РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 8 «С» класс.
рабочая программа (8 класс)

Маруфи Денис Вячеславович

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РОССИЯ В МИРЕ»

8 «С» класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsi_rossiya_v_mire_8_klass.docx26.35 КБ
Файл rossiya_v_mire_8_klass_1.docx44.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное   учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 1 г. Талдома

                                                        «Утверждаю»

                                                                Директор

                                                         МОУ СОШ №1 г. Талдома

                                                                        __________С.В. Ворыханов

     «30» Августа 2021 г.                

                                                                

АННОТАЦИЯ

К РАБОЧАЯ ПРОГРАММЕ ПО

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РОССИЯ В МИРЕ»

8 «С» класс

Составитель:

Маруфи Денис Вячеславович,

учитель первой квалификационной категории

                             

2021  

Аннотация.

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Россия в мире» для 8 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

     Рабочая программа составлена с использованием  следующих нормативно – правовых и инструктивно – методических документов:

   • Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации»;

   • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации за период до 2025 года». Распоряжение

       Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996 – р.;

   • Примерная    основная    образовательная   программа   основного   общего  образования (одобрена

     решением Совета  от 8 апреля 2015 г., Протокол № 1\ 15.);

   • Письмо Министерства   Р.Ф.  от 12,05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности

     при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

   • Письмо  М. О. и  науки  от   14.12.2015 г.  № 09-3564  «О  внеурочной  деятельности  и реализации

     дополнительных общеобразовательных программ»;

   • Методические   рекомендации   по  уточнению  понятия  и содержания внеурочной деятельности в

     рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности

     Письмо Министерства Образования и науки Р.Ф.  от 18.08.2017 г. № 09-1672.;

   • Концепция   Национальной  программы   поддержки  детского и юношеского чтения в Российской

     Федерации. Утверждена распоряжением правительства Р.Ф. от 03.06.2017 г. № 1155-р;

   • Государственная   программа  «Патриотического  воспитания граждан Российской Федерации  на

     2006 – 2010 г.», утверждена постановлением Правительства Р.Ф. от 11.07.2005 г. № 42;

   • Основная    образовательная   программа   общего  образования   МОУ  СОШ № 1  г.  Талдома,  на  

      2019 – 2024 г.г.

   • Учебный план МОУ СОШ № 1 г. Талдома на 2021 – 2022 учебный год.

      При составлении данной рабочей программы использовались следующие авторские работы:

   • Стрелкова О.Ю., Вяземский Е.Е., «История России: программа общеобразовательных учреждений.,

      М., «Русское слово», 2012 г.;

   •  Стрелкова О. Ю., Вяземский Е. Е., «История  после  звонка», пособие., «Внеурочная   деятельность

      учащихся»., М., «Русское слово», 2016 г.;

   • Кочергина Л.А., «История, обществознание 5 – 11 классы», внеклассные мероприятия. Пособие по

      внеклассной работе в школе., Волгоград, «Учитель», 2016 г.

     Содержание программы ориентированно на использование следующих источников:

   • Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. ;

   • Борисов Н.С. Русские полководцы XIII - XVI веков.;

   •  Военная энциклопедия. http://www.claw.ru/book/encilopedia.html;

   •  Вооружение Руси в XI – XIII вв. Вопросы истории, №1;

   • Зверев Б.И., Страницы военно-морской летописи России: Книга для  учащихся средних и старших

      классов.

   •   А.А. Строков., «История военного искусства.»;

   • . Школьная энциклопедия. «Руссика». Москва., 2016 г;

   •  Энциклопедия для детей.;

   •   Новосильцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д., «История России  с древнейших

       времен до конца XVII в.»;

   • Балязин В.Н., Кузнецов А.А., Соболев Н.А., «Символы и награды Российской ;

   • Халин К.Е., «Полководцы России», Москва, ООО «Дом славянской книги», 2017г.

        

2

     Значение внеурочной работы в формировании патриотического воспитания подрастающего поколения  чётко изложено в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», утверждённой постановлением Правительства Р.Ф. от 11.07.2005 г. за № 42. И никто ещё его не отменял и не отменит, т.к. это очень актуальная и важная проблема вставшая перед нашей Родиной  в создавшейся в современной международной обстановке, когда отдельные Западные державы стремятся представить Россию как «империю зла», пытаются обвинить нашу Родину в надуманных и не нашедших подтверждения злоупотреблениях и преступлениях.

