Азбука экологической безопасности
элективный курс по экологии (10 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Элективный курс для 10 класса по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_ek.bezopasnosti.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:                                                                                          Утверждаю:

Руководитель МО: __________  /Г.Н. Головина/                               педагогическим советом №____

Протокол № ___ от _________   2008 г.                                              От « __» __________  2008 г.

                                                                                                                 Директор школы _____   /В.А.Тамбовцева/

Программа

Элективного  курса  по  экологии

«Азбука экологической безопасности. Экология. Город. Здоровье»

Учитель экологии: Ситникова Л. В.

Липецк  2008

Пояснительная  записка

Программа элективного курса Н.Б. Буровой «Азбука экологической безопасности. Экология. Город. Здоровье»  рассчитана на учащихся 9 классов основной школы. На изучение данного курса предлагается 17 часов учебного времени.

Нарастание экологического кризиса придаёт особую актуальность формированию у школьников знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма,  его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими явлениями. Значительное внимание уделяется характеристике глобальных экологических проблем человечества, особенностям города как среды обитания человека, влиянию  особенностей его среды на состояние  здоровья, а также уровню заболеваемости городского населения и болезням цивилизации.

Цель элективного курса

Ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы в историческом аспекте, особенно на современном этапе, с влиянием естественной среды и особенностей городской среды на здоровье человека.

Задачи элективного курса

Обобщить и развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и условий среды, а также развить у учащихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентировочную деятельность в конкретной экологической ситуации.

Для развития творческого мышления учащихся рекомендуется использовать игровые формы обучения, дискуссии, изобразительное искусство. В качестве активных методов обучения можно использовать задания по оценке экологической ситуации в городе, поиск источников экологической опасности вблизи и внутри школы, в собственной квартире, проведение экологической экспертизы, работу с картами, оформление тематических плакатов, газет, проведение конференций, написание рефератов и их защиту. В итоге обучения по данной программе учащиеся должны:

  1. получить представление об основных источниках загрязнения окружающей среды и мероприятиях, направленных на снижение влияния загрязнённой среды на человека и его здоровье;
  2. научиться действовать в конкретной экологической ситуации;
  3. оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованным выбор профиля обучения в старшей школе.

Содержание элективного курса

Введение

Познавательное и практическое значение курса. Среда обитания человека: природная и социальная. Экология человека. Виды загрязнений окружающей среды и опасность их действия на здоровье человека.

Тема №1. Взаимоотношения «Человек – природа» в историческом аспекте

Человек-собиратель и человек-охотник. Изменение пищевых связей человека, освоение им дополнительных источников энергии и изменения, возникшие в его взаимоотношениях с природой. Влияние этих изменений на состояние здоровья людей. Болезни века.

Тема №2. Глобальные экологические проблемы человечества

Демографическая ситуация в мире. Истощение природных ресурсов. Конкретные примеры глобальных экологических проблем: парниковый эффект, выпадение кислотных дождей, возникновение озоновых дыр. Причины возникновения этих проблем и пути их решения, связь со здоровьем человека.

Тема №3. Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека

Источники химического загрязнения. Классификация химических веществ по классам опасности. Примеры влияния химических веществ на здоровье человека. Содержание этих элементов в естественной среде и изменение их концентрации в результате антропогенного воздействия. Изменение естественного круговорота веществ в результате хозяйственной деятельности человека.

Тема №4. Загрязнение атмосферы и здоровье человека

Источники загрязнения атмосферы. Состояние воздушного бассейна на территории Российской Федерации. Наиболее загрязнённые города России и Липецкой области. Образование смога. Учёт розы ветров при строительстве предприятий  и размещении дачных участков. Источники  промышленного загрязнения воздуха в Липецкой области. Автотранспорт – главный источник загрязнения в городах.

Тема №5. Загрязнение водных ресурсов и здоровье человека

Значение воды в жизни человека. Проблема дефицита пресных вод.  Загрязнение воды – одна из основных причин заболеваемости населения. Источники загрязнения водоёмов и подземных вод. Питьевые ресурсы и здоровье населения. Тепловое загрязнение и эвтрофикация. Обмеление водоёмов и его причины.

Тема №6. Загрязнение пищевых продуктов

Норма содержания химических элементов в продуктах и контроль над соблюдением этих нормативов. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье человека. Пищевые отравления и меры оказания первой помощи.

Тема №7. Город и здоровье

Особенности городской среды. Архитектура города и здоровье людей. Источники загрязнения среды в городе. Заболеваемость городского и сельского населения в сравнительном плане. Стрессы городского человека и их причины. Болезни цивилизации.

Итоговое занятие

Конференция «Надежда нашего дома». Создание групповых или индивидуальных проектов о дальнейшем развитии общества, экологической безопасности жизни в городе, мерах защиты городской среды от загрязнения и их защита.

Учебно  – тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

Форма проведения

Форма контроля

1.

Введение

1

Лекция

2.

Взаимоотношения «Человек – природа» в историческом аспекте

1

Лекция

3.

Глобальные проблемы человечества

2

Лекция, практикум

Тестированные задания

4.

Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека

2

Лекция, практикум

5.

Загрязнение атмосферы и здоровье человека

3

Лекция, практикум

Словарный диктант

6.

Загрязнение водных ресурсов и здоровье человека

2

Лекция, практикум

Словарный диктант

7.

Загрязнение пищевых продуктов

2

Лекция, практикум

8.

9.

Город и здоровье

Итоговое занятие

2

2

Лекция

Конференция

Защита проектов

Практикум по курсу:

  1. Определение степени загрязнения воздуха выбросами местных предприятий путём применения метода фитоиндикации.
  2. Определение кислотности воды и влияние кислотных осадков на растения.
  3. Выявление источников загрязнения вод в Липецкой области.
  4. Составление и анализ списка ядохимикатов, наиболее активно использующихся на дачном участке, предложение рекомендаций для снижения нитратов.
  5. Выявление источников загрязнения вокруг школы, вокруг своего дома, в местах отдыха  и предложение методов, которые снижают влияние загрязнения среды на здоровье.

Список рекомендуемой литературы

  1. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация.- М ., 1998.
  2. Гагдиси Д.Т. Экология и здоровье. -М.:Знание , 1985.
  3. Горшков В.Г. Экология человека.- Л., 1984.
  4. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности.- М.:Мысль , 1985.
  5. Лось В.А. Взаимоотношения природы и общества.- М.:Знание , 1990.
  6. Экология человека. Основные проблемы.- М.:Наука , 1988.
  7. Энхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека.- М.:Прогресс , 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по ОБЖ «Азбука пожарной безопасности»

В конкурсе участвуют все возрастные группы. Участники должны ответить на вопросы противопожарной тематики.Каждый участник получает тестовое задание, состоящее из 15 вопросов. Контрольное время п...

элективный курс по биологии в 9 классе "Азбука экологической безопасности"

пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, тестирование...

Родительское собрание. Азбука дорожной безопасности

Разъяснить родителям необходимость изучения и отработки с детьми правил дорожного движения...

Сценарий мероприятия по ПДД для начальных классов "Азбука дорожной безопасности"

Сценарий мероприятия по ПДД для начальных классов "Азбука дорожной безопасности"...

Азбука дорожной безопасности. Сценарий внеклассного мероприятия.

ЦЕЛИ:     ·                    Повторить правила дорожного движения, обеспечиваю...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»

Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...