Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа России", 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)

Салмина Евгения Ефимовна

Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по предмету «География». Данный курс направлен на расширение и углубление знаний о природе России, развивает географическое мышление, любознательность и интерес в приобретении новых знаний. Вопросы, включенные в предлагаемый курс, часто встречаются в ГИА и ЕГЭ, олимпиадных заданиях по географии, поэтому требуют дополнительного времени на изучение. Большое внимание уделено работе с физической, административной и тематическими  картами России для освоения географической номенклатуры, умения получать информацию по картам атласа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_rossii_-_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx97.14 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\HP\Desktop\Для аттестации\0\0\Color jpg_1 (2).JPG

                                           Содержание рабочей программы

№ п/п

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Природа России» в 8 классах

4

3

Содержание программы внеурочной деятельности «Природа России» в 8 классах

5

4

Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Природа России» в 8 классах

9

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа внеурочной деятельности является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Игримская СОШ № 1, входит в содержательный раздел.

Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки от  17.12.2010 г. № 1897, с последующими изменениями).

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Главная особенность курса «Природа России» - сформировать интерес к предмету география. Программа внеурочного курса «Природа России» для учащихся 8 классов является расширением предмета «География». Данный курс направлен на расширение и углубление знаний о природе России, развивает географическое мышление, любознательность и интерес в приобретении новых знаний. Вопросы, включенные в предлагаемый курс, часто встречаются в ГИА и ЕГЭ, олимпиадных заданиях по географии, поэтому требуют дополнительного времени на изучение. Большое внимание уделено работе с физической, административной и тематическими  картами России для освоения географической номенклатуры, умения получать информацию по картам атласа.

Цель изучения курса «Природа России» - создание целостного представления о своей Родине, разнообразии ее природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

 Основные задачи курса:

  • сформировать целостный географический образ своей Родины;
  • сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
  • сформировать необходимые предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования.
  • воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
  • воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
  • Создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик – учитель», «ученик-ученик».

  Объем программы:

Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 А класса рассчитана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю, 35 учебных недель. 

Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 Б класса рассчитана на 70 часов в год, по 2 часа в неделю, 35 учебных недель. 

Педагогические технологии: технология проектов, информационные технологии, личностно-ориентированные технологии, технологии здоровьесбережения, игровые технологии, развитие критического мышления.

Приоритетные формы проведения занятий: беседа, диалог, игры, тестирование, практические занятия, викторины.

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).: практикумы,  беседы, дискуссии и др.

Формы оценки: Зачет (по посещаемости, активности)

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Природа России» В 8 КЛАССАХ.

Реализация программы направлена на достижение личностных, и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Личностные результаты:

  • Овладение на уровне общего образования систем географических знаний и умений,

навыками их применения в различных жизненных ситуациях

  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в

географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты - формирование УУД.

Личностные УУД:

  • Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и

производственной деятельности

  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях

(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других

людей;

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД:

  • Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,

умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД:

  • Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,

сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с

другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в

коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:

  •  Усвоение элементов социального опыта, знаний, умений, навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. 
  • Знать названия объектов, их географического положение;

  Учащиеся должны уметь:

  • работать с тематическими и контурными картами
  • определять географическое положение объектов на физической карте;
  • объяснять уникальность природных объектов;
  • работать с дополнительными источниками информации;
  • готовить творческие проекты (презентация, доклад, сообщение)
  • высказывать свою точку зрения, аргументировать, задавать вопросы
  • работать с физической, административной и тематическими картами России
  • выполнять расчеты, строить графики и диаграммы

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Природа России» В 8 КЛАССАХ.

Модуль «Топографическая карта» (4 часа/ 8 часов)

Топографическая карта и её математическая основа. Масштаб. Азимут: истинный, магнитный, магнитное склонение. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой.

Умение объяснять: специфику математической основы карт;  особенности топограф. карт;

Умение определять: особенности топографической карты;  направления и (или) азимуты;  особенности картографических изображений; специфику построения профиля местности.

Практические работы: Чтение топографической карты. Построение профиля местности.

Модуль «Россия на карте мира» (4 часа/ 6 часов)

Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.

Умение объяснять:  специфику географического положения России; особенности приспособления человека к природным условиям;  особенности проведения государственной границы России; специфику исчисления времени на территории России.

Умение определять:  различия во времени на территории России;  страны-соседи.

Практические работы:  Характеристика географического положения России. Определение поясного времени для разных пунктов России.

