Программа внеурочной деятельности "Разведчики природы" 1 класс
элективный курс по экологии

Программа внеурочной деятельности "Разведчики природы" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_razvedchiki_prirody.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                                 

МКОУ «Комсомольская гимназия имени Баатра Басангова»

          СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ:  

       Зам. директора по ВР                                                                                                   Директор МКОУ

       _____   Дорджиева Р.П.                                                                                              «Комсомольская гимназия

                                                                                                                                   имени Б.Басангова»

                                                                                                                                                _______Батырева М.И.

                                                                                                                                                 Пр. №      от 30.08.2018г                                                                                              

Муниципальный этап Всероссийского конкурса авторских

программ  и методических материалов  дополнительного образования  детей среди учителей и педагогов дополнительного образования  естестественнонаучной направленности

     номинация: «Экологическое воспитание и просвещение»

Методическая программа

для учащихся 1 класса

«Разведчики природы»

                                   Автор: Челеева Ольга Павловна,

                                  учитель географии и биологии

                                     МКОУ «Комсомольская гимназия

                имени Б.Басангова»

                               п.Комсомольский

                                        2018- 2019 уч.год

                       

      Содержание                                                стр

  1. Пояснительная  записка                                                                                   1
  2. Цели и задачи                                                                                                    2
  3. Содержание программы ( учебный план, учебно-тематический план)      3-
  4. Планируемые результаты
  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  1. Календарный учебный график
  2. Условия реализации программы
  3. Формы аттестации
  4. Оценочный материал
  5. Методическое обеспечение

2.6  Список литературы( для педагога и детей)

                                               Пояснительная записка

Актуальность программы:

Ухудшающаяся с каждым днем экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство. Немалую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть школа, учащиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и даже организации экологического мониторинга при создании соответствующей материально-технической базы.

Новизна программы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся.

Авторская дополнительная общеобразовательная программа « Разведчики природы» по экологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность». 

Эта программа формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (двор, сад, степь) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Программа «Разведчики природы » представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников.  Она предназначена для 1или 2 классов начальной школы и рассчитана на 1 год (33 часа):  1 занятие в неделю по 40 минут. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии. 
Программа составлена по двум направлениям
:  познавательно-экологическое и  исследовательско-экологическое.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры.

Формы учёта знаний, умений: фронтальные, индивидуальные, практические.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа, практические работы обучающихся, экскурсии.

 Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся

 Цель программы:  

развитие самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их, через углубленное изучение природы родного края, её ресурсов.

Задачи программы:

1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;

2. Развитие интереса к изучению природы родного края.

3. Формирование простейших экологических понятий у обучающихся;

4.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.

                             Учебный план  программы  « Разведчики природы»

        Название раздела

Форма проведения

Кол-во часов

теоретических

Кол-во часов

практических

 I          Введение (1ч)

1

Знакомство: Что такое экология

Беседа

1

II

Природа и человек ( 7ч)

2

Для чего нужно охранять природу

презентация

1

3

Заповедник « Черные Земли»

презентация

3

Экскурсия  в заповедник «Черные Земли»

1

4

Мы рисуем  заповедник

Конкурс рисунков

2

III

Тайны природы( 10ч)

5

Осенние явления в природе

экскурсия

1

6

Классный вестник

Выпуск газеты

3

7

Туя- хвойное растение

беседа

3

Сбор семян

групповая

1

Посадка семян

групповая

1

Наблюдение за семенами

Ведение дневников наблюдения

1

IV

Дом, в котором я живу( 8)

8

Пернатые друзья

беседа

2

Покорми птиц зимой

экскурсия

1

9

Проект « Зеленый класс»

Посадка комнатных растений

2

10

Зеленые айболиты

Викторина, беседа

3

VI

Друзья природы(7)

11

День добрых услуг

Групповая работа

2

12

Защитники природы

Выпуск газеты

3

13

Весенние явления в природе

экскурсия

1

14

Итоговое занятие

Проект  «Мы –экологи»

1

Итого

33ч

10

23

              Учебно-тематический план программы «Разведчики природы»

Введение

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. Зачем человек изучает природу  и чем мы можем ей помочь.

                                                   Природа и человек

Знакомство с охраняемыми природными территориями. Для чего они  создаются.

Экскурсия в биосферный заповедник « Черные Земли», посещение музея заповедника.

Какие животные и растения особенно понравились и участие в конкурсе рисунков редких и исчезающих их видов.

                                                      Тайны природы

Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.

Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных

от условий среды обитания и образа жизни. Какие изменения происходят осенью в природе. Сбор семян, листьев для гербария. Как правильно сажать семена туи, какие изменения происходят в ходе роста семян. Какие нужны условия для выращивания растений.

                                      Дом, в котором я живу.

Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Как мы можем помочь зимой птицам. Из чего можно сделать кормушки. Как озеленить свой класс.

                                           Друзья природы

Что такое добрые дела. Какое ты можешь сделать доброе дело. Как дети могут защитить природу. Весенние явления в природе. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях .

И самое главное правило: не навреди природе!

Ожидаемый результат:

-интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой информации, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);

 -творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

 -коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение излагать свою мысль);

-методологические (умение работать в библиотеках, на компьютерах, в телекоммуникационных сетях).    

 Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.

Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

                                         Календарный учебный  график

Наименование разделов

Всего часов

Дата

1четверть

характеристика деятельности обучающихся

формирование умений  универсальных учебных действий

1

Введение

1

Восприятие информации по ТБ и знакомство с программой на год.

Формирование знаний техники безопасности на занятиях

1

Знакомство. Что такое экология?

1

Восприятие рассказа учителя

Формирование знаний качеств, необходимых юному экологу

II

Природа и человек

2

Для чего нужно охранять природу.

1

Восприятие рассказа учителя

Расширение знаний об охране природы

3

Заповедник «Черные Земли»

3

Просмотр презентации о заповеднике

Формирование знаний о мире заповедника

Экскурсия в заповедник « Черные Земли»

Восприятие рассказа сотрудника музея об историческом прошлом кочевников, посещение музея заповедника

Соблюдение правил поведения в общественном месте

4

Мы рисуем заповедник

2

Обсуждение  музея заповедника ,

Выбор темы

Составление  перечня животных и растений , которые они выбрали для рисования

Ш

Тайны природы

Восприятие рассказа учителя

Формирование знаний об интересных фактах о природе

5

Осенние явления в природе

1

Наблюдение за осенними явлениями в школьном дворе

Составление  примет осени и изменений в поведении животных

6

Классный вестник

3

2 четверть

Распределение заданий по группам

Выпуск коллажа по теме « Осень»

7

Туя- хвойное растение

3

Составление плана наблюдения за выбранным объектом

Посещение школьного туйника, ведение дневника наблюдений

Сбор семян

1

Нахождение растений с семенами, выбор созревших семян

Применение правил сбора семяни их сортировка

Посадка семян

1

Восприятие рассказа учителя

Соблюдение правил безопасности

Наблюдение за семенами

1

3 четверть

Наблюдение за растениями

Ведение дневника наблюдения

IV

Дом, в котором я живу

8

Пернатые друзья

2

Обсуждение с учителем каким птицам нужна помощь

Выполнение правил поведения  узнавание интересных фактов о птицах

Покорми птиц зимой

1

Составления списка кормов для птиц

Применение знаний для изготовления кормушек

9

Проект «Зеленый класс»

2

Разделение по группам в зависимости от задания

Выполнение поручения в группах

10

Зеленые айболиты

3

4 четверть

Нахождение  повреждений у комнатных растений

Применение знаний для помощи комнатным растениям

V

Друзья природы

11

День добрых дел

2

Восприятие рассказа учителя

Уборка территории школьного двора, туйника

12

Защитники природы

3

Подготовка к проекту «  Мы- экологи»

Составление плана проекта

13

Весенние явления в природе

1

Наблюдения за изменениями в растительном и животном мире

Перечисление

 изменений в природе с наступлением весны

14

Итоговое занятие

1

Распределение заданий по

 группам

Составление проекта«Мы- экологи»

Итого

33

                                   Условия реализации программы

Возраст обучающихся по программе  дополнительного образования  дети 7-8 лет, то есть учащиеся 1 или 2 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время . Время занятий 40 минут. В группы записываются все желающие по личному заявлению или заявлению родителей (законных представителей). Учебный процесс по программам дополнительного образования осуществляется в кабинетах, помещении библиотеки, малом актовом зале, в школьном дворе и за пределами школы (музеи, парки и т.д.) Основные формы обучения: экскурсии, занятие, игра, викторина.

                              Формы подведения итогов.

Формой подведения итогов могут быть выставки работ детского творчества, игра, практикум, экскурсия, наблюдение, викторины. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в школьных выставках, районных, областных и Всероссийских конкурсах, праздниках, играх, практикумах, экскурсиях, наблюдениях.

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
  • Отчётов по наблюдению за природными объектами;
  • Оформленных проектных работ;
  • Конкурсы рисунков;
  •  Составление викторин;
  • Книг-раскладушек и т.д.

Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.

                                                 Оценочные материалы

                       Диагностика экологических знаний детей школьного возраста

Критерии  сформированности  экологических знаний:

  • знания о неживой природе;
  • уровень знания  по отношению к объектам живой и неживой природы;
  • знания о временах года;
  • уровень отношения к миру природы;
  • знания о мире животных.

1. Методика «Кормушки для птиц»

Цель: определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность.

Подготовка исследования: бумага, ножницы, клей для изготовления кормушек.Проведение исследования. (Эксперимент проводится со всей группой). Педагог рассказывает детям, для чего нужны кормушки птицам. Детям предлагается сделать кормушки.

Дети трудятся самостоятельно. По окончании работы ребенка просят объяснить, для чего он сделал кормушку: чтобы помочь птицам, чтобы похвалили люди, чтобы  другие дети увидели и делали их тоже, чтобы было чем заняться. Обработка данных.Ответы детей анализируются по следующим уровням: Высокий уровень (4-5) Ребенок выбирает экологический мотив (чтобы помочь птицам).

Средний уровень (2-3) У ребенка социальный мотив (чтобы увидели, похвалили).

Низкий уровень (1) Ребенка интересует только процесс деятельности или результат для себя.

2. Методика «Забота о природе» (проводится в индивидуальной форме)

Цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения.Подготовка исследования: подобрать проблемные экологические ситуации, требующие их разрешения. Проведение исследования. Испытуемому (ребенку) предлагается решить следующие ситуации:

У герани появились желтые листочки. Почему это произошло? Ты оказал бы ей помощь? Как ты можешь ей помочь?

Рыбки в аквариуме стали часто подниматься к поверхности воды, хватать ртом воздух над водой; их жаберные крышки очень сильно работают. Нужна ли рыбкам помощь? Какая?

Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?

Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?

Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?

Обработка данных. Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5) Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.

Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?

Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?

Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?

Обработка данных.

Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями: Высокий уровень (4-5)

Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.

Средний уровень (2-3)

Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Частично может объяснить причины, которые привели к негативным последствиям.

Низкий уровень (1)

Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.

3. Дидактическая игра : «НАЙДИ, О ЧЁМ РАССКАЖУ»

Цель игры: найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие: угадывание растений по названным признакам.

Правило: называть отгадку можно только по просьбе учителя.

Оборудование: предметы должны быть расставлены на столе перед учащимися / комнатные растения/. Игра может проводиться во время экскурсии на поле или луг. В этом случае учащиеся показывают растение прямо на поле по просьбе учителя.

Ход игры: учитель подробно описывает предмет, его характерные признаки. Учащиеся отгадывают его и по просьбе учителя показывают. Если дети не справились с заданием, то учитель помогает им.

Комнатные растения

  1. Аспарагус плюмозус /перистый/. Полувьющееся растение в виде пышного куста с длинными ветвящимися стеблями, покрытыми мягкими, нежными игловидными кладодиями, которые располагаются мутовкой. Стебли с редкими, обращёнными вниз шипами. Растение покрывается мелкими белыми цветочками.
  2. Бальзамин султанский /«огонёк»/.

Ванюша –Ванёк, Рубашка – кумач.

Рубашонка – огонёк. Носи, да не плачь

  1. Глоксиния. У неё имеются короткие травянистые стебли о крупные овальные листья тёмно-зелёного цвета. Край листа с небольшими округлыми зубчиками. Цветки крупные, похожи на колокольчики, сидят по одиночке на ломких цветоножках. Окраска венчика разнообразная: белая, розовая, фиолетовая, у многих сортов двух- или трёхцветная.
  2. Кактус.

Зелёный комок Есть и булавки,

В серединке промок. Есть и канавки,

А глянуть снаружи – Всюду добавки

То шире, то уже, И бородавки.

  1. Традесканция зебровидная. У растения свисающие травянистые стебли. На верхней стороне листа две широкие продольные серебристые полоски.
  2. Фикус. Вечнозелёное комнатное деревце с крупными удлинённо-эллиптическими цельными кожистым и блестящими листьями.
  3. Плющ восковой. Лазающее растение с длинными тонкими побегами, на которых расположены блестящие, толстые, кожистые листья овальной формы.

