РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Экологический следопыт»
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Экологический следопыт»
для обучающихся 5 класса
срок реализации -1 год
Автор: Агапчева Р.Е,
учитель биологии и химии высшей категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический следопыт»
составлена в соответствии с правовыми документами:
- Конституция Российской Федерации (Статьи: 42, 58);
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. (Распоряжение Правительством РФ от 29 мая 2015г.);
-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
- Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России/(А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков);-3-е изд.-М.: -Просвещение,2013 г;
-Концепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014 г;
-Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
-Примерные программы воспитания и социализации обучающихся;
- Стратегия социально-экономического и социокультурного развития Самарской области (приоритетное направление «Образование»);
-Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 28.12. 2013 г;
-Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
-Закон Самарской области от 16 декабря 2013 года №109-ГД " Об экологичес-ком образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Самарской области».
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому образованию составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Цели внеурочной деятельности формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.
Стратегические цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования, направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой-даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых -родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности: исследовательская работа, деятельность редколлегии классной газеты, пресс-конференция, оформление информационного уголка класса, дискуссионный клуб, психологический практикум-тренин, ролевые ситуационные игры, просветительские проекты, заседания эно-клуба.
В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной и здоровьесберегающей практической деятельности.
Рабочая программа строится с учётом следующих содержательных линий:
• учусь экологическому мышлению;
• учусь управлять собой;
• учусь действовать, мои экологические проекты.
Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде трёх разделов-модулей.
Раздел «Экономное потребление: учусь быть взрослым» направлен на развитие регулятивного умения осознанного самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всёммеру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережения в повседневной жизни.
Раздел «Экологическая безопасность в природной среде» направлен на формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект-субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.).
Раздел «Мой вклад в экологическое просвещение» является итоговым. В нём реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.
Описание места курса в учебном плане
В 5-6 классах начинается серия блоков курса внеурочной деятельности по экологическому образованию, выстроенных последовательно на основе учебных задач, в соответствии с требованиями ФГОС, преемственно с экологической составляющей базовых учебных предметов основной школы. Учебные задачи, решаемые этим курсом, последовательно формируют у учащихся основы экологического мышления, экологическое сознание, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.
В 5-6 классах учащиеся знакомятся с экологическими опасностями в окружающем их мире, уроками прошлого по обеспечению здоровья и экологической безопасности, способами получения информации, возможностью ее использования в современном мире; способами работы с современной экологической информацией (о питании, жилище, транспорте и т. д.), её проверки на достоверность; учатся кратко представлять информацию своими словами в публичной форме (классная газета, урок, просветительские акции); разрабатывают проект ресурсосбережения. Создаются условия для того, чтобы ценность природы как источника удовлетворения материальных потребностей человека дополнилась ценностью духовных связей с ней, потребностью в непрагматическом отношении к природе.
Содержание внеурочного компонента экологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.
В ходе освоения содержания базовых учебных предметов начальной и основной школы у учащихся формируются элементарные представления об экологической нравственности как области экологически ответственного отношения к жизни во всех её проявлениях. Учащиеся осваивают ряд понятий, значимых для образования в области экологии и здоровья: «экосистема», «экологический фактор», «экологический риск», «экологическая безопасность», «экологическая культура».
Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции. Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы экологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.
Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; самоопределением в экологических ценностях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты предусматривают умения:
— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
— выполнять проект;
— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Планируемые результаты изучения курса
- Называть предмет изучения науки экологии.
- Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».
- Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.
- Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности.
- Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).
- В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.
- Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.
- Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.
- Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
- Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.
- Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.
- Называть цели просветительской работы и её формы.
- Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.
- Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.
- Участвовать в просветительских акциях.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов | Кол-во теорет.часов | Кол-во практ.часов | Экскурсии |
1 | Экономное потребление: учусь быть взрослым | 5 | 8 | |
2 | Экологическая безопасность в природной среде | 6 | 4 | 2 |
3 | Мой вклад в экологическое просвещение | 4 | 4 | 1 |
Всего: | 15 | 16 | 3 |
Содержание курса
Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым (13 ч)
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,
художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, теологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия
Земли.
Формы организации внеурочной деятельности:
Исследовательская работа в библиотеке, Интернете.
Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли. «Природа — наш дом».
Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде (12 ч)
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.). Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической
культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Практикум, демонстрационные опыты.
Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви», «Рысь выходит на тропу», «Рысь возвращается», «Рысь идёт по следу» режиссёра А. Бабаян.
Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.
Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение (9ч)
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).
Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой», (Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Универсальные учебные действия | дата | |||||
план | факт | |||||||
Раздел 1. «Экономное потребление: учусь быть взрослым» (13 ч): Тема №1 «Чувство меры как признак взрослости» (6 часов)
| ||||||||
1. | Земля – наш общий дом. Влияние космоса на Землю. | Личностные результаты предусматривают умения: — оценивать значимость для личности осознанного выбора экологически безопасного образа жизни; — позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения; — выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам; Метапредметными результатами являются умения: — объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой; — представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий; Предметными результатами являются представления: — о научной области экологии, предмете её изучения; — о принципе предосторожности; Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. | ||||||
2. | Глобальные экологические проблемы. Определение географических координат районов Земли с экологическими проблемами. | |||||||
3. | Места экологической опасности в Приволжском районе. Работа с картой района. | |||||||
4. | Строение Земли. Работа с пластилином. | |||||||
5. | Хартия Земли. Общее знакомство. | |||||||
6. | Основные принципы Хартии Земли. | |||||||
Тема №2 «Ресурсосбережение, его виды» (7 часов) | ||||||||
7. | Ресурсосбережение. Виды ресурсосбережения. | Личностные результаты: — демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Метапредметными результатами являются умения: — рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений; — находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов; — представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; Предметными результатами являются представления: — об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности; — о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её; — о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.); | ||||||
8. | Полезные ископаемые и их рациональное использование. | |||||||
9. | Движения Земной коры. Техногенное выветривание горных пород. | |||||||
10. | Рациональное использование водных ресурсов. | |||||||
11. | Рациональное использование биологических ресурсов. | |||||||
12. | Почвы и их рациональное использование. | |||||||
13. | Деятельность человека для сохранения качества окружающей среды. | |||||||
Раздел 2. «Экологическая безопасность в природной среде» (12 ч): Тема №1 «Безопасность общения с природой для человека» (4 часа) | ||||||||
14. | Природа заволжского края. | Личностные результаты: — выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам; — демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; Метапредметными результатами являются умения: — объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой; Предметными результатами являются представления: — о принципе предосторожности; — о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях; | ||||||
15. | Заволжские водоемы | |||||||
16 | Состояние питьевых источников в с.Заволжье. | |||||||
17. | Почвы Приволжского района т села Заволжье. | |||||||
Тема №2 «Природа в жизни человека» (8 часов) | ||||||||
18. | Опасные для человека растения нашего края. Меры безопасного общения с ними. | Личностные результаты: — демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Метапредметными результатами являются умения: — называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность; — выполнять проект; — называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий; Предметными результатами являются представления: — устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства; — называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней; | ||||||
19. | Опасные для человека животные нашего края. Меры безопасного общения с ними. | |||||||
20. | Сохранение и укрепление психологического и нравственного здоровья человека в общении с природой. | |||||||
21. | Звуки природы. Благотворное влияние определенных звуков на здоровье человека. | |||||||
22. | Красота природы в литературных произведениях и изобразительном искусстве. | |||||||
23. | Природные ресурсы – источник духовных потребностей человека. | |||||||
24. | Основные природные достопримечательности нашего края. | |||||||
25 | Составление эколого -краеведческого экскурсионного маршрута. | |||||||
Раздел 3. «Мой вклад в экологическое просвещение» (9ч) Тема №1 «Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека» | ||||||||
26. | Правила экологически грамотного поведения. Викторина. | Личностные результаты предусматривают умения: — оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни; — позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения; — выражать отношение к случаям экологического вандализма и пр. Метапредметными результатами являются умения: — представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; — пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её; — различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них; — называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность; — выполнять проект; Предметными результатами являются представления: — называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней; — приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях. | ||||||
27. | Просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» ( Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран). | |||||||
28. | Обсуждение фильма «Дом — свидание с планетой» | |||||||
29. | Создание презентаций на тему: «Экологическая грамотность» | |||||||
30. | Выпуск буклета «Наш дом – Земля» | |||||||
31. | Подготовка к выступлению | |||||||
32. | Выступление на тему: «Экологическая грамотность» | |||||||
33. | Итоговое повторение изученного курса. | |||||||
34 | Экскурсия в природу |
Материально-техническое обеспечение Для организации курса требуется помещение и оборудование для просмотра фильмов (перечень фильмов, приведённый в программе, является примерным, он может изменяться или дополняться), помещение для тренингов, изобразительные инструменты и материалы. Литература для учителя: Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие / Т. Я. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрез-вычайных ситуациях / А. С. Гри¬нин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001. Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009. Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984. Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21. Кавтарадзе Д. N. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009. Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997. Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: Тетра Системс, 2008. Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1. Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999. Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004. Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995. Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993. Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995. Литература для учащихся: Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Валент», 1995, 1997. - Ч. 1-3. Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланиди, М. А.. Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: LINKA PRESS, 1996. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28. Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007. Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология. Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. К. Е. Чижевский. - М.: ACT, 1997. Для |
Интернет ресурсы
metodpresscentr.ru/blog/fgos/174.ht...
zavuch.info/methodlib/305/62258/
do.gendocs.ru/docs/index-242154.htm...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/19/picture-49671.jpg)
Рабочая программа экологического объединения "Юный исследователь" на 144 часа (4 часа в неделю)
Программа ориентирована на обучающихся 12 - 14 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-274688-1381866638.jpg)
Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов
Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-482491-1414350532.jpg)
Методическая разработка рабочей программы экологического кружка
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/13/picture-549459-1584102416.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/16/picture-634262-1431793384.jpg)
рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/16/picture-634262-1431793384.jpg)
рабочая программа Экологические основы природопользования 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2014
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...