра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические последствия добычи золота в Республике Тыва

Золото, как химический элемент.Золото (Аурум, от латинского аурора - означает утренняя заря).Золото элемент I группы 6 периода периодической системы Л.И. Менделеева, порядковый номер 79, атомная...

Экологическая игра «БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ»

Данная игра была разработана в рамках работы с одаренными детьми в летнем пришкольном лагере. Игра "бытовые отходы" предназначена для формирования субъективного отношения детей к решению проблемы быто...

Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС

Содержание  К началу 88 г. в мире существовало 417 атомных реакторов и 120 ещё строилось. Вклад АЭС в выработку энергии в некоторых странах составил для Франции – 70%, Бельгии – 66%, Ю...

Влияние утилизации отходов на окружающую среду и здоровье человека

Презентация "Влияние утилизации отходов на окружающую среду и здоровье человека"...

Проектная работа на тему"Утилизация отходов"

Проблема утилизации бытового мусора в п. ВодныйØ Существует ли проблема утилизации мусора?Ø Как решить проблему мусорных несанкционированных свалок?  Полигон1.   Где находится мусо...