Исследовательская работа на тему " Влияние разведения костров на почву и рост растений"
проект по экологии (5 класс) на тему

Андина Наталья Дмитриевна

Исследовательская работа на тему " Влияние разведения костров на почву и рост растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_fasol.docx670.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Учхозская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия

Исследовательская работа

на тему

« Влияние  разведения костров на состав почвы и  рост растений»

               

 Автор: Румянцев Дмитрий,

ученик 1 класса

МБОУ « Учхозская СОШ»

Руководитель:

 Андина Наталья Дмитриевна

                            учитель биологии

             

                                               

с.Старое Синдрово

2018 г.


Содержание:

Введение………………………………………………………………………

4

Методы исследования…………………………………………………………

4

Посещение библиотеки…………………………………………………….......

4

Поиск информации в интернете  ………………………………………….......

4

Экспериментальная часть……………………………………………………...

6

Посадка растения в различную почву и наблюдение за ростом растений….

6

Беседа с одноклассниками…………………………………………………….

10

Выводы…………………………………………………………………………

12

Список использованной литературы………………………………………….

13

Приложения……………………………………………………………………

14

Тема  исследования: «Влияние разведения костров на состав почвы и рост растений». 

Цель исследования: выяснить, как влияет разведение костров на состав  почвы и рост растений.

Задачи исследования:        

  • собрать и изучить информацию о значении почвы для человека и вреде разжигания костров.
  • провести эксперимент и наблюдения за ростом фасоли в почве из-под костра и в почве из под крапивы;
  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы, как влияет состав почвы на рост растений
  • обсудить и изучить с одноклассниками проблему сохранения почв своего края.

Предмет исследования: почва из-под костра и почва из-под крапивы..

Гипотеза исследования: предположим, что разведение костров отрицательно влияет на рост и развитие растений.

Методы исследования:

1. Поиск информации в интернете.

2. Посещение библиотеки (изучение литературы, энциклопедии).

3. Проведение опыта (посадка растения фасоли в различную почву и наблюдение за её ростом)

4. Обсуждение с одноклассниками проблемы разведения костров.

Результат исследования:

  • Научно- исследовательская работа в виде доклада
  • Выступление на уроке перед учащимися класса
  • Выступление на школьной  научной конференции
  • Слайдовая презентация «Влияние разведения костра на рост растений»

Практическое значение: использование на уроках биологии, географии, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка,познакомит с технологией проведения опытов с почвой, обратить внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.


ВВЕДЕНИЕ

      Земледелием люди занимаются с давних пор. Обрабатывать землю, сеять хлеб – дело трудное, но почётное. Вырастить хороший урожай, значит быть сытым и богатым. А в наше время это хорошее подспорье для семейного бюджета. Каждую весну мы с мамой вскапываем в огороде грядки, засеваем семенами, высаживаем рассаду, цветы.  Я у мамы спросил, почему говорят, что после разведения костров растения не растут на этом месте? Я задумался, как же  влияет состав почвы на  рост и развитие растений. Я заинтересовался этим и решил    провести эксперимент, чтобы убедиться, действительно после костра почва не пригодна для роста растений.

Методы исследования:

1.  Посещение библиотеки (изучение литературы, чтение энциклопедии).

Еще на уроках окружающего мира я узнал, что почва – это верхний плодородный слой земли.  А, прочитав статьи из энциклопедии, я узнал, что над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 100-300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву!

Удивительно, что для создания почвенного слоя толщиной 18 см природа затрачивает в среднем от 1400 до 7000 лет, разрушение же такого слоя вследствие эрозии может произойти за 20-30 лет, а иногда за один ливень или пыльную бурю.

Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.

2. Поиск информации в интернете.

Посетив несколько разных сайтов в интернете, я постарался выделить для себя наиболее значимую информацию.

Вот, например, науку о почве – почвоведение – создал русский учёный Василий Васильевич Докучаев. Он называл почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.

А ещё узнал, что корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.

Солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Перегной или гумус влияет на плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.

Животные, обитающие в почве, а особенно дождевые черви, рыхлят, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, обогащают остатками своей пищи. Один дождевой червь за год рыхлит до 20 тонн сухой земли (Это 5 больших самосвалов, гружённых землёй!).

В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.


Экспериментальная часть.

 1. Посадка фасоли в почву из-под костра и в почву из под крапивы.

