Программа эколого-краеведческого кружка
рабочая программа по экологии (6, 7, 8 класс)

Юрлова Елена Алексеевна

Особенности данной программы.

  1. Планирование рассчитано на несколько  лет (5-6 ) обучения
  2. Работа эколого-краеведческого кружка строится  в соответствии со структурой экологического образования в школе
  3. Для программы характерно блоковое строение. Каждый блок направлен на решение определённых задач
  4. В программе каждого блока перечислены компетенции учащихся,  формируемые при выполнении задач данного блока
  5. Для данной программы характерно свободное варьирование  тем занятий
  6. К каждому блоку даётся примерный перечень тем проектно-исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kruzhok_19-20_s_datami.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

заместитель директора

По УВР

МОУ СОШ с. Столыпино

________________/Шувалова Л.В./

«_____»_________201  год

Рабочая программа

Эколого-краеведческого

кружка

Юрловой Елены Алексеевны

учителя МОУ СОШ с. Столыпино

Балтайского района Саратовской области

Первая категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

 протокол №___

от «_____»   ____________201  года

                 

2019-2020

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Программа связана со школьными курсами биологии, экологии, географии и истории  6-9 класса

Программа модифицирована и адаптирована к задачам, стоящим перед учащимися 8-9 классов. Основана на программе И.С. Лаптева, напечатанной в №2 за 1997 год журнала «Биология в школе», творчески переработана  мною на основе многолетнего опыта работы в данном направлении.

2. Цели программы:

-  Сделать попытку объяснить сложность устройства и взаимосвязей окружающего мира.

-  Убедить в важности личной деятельности каждого  при решении многих проблем окружающего мира.

-  Познакомить с возможными алгоритмами поведения в сложных житейских ситуациях.

-  Убедить в неповторимости и ценности каждого живого существа и человека  в первую очередь.

- Воспитывать патриотизм к своей малой Родине и России в целом.

-Формировать и развивать  навыки  практической научной деятельности

3. Задачи программы.

Обучающие: - Развитие познавательного интереса к окружающему миру, его сложности и многосторонности; приобрести знания , умения и навыки по решению межличностных конфликтов, сохранению собственного здоровья, сохранению окружающей среды.

Воспитательные: - Формирование у подростков социальной активности в борьбе с загрязнением окружающей среды; воспитание культуры общения и поведения со старшим поколением и сверстниками; воспитание критического отношения к вредным привычкам. Воспитание патриотического отношения к Родине.

Развивающие: - Развитие деловых качеств , самостоятельности, активности в решении насущных проблем во взаимоотношениях с окружающей средой, которые призваны решаться практически – в подготовке вечеров, проведении акций и другой практической деятельности.

Ключевым понятием является сложность взаимоотношений подростка с окружающим миром, которую и должна облегчить эта программа.

Реализуется программа во взаимосвязи

  • учебных программ  по биологии, химии, экологии, истории, географии 6- 8 класса и
  •  практической работы в экологическом кружке и на УОУ, где учащиеся получают навыки практических исследований.
  • В работе школьного экологического клуба «НАше ДелО» преобладает проведение социально-значимых для нашего села мероприятий.
  •  В исследовательском обществе обучающихся – «Интер» - старшеклассники занимаются непосредственно проектно-исследовательской работой. Довольно часто наработки, сделанные учеником в 6-9 классе становятся основой для проектной работы в старших классах

Программные блоки   тесно связаны с проблемами окружающего мира, с которыми  сталкиваются подростки.

 

         1) Общее число занятий в год – 34.

2) количество часов в неделю – 1.

3) периодичность занятий – 1 раз в неделю

5. Прогнозируемые результаты:

- познакомиться и практически участвовать в поисках, оборудовании УОУ  и родников в окрестностях с.Столыпино;

- уметь размножать и знать названия и характерные особенности выращивания комнатных растений;

- познакомить и знать «в лицо» вредителей растений на пришкольном участке, способы безопасной борьбы с ними;

- уметь «строить» дом, знать основные правила создания домашнего пространства;

- чётко представлять опасность вредных привычек;

- практически знать способы экологизации окружающей среды;

- развивать творческие способности: уметь выразительно читать, танцевать и т.п.

В качестве процедур оценивания  использованы: тесты, конкурсы, учебно-исследовательские конференции, опытническая работа на УОУ.

Особенности данной программы.