Модуль «История изучения территории России» (2 часа)

Изучение территории России — длительный исторический процесс, потребовавший огромных усилий. География — современная наука, основная задача которой прогнозирование изменений в природе, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII—XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Персоналии: Иван Москвитин, Семён Дежнев, Ерофей Павлович Хабаров, Иван Камчатой, Владимир Васильевич Атласов, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Семён Челюскин, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Дмитрий Леонтьевич Овцын, Василий Васильевич Прончищев, Мария Федоровна Прончищева, Василий Никитич Татищев, Михаил Васильевич Ломоносов, Пётр Паллас, Иван Иванович Лепёхин, Семён Гмелин, Николай Яковлевич Озерецковский, Василий Василий Докучаев, Владимир Александрович Русанов, Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович Брусилов, Эрик Норденшельд, Фритьоф Нансен, Георгий Седов, Джордж де- Лонг, Владимир Афансьевич Обручев, Сергей Владимирович Обручев, Отто Юльефич Шмидт, Борис Андреевич Вилькицкий.

Умение объяснять: особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития.

Умение определять:  следствия географических открытий и путешествий.

Практические работы: Анализ источников информации об истории освоения территории России.

Модуль «Геологическое строение и рельеф России» (3 часа/ 8 часов)

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Учебные понятия: геохронологическая таблица, геология, геологическое время, геологическая карта, тектоническая карта, тектоническая структура, платформа, складчатый пояс, фундамент (цоколь), осадочный чехол, эпоха складчатости, плита, щит, силы выветривания, моренные холмы, овражно-балочная сеть, ветер, бархан, дюна, бугры пучения, термокарстовое озеро, природный район, природные районы России, полезные ископаемые, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, стихийные природные явления.

Умение объяснять:  особенности геологического летоисчисления; особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых; особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России; характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека; сущность экологических проблем в литосфере на примере России.

Умение определять:  основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых;  районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России; по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России.

Практическая работа: Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

Модуль «Климат России» (4 часа/ 8 часов)

Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Учебные понятия: климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, ветры западного переноса, муссон, орографические осадки, континентальность климата, годовая амплитуда температур, воздушные массы, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс, атмосферный фронт, атмосферный вихрь, антициклон, циклон, погода, прогноз погоды, неблагоприятные явления погоды.

Умение объяснять:  особенности климата России; особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей;  характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; сущность экологических проблем в атмосфере на примере России.

Умение определять:  основные черты климата России; районы возможных катастрофических природ. явлений в атмосфере на территории РФ; по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России; типы климатов отдельных регионов России; факторы формирования климата отдельных регионов России; закономерности размещения климатических поясов на территории России.

Практические работы: Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

Модуль «Гидрография России» (3 часа/ 6 часов)

Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их распространение по территории России. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.

Учебные понятия: бассейн океана, бассейн внутреннего стока, длина реки, бассейн реки, водораздел, питание реки, гидрологический режим, половодье, межень, паводок, озеро, водохранилище, болото, многолетняя мерзлота, природные льды, ледник, покровный ледник, горный ледник, водные ресурсы.

Умение объяснять:  особенности внутренних вод отдельных регионов страны; характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека; особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России; сущность экологических проблем в гидросфере.

Умение определять:  районы возможных катастрофических природ. явлений в гидросфере на территории РФ; закономерности распределения внутренних вод; существенные признаки внутренних вод;  по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России;  по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов.

Практические работы: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны.

Модуль «Почвы России» (2 часа/ 4 часа)

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв. Учебные понятия: почва, почвообразование, почвенный профиль, почвенный горизонт, гумус, плодородие, почвенные ресурсы, эрозия (разрушение), мелиорация.

Умение объяснять:  условия формирования почв; особенности строения и состава почв; специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования; особенности почвенных ресурсов России.

Умение определять:  основные свойства почв на территории России; по картам закономерности размещения почв по территории России; по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России.

Практические работы:  Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.

Модуль «Растительный и животный мир России» (2 часа/ 4 часа)

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории. Учебные понятия: природный комплекс, природные компоненты, природные факторы, типы растительности, биологические ресурсы, лесные ресурсы, лесоизбыточные, лесообеспеченные и лесодефицитные территории.

Умение объяснять:  место и роль растений и животных в природном комплексе; специфику типов растительности;  необходимость создания и географию особо охраняемых территорий;

• отличия видов природопользования.

Умение определять: особенности размещения растительного и животного мира по территории России; размещение ресурсов растительного и животного мира по картам; географию особо охраняемых территорий по картам.

Практические работы: Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

Модуль «Природные зоны России» (3 часа/ 6 часов)

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.

Учебные понятия: природный комплекс, ландшафт, природный компонент, зональный комплекс, азональный  комплекс, природный район, природная зона, лесные и безлесные ландшафты, высотная поясность, приспособление, хозяйственная деятельность, природно-хозяйственные зоны.

Умение объяснять:  отличия природных комплексов друг от друга; условия формирования природно-хозяйственных зон; характер влияния человека на природные условия природ. зон.