     Подростку 12 – 15 лет сложно разобраться в истинных причинах всевозможных санкций в отношении к России, и в том почему  НАТО  так упорно стремится  продвинутся на Восток ближе  к границам нашего государства. Кроме того в настоящее время происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, к истории своей страны, многие ценности теряют  свой смысл. Всё больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится  зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих событий и исторических персоналий.  Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирование его гражданственности, патриотизма, а это невозможно без знаний истории своей страны, его славного военного прошлого.  Подрастающее поколение граждан Р.Ф. не знающее ужасов войны и положение населения в аккупированных захватчиками  территориях нашей страны изучая историческую литературу постепенно осознают, что с древнейших времён главной задачей для россиян, также как и для каждого гражданина современной нашей Родины всегда была защита её независимости и суверенитета. Они поймут, что патриотизм – это всё таки не лозунг, а состояние души. Это любовь и сопереживание. Это способность понимать и всё хорошее и всё плохое в истории своей Родины и любить её не смотря ни на какие ситуации в какой бы она, наша Родина не оказалась. Учащиеся осознают, что им лично есть кем и чем гордится в истории нашего огромного многонационального и очень богатого различными сырьевыми ресурсами государства (пресная вода, полезные ископаемые, леса, нефть газ и т.д.), т.е. тем, чего так не хватает сейчас целому ряду высокоразвитых промышленных держав.

     Данная программа внеурочной деятельности дополняют школьный курс истории сведеньями о военной истории нашего государства с древнейших времён и до XIX века, об искусстве российских полководцев жизнь и деятельность которых является благодатной почвой для воспитания патриотизма. Но воспитывать патриотизм необходимо во – первых систематично, во – вторых независимо от сложностей, переживаемых Отечеством. И особенно важно, чтобы под воздействием окружающей действительности у ребят не сложилось губительное для России мнение: « где лучше жить, там и Родина.».

     Программа «Россия, мир и ратные страницы нашей Родины» разработана для учащихся  8 класса и позволяет привить детям навыки работы с исторической литературой. Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомится со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы и способствуют расширению и углублению знаний.

     Изучение курса данной программы внеурочной деятельности с точки зрения реализации поставленных ФГОС ООО целей образования направленных на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях военной  российской истории и деятелях военной российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Основные ценностные ориентиры: осмысление роли великих военных событий в судьбе России, ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу военных действий и деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства, развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи, совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.

     Программа предлагает несколько иной стиль общения: учителя и учеников — беседы, работа в группах по выполнению творческих заданий, ролевые игры, просмотр видеоматериалов с последую -

щим обсуждением и высказыванием своего мнения, тактический разбор сражений, составление электронных презентаций. Такая форма организации занятий способствует не назидательному

3

изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности. Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, ставить вопросы, находить на них ответы, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.

     В первую очередь в данном курсе выделяется патриотический, героический момент истории. Именно патриотизм является духовным достижением личности, одним из важнейших элементов общественного сознания. Ведущей идеей  курса является также воспитание нравственности и общей культуры ученика. Важным в системе преподавания курса является вопрос о том, какой нравственный урок   получает ребёнок в процессе изучения, как проявляются нравственные стороны его личности и формируются культурные и моральные ценности.

Цели и задачи программы.

   • Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей военной истории нашей страны;

   • расширить знания учащихся о памятных датах отечественной военной истории;

   • подготовить команду участников школьных, городских, окружных, областных историко-патриотических конкурсов и викторин;

   • развитие у подростков  гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей;

   • изучение избранных страниц военной истории России, личностей полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки;

   • развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний;

   • способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических военных деятелей;

   • способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, умение подготовки выступлений   на занятиях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;

   • способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;

   • способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

Место учебного предмета  в учебном плане.

 

     На изучение курса «Россия в  мире» отводится  1 час в неделю, итого 34 часа  за учебный год  согласно  учебному плану  МОУ СОШ № 1 г. Талдома.

Распределение учебных часов по разделам программы.