4. Дидактическая игра «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ ЖИВОТНЫХ СТЕПИ»:

  1. Это единственное дикое копытное млекопитающие, живущее в степях. Эта небольшая антилопа /длина тела 100-145см /, масса от 20 до 50 кг. Она покрыта шерстью песочно-глинистого цвета. Их горбатая морда вздута и заканчивается нависающим над ртом коротким хоботом. /сайгак/
  2. Это близкий родич лисицы, но меньше её по размерам. У него крупные широкие в основании уши и чёрный кончик хвоста. Живёт в норах. Зимняя шерсть пушистая, шелковистая, красивая, имеет значительную ценность. /корсак /
  3. Эта птица - самая маленькая среди куриных. Оперение у неё невзрачное, жёлто-бурое, в пестринках. У самцов на горле тёмно-рыжее пятно, у самок оно почти белое. Питаются эти птицы семенами сорных растений, вредными насекомыми, их личинками, падалицей на хлебных полях. /перепел/
  4. Эта одна из самых крупных птиц, размером с индюка. Окраска оперения сверху рыжая с чёрными пестринками, снизу – белая. Самцы крупнее самок и отличаются наличием бледно-серого цвета усов в виде пучка длинных нитевидных перьев по бокам горла. Эта птица хорошо бегает и неплохо летает. /дрофа/
  5. Внешне это животное похоже на хомячка. Живёт в степях, ведёт дневной образ жизни. Питается жуками, зреющими хлебами на пашнях, семенами, луковицами, насекомыми. Животные живут семьями или по одиночке, роют глубокие норы, в которых проводят в спячке не только зиму, но и всю самую жаркую часть лета. /суслик/

Методическое обеспечение программы.

Методическое обеспечение подобрано с учетом основных целей и задач программы. При проведении занятий использованы словесные методы обучения такие как: - уроки-лекции, беседы, рассказы с активным обсуждением учащимися темы занятий. Очень важным, а для младших школьников новым методом обучения является самостоятельная исследовательская деятельность. Самостоятельная исследовательская работа учащихся включает: постановку целей и задач исследования, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученных данных с дальнейшим выступлением на аудиторию. Повышению познавательной деятельности и формированию собственной позиции помогают методы ролевого моделирования типовых ситуаций - круглые столы, конкурсы. Ребята учатся отстаивать свою точку зрения. Обучению и воспитанию детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях помогает « натуралистический» подход, т.е. – экскурсии. Этот метод помогает пополнению теоретически накопленных знаний. Продвижению просветительской работы и привлечения учащихся школы к экологическим проблемам являются практические методы воспитания и обучения: - выпуск газет, плакатов, рисунков, проведение субботников. Важное значение имеет наглядно-демонстрационный метод обучения - просмотр видеофильмов и создание презентаций. Использование всех перечисленных методов соответствует основным целям и задачам программы, возрастным и психологическим особе

Литература для учителя:

1. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. –        2005. - №6.

2. Господникова М. К. и др.  Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2012.

3. Ермолаева А. А.  Моделирование на уроках в начальной школе: модели, практические задания, проектная деятельность. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.

4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

     6. Тамбиев ,А.Ф. Экологическая азбука для детей. Животные [Текст]: / А.Ф.Тамбиев . - М.: Школьная пресса, 2000г

7.Источник: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/ekologicheskoe_vospitanie_detey_zachem_eto_nuzhno/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste

Литература для детей и родителей

  1. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
  2. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
  3. http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно- экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.

4. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России,2000.

5.Экологическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности. URL:http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/c-2c0a65625b3ac68b5c53a89521306c27.html

                                                Аннотация

Программа дополнительного образования « Разведчики природы» по экологии

Автор: учитель географии и биологии МКОУ «Комсомольская гимназия имени Б.Басангова »  Челеева Ольга Павловна

    Номинация « Экологическое воспитание и просвещение »

  Программа дополнительного образования « Разведчики природы» по экологии

  соответствует  требованиями ФГОС по экологии. Она способствует не только расширению и углублению знаний  детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе  развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья  детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной  культуры.

   Программа «Разведчики природы » представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников.  Она предназначена для 1или 2 классов начальной школы и рассчитана на 1 год (33 часа):  1 занятие в неделю по 40 минут. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.

Курс включает  темы:

- Природа и человек

-Тайны природы

-Дом, в котором я живу

- Друзья природы

 Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Данная программа предназначена педагогам, родителям,  а также всем, кто интересуется вопросами экологического воспитания детей  младшего школьного возраста. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия" разработана  на 4 года обучения для 5-8 классов, содержит КТП....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботитьс...

Программа внеурочной деятельности "Природа родного края" 3 класс

laquo;Природа родного края» — интегрированный курс для младших школьников, в который входят три блока: «Мир культуры», «Мир природы», «Мир истории&raqu...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа России", 8 класс

Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по предмету «География». Данный курс ...