Умение определять:  особенности размещения природных зон на территории России;  специфические черты природно-хозяйственных зон.

Практическая работы:  Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.  Составление описания одной из природных зон России по плану

Модуль «Крупные природные районы России» (часов)

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др. Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн.  Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Умение объяснять:  условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов.

Умение определять:  географические особенности природных районов.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса внеурочной деятельности «Природа России», 8 классы

Разделы, темы занятий

Формы работы

Кол-во часов

Дата

8 А

8 Б

Модуль «Топографическая карта»

4

8

1

Масштаб

практика

1

2

3.09

2

Ориентирование по карте. Азимут

практика

1

2

10.09

3

Чтение топографической карты

практика

1

2

17.09

4

Профиль рельефа, построенный  по топографической карте

практика

1

2

24.09

Модуль «Россия на карте мира»

3

6

5

Крайние точки России, морские границы

практика

1

2

1.10

6

Сухопутные границы России

практика

1

2

8.10

7

Разница во времени на территории России

практика

2

15.10

Модуль «История изучения территории России»

2

2

8

Русские первопроходцы

проекты

1

1

22.10

9

Русские имена на карте мира

практика

1

1

22.10

Модуль «Геологическое строение и рельеф России»

3

8

10

Геологическое летоисчисление.

Тектоническое строение России

практика

1

3

12.11

11

Рельеф России

практика

1

3

19.11

12

Полезные ископаемые России

практика

1

2

26.11

Модуль «Климат России»

4

8

13

Климатообразующие факторы

практика

1

2

3.12

14

Закономерности распределения тепла и влаги

практика

1

2

10.12

15

Воздушные массы и атмосферные фронты

практика

1

2

17.12

16

Чтение синоптической карты, климатограмм

практика

1

2

24.12

Модуль «Гидрография России»

3

6

17

Реки России

практика

1

2

14.01

18

Озера России

практика

1

2

21.01

19

Многолетняя мерзлота, стихийные бедствия

практика

1

2

28.01

Модуль «Почвы России»

2

4

20

Формирование и свойства почвы

беседа

1

2

4.02

21

Зональные типы почв

практика

1

2

11.02

Модуль «Растительный и животный мир России»

2

4

22

Растительный и животный мир России

проекты

1

2

18.02

23

Особо охраняемые территории России

практика

1

2

25.02

Модуль «Природные зоны России»

3

6

24

Северные и южные безлесные зоны России

практика

1

2

4.03

25

Лесные зоны России

практика

1

2

11.03

Модуль «Природные районы России»

10

20

26

Островная Арктика

практика

1

2

18.03

27

Восточно-Европейская равнина

практика

1

2

1.04

28

Северный Кавказ

практика

1

2

8.04

29

Уральские горы

практика

1

2

15.04

30

Западно-Сибирская равнина

практика

1

2

22.04

31

Средняя Сибирь

практика

1

2

29.04

32

Северо-Восточная Сибирь

практика

1

2

6.05

33

Пояс гор Южной Сибири

практика

1

2

13.05

34

Дальний Восток

практика

1

2

20.05

35

Определение природного района России по описанию

игра

1

2

27.05

Материальное и методическое оснащение.

Наглядность, оборудование, литература:

  1. Глобус, Физическая карта мира, политическая карта мира
  2. Физическая, административная и тематические карты России. Атласы для 5 – 10  классов;
  3. Компьютер, интерактивная доска
  4. Демонстрационные презентации, Видеофильмы

Литература для учителя:

  1. Н. А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов, Москва, «Просвещение», 2012год (работаем по новым стандартам, ФГОС)
  2. И.И.Баринова, Л.И. Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва,

«Просвещение», 2005 г.

  1. Т.К.Торопова. География. Тесты. Викторины. 6 – 9 классы. - Волгоград, Учитель, 2008
  2. С.Г. Зубова, Ю.В. Щербакова. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы.- М.: Глобус, 2007
  3. Алексеев А.А. География России. Природа и население.- М.:Дрофа,2007
  4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля.8-9 классы. - М.: Дрофа, 2009
  5. Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. М.:

Дрофа, 2005.

  1. Ермошкина А.С. Природа России. Тематический контроль по географии 8 кл. – М.: Интеллект-Центр, 2000.
  2.  Уроки географии. 8-9 классы: метод. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.
  3.  Современный урок географии. Ч. 5. Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс. / Редактор-составитель И.И. Баринова. – М.: Школьная Пресса, 2003.

              Основные Интернет-ресурсы:

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена;

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «География»;

http://www.1september.ru – газета «География», издательство «Первое сентября»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 10 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »10 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 8 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»8 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 7 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »7 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 5 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»5 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 11 «С» класс.

Пояснительная записка.      Рабочая программа «Россия в мире» для 11 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного...