Главные вкладки

    План-конспект урока экологии 7 класс на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"
    план-конспект урока по экологии (7 класс) на тему

    План - конспект урока экологии 7 класса на тему "Роль животных в опылении и распространении растений".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekol_7_kl.docx21.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    План - конспект урока по экологии в 7 классе.

    Тема урока «"Роль животных в опылении и распространении растений»

    Цель и задачи

    1. Познакомить и закрепить знания детей о способах опыления растений животными.

    2. Раскрыть биологическое значение опыления.

    3. Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки.

    4. Воспитывать экологическую культуру

    Формы работы учащихся :

    беседа, рассказ с элементами беседы, индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Технологии:

    личностно-ориентированная технология,

    здоровьесберегающая технология,

    игровая технология,

    информационно- коммуникационная технология

    Формируемые понятия:

    нектароядные птицы

    насекомые-опылители

    расселение растений

    Эпиграф

    «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству»

    Л.Леонов

    Ход урока:

    Организационный момент:

    1.Сообщение темы, цели и задач урока.

    (Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «"Роль животных в опылении и распространении растений» Сегодня мы познакомимся со способами опыления растений животными, раскроем биологическое значение опыления и какую роль в этом играют животные.)

    Беседа с классом по вопросам:

    Звучат строки из стихотворения "Богаты мы" Роберта Рождественского

    Богаты мы!

    Но считанные птицы

    Над считанными рощами летят!

    Дрожит камыш на считанных озёрах,

    И считанные рыбы плавают в реках.

    И восковые считанные зёрна

    Неслышно зреют в малом колоске.

    Неужто внуки лишь по Красной книге

    Узнают, как богаты были мы?

    - Какая картинка рисуется вам после прослушивания стихотворения?

    - Увеличивается или уменьшается численность живых организмов в природе?

    -Как называется раздел экологии, который изучаем в 7 классе?

    -Что необходимо животному, чтобы выжить в природе?

    -На какие группы делятся животные по способу добычи пищи? 

    1   Растительноядные.

    2    Плотоядные, хищники.

    3   Трупоеды – питаются остатками организмов.

    4    Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

    5    Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

    6   Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

    Опрос домашнего задания

    Индивидуальный опрос-

    ---Вы должны рассказать о том, как влияют растительноядные животные на растения, приносят пользу или вред?

    Задание: на доске прикреплены карточки с определениями, которые встречаются в домашнем задании. Необходимо выбрать одну и дать полный ответ. Затем прикрепить карточку в соответствующий раздел.

    Положительное влияние    Отрицательное влияние

    (Пища-источник питания

    Галлы-наросты на листьях дуба

    Хищные растения

    Опыление

    Распространение семян

    Вытаптывание

    Механические повреждения растений

    Вытаптывание

    Водопой

    Изменение вида местности

    Паразиты

    Отложение яиц насекомыми на листьях

    Повреждение корней растения)

    - в каком столбце больше значений? Почему?

    -Как должен поступать человек, чтобы положительных значений было больше?

    Сообщения детей о животных

    Игра: «Да-нетка».

    1. Генеративные части растений - грубая растительная пища.-
    2. Наличие развитых резцов характерно для растительноядных животных.+
    3. Вытаптывание - отрицательный процесс.+ -
    4. Тля – паразит растений.+
    5. Колибри - нектароядная птица.+
    6. Хищные растения нуждаются в дополнительных органических веществах.+

    Физминутка

    Объяснение нового материала.

    Рассказ учителя о роли животных в опылении и распространении растений.