Чтобы убедиться во вреде костра для почвы , мы провели опыт. Помогала мне в этом мама. Подготовили для эксперимента почвы двух видов.

Экспериментальная площадка 

Земля из-под костра(горшочек №1)              Земля из-под крапивы(горшочек№2)

                                                                               

В эксперименте участвует почва, которую мы собрали из под костра и почву из под крапивы. В каждый вид почвы мы с мамой посадили подготовленные семена фасоли.

Семена посадили и ждем! Прошло 4 дня и горшочке с землёй из-под костра(№1) появляются всходы.

Прошло 5 дней с момента посадки, горшочке №1 растение заметно подтянулось, а горшочке №2 всходов не видно.

И только неделю спустя всходы появляются и в горшочке с землёй из-под крапивы(№2), когда в горшочке№1 «жизнь бьет ключом».

Дни идут, наши растения растут, в горшочке №1 растение немного опережает в росте фасоль в горшочке №2 на 2-3см.

И  вот наступает цветение и плодоношение, эти фазы раньше наступают опять у фасоли, посаженной в горшочек с землей из-под костра.

Продолжаем наблюдение.

Несмотря на то, что фасоль в горшочке №1 опережала по росту и развитию фасоль в горшочке №2, однако  быстрее созрели плоды  у второй.

Прошло 2 месяца, наша фасоль выросла и дала плоды с семенами, мы сосчитали количество семян, их количество резко отличалось. У фасоли №1 их было 2, у фасоли в горшочке №2 образовалось 9 семян

Вот такой урожай мы получили!

Таблица №1. Развитие фасоли в различном грунте.

Временные циклы развития фасоли

Горшочек№2( земля из-под крапивы)

Горшочек№1 (земля из-под костра)

Посадка

7 июня

7 июня

Появление всходов

14 июня

11 июня

Цветение

4 июля

3 июля

Появление плодов

9 июля

7 июля

Созревание плодов

11 августа

20 августа

Из таблицы видно, что в почве из под костра всходы появились раньше, рост и развитие растения до стадии плодоношения происходило быстрее, но однако, плоды быстрее созрели у фасоли, которая росла в почве из-под крапивы. Исходя из этого можно сделать вывод, что в почве из под костра содержится больше микроэлементов , необходимых для роста и развития     растения, а в почве из-под крапивы для созревания плодов.

Беседа с одноклассниками.

Матушка-кормилица

             Пришли однажды древние люди на лесную поляну. Сидят, думу думают: «В  лесу много съедобных корешков, зёрен, ягод, да далеко за ними ходить. Нельзя ли у своего жилья вырастить?»

Сожгли люди деревья, пни выкорчевали, землю взрыхлили. Посадили растения. Поливают, сорняки выпалывают. Ждут урожая. И Почва, сначала рассердившись на людей за костры, смирилась. Радуется: ухаживают за ней, рыхлят, поливают, заботятся.

Мало стало людям земли, сожгли они весь лес вокруг. Огромные поля вспахали. Ждут богатого урожая. А тут ветер ураганный налетел да дождь ливневый. Унёс ветер самый плодородный слой почвы, а  вода смыла весь будущий урожай. Жжёт Солнце беспощадную пустыню. Взмолилась Почва: «Люди добрые, спасите меня от палящего зноя, нещадного ветра, буйной воды! Уж я вам добрым урожаем отплачу».

Защитили люди Почву. Но стали люди замечать, что с каждым годом урожай всё меньше, а растения болеют и  погибают. Ругают люди Почву. А Почва говорит им: «Что же вы всё одно по одному сеете да не даёте мне отдохнуть, сил набраться?» Придумали люди  севооборот.

Обрадовалась Почва, одаривает людей хорошим урожаем. Да новая беда пришла. Прознали люди, что можно больше урожая получать, если кормить почву разными удобрениями, а против вредителей – ядами поливать. Возмутилась Почва: «Пощадите! Не могу я переварить всё это! Гибнут мои жители. Есть у природы другие средства, чтобы подкормить и защитить растения». Стали люди птиц привлекать и компост делать.

Вот и осенние заботы у людей закончились. Наступили холода. Укрылась Почва снегом. Заботлив оглядывает своих жителей. Кому норку подправит и листьев подстелет, кому сладкий корешок даст, кому зёрна бережёт. Но неугомонный ветер задумал разметать весь снег, чтобы промёрзла почва. Снова ищет защиты Почва у людей: «Спасите меня и моих жителей от гибели неминучей!» Задержали люди снег на полях.