  1. Планирование рассчитано на несколько  лет (5-6 ) обучения
  2. Работа эколого-краеведческого кружка строится  в соответствии со структурой экологического образования в школе
  3. Для программы характерно блоковое строение. Каждый блок направлен на решение определённых задач
  4. В программе каждого блока перечислены компетенции учащихся,  формируемые при выполнении задач данного блока
  5. Для данной программы характерно свободное варьирование  тем занятий
  6. К каждому блоку даётся примерный перечень тем проектно-исследовательских работ.

Перечень блоков программы эколого-краеведческого кружка

№ занятий

Календарные сроки

Тема программного блока

1-4

Сентябрь

Родники

5-8

Октябрь

Лес – наше богатство

9-12

Ноябрь

Ландшафтное строительство. Парк им. П.А. Столыпина

13-16

Декабрь

Птицы – наши друзья

17-20

Январь

Зелёные соседи

21-24

Февраль

В здоровом теле – здоровый дух!

25-28

Март

Сделаем планету чище

29-32

Апрель

Муравей

33-34

Май

Эра  Земли. Мониторинг окружающей среды.

лето

Наблюдения и опыты

Содержание изучаемого курса и формируемые компетенции обучающихся.

Блок программы

Содержание изучаемого курса

Формируемые компетенции обучающихся

Родники

  • Картография и паспортизация родников.
  • Родники в жизни нашего села.
  •  Живая вода наших родников. Качество воды.
  • Очистка и поддержание жизнедеятельности родников.

ценностно-смысловая-создание карты родников, знакомство с окрестностями села

общекультурная - знакомство с историей села

учебно-познавательная – образование родников, качество и состав воды

информационная – работа с источниками информации

коммуникативная – умение общаться с жителями села и сверстниками

социально-трудовая – навыки  физической работы при очистке родников

компетенция  личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике

Лес – наше богатство

  • Особенности биоценозов  наших лесов.
  •  Вредители и паразиты. Степень поражённости.
  •  Лесопитомник и его деятельность.
  •  Лесозащитные мероприятия.

ценностно-смысловая- знакомство с примечательными уголками леса

общекультурная - знакомство с историей села, топографическими названиями объектов

учебно-познавательная – многообразие живых организмов, их взаимоотношения друг с другом

информационная – работа с источниками информации

коммуникативная – умение общаться с жителями села и сверстниками

социально-трудовая – навыки  физической работы при работе на лесопитомнике

компетенция  личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике

Ландшафтное строительство. Парк им. П.А. Столыпина

  • История парка имени П.А. Столыпина.
  •  Растения нашего парк.  
  • Питомник декоративных древесно-кустарниковых культур.
  •  Сбор семян и плодов.
  • Ландшафты и их виды.
  •  Ландшафтное строительство в парке.

ценностно-смысловая- знакомство с новейшей историей родного села – родины Аяцкова Д.Ф.

общекультурная – знакомство с историей и  видами ландшафтов

учебно-познавательная – разнообразие растение и особенности их выращивания

информационная – работа с источниками информации

коммуникативная – умение общаться с жителями села и сверстниками

социально-трудовая – навыки  физической работы при работе в питомнике и сборе семян и плодов

компетенция  личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике

Птицы – наши друзья

  • Биоразнообразие птиц нашей местности.
  •  Особенности зимнего периода в жизни птиц.
  • Организация птичьих столовых.
  •  Гнездования птиц.

ценностно-смысловая- знать птиц нашего села

общекультурная – охрана и забота о птицах

учебно-познавательная – знакомство с многообразием птиц, особенностями их жизни

информационная – работа с источниками информации

коммуникативная – умение общаться со  сверстниками

социально-трудовая – навыки  физической работы при изготовлении кормушек и искусственных гнездований

компетенция  личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике

Зелёные соседи

  • Классификация и паспортизация комнатных растений.
  •  Размножение комнатных растений.
  •  Листовые.
  • Красивоцветущие.
  •  Лекарственные.
  •  Занимательные истории комнатных растений.
  • Растения в интерьере.
  • Искусство составления букета
  • Язык цветов

ценностно-смысловая- знать растения, растущие рядом с нами

общекультурная - знакомство с историей  и биологией комнатных растений

учебно-познавательная – классификация комнатных растений по различным признакам, знание способов размножения растений

информационная – работа с источниками информации

коммуникативная – умение общаться с любителями комнатного цветоводства

социально-трудовая – навыки  физической работы при работе по уходу за комнатными цветами

компетенция  личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике

В здоровом теле – здоровый дух!

  • Здоровье человека и его составляющие.
  •  Полезные привычки.
  •  Вредные привычки.
  •  Энергетический баланс. Рацион питания.
  •  Микроэлементы или чего нам не хватает.
  • Осанка, зачем она нам нужна.
  • Закаливание.
  • Здоровье и окружающая среда

ценностно-смысловая- ценить и сохранять личное здоровье

общекультурная – быть в курсе новинок биологии человека.