    (Рассказ сопровождается презентацией)

    У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления, когда пыльца одного цветка перенесена на рыльце другого. Пыльцу часто переносят животные, в первую очередь насекомые, а в субтропических и тропических странах еще птицы и звери. Животных, доставляющих пыльцу на рыльце пестика, называют опылителями. Они посещают цветки в поисках пищи — нектара и пыльцы, перемещаясь с цветка на цветок. Опылители переносят прилипшие к телу пылинки, перекрестно опыляя растения. 
    Желающих полакомиться вкусными и питательными дарами растений много. В поисках нектара цветки посещают нектароядные птицы: попугаи, нектарницы, колибри, цветочницы, медососы. Подсчитано, что более 2000 видов тропических птиц участвуют в опылении. 
    Для добывания нектара у них есть своеобразные приспособления. 
    Тропическая птичка — колибри — мельчайшая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходит длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. 
    Помимо птиц растения опыляют и некоторые нектароядные летучие мыши — листоносы. Масса листоноса всего 5-10 г. Как и колибри, листонос зависает у цветка в трепещущем полете и высасывает нектар длинным языком. 
    И все же особенно важную роль в опылении растений играют насекомые-опылители (пчелы, шмели, мухи, бабочки) . Опыляют растения и жуки. Тело насекомого обильно опушено мелкими волосками, и пыльца на них задерживается. Летая с цветка на цветок, насекомые эту пыльцу переносят. А пчелы даже имеют на задних лапках корзиночки, куда счищают пыльцу и несут ее в улей, чтобы накормить матку и развивающихся личинок. 
    Ночные опылители летят к белым цветкам, которые лучше видны в темноте, ориентируясь в первую очередь на запах. У растений, опыляемых ночными насекомыми, цветки, как правило, светлоокрашенные с усиливающимся к вечеру ароматом, например у душистого табака, любки двулистной. Некоторые из этих растений на день закрывают цветки, как бы «засыпают» . Отсюда возникло народное название — дрёма, например дрёма белая и лесная. 
    У тропических растений, опыляемых крохотными птичками колибри, цветки, как правило, красные, так как птицы лучше видят красный цвет. 
    Опыление цветков имеет большое практическое значение в сельском хозяйстве, особенно в плодоводстве, в овощных и семенных хозяйствах, а также в пчеловодстве. Если опылителей достаточно, растения дают хорошие урожаи плодов и семян. Если опылителей мало, урожаи резко снижаются. В цветущих садах, на полях гречихи, рапса, горчицы ставят ульи. Пчелы, собирая нектар, опыляют цветки. При этом повышаются урожаи плодов и семян, а пчелы приносят много меда

    Работа с текстом учебника.

    - Как расселяются растения с помощью животных, птиц?

    С.7. последний абзац.

    Закрепление

    Вопросы контроля:

    1.Какие животные участвуют в опылении растений?

    2. Как растения приспособлены к опылению животными?

    3.Какие птицы считаются распространителями семян деревьев.

    4. Что такое экология?

    5. Как мы должны поступать, чтобы сохранить и преумножить нашу природу?

    Сформулируйте вывод урока. Для этого ответьте на вопрос:

    Насколько тесна взаимосвязь растений и животных?

    Возможно ли существование одних без других?

    Т. растения и животные взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

    Д/з : п.10-11

    Оценки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

    Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

    План - конспект бинарного урока по теме "Создание праздничной открытки "Праздники в России и Британии" (английский язык и информатика)

    План - конспект бинарного урока  (информатика, английский язык), 8 класс (авторская разработка)...

    План-конспект урока технологии 7 класс на тему: "Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями"

    План-конспект урока технологии 7 класс на тему: "Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями"...

    План-конспект проектного урока во 5 классе к УМК «Spotlight» В. Эванс, Дж. Дули и др. Тема: My collection.

    Данная разработка предусмотрена для проектной деятельности на уроке английского языка по теме "My collection". В начале урока дети вспоминают раннее пройденный материал, изучают новую лексику.  З...

    План-конспект урока ОБЖ 7 класс на тему:" Лесные и торфяные пожары, и их характеристика"

    Открытый - урок ОБЖ в 7 классе посвященный "Всемирному дню гражданской обороны 1 марта" на тему:"Лесные и торфяные пожары, и их характеристика"....

    Урок экологии 7 класс. "Условия обитания животных в воде. Приспособления животных к жизни в воде".

    Урок экологии 7 класс. "Условия обитания животных в воде. Приспособления животных к жизни в воде"....