Программа по освоению детьми образовательной области
рабочая программа по экологии

Курошева Лариса Васильевна

Программа по освоению детьми образовательной области «Экологическая культура в эстетическом воспитании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sogobu-_shkola-internat.doc401 КБ

Предварительный просмотр:


СОГБОУ «Вяземская школа - интернет для детей с ограниченными возможностями здоровья»

     

Программа

«Экологическая культура в эстетическом воспитании»

                                                                                               Авторы программы: Калашникова Н.Л.

                                                                                                                                                             Курошева Л.В.

                                                                                                                                                             Ручкина Т.А.

                                                                                                                                                             Голышевская Л.В.

                                                                                                                                                             Пустынникова Н.Н.

                                                                                                                                                             Румянцева М.В.

                                                     

                                                                                                2018-2022г.г.

                                                                                                   

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей».

                                                                                  В.А.Сухомлинский

   Пояснительная записка

       

     Программа по освоению детьми образовательной области «Экологическая культура в эстетическом воспитании», рассчитана  на  5  лет и предусматривает проведение музыкальных занятий 1 раз в неделю,  уроков «Чтения», (связанных с тематикой художественно-эстетического воспитания), согласно КТП и воспитательных мероприятий.

Данная программа «Экологическая культура в эстетическом воспитании» представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества образовательного процесса в СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Программа разработана в соответствии с:

 - Законом РФ «Об образовании»;

- Стандартом,  разработанного на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка;

- Национальной доктриной образования в РФ;

- Концепцией модернизации российского образования.

Актуальность программы: Сегодня остро стоит проблема сохранения окружающей среды.  В наши дни тысячи людей тянутся к природе, но не все способны сохранить ее красоту. Мы хотим сделать деревню, в которой  находится наша школа, чистой и красивой.

Экологическое воспитание помимо воспитания гуманного отношения к природе (развитие экологической культуры, нравственное воспитание), формирования системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), предполагает также развитие эстетических чувств (умения видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее), определяющих и обусловливающих, прежде всего заинтересованное отношение к природе.

Эстетические чувства детей тесно взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое, в жизни, искусстве, литературе. При этом, прежде чем научить детей видеть красоту в природе и сопереживать ей, надо развивать их эмоциональную сферу, поскольку чувства особенных детей-школьников недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Цель программы - создание  благоприятных  условий  для  полноценного  проживания  ребенком  детства,  формирование  основ  базовой  культуры  личности,  всестороннее  развитие творческих, музыкальных, психических  и  физических  качеств  в  соответствии  с  возрастными  и  индивидуальными  особенностями,  подготовка  к  жизни  в  современном  обществе,  отношение к учебе. Программа «Экологическая культура в эстетическом воспитании» обеспечивает развитие личности детей школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:

   

  Задачи.

  1. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  2. Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках школьных образовательных программ «Чтение», «Музыка и пение», а так же мероприятий, проводимых во внеурочное время.
  3. Подготовить  детей  к  восприятию  музыкальных  и литературных образов  и  представлений.
  4. Заложить  основы  гармонического  развития  (развитие  слуха,  голоса,  внимания,  движения,  чувства  ритма  и  красоты  мелодии,  развитие  индивидуальных  способностей.)
  5. Приобщать  детей  к  русской  народно-традиционной  и  мировой  музыкальной и художественной культуре.
  6. Развивать  коммуникативные  способности обучающихся.
  7. Научить  детей  творчески  использовать литературные и  музыкальные  впечатления  в  повседневной  жизни.
  8. Познакомить  детей  с  разнообразием  музыкальных  форм  и  жанров  в  привлекательной  и  доступной  форме.
  9. Познакомить  детей  с  разнообразием  литературных  форм  и  жанров  в  привлекательной  и  доступной  форме.
  10. Обогатить  детей  музыкальными  знаниями  и  представлениями  в  музыкальной  игре.
  11. Развивать  детское  творчество  во  всех  видах  музыкальной деятельности.
  12. Расширять кругозор обучающихся в произведениях русских, советских, российских и зарубежных авторов.
  13. Развивать устную и письменную речь обучающихся (пересказ, составление связного текста, изложение, отзыв на прочитанное произведение).
  14. Развитие творческого потенциала обучающихся.
  15. Развитие образного, ассоциативного мышления.
  16. Развитие самостоятельности и творческой активности.