учебно-познавательная – знать  основные принципы работы человеческого организма

информационная – работа с источниками информации

коммуникативная – умение общаться со сверстниками и родными

компетенция  личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике

Сделаем планету чище

  • Загрязнение  окружающей среды и его виды.
  • Загрязнение почв. Индикаторы загрязнения.
  • Загрязнение воздуха. Индикаторы загрязнения.
  •  Проблема мусора и её решение.
  •  Акции по очистке загрязнённых территорий.

ценностно-смысловая- понять причину загрязнения окружающей среды

общекультурная – способы защиты окружающей среды от загрязнения

учебно-познавательная  - виды загрязнения. Их опасность

информационная – работа с источниками информации

коммуникативная – умение общаться с жителями села и сверстниками

социально-трудовая – навыки  физической работы при работе по борьбе с загрязнением окружающей среды

компетенция  личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике

Муравей

  • Картография и паспортизация муравейников.
  •  Биология муравья.
  •  Садовые  и домовые муравьи.
  • Лесной муравей. Роль в лесном биоценозе.
  • Запахи в жизни муравьёв.

ценностно-смысловая- знакомство с муравьями

общекультурная – уметь отличать вредных и полезных

учебно-познавательная – познакомиться с биологией, способами общения муравьёв, взаимоотношениями с другими животными

информационная – работа с источниками информации

социально-трудовая – навыки  физической работы при составлении плана расположения муравейников

компетенция  личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике

Эра  Земли. Мониторинг окружающей среды.

  • Объекты школьного мониторинга.
  •  Методы экологического мониторинга.
  •  Мониторинг биоты.
  • Мониторинг почв.
  •  Мониторинг вод.
  •  Мониторинг воздуха.

ценностно-смысловая- знать способы ведения мониторинга окружающей среды

общекультурная – способы ведения мониторинга

учебно-познавательная – многообразие живых организмов, их взаимоотношения друг с другом

информационная – работа с источниками информации

коммуникативная – умение общаться с жителями села и сверстниками

социально-трудовая – навыки  физической работы при проведении мониторинговых исследований

компетенция  личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике

Наблюдения и опыты

  • Животные объекты.
  •  Растительные объекты.
  •  Жизнь биоценоза.
  • Фенологические наблюдения

ценностно-смысловая- знакомство с окружающим миром природы

общекультурная - знакомство с многообразием живых организмов

учебно-познавательная – многообразие живых организмов, их взаимоотношения друг с другом

информационная – работа с источниками информации

коммуникативная – умение общаться с жителями села, сверстниками, родными

социально-трудовая – навыки  физической работы при работе на приусадебном участке и во дворе

компетенция  личностного самосовершенствования- исследовательская работа по выбранной тематике

Содержание изучаемого курса.

Блок программы

Содержание изучаемого курса

Родники

  • Картография и паспортизация родников.
  • Родники в жизни нашего села.
  •  Живая вода наших родников. Качество воды.
  • Очистка и поддержание жизнедеятельности родников.

Лес – наше богатство

  • Особенности биоценозов  наших лесов.
  •  Вредители и паразиты. Степень поражённости.
  •  Лесопитомник и его деятельность.
  •  Лесозащитные мероприятия.

Ландшафтное строительство. Парк им. П.А. Столыпина

  • История парка имени П.А. Столыпина.
  •  Растения нашего парк.  
  • Питомник декоративных древесно-кустарниковых культур.
  •  Сбор семян и плодов.
  • Ландшафты и их виды.
  •  Ландшафтное строительство в парке.

Птицы – наши друзья

  • Биоразнообразие птиц нашей местности.
  •  Особенности зимнего периода в жизни птиц.
  • Организация птичьих столовых.
  •  Гнездования птиц.

Зелёные соседи

  • Классификация и паспортизация комнатных растений.
  •  Размножение комнатных растений.
  •  Листовые.
  • Красивоцветущие.
  •  Лекарственные.
  •  Занимательные истории комнатных растений.
  • Растения в интерьере.
  • Искусство составления букета
  • Язык цветов

В здоровом теле – здоровый дух!

  • Здоровье человека и его составляющие.
  •  Полезные привычки.
  •  Вредные привычки.
  •  Энергетический баланс. Рацион питания.
  •  Микроэлементы или чего нам не хватает.
  • Осанка, зачем она нам нужна.
  • Закаливание.
  • Здоровье и окружающая среда

Сделаем планету чище

  • Загрязнение  окружающей среды и его виды.
  • Загрязнение почв. Индикаторы загрязнения.
  • Загрязнение воздуха. Индикаторы загрязнения.
  •  Проблема мусора и её решение.
  •  Акции по очистке загрязнённых территорий.

Муравей

  • Картография и паспортизация муравейников.
  •  Биология муравья.
  •  Садовые  и домовые муравьи.
  • Лесной муравей. Роль в лесном биоценозе.
  • Запахи в жизни муравьёв.

Эра  Земли. Мониторинг окружающей среды.

  • Объекты школьного мониторинга.
  •  Методы экологического мониторинга.
  •  Мониторинг биоты.
  • .Мониторинг почв.
  •  Мониторинг вод.
  •  Мониторинг воздуха.

Наблюдения и опыты

  • Животные объекты.
  •  Растительные объекты.
  •  Жизнь биоценоза.
  • Фенологические наблюдения

План работы кружка

№ занятия

Дата

Тема занятия

Примечание

1

5.09

Организационное занятие.

Подведение итогов работы на УОУ. Подготовка выставки к Празднику урожая.

2

12.09

Экскурсия на тему: «Состояние рекреационных зон окрестностей села Столыпино».

2 часа

4-5

19.09

Экскурсия на тему: «Родники и колодцы. Способы их оборудования».

2 часа

6

26.09

Подготовка отчёта  о работе экологического кружка.

7

3.10

Акция «Макулатура»

8

10.10

Акция «Зелёная Россия»

9

17.10

Участие в конкурсе «Чудеса Осени»

10

24.10

Паспортизация комнатных растений в биологическом кабинете.

11

7.11

Основы здорового питания. « О чем может рассказать этикетка» практическая работа.

12

14.11.

Экологическое мероприятие «Здоровый образ жизни»

Конкурсная программа 5-7 класс.

13

21.11

Анкетирование учащихся школы на тему «Экология и мы».

14

28.11

Экология рабочего места. Экологическая характеристика учебных классов.

15

5.12

Внутришкольное мероприятие «Путешествие по экологической тропе»

16

12.12

«Трудная пора» . Рождественский учет птиц.

17

19.12.

Изготовление кормушек

18

26.12

Сбор корма

19

17.01

Конкурс рисунков «У кормушки»

20

24.01

Подготовка операции «Мусор»

21

31.01

Операция «Мусор»

22

6.02

Операция «Мусору вторую жизнь»

23

13.02

Подведение итогов месячника

24

20.02

Экскурсия «Птицы нашей местности»

25

27.02

Классификация. Рисунки птиц.

26

5.03

Изготовление скворечников.

27

12.03

Вывеска скворечников.

28

19.03

Экологический праздник «Весенние посиделки»

5-7классы

29

2.04

Подготовка и проведение экологического месячника.

30

9.04

Подготовка внеклассного мероприятия

31

16.04

Внеклассное мероприятие – конференция «День Земли»

5-11 классы

32

23.04

Подведение итогов месячника

33

30.04

Экскурсия с практическими элементами «Наведём порядок».

34

7.05

Итоговое занятие.

14.05

Проектная работа «Альпийская горка»

6-8 классы

21.05

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля"

Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля" рассчитана на детей 11-15 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе Авторской образовательной прогр...

Программа эколого - краеведческого кружка "Воробей"

Девиз кружка "Воробей" -"Думаем глобально, действуем локально!" Целью кружка является привить любовь детей к природе, научить детей проводить исследовательские работы, участвовать в  проектной ...

Программа эколого-краеведческого отряда

Программа выполнена для профильного эколого-краеведческого отряда в рамках летнего школьного оздоровительного  лагеря с дневным пребыванием....

Программа эколого-краеведческого кружка «Отчий дом» для учащихся СПО

Программа эколого-краеведческого  кружка «Отчий дом» разработана для реализации в профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования....

Программа эколого-краеведческого лагеря актива "Новая волна" в формате 3D

По своей направленности данная программа является комплексной  и включает следующие направления: естественнонаучное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное, ...

Программа эколого-краеведческого кружка "Чистая вода"

Цель программы: ознакомление учащихся с проблемой обеспечения населения чистой водой, приобщение учащихся к всестороннему изучению окружающей среды в ходе туристско-краеведческих экскурсий и экспедици...

Программа Эколого-Краеведческого клуба "Меридиан"

Цель программы - создание  оптимальных условий  для развития и самореализации школьников, формирование позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой работы и экологическо...