Тут бы и зажить им счастливо. А люди давай разные новинки в Почву закапывать. Опять сетует Почва: «Не родились ещё у меня такие жители, которые бы превращали эти новинки в питательные вещества для моих растений. Спасите меня, уберите это безобразие!»

Только зажили дружно и богато, ан нет – нашли люди в земле железные руды, золото, уголь, нефть и другие полезные ископаемые. Стали скважины бурить, котлованы огромные рыть, а Почву пустой породой заваливать. Каркают стаи ворон над этими странными дымящимися горами. Умирает под ними Почва: «Тяжко мне. Ядовитые газы меня отравили. Не растёт на мне ни травинки, ни деревца. Не радуют меня и пчёлки мои любимые».

И решили люди впредь заботиться о почве, не дожидаясь новой беды.

Вопросы для обсуждения:

1.В чем значение почвы для человека?

2.Как люди влияют на состав почвы?

3.Как нужно относиться к почве?


Выводы:

Можно подвести итоги эксперимента. Для растения необходима рыхлая, богатая минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Не зря в народе говорят «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли - цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт».

Чем насыщеннее и плодороднее почва, тем лучше чувствуют себя растения, посаженные в неё. Если человек не будет ухаживать за почвой, оберегать её от разрушения, то урожаи будут скудными.

По итогам нашего эксперимента на свой вопрос, как влияет разведение костров на рост растений не могу однозначно дать отрицательный ответ. Конечно огонь уничтожает корни растений,  погибают микроорганизмы, обитающие у поверхности почвы. Но в тоже время почва обогащается минеральными солями в виде золы, которые необходимы для роста и развития растения. Поэтому растение фасоли очень хорошо росло и развивалось в почве из-под костра, но урожайность была выше у растения, которое росло в почве из-под крапивы, которая считается очень богатой микроэлементами. И всё –таки , чтобы не нарушать природные условия лучше не разводить костры!

Чтобы понять, как заботиться о почве, я постарался узнать о ней как можно больше, изучил литературу по теме исследования и пришел к следующим выводам:

  • в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли;
  • состав почвы влияет на рост растений;
  • всем растениям для роста и развития нужны определенные минеральные вещества;
  • почва подвержена разрушению, а восстанавливается очень медленно.

Результатом исследовательской работы считаю и то, что:

  • я научился работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди;
  • освоил правила посадки растений  в почву;
  • провел наблюдения за ростом растений в почвах разного состава;
  • обсудил с одноклассниками проблему сохранения почв своего края

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

2.Окружающий мир. 1 класс А.А.Плешаков,2012г.

Интернет-ресурсы:

http://www.priroda-rb.info/pochva.html

http://festival.1september.ru/articles/525495/

http://www.openclass.ru/lessons/141288 

http://greenplaneta.3dn.ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_poslovicy_o_zemle/0-8 

http://www.playroom.ru/content/view/1596/18/

                                                                                                                 

Приложение.

Диаграмма развития растения фасоли в почве разного состава( горшочек№1-почва из-под костра, горшочек№2 –почва из-под крапивы).

Длина в см.

                    14 июня-4 июля – рост растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Влияние математических действий на аликвоты"

Работа состоит из двух частей, исторической и практической, они выполнены разными учениками. Работа была опробирована на районном семинаре....

исследовательская работа по теме "Влияние сотового телефона на здоровье человека"

В данной работе учащаяся рассматривает историю появления сотового телефона, развитие сотовой связи, а также влияние сотового телефона на наше здоровье. в работе проведено анкетирование, данные анкеты ...

исследовательская работа на тему «Влияние мультипликационной продукции на формирование речи школьников»

       В сознании взрослых россиян мультфильм - это то, что предназначено для детей. Но почему-то мы всё больше испытываем  сомнения по поводу безопасности и пользы для...

Исследовательская работа на тему "Влияние занятий туризмом на двигательные способности школьников 11-13 лет"

Пешеходный туризм — самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей. Самодеятельный туристский поход сочетает а...

Исследовательская работа по теме: Влияние качества пищи на рост и развитие колорадского жука.

Влияние качества пищи на рост и развитие колорадского жука. Работа учащегося и учителя....

Исследовательская работа на тему: "Влияние наушников на организм человека".

Исследование позволяет определить многообразие наушников, их значение в современном мире. Выявить влияние наушников на слух человека, установить последствия их чрезмерного использования....