Образовательная область  Программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании».

В результате изучения  предметов «Чтение», «Музыка и пение», а так же  во внеурочной деятельности,  у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры.  А так же будут сформированы представления о специфике художественных произведений, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства и литературы.

Сущность экологической культуры – органическое единство экологически развитого сознания и поведения. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой.

Общественно-полезный труд приучает школьников к природоохранительной работе.

Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания, которое реализуется на уроках, во внеурочной деятельности, в процессе общественно-полезного труда природоохранительного характера. С природоохранительной деятельностью детей неразрывно связана краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы...

Школьникам важно осознать, что деятельность человеку в природе должна быть направлена одновременно и на ее использование и на сохранение.


Реализация эстетического, экологического  и художественного образования в различных видах деятельности предусматривает:

1.Развитие интереса к различным видам искусства (вокальному, инструментальному, сценическому и художественному чтению стихов и прозы);

2.Формирование основ художественного мышления, художественного мировидения, художественной ментальности, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;

3. Развитие потребности в художественном творчестве (изобразительном, художественно – речевом, музыкально-пластическом);

4.Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание у детей уважения, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно признанному делу;

5.Содействие возникновению у ребенка уверенности. Продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, сочинение, песня и т.п.), интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам образовательного учреждения и т.п.).

Вся эта работа проводится не только педагогами во время уроков, но так, же  и воспитателями во внеурочное время. Учебные и воспитательные мероприятия перекликаются по своему содержанию. Педагоги и воспитатели работают в тесной взаимосвязи, преследуя единый конечный результат.


 В основу реализации программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании» положены следующие принципы:

  1. Принцип свободного выбора обучающимися доминирующего, любимого вида деятельности, при обязательном влиянии педагога и с учетом реальной возможности дальнейшей вариативности такого выбора;
  2. Принцип развития художественно – творческих способностей детей в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация);
  3. Принцип ценностных ориентаций, их практическое, повседневное воздействие;
  4. Принцип ретрансляционный, предполагает ретрансляцию эмоционального опыта от человека к человеку;
  5. Принцип сезонности – построение и корректировка познавательного материала содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности;
  6. Принцип интеграции различных видов искусства и художественной деятельности, а так же трудовых навыков.
  7. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, доступным для детей, этот принцип формирует у обучающихся желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

 Особенности художественно-эстетического развития обучающихся  в рамках комплексной общеобразовательной программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании».

Первая особенность: природа родного края выступает как средство экологического и духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Каждая природная форма обладает своим собственным неповторимым обликом, возникает не сама по себе, а как отклик на многообразие мира.

«Голоса природы» передают глубокую скорбь, печаль, беззаботное веселье, юмор. Природа способствует созданию различных состояний и образов, как в литературе, так и в музыке.

Вторая особенность: акцент сделан на отечественную, зарубежную и региональную художественную культуру на своеобразие народного художественного творчества. (В программе используются литературные и музыкальные произведения российских, русских, зарубежных и смоленских авторов).

Третья особенность:  Народная культура - это поэтический и философский мир. В ней – душа народа. Эстетически полноценное включение народной культуры в процесс эстетического воспитания и развития, обучающихся на уроках «Чтения», «Музыка и пение» представляет собой актуальную проблему данной программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании»

Содержание программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании» построено как системное овладение обучающимися ценностями природы, искусства, региональной художественной культуры и развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности, а так же в трудовом воспитании.

