РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 11 «С» класс.
рабочая программа (11 класс)

Маруфи Денис Вячеславович

Пояснительная записка.

 

     Рабочая программа «Россия в мире» для 11 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

     Рабочая программа составлена с использованием  следующих нормативно – правовых и инструктивно – методических документов:

   • Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в  Российской

     Федерации»;

   • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации за период до 2025 года». 

       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996 – р.;

   • Примерная    основная    образовательная   программа   основного   общего  образования (одобрена

     решением Совета  от 8 апреля 2015 г., Протокол № 1\ 15.);

   • Письмо Министерства   Р.Ф.  от 12,05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной

     деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего

     образования»;

   • Письмо  М. О. и  науки  от   14.12.2015 г.  № 09-3564  «О  внеурочной  деятельности  и реализации

     дополнительных общеобразовательных программ»;

   • Методические   рекомендации   по  уточнению  понятия  и содержания внеурочной деятельности

     в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной  

     деятельности Письмо Министерства Образования и науки Р.Ф.  от 18.08.2017 г. № 09-1672.;

   • Концепция   Национальной  программы   поддержки  детского и юношеского чтения в

      Российской Федерации. Утверждена распоряжением правительства Р.Ф. от 03.06.2017 г. № 

      1155-р;

   • Государственная   программа  «Патриотического  воспитания граждан Российской Федерации 

     на 2006 – 2010 г.», утверждена постановлением Правительства Р.Ф. от 11.07.2005 г. № 42;

   • Основная    образовательная   программа   общего  образования   МОУ  СОШ № 1  г.  Талдома, 

      на   2019 – 2024 г.г.

   • Учебный план МОУ СОШ № 1 г. Талдома на 2022 – 2023 учебный год.

      При составлении данной рабочей программы использовались следующие авторские работы:

   • Стрелкова О.Ю., Вяземский Е.Е., «История России: программа общеобразовательных

      учреждений., М., «Русское слово», 2017 г.;

   •  Стрелкова О. Ю., Вяземский Е. Е., «История  после  звонка», пособие., «Внеурочная  

       деятельность учащихся»., М., «Русское слово», 2017 г.;

   • Кочергина Л.А., «История, обществознание 5 – 11 классы», внеклассные мероприятия. Пособие 

      по внеклассной работе в школе., Волгоград, «Учитель», 2017 г.

 

Цели и задачи программы.

 

   • более глубокое   ознакомление    с жизнью  и   деятельностью  ключевых  исторических персон

      Отечества;

   • развитие исторического мышления на базе материала курса;

   • формирование у ребят понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного

      развития России;

   • воспитание    современного    сознания   и   развитие   самостоятельного   персонифицированного

     мышления;

   • формирование    исторической    грамотности,   умение давать собственную оценку исторической

     личности и различным историческим версиям;

   • развитие умений разграничивать процесс познания и процесс нравственной оценки деяний,

     поступков людей;  

2

 

   • повышение интереса к истории и её закономерностям;

   • формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глу-

      бокого осмысления исторической действительности;

   • умение самостоятельно приобретать знания и пременять на практике в ходе занятий, для опре-

     деления собственной позиции, для решения познавательных и практических задач;

   • воспитание патриотизма, гражданственности и социальной ответственности;

   • способствовать восприятию  уважения к Отечественной истории через уважение к заслугам

     отдельных исторических личностей;

   • способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой в

      ходе подготовки выступлений на семинарах,  ведение дискуссий, поиска и обработки информа-

      ции;

   • формирование умений определять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных истори-

     ческих лиц;

   • формирование и развитие коммуникативных навыков, способствующих умению работать в 

      группе. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное   учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 1 г. Талдома

                                                        «Утверждаю»

                                                                Директор

                                                         МОУ СОШ №1 г. Талдома

                                                                        __________С.В. Ворыханов

     «31» Августа 2022 г.                

                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РОССИЯ В МИРЕ »

11 «С» класс.

Составитель:

Маруфи Денис Вячеславович,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

                             

2022

 

Пояснительная записка.

     Рабочая программа «Россия в мире» для 11 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

     Рабочая программа составлена с использованием  следующих нормативно – правовых и инструктивно – методических документов:

   • Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в  Российской

     Федерации»;

   • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации за период до 2025 года».  

       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996 – р.;

   • Примерная    основная    образовательная   программа   основного   общего  образования (одобрена

     решением Совета  от 8 апреля 2015 г., Протокол № 1\ 15.);

   • Письмо Министерства   Р.Ф.  от 12,05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной

     деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего

     образования»;

   • Письмо  М. О. и  науки  от   14.12.2015 г.  № 09-3564  «О  внеурочной  деятельности  и реализации

     дополнительных общеобразовательных программ»;

   • Методические   рекомендации   по  уточнению  понятия  и содержания внеурочной деятельности

     в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной  

     деятельности Письмо Министерства Образования и науки Р.Ф.  от 18.08.2017 г. № 09-1672.;

   • Концепция   Национальной  программы   поддержки  детского и юношеского чтения в

      Российской Федерации. Утверждена распоряжением правительства Р.Ф. от 03.06.2017 г. №  

      1155-р;

   • Государственная   программа  «Патриотического  воспитания граждан Российской Федерации  

     на 2006 – 2010 г.», утверждена постановлением Правительства Р.Ф. от 11.07.2005 г. № 42;

   • Основная    образовательная   программа   общего  образования   МОУ  СОШ № 1  г.  Талдома,  

      на   2019 – 2024 г.г.