  1. Войско Древней Руси.                                                                                         - 3
  2. Развитие военного дела в XIII - XIV вв.                                                            - 4
  3. Военное дело в период складывания централизованного  государства.        - 5
  4. Русская армия в XVIII веке.                                                                                - 5
  5. Развитие русского военного искусства в конце  XVIII – начале XIX веков.  - 8
  6. Армия России во второй половине XIX века.                                                   - 9                                                            

Итого:                                                                                                                    - 34

4



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное   учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 1 г. Талдома

                                                        «Утверждаю»

                                                                Директор

                                                         МОУ СОШ №1 г. Талдома

                                                                        __________С.В. Ворыханов

     «30» Августа 2021 г.                

                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РОССИЯ В МИРЕ»

8 «С» класс.

Составитель:

Маруфи Денис Вячеславович,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

                             

2021

Пояснительная записка.

     Рабочая программа «Россия в мире» для 8 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

     Рабочая программа составлена с использованием  следующих нормативно – правовых и инструктивно – методических документов:

   • Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации»;

   • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации за период до 2025 года». Распоряжение

       Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996 – р.;

   • Примерная    основная    образовательная   программа   основного   общего  образования (одобрена

     решением Совета  от 8 апреля 2015 г., Протокол № 1\ 15.);

   • Письмо Министерства   Р.Ф.  от 12,05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности

     при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

   • Письмо  М. О. и  науки  от   14.12.2015 г.  № 09-3564  «О  внеурочной  деятельности  и реализации

     дополнительных общеобразовательных программ»;

   • Методические   рекомендации   по  уточнению  понятия  и содержания внеурочной деятельности в

     рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности

     Письмо Министерства Образования и науки Р.Ф.  от 18.08.2017 г. № 09-1672.;

   • Концепция   Национальной  программы   поддержки  детского и юношеского чтения в Российской

     Федерации. Утверждена распоряжением правительства Р.Ф. от 03.06.2017 г. № 1155-р;

   • Государственная   программа  «Патриотического  воспитания граждан Российской Федерации  на

     2006 – 2010 г.», утверждена постановлением Правительства Р.Ф. от 11.07.2005 г. № 42;

   • Основная    образовательная   программа   общего  образования   МОУ  СОШ № 1  г.  Талдома,  на  

      2019 – 2024 г.г.

   • Учебный план МОУ СОШ № 1 г. Талдома на 2021 – 2022 учебный год.

      При составлении данной рабочей программы использовались следующие авторские работы:

   • Стрелкова О.Ю., Вяземский Е.Е., «История России: программа общеобразовательных учреждений.,

      М., «Русское слово», 2012 г.;

   •  Стрелкова О. Ю., Вяземский Е. Е., «История  после  звонка», пособие., «Внеурочная   деятельность

      учащихся»., М., «Русское слово», 2016 г.;

   • Кочергина Л.А., «История, обществознание 5 – 11 классы», внеклассные мероприятия. Пособие по

      внеклассной работе в школе., Волгоград, «Учитель», 2016 г.

     Содержание программы ориентированно на использование следующих источников:

   • Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. – Москва., «Просвещение»,

     1992 г.;

   • Борисов Н.С. Русские полководцы XIII - XVI веков. Москва, «Русское слово».,  2016 г.;

   •  Военная энциклопедия. http://www.claw.ru/book/encilopedia.html;

   •  Вооружение Руси в XI – XIII вв. Вопросы истории  №1;

   • Зверев Б.И., Страницы военно-морской летописи России: Книга для  учащихся средних и старших

      классов.

   •   А.А. Строков., «История военного искусства.»;

   • . Школьная энциклопедия. «Руссика». Москва., 2016 г;

   •  Энциклопедия для детей..;

   •   Новосильцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д., «История России  с древнейших

       времен до конца XVII в.». ;

   • Балязин В.Н., Кузнецов А.А., Соболев Н.А., «Символы и награды Российской державы»., - Москва,

     «ОЛМА – ПРЕСС», 2017г.

   • Халин К.Е., «Полководцы России», Москва, ООО «Дом славянской книги», 2016 г.

   

2

Актуальность.

