План-конспект урока экологии 7 класс на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"
план-конспект урока по экологии (7 класс) на тему

План - конспект урока экологии 7 класса на тему "Роль животных в опылении и распространении растений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol_7_kl.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по экологии в 7 классе.

Тема урока «"Роль животных в опылении и распространении растений»

Цель и задачи

1. Познакомить и закрепить знания детей о способах опыления растений животными.

2. Раскрыть биологическое значение опыления.

3. Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки.

4. Воспитывать экологическую культуру

Формы работы учащихся :

беседа, рассказ с элементами беседы, индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии:

личностно-ориентированная технология,

здоровьесберегающая технология,

игровая технология,

информационно- коммуникационная технология

Формируемые понятия:

нектароядные птицы

насекомые-опылители

расселение растений

Эпиграф

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству»

Л.Леонов

Ход урока:

Организационный момент:

1.Сообщение темы, цели и задач урока.

(Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «"Роль животных в опылении и распространении растений» Сегодня мы познакомимся со способами опыления растений животными, раскроем биологическое значение опыления и какую роль в этом играют животные.)

Беседа с классом по вопросам:

Звучат строки из стихотворения "Богаты мы" Роберта Рождественского

Богаты мы!

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят!

Дрожит камыш на считанных озёрах,

И считанные рыбы плавают в реках.

И восковые считанные зёрна

Неслышно зреют в малом колоске.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы?

- Какая картинка рисуется вам после прослушивания стихотворения?

- Увеличивается или уменьшается численность живых организмов в природе?

-Как называется раздел экологии, который изучаем в 7 классе?

-Что необходимо животному, чтобы выжить в природе?

-На какие группы делятся животные по способу добычи пищи? 

1   Растительноядные.

2    Плотоядные, хищники.

3   Трупоеды – питаются остатками организмов.

4    Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

5    Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

6   Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Опрос домашнего задания

Индивидуальный опрос-

---Вы должны рассказать о том, как влияют растительноядные животные на растения, приносят пользу или вред?

Задание: на доске прикреплены карточки с определениями, которые встречаются в домашнем задании. Необходимо выбрать одну и дать полный ответ. Затем прикрепить карточку в соответствующий раздел.

Положительное влияние    Отрицательное влияние

(Пища-источник питания

Галлы-наросты на листьях дуба

Хищные растения

Опыление

Распространение семян

Вытаптывание

Механические повреждения растений

Вытаптывание

Водопой

Изменение вида местности

Паразиты

Отложение яиц насекомыми на листьях

Повреждение корней растения)

- в каком столбце больше значений? Почему?

-Как должен поступать человек, чтобы положительных значений было больше?

Сообщения детей о животных

Игра: «Да-нетка».

  1. Генеративные части растений - грубая растительная пища.-
  2. Наличие развитых резцов характерно для растительноядных животных.+
  3. Вытаптывание - отрицательный процесс.+ -
  4. Тля – паразит растений.+
  5. Колибри - нектароядная птица.+
  6. Хищные растения нуждаются в дополнительных органических веществах.+

Физминутка

Объяснение нового материала.

Рассказ учителя о роли животных в опылении и распространении растений.

(Рассказ сопровождается презентацией)

У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления, когда пыльца одного цветка перенесена на рыльце другого. Пыльцу часто переносят животные, в первую очередь насекомые, а в субтропических и тропических странах еще птицы и звери. Животных, доставляющих пыльцу на рыльце пестика, называют опылителями. Они посещают цветки в поисках пищи — нектара и пыльцы, перемещаясь с цветка на цветок. Опылители переносят прилипшие к телу пылинки, перекрестно опыляя растения. 
Желающих полакомиться вкусными и питательными дарами растений много. В поисках нектара цветки посещают нектароядные птицы: попугаи, нектарницы, колибри, цветочницы, медососы. Подсчитано, что более 2000 видов тропических птиц участвуют в опылении. 
Для добывания нектара у них есть своеобразные приспособления. 
Тропическая птичка — колибри — мельчайшая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходит длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. 
Помимо птиц растения опыляют и некоторые нектароядные летучие мыши — листоносы. Масса листоноса всего 5-10 г. Как и колибри, листонос зависает у цветка в трепещущем полете и высасывает нектар длинным языком. 
И все же особенно важную роль в опылении растений играют насекомые-опылители (пчелы, шмели, мухи, бабочки) . Опыляют растения и жуки. Тело насекомого обильно опушено мелкими волосками, и пыльца на них задерживается. Летая с цветка на цветок, насекомые эту пыльцу переносят. А пчелы даже имеют на задних лапках корзиночки, куда счищают пыльцу и несут ее в улей, чтобы накормить матку и развивающихся личинок. 
Ночные опылители летят к белым цветкам, которые лучше видны в темноте, ориентируясь в первую очередь на запах. У растений, опыляемых ночными насекомыми, цветки, как правило, светлоокрашенные с усиливающимся к вечеру ароматом, например у душистого табака, любки двулистной. Некоторые из этих растений на день закрывают цветки, как бы «засыпают» . Отсюда возникло народное название — дрёма, например дрёма белая и лесная. 
У тропических растений, опыляемых крохотными птичками колибри, цветки, как правило, красные, так как птицы лучше видят красный цвет. 
Опыление цветков имеет большое практическое значение в сельском хозяйстве, особенно в плодоводстве, в овощных и семенных хозяйствах, а также в пчеловодстве. Если опылителей достаточно, растения дают хорошие урожаи плодов и семян. Если опылителей мало, урожаи резко снижаются. В цветущих садах, на полях гречихи, рапса, горчицы ставят ульи. Пчелы, собирая нектар, опыляют цветки. При этом повышаются урожаи плодов и семян, а пчелы приносят много меда

Работа с текстом учебника.

- Как расселяются растения с помощью животных, птиц?

С.7. последний абзац.

Закрепление

Вопросы контроля:

1.Какие животные участвуют в опылении растений?

2. Как растения приспособлены к опылению животными?

3.Какие птицы считаются распространителями семян деревьев.

4. Что такое экология?

5. Как мы должны поступать, чтобы сохранить и преумножить нашу природу?

Сформулируйте вывод урока. Для этого ответьте на вопрос:

Насколько тесна взаимосвязь растений и животных?

Возможно ли существование одних без других?

Т. растения и животные взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Д/з : п.10-11

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".

Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...