Работа по освоению экологической культуры, при изучении ценностей художественного наследия, протекает в тёплой, доверительной обстановке. Главное при этом не объем учебного материала, а «погружение» в образ, постижение его духовной сути.

Тема,

сроки

Непосредственно-образовательная

 деятельность на уроках  «Музыка и пение»

Непосредственно-образовательная

 деятельность на уроках «Чтения»

Непосредственно-образовательная

 деятельность во внеурочное время.

Формы итоговых

мероприятий

Январь

«Зима»

Познакомить детей с зимними играми, забавами, песнями, хореографическими зарисовками, классической и современной музыкой, посвященной зиме, Рождеству, Крещению.

Разучивание произведений русских и советских поэтов о природе, о зиме.  Подготовка к сочинению «Как я провел зимние каникулы», «Чем я могу помочь птицам зимой».

Подготовка рисунков к выставке «Зимушка - зима».

«У зимы на Святки - свои порядки»

Выставка рисунков о зиме и зимних каникулах. Выступление в муз .школе п.Семлево «Рождество - в гости к нам пришло».

Лучшие сочинения.

Соревнования.

Февраль

«День защитника Отечества»

Подбор литературного, музыкального, игрового материала. Разучивание песен для военно-спортивного праздника. Разучивание песен к Масленице.

Открытый интегрированный урок (чтение-музыка) «Зима недаром злится»

Разучивание стихов об армии, о героях былых времен. Презентация «История Российских орденов».

Открытый интегрированный урок (чтение-музыка) «Зима недаром злится»

Подготовка к конкурсу плакатов и рисунков «Служу Отечеству!»,

Разучивание колядок к празднику Масленицы.

Подготовка к смотру песни и строя.

Музыкально-спортивный праздник «Надежные наши защитники».

Линейка День защитника Отечества.

Обрядовый праздник «Прощай, Масленица».

Март

«8 Марта»

Разучивание литературного музыкального, песенного, танцевального, игрового материала.

Разучивание стихов и прозы о женщине - матери. Составление связного рассказа «Моя мама лучше всех»

Подготовка к линейке: привлечение обучающихся к изготовлению открыток- сувениров, разучивание стихов.

Линейка «Мама – солнышко мое»

Апрель

«Весна»

 Познакомить детей с  играми, песнями, хореографическими зарисовками, литературными произведениями классической и современной музыкой по данной тематике. Подготовка к фестивалю.

Разучивание стихов о природе. Подготовка к сочинениям: «Знаете, каким он парнем был?»

Реммастерская «Живи книга!».

Подготовка к спортивному празднику.

Обновление кормушек для птиц на территории школы.

Фестиваль в г.Смоленске.

«Веселые старты».

Викторина «День птиц».

Выставка «Книжкины именины».

Экскурсия в детскую библиотеку г. Вязьма.

Май

«День Победы»

Разучивание музыкального, литературного фото- и видео- материала  для освещения данной темы.

Подготовка к последнему звонку. Разучивание песен, танцев к

«Дню Пионерии».

Знакомство с музыкально-литературным материалом, созвучным с темой.

Привлечение обучающихся для участия в мероприятиях, посвященных Дню Победы. Разучивание стихов, слов песен.

Беседа: «Из одного металла льют медаль за боль, медаль за труд».

Конкурс сочинений «Учительница первая моя».

Подготовка к конкурсу рисунков «Наши деды и отца».

Разучивание стихов к тематическим линейкам.

Линейка «Этот Великий день».

 Общешкольная линейка «Последний звонок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционная техника рисования) во второй младшей группе на тему: «Платье для куклы Кати».

Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 мл группе по расширению навыков нетрадиционной техники рисования....

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...

СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММКоваленко Людмила МихайловнаГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербургаучитель...

Рабочая программа дошкольного образования в образовательной области «Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ»

Данная рабочая программа описывает курс подготовки по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, ...