     Значение внеурочной работы в формировании патриотического воспитания подрастающего поколения  чётко изложено в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», утверждённой постановлением Правительства Р.Ф. от 11.07.2005 г. за № 42. И никто ещё его не отменял и не отменит, т.к. это очень актуальная и важная проблема вставшая перед нашей Родиной  в создавшейся в современной международной обстановке, когда отдельные Западные державы стремятся представить Россию как «империю зла», пытаются обвинить нашу Родину в надуманных и не нашедших подтверждения злоупотреблениях и преступлениях.

     Подростку 12 – 15 лет сложно разобраться в истинных причинах всевозможных санкций в отношении к России, и в том почему  НАТО  так упорно стремится  продвинутся на Восток ближе  к границам нашего государства.

     В настоящее время происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, к истории своей страны, многие ценности теряют  свой смысл. Всё больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится  зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих событий и исторических персоналий.

     Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирование его гражданственности, патриотизма, а это невозможно без знаний истории своей страны, его славного военного прошлого.  Подрастающее поколение граждан Р.Ф. не знающее ужасов войны при реализации данной программы постепенно осознают, изучая историческую литературу, что главной задачей каждого гражданина является защита независимости и суверенности нашей Родины и что им есть кем и чем гордится в истории нашего огромного многонационального  и очень богатого различными сырьевыми ресурсами государства (пресная вода, полезные ископаемые, леса, нефть газ и т.д.), т.е. тем, чего так не хватает сейчас целому ряду высокоразвитых промышленных держав.

     Данная программа внеурочной деятельности дополняют школьный курс истории сведеньями о военной истории нашего государства с древнейших времён и до XIX века, об искусстве российских полководцев жизнь и деятельность которых является благодатной почвой для воспитания патриотизма. Но воспитывать патриотизм необходимо во – первых систематично, во – вторых независимо от сложностей, переживаемых Отечеством. И особенно важно, чтобы под воздействием окружающей действительности у ребят не сложилось губительное для России мнение: « где лучше жить, там и Родина.».

     Программа «Россия, мир и ратные страницы нашей Родины» разработана для учащихся  8 класса и позволяет привить детям навыки работы с исторической литературой. Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомится со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы и способствуют расширению и углублению знаний.

     Изучение курса данной программы внеурочной деятельности с точки зрения реализации поставленных ФГОС ООО целей образования направленных на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях военной  российской истории и деятелях военной российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Основные ценностные ориентиры: осмысление роли великих военных событий в судьбе России, ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу военных действий и деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства, развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи, совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.

     Программа предлагает несколько иной стиль общения: учителя и учеников — беседы, работа в группах по выполнению творческих заданий, ролевые игры, просмотр видеоматериалов с последую -

3

щим обсуждением и высказыванием своего мнения, тактический разбор сражений, составление электронных презентаций. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-
познавательной деятельности. Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, ставить вопросы, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.

     В первую очередь в данном курсе выделяется патриотический, героический момент истории. Именно патриотизм является духовным достижением личности, одним из важнейших элементов общественного сознания. Ведущей идеей преподавания курса является также воспитание нравственности и общей культуры ученика. Важным в системе преподавания курса является вопрос о том, какой нравственный урок   получает ребёнок в процессе изучения, как проявляются нравственные стороны его личности и формируются культурные и моральные ценности.

Цели и задачи программы.

   • Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей военной истории нашей страны;

   • расширить знания учащихся о памятных датах отечественной военной истории;

   • подготовить команду участников школьных, городских, окружных, областных историко-патриотических конкурсов и викторин;

   • развитие у подростков  гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей;

   • изучение избранных страниц военной истории России, личностей полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки;

   • развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний;

   • способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических военных деятелей;

   • способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, умение подготовки выступлений   на занятиях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;

   • способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;

   • способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

Место учебного предмета  в учебном плане.

 

     На изучение курса «Россия в мире» отводится  1 час в неделю, итого 34 часа  за учебный год  согласно  учебному плану  МОУ СОШ № 1 г. Талдома.

Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС ООО

     Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий учащихся:

      Личностные:

   • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

   • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и   уважения к Отечеству.

     Регулятивные:

   • овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, а также

4

находить средства её осуществления;

   • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей и условиями её реализации;

   • определить наиболее эффективные способы достижения результата;

   • вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

   • понимать причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности.

      Познавательные:

   • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей   деятельности в различных формах – сообщение, эссе, презентация, проект, реферат и др.;

   • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

   • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

     Коммуникативные:

   • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

   • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией –   анализировать и обобщать факты, составлять портреты исторических личностей, тезисы, формулировать и обосновывать выводы;

   • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

      Предметные:

   • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

   • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках – материальных, текстовых, изобразительных и т.д.;

   • рассказывать устно или письменно об исторических событиях, их  участниках;

   • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

   • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

   • представление в виде выступлений на занятиях внеурочной  деятельности, эссе, презентаций результатов исследований;

   • анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность   исторических личностей, формулирование собственной позиции;

   • обсуждение результатов исследований, рефератов, проектов;

   •  участие в  викторинах, исторических конкурсах, фестивалях;

   • подготовка и обсуждение сообщений учащихся, подготовка  и обсуждение электронных презентаций.

       Ожидаемые результаты:

       Занятия должны помочь учащимся:

   • усвоить основные базовые знания по военной истории, её ключевые понятия;

   • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

   • формировать творческое мышление;

   • способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах, фестивалях.

       С целью активизации изучения курса активно используются информационно-коммуникационные средства обучения: презентации, видеофильм, материалы сети Интернет по курсу «История России».

      Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. В ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности:

   •  анализ биографии видных военачальников;

   • составление типологических таблиц: «Военные походы первых русских   князей», «“Полководцы XVIII века» и т.п.;

   •  устные сообщения с последующей дискуссией, рефераты;

   • тактический разбор сражения;

   

5

• работа с контурной картой.

      Программа курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших военных исторических событиях России и деятелях военной российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.

       Основные ценностные ориентиры:

   • осмысление роли великих военных событий в судьбе России;

   • ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу  военных действий и деятельности отдельных личностей в различные периоды истории нашего государства;

   •  развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной,  энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

   • совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и  личностям прошлого, вести дискуссию.

      Основные принципы организации деятельности:

   • принцип добровольности;

   • принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие   в любом внеклассном мероприятии;

   • принцип индивидуального подхода к учащимся;

   • принцип систематичности;

   • принцип занимательности;

   • принцип укрепления связи обучения с жизнью.

       Работа начинается в сентябре, а завершается в мае. В течение года внеурочные занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по истории России, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать учащиеся.

      Перечень оборудования кабинета для реализации программы:

   • проектор, экран, ноутбук с выходом в Интернет, принтер;

   • видеофильмы, видео и аудио материалы, компьютерные учебные программы;

   • репродукции, фотографии, дидактический материал - документы, схемы, таблицы, карты;

   • материал для выполнения творческих заданий – бумага, пластилин, глина, гуашь.

Формы и методы работы.

         Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий:

   • анализ исторической литературы и исторических источников;

   • анализ отрывков на исторические темы;

   • творческие задания;

   • эвристическая беседа, лекция;

   • дискуссия (дебаты);

   • практические работы, викторины.

   • подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные темы, презентаций высказывания выдающихся военачальников и т.д.

Содержание программы

     Тема I. Войско древней Руси.  (3 часа).

 Княжеские дружины и «вои», вооружение, стратегия и тактика древнерусской рати. Крепостные оборонительные сооружения средневековой Руси, основные этапы развития русского архитектурно-строительного искусства. Роль лодейного флота в походах русских князей. Походы русских князей:

6

балканские войны. Походы князя Святослава и князя Олега на Константинополь.  

     Тема II. Развитие военного дела в XIII - XIV вв. (4часа).

     Евпатий Коловрат -  легендарный русский богатырь, герой борьбы против монголо-татарских завоевателей в 13 веке. Военное искусство Александра Невского в Невской битве и Ледовом побоище. Вооружение русских воинов: доспехи и холодное оружие. Дмитрий Донской и его войско в Куликовской битве.

     Тема III. Военное дело в период складывания централизованного  государства. (5 часов).

     История русского ручного огнестрельного оружия и зарождение артиллерии. Способы формирования, рода войск, вооружение, стратегия  тактика и управление в Московском войске. Создание стрелецкого войска. Полки нового строя – попытка реорганизации войска по образцу западноевропейских армий. «Стояние на реке Угре». Военные походы Ивана Грозного – взятие Казани.

     Тема IV. Русская армия в XVIII веке. (5 часов).

