Программа по освоению детьми образовательной области
рабочая программа по экологии
Программа по освоению детьми образовательной области «Экологическая культура в эстетическом воспитании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sogobu-_shkola-internat.doc | 401 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Вяземская школа - интернет для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Программа
«Экологическая культура в эстетическом воспитании»
Авторы программы: Калашникова Н.Л.
Курошева Л.В.
Ручкина Т.А.
Голышевская Л.В.
Пустынникова Н.Н.
Румянцева М.В.
2018-2022г.г.
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей».
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Программа по освоению детьми образовательной области «Экологическая культура в эстетическом воспитании», рассчитана на 5 лет и предусматривает проведение музыкальных занятий 1 раз в неделю, уроков «Чтения», (связанных с тематикой художественно-эстетического воспитания), согласно КТП и воспитательных мероприятий.
Данная программа «Экологическая культура в эстетическом воспитании» представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества образовательного процесса в СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Программа разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании»;
- Стандартом, разработанного на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка;
- Национальной доктриной образования в РФ;
- Концепцией модернизации российского образования.
Актуальность программы: Сегодня остро стоит проблема сохранения окружающей среды. В наши дни тысячи людей тянутся к природе, но не все способны сохранить ее красоту. Мы хотим сделать деревню, в которой находится наша школа, чистой и красивой.
Экологическое воспитание помимо воспитания гуманного отношения к природе (развитие экологической культуры, нравственное воспитание), формирования системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), предполагает также развитие эстетических чувств (умения видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее), определяющих и обусловливающих, прежде всего заинтересованное отношение к природе.
Эстетические чувства детей тесно взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое, в жизни, искусстве, литературе. При этом, прежде чем научить детей видеть красоту в природе и сопереживать ей, надо развивать их эмоциональную сферу, поскольку чувства особенных детей-школьников недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие творческих, музыкальных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, отношение к учебе. Программа «Экологическая культура в эстетическом воспитании» обеспечивает развитие личности детей школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:
Задачи.
- Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках школьных образовательных программ «Чтение», «Музыка и пение», а так же мероприятий, проводимых во внеурочное время.
- Подготовить детей к восприятию музыкальных и литературных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.)
- Приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной и художественной культуре.
- Развивать коммуникативные способности обучающихся.
- Научить детей творчески использовать литературные и музыкальные впечатления в повседневной жизни.
- Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Познакомить детей с разнообразием литературных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
- Расширять кругозор обучающихся в произведениях русских, советских, российских и зарубежных авторов.
- Развивать устную и письменную речь обучающихся (пересказ, составление связного текста, изложение, отзыв на прочитанное произведение).
- Развитие творческого потенциала обучающихся.
- Развитие образного, ассоциативного мышления.
- Развитие самостоятельности и творческой активности.
Образовательная область Программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании».
В результате изучения предметов «Чтение», «Музыка и пение», а так же во внеурочной деятельности, у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры. А так же будут сформированы представления о специфике художественных произведений, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства и литературы.
Сущность экологической культуры – органическое единство экологически развитого сознания и поведения. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой.
Общественно-полезный труд приучает школьников к природоохранительной работе.
Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания, которое реализуется на уроках, во внеурочной деятельности, в процессе общественно-полезного труда природоохранительного характера. С природоохранительной деятельностью детей неразрывно связана краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы...
Школьникам важно осознать, что деятельность человеку в природе должна быть направлена одновременно и на ее использование и на сохранение.
Реализация эстетического, экологического и художественного образования в различных видах деятельности предусматривает:
1.Развитие интереса к различным видам искусства (вокальному, инструментальному, сценическому и художественному чтению стихов и прозы);
2.Формирование основ художественного мышления, художественного мировидения, художественной ментальности, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;
3. Развитие потребности в художественном творчестве (изобразительном, художественно – речевом, музыкально-пластическом);
4.Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание у детей уважения, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно признанному делу;
5.Содействие возникновению у ребенка уверенности. Продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, сочинение, песня и т.п.), интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам образовательного учреждения и т.п.).
Вся эта работа проводится не только педагогами во время уроков, но так, же и воспитателями во внеурочное время. Учебные и воспитательные мероприятия перекликаются по своему содержанию. Педагоги и воспитатели работают в тесной взаимосвязи, преследуя единый конечный результат.
В основу реализации программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании» положены следующие принципы:
- Принцип свободного выбора обучающимися доминирующего, любимого вида деятельности, при обязательном влиянии педагога и с учетом реальной возможности дальнейшей вариативности такого выбора;
- Принцип развития художественно – творческих способностей детей в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация);
- Принцип ценностных ориентаций, их практическое, повседневное воздействие;
- Принцип ретрансляционный, предполагает ретрансляцию эмоционального опыта от человека к человеку;
- Принцип сезонности – построение и корректировка познавательного материала содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности;
- Принцип интеграции различных видов искусства и художественной деятельности, а так же трудовых навыков.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, доступным для детей, этот принцип формирует у обучающихся желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Особенности художественно-эстетического развития обучающихся в рамках комплексной общеобразовательной программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании».
Первая особенность: природа родного края выступает как средство экологического и духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Каждая природная форма обладает своим собственным неповторимым обликом, возникает не сама по себе, а как отклик на многообразие мира.
«Голоса природы» передают глубокую скорбь, печаль, беззаботное веселье, юмор. Природа способствует созданию различных состояний и образов, как в литературе, так и в музыке.
Вторая особенность: акцент сделан на отечественную, зарубежную и региональную художественную культуру на своеобразие народного художественного творчества. (В программе используются литературные и музыкальные произведения российских, русских, зарубежных и смоленских авторов).
Третья особенность: Народная культура - это поэтический и философский мир. В ней – душа народа. Эстетически полноценное включение народной культуры в процесс эстетического воспитания и развития, обучающихся на уроках «Чтения», «Музыка и пение» представляет собой актуальную проблему данной программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании»
Содержание программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании» построено как системное овладение обучающимися ценностями природы, искусства, региональной художественной культуры и развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности, а так же в трудовом воспитании.
Работа по освоению экологической культуры, при изучении ценностей художественного наследия, протекает в тёплой, доверительной обстановке. Главное при этом не объем учебного материала, а «погружение» в образ, постижение его духовной сути.
Тема, сроки | Непосредственно-образовательная деятельность на уроках «Музыка и пение» | Непосредственно-образовательная деятельность на уроках «Чтения» | Непосредственно-образовательная деятельность во внеурочное время. | Формы итоговых мероприятий |
Январь | «Зима» Познакомить детей с зимними играми, забавами, песнями, хореографическими зарисовками, классической и современной музыкой, посвященной зиме, Рождеству, Крещению. | Разучивание произведений русских и советских поэтов о природе, о зиме. Подготовка к сочинению «Как я провел зимние каникулы», «Чем я могу помочь птицам зимой». | Подготовка рисунков к выставке «Зимушка - зима». «У зимы на Святки - свои порядки» | Выставка рисунков о зиме и зимних каникулах. Выступление в муз .школе п.Семлево «Рождество - в гости к нам пришло». Лучшие сочинения. Соревнования. |
Февраль | «День защитника Отечества» Подбор литературного, музыкального, игрового материала. Разучивание песен для военно-спортивного праздника. Разучивание песен к Масленице. Открытый интегрированный урок (чтение-музыка) «Зима недаром злится» | Разучивание стихов об армии, о героях былых времен. Презентация «История Российских орденов». Открытый интегрированный урок (чтение-музыка) «Зима недаром злится» | Подготовка к конкурсу плакатов и рисунков «Служу Отечеству!», Разучивание колядок к празднику Масленицы. Подготовка к смотру песни и строя. | Музыкально-спортивный праздник «Надежные наши защитники». Линейка День защитника Отечества. Обрядовый праздник «Прощай, Масленица». |
Март | «8 Марта» Разучивание литературного музыкального, песенного, танцевального, игрового материала. | Разучивание стихов и прозы о женщине - матери. Составление связного рассказа «Моя мама лучше всех» | Подготовка к линейке: привлечение обучающихся к изготовлению открыток- сувениров, разучивание стихов. | Линейка «Мама – солнышко мое» |
Апрель | «Весна» Познакомить детей с играми, песнями, хореографическими зарисовками, литературными произведениями классической и современной музыкой по данной тематике. Подготовка к фестивалю. | Разучивание стихов о природе. Подготовка к сочинениям: «Знаете, каким он парнем был?» Реммастерская «Живи книга!». | Подготовка к спортивному празднику. Обновление кормушек для птиц на территории школы. | Фестиваль в г.Смоленске. «Веселые старты». Викторина «День птиц». Выставка «Книжкины именины». Экскурсия в детскую библиотеку г. Вязьма. |
Май | «День Победы» Разучивание музыкального, литературного фото- и видео- материала для освещения данной темы. Подготовка к последнему звонку. Разучивание песен, танцев к «Дню Пионерии». Знакомство с музыкально-литературным материалом, созвучным с темой. | Привлечение обучающихся для участия в мероприятиях, посвященных Дню Победы. Разучивание стихов, слов песен. Беседа: «Из одного металла льют медаль за боль, медаль за труд». Конкурс сочинений «Учительница первая моя». | Подготовка к конкурсу рисунков «Наши деды и отца». Разучивание стихов к тематическим линейкам. | Линейка «Этот Великий день». Общешкольная линейка «Последний звонок». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме
.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....
Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционная техника рисования) во второй младшей группе на тему: «Платье для куклы Кати».
Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 мл группе по расширению навыков нетрадиционной техники рисования....
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...
СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММКоваленко Людмила МихайловнаГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербургаучитель...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (нетрадиционная техника рисования) во второй младшей группе на тему: «Первые вестники весны»
Данный материал будет полезен педагогам второй младшей группы для проведения образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию методом "тычок"...
Рабочая программа дошкольного образования в образовательной области «Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ»
Данная рабочая программа описывает курс подготовки по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, ...