   • Учебный план МОУ СОШ № 1 г. Талдома на 2022 – 2023 учебный год.

      При составлении данной рабочей программы использовались следующие авторские работы:

   • Стрелкова О.Ю., Вяземский Е.Е., «История России: программа общеобразовательных

      учреждений., М., «Русское слово», 2017 г.;

   •  Стрелкова О. Ю., Вяземский Е. Е., «История  после  звонка», пособие., «Внеурочная  

       деятельность учащихся»., М., «Русское слово», 2017 г.;

   • Кочергина Л.А., «История, обществознание 5 – 11 классы», внеклассные мероприятия. Пособие  

      по внеклассной работе в школе., Волгоград, «Учитель», 2017 г.

Цели и задачи программы.

   • более глубокое   ознакомление    с жизнью  и   деятельностью  ключевых  исторических персон

      Отечества;

   • развитие исторического мышления на базе материала курса;

   • формирование у ребят понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного

      развития России;

   • воспитание    современного    сознания   и   развитие   самостоятельного   персонифицированного

     мышления;

   • формирование    исторической    грамотности,   умение давать собственную оценку исторической

     личности и различным историческим версиям;

   • развитие умений разграничивать процесс познания и процесс нравственной оценки деяний,

     поступков людей;  

2

 

   • повышение интереса к истории и её закономерностям;

   • формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глу-

      бокого осмысления исторической действительности;

   • умение самостоятельно приобретать знания и пременять на практике в ходе занятий, для опре-

     деления собственной позиции, для решения познавательных и практических задач;

   • воспитание патриотизма, гражданственности и социальной ответственности;

   • способствовать восприятию  уважения к Отечественной истории через уважение к заслугам

     отдельных исторических личностей;

   • способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой в

      ходе подготовки выступлений на семинарах,  ведение дискуссий, поиска и обработки информа-

      ции;

   • формирование умений определять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных истори-

     ческих лиц;

   • формирование и развитие коммуникативных навыков, способствующих умению работать в  

      группе.  

 Место учебного предмета  в учебном плане.

 

     На изучение курса «Россия в мире» 11 «С» отводится  1 час в неделю, итого 33 часа  за учебный год  согласно  учебному плану  МОУ СОШ № 1 г. Талдома.

Планируемые результаты.    

     Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий учащихся:

      Личностные:

   • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

   • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и   уважения к Отечеству.

     Регулятивные:

   • овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, а также

находить средства её осуществления;

   • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей и условиями её реализации;

   • определить наиболее эффективные способы достижения результата;

   • вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

   • понимать причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности.

      Познавательные:

   • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей   деятельности в различных формах – сообщение, эссе, презентация, проект, реферат и др.;

   • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

   • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

     Коммуникативные:

   • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

3

   • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией –   анализировать и обобщать факты, составлять портреты исторических личностей, тезисы, формулировать и обосновывать выводы;

   • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

      Предметные:

   • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

   • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках – материальных, текстовых, изобразительных и т.д.;

   • рассказывать устно или письменно об исторических событиях, их  участниках;

   • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

   • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

   • представление в виде выступлений на занятиях внеурочной  деятельности, эссе, презентаций результатов исследований;

   • анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность   исторических личностей, формулирование собственной позиции;

   • обсуждение результатов исследований, рефератов, проектов;

   •  участие в  викторинах, исторических конкурсах, фестивалях;

   • подготовка и обсуждение сообщений учащихся, подготовка  и обсуждение электронных презентаций.

       Ожидаемые результаты:

       Занятия должны помочь учащимся:

   • усвоить основные базовые знания по военной истории, её ключевые понятия;

   • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

   • формировать творческое мышление;

   • способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах, фестивалях.

       С целью активизации изучения курса активно используются информационно-коммуникационные средства обучения: презентации, видеофильм, материалы сети Интернет по курсу «История России».

      Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. В ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности:

   •  анализ биографии видных военачальников;

   •  устные сообщения с последующей дискуссией, рефераты;

   • тактический разбор сражения;

• работа с контурной картой.

      Программа курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших военных исторических событиях России и деятелях военной российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.

       Основные ценностные ориентиры:

   • осмысление роли великих военных событий в судьбе России;

   • ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу  военных действий и деятельности отдельных личностей в различные периоды истории нашего государства;

   •  развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной,  энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

   • совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и  личностям прошлого, вести дискуссию.

      Основные принципы организации деятельности:

   • принцип добровольности;

 

4

 • принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие   в любом