     Создание регулярной армии и флота. Военное искусство Петра Первого и его военачальников в сухопутных и морских сражениях Северной войны 1700 – 1721 гг. -  сражения у деревни лесной, Полтавская битва, сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Первый командующий российским флотом генерал-адмирал Ф.М. Апраксин.

     Тема V. Развитие русского военного искусства в конце  XVIII – начале XIX веков. (8 часов).

     Победы русской армии в войнах XVIII века. Семилетняя война.  Русские полководцы  и флотоводцы 18 века: Г.А. Потёмкин, П.А. Румянцев, Ф.Ф  Ушаков. «Наука побеждать» Александра Васильевича Суворова. Переход Суворова через Альпы. Русская армия времён наполеоновских войн. Полководческий талант М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Бородинская битва. Награды 18 -19 веков.

     Тема VI. Армия России во второй половине XIX века. (9 часов).

      Героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Флотоводец  П.С. Нахимов. Стратегия и тактика флота 19 века. Парусное вооружение корабля XIX века. Русское стрелковое оружие 18 – 19 веков. Военная реформа 1874 года. Полководцы русско-турецкой войны 1877-78 гг.

Тематическое планирование.

занятия

Тема.

Количество

часов

1

Войско Древней Руси.

3

2

Развитие военного дела в XIII - XIV вв.

4

3

Военное дело в период складывания централизованного  государства.

5

4

Русская армия в XVIII веке.

5

5

Развитие русского военного искусства в конце  XVIII – начале XIX веков.

8

6

Армия России во второй половине XIX века.

9

Итого:

34

 

7

Календарно – тематическое планирование.  

урока

Название темы.

Кол.

часов

Содержание деятельности

Учащихся.

Дата проведения

По плану

По факту

Тема I. Войско древней Руси.  (3 часа).

1

Древнерусская рать.

1

Виртуальная экскурсия с элементами беседы с учащимися.

1.09.21 -3.09.21

2

«Да не посрамим земли русской». Балканские войны великого князя Святослава.

1

Работа с текстом «Повести временных лет» - анализ исторического источника.

6.09.21 -10.09.21

3

«Он прибил свой щит на вратах Царьграда». Поход Олега на Константинополь.

1

Работа с текстом «Повести временных лет» - анализ исторического источника.

13.09.21 -17.09.21

Тема II. Развитие военного дела в XIII - XIV вв. (4часа).

 4

Русский богатырь Евпатий Коловрат.

1

Просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением. Эссе.

20.09.21 -24.09.21

5

«И быть сеча велика» - Ледовое побоище.

1

Работа с картой, картиной В.А. Серова «Ледовое побоище».

27.09.21 -1.10.21

6

«Мамаево побоище» - битва на Куликовом поле.

1

Практическая работа – так-тический разбор сражения.

11.10.21

15.10.21

7

Доспехи и холодное оружие русских воинов.

1

Просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением.

18.10.21

22.10.21

Тема III. Военное дело в период складывания централизованного  государства. (5 часов).

8

Рождение огнестрельного оружия.

1

Изготовление макетов ог-нестрельного оружия.

25.10.21

29.10.21

9

Войско Московского государства в 15 – 17 веках.

1

Лекция с элементами беседы.

1.11.21

5.11.21

10

Служилые люди в Московском войске.

1

Работа с историческим источником – анализ литературы.

8.11.21

12.11.21

11

«Стояние на реке Угре 8 октября – 11 ноября 1480 года» - тихая победа Ивана III.

1

Просмотр фильма о создании диорамы «Великое стояние на Угре» и художнике П. Рыженко «Ополченец свет-лого воинства».

22.11.21

26.11.21

12

Взятие Казани Иваном Грозным.

1

Комментированное чтение текста исторического источ-ника – «Казанская история» и троицкие литературные памятники о взятии Казани.

29.11.21

3.12.21

Тема IV. Русская армия в XVIII веке. (5 часов).

13

Полки нового строя.

1

Беседа с использованием слайдовой презентации – последующее обсуждение.

6.12.21

10.12.21

14

Армия и флот времён Петра I.

1

Работа в группах – изго-товление макетов кораблей.

13.12.21

17.12.21

8

15

«Промедление смерти подобно» - сражение у деревни Лесной 28 сентября 1708 года.

