Рабочая программа кружка по биологии
рабочая программа по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Зуйкова Татьяна Васильевна

"Экодом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_progr.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.  Экология – это наука о нашем общем доме, в котором  живем все мы – и люди, и животные, и растения,  и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.  Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и  отдыхается. Программа кружка рассчитана на группу учащихся  5-9 классов.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цели: 1. Формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.

2. Формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся.

 Задачи:  1. Развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности.

2.Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.

3. Воспитание понимания эстетической ценности природы.

4. Развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире.

5.Формирование положительного отношения к окружающему миру;

6. Формирование навыков исследовательской деятельности;

7. Развитие умений пользоваться научной литературой;

8.Создание условий для раскрытия творческих способностей, воображения и фантазии.

Основные направления работы по программе:

- познавательно-исследовательское              - духовно-творческое

- просветительское                                        - природоохранное

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;   б) активные;     в) инновационные.

Ожидаемые результаты:

Предметные: 

  1. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, уверенное пользование экологической терминологией и символикой;
  2. владение основными методами научного познания, используемыми при научных исследованиях экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений, научного эксперимента; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
  3. сформированность умений объяснять результаты научно-исследовательских экспериментов
  4. сформированность собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

           Метапредметные:

  1. повышение интеллектуального уровня в процессе изучения экологических явлений;
  2. способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  3. способность применять экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
  4. способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
  5. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез.

Личностные:

  1. привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.
  2. способность использовать полученные знания о современной экологической обстановке  в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
  3. владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
  4. способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
  5. обладание навыками безопасной работы во время исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
  6. способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

Ориентировочный тематический план

№ темы

Название раздела

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Экскурсии

Итого

                Вступление

3

4

2

9

1

Взаимосвязи в природе

4

7

1

12

2

Эколаборатория

1

6

2

9

3

Я и мое окружение

9

21

0

30

4

Охрана природы

1

19

0

20

5

Экоэрудит

6

16

0

22

               Всего часов

24

73

5

102

Календарно-тематическое планирование

(102 часа; 3 часа в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки проведения

Примеч.

ВСТУПЛЕНИЕ (9 часов)

1

Инструктаж по ППБ, по ПП людей, оказавшихся в заложниках.Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка

1

2-9.09

2-3

Правила поведения в природе. Инструктаж « ПП на экскурсиях». Экскурсия «Почувствуй природу» (Вестник АсЭКО 1-2.47) Сбор материала к смотр-выставки «Осенняя неразбериха»

2

2-9.09

4-5

Экологические знаки.

Знаки беды.

2

10-17.09

6

Практическое занятие:Изучение календаря экологических дат

1

10-17.09

7-9

Практическое занятие:Подготовка смотр-выставки «Осенняя неразбериха»

3

18-25.09

ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (12 часов)

10

Экскурсия. Золотая волшебница Осень.

1

26-3.10

11-12

Практическое занятие. Школа юного художника « Краски осени», «Листопад». Чай-тайм.

2

26-3.10

13

Писатели и поэты о красоте осени

1

4-11.10

14

Народный календарь

1

4-11.10

15

Народные приметы, связанные с поведением живых организмов.

1

4-11.10

16-17

Практическое занятие: Изображение поведения животных, растений в связи с приметами». Чай-тайм

2

12-19.10

18

Интерактивная игра «Цепи и сети питания» (Вестник АсЭКО 1-2,49). Чай-тайм.

1

12-19.10

19

Практическое занятие. Создание динамической модели экологической пирамиды

1

20-27.10

20-21

Практическое занятие. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?». Чай-тайм

2

20-27.10

ТЕМА 2. ЭКОЛАБОРАТОРИЯ (9 часов)

22-23

Инструктаж по работе с реактивами и лаб. оборудованием. Исследовательский практикум «Определение содержания свинца в растениях»(ЭО 1/00,36)

2

4-11.11

24

Содержание и накопление нитратов в различных органах овощей. Вредное воздействие нитратов на организм человека(ЭО 2/03,46)

1

4-11.11

25-26

Практическое занятие: Составление памятки о способах снижения влияния нитратов в овощах на организм человека.

2

12-19.11

27-28

Исследовательский практикум «Вода»

(ЭО 2/02,38)

2

12-27.11

29-30

Экскурсия-исследование «Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников» (ЭО 1/02,54)

2

20-27.11

ТЕМА 3. Я И МОЕ ОКРУЖЕНИЕ (30 часов)

30-32

Подходы к отходам. Практическое занятие: Составление памяток (ЭО 1/03,30)

3

28-5.12

33-34

Тренинг- презентация «Что сохраняет наше здоровье» (8кл био). Чай-тайм.

2

6-13.12

35-36

Презентации «Слушаем сигналы организма», «Натощак». Чай-тайм

2

6-21.12

37-38

Факторы социального риска

2

14-21.12

39-41

Практическое занятие: Составление памяток «Будь здоров». Чай-тайм

3

22-28.12

42-44

Подготовка и проведение акции «Мы против вредных»

3

9-12.01

45-46

Тренинг «Прими себя», «Я глазами других». Чай-тайм

2

14-18.01

47-49

Тесты «Я и моя оценка самого себя», «Сила воли», «Оценка друга». Чай-тайм

3

14-25.01

50-60

Школа волонтеров

10

27-15.02

ТЕМА 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ (20 часов)

61-62

Рациональное природопользование. Природные ресурсы. Практическое занятие: Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»

2

10-15.02

63-64

Интерактивная игра «Озоновые дыры» (Вестник 1-2,32)

2

17-22.02

65-70

Практическое занятие. Подготовка экологического спектакля «Островок в беде или Кто спасёт зелёный лес?»

6

17-2.03

71

Практическое занятие. Постановка спектакля «Островок в беде или Кто спасёт зелёный лес?»

1

24-2.03

72-77

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Моя Земля- мой дом!»

6

3-16.03

78-80

Практическое занятие. Музыкально-литературная композиция «Моя Земля- мой дом!»

3

11-23.03

ТЕМА 5. ЭКОЭРУДИТЫ (22 часа)

81-82

Подготовка и проведение познавательной игры «Лесной дом»

2

1-6.04

83-84

Подготовка и проведение турнира знатоков природы

2

1-13.04

85-86

Игра-загадка «Час цветов». Чай-тайм

2

15-21.04

87-88

Сообразительно-познавательная «Игра наоборот». Чай-тайм

2

22-27.04

89-100

Составление и оформление синквейнов «Радуга». Чай-тайм

12

22-18.05

101-102

Итоговое занятие.

День здоровья

2

20-25.05

Литература

  1. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. «Академия развития», 1998.
  2. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995.
  3. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
  4. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
  5. Завьялова О.Г.  Азбука экологии.  М., 1997.
  6. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
  7.   Панарков М.А. Школьные походы в природу.  М.: «Просвещение», 2005.
  8.   Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
  9. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г. 
  10. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф»,  2007.
  11. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
  12. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.

Интернет-ресурсы

  1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.

          http://ecoportal.su/

  1. Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
  2. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
  3. «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 7 класс к учебнику В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучуменко. Биология. Животные.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...