1

Просмотр видеофрагмента фильма «Петр Первый» с последующим обсуждением.

20.12.21

24.12.21

16

Генерал-адмирал Ф.М. Апраксин.

1

Составление исторического портрета.

27.12.21

30.12.21

17

«Ура! Мы ломим, гнутся шведы!» - реконструкция Полтавского сражения.

1

Практическая работа – так-тический разбор сражения.

10.01.22

14.01.22

Тема V. Развитие русского военного искусства в конце  XVIII – начале XIX веков. (8 часов).

18

«Русские прусских всегда бивали» -

  Семилетняя война.

1

Просмотр электронных пре-зентаций и анализ проде-ланной работы; работа с контурной картой.

17.01.22

21.01.22

19

«Наука побеждать» А.В. Суворова.

1

Анализ книги А.В. Суворова – составление тезисов.

24.01.22

28.01.22

20

Завоевание Крыма: «Генерал «Впе-рёд!» - сражение при Рымнике. Полко-водческий талант А.В. Суворова.

1

Составление исторического портрета прославленного полководца А.В. Суворова.

31.01.22

4.02.22

21

Флотоводец Ф.Ф. Ушаков.

1

Виртуальная экскурсия.

7.02.22

11.02.22

22

«Русский штык прорвался сквозь Альпы» - Швейцарский поход А.В. Суворова.

Работа с картиной В.И. Сурикова «переход Суворо-ва через Альпы».

14.02.22

18.02.22

23

Русская армия времён наполеоновских войн.

1

Защита творческих работ учащихся.

28.02.22

4.03.22

24

Полководец М.И. Кутузов.

1

Анализ иллюстраций книги А.С. Корха «Михаил Илла-рионович Кутузов» - соста-вление исторического порт-рета.

7.03.22

11.03.22

25

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

1

Интеллектуальная игра «Бородино».

14.03.22

18.03.22

26

Награды 18 – начала 19 веков.

1

Лекция с элементами беседы.

21.03.22

25.03.22

Тема VI. Армия России во второй половине XIX века. (9 часов).

27

Герои Севастополя.

1

Виртуальная экскурсия – панорама «Оборона Севас-тополя».

28.03.22

1.04.22

28

Военная реформа 1874 года.

1

Просмотр электронных пре-зентаций, выполненных уче-никами и анализ проде-ланной работы.

11.04.22

15.04.22

29

Стратегия и тактика флота XIX века. Флотоводец П.С. Нахимов.

1

Просмотр видеофрагмента из фильма «Крымская вой-на» с последующим обсуж-дением.

18.04.22

22.04.22

30

Парусное вооружение корабля.

1

Практическая работа – изго-товление макетов парус-ников.

25.04.2022

29.04.2022

9

31

Русское стрелковое оружие XVIII – XIX веков.

1

Работа в группах – состав-ление электронных презен-таций.

4.05.2022

6.05.2022

32

«Поддержите честь русского оружия» - форсирование Дуная во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

1

Практическая работа – так-тический разбор сражения; работа с контурной картой.

10.05.2022

13.05.2022

33

«Покажите себя в деле молодцами!» -

  Шипка и Плевна.

1

Просмотр фильма «Русский крест над Балканами» с последующим обсуждением.

16.05.2022

20.05.2022

34

Викторина «Русское военное ис-кусство».

«Ратные страницы истории Российс-кого государства».

1

Работа по группам - участвуют в викторине.

Защита творческих работ учащихся – проекты, рисунки, макеты, поделки.

23.05.2022

27.05.2021

Итого: 34 часа.

РАССМОТРЕНА   ______________

Протокол заседания методического        

объединения  

от  _____________ 2021 г. №_____

                 «СОГЛАСОВАНА»  

      Руководитель методического совета

       ______________ С.В. Мозжухина

       « __» ____________ 2021 г.

10

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

                       Предмет: «Россия в мире».

                       Класс: 8 «С»

                      Учитель: Маруфи Д.В.

                      2021-2022 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

 

Итого:

 

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 5 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 6 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во  второй половине д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 10 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »10 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 7 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »7 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 5 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»5 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 11 «С» класс.

Пояснительная записка.      Рабочая программа «Россия в мире» для 11 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Россия в мире 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности Россия в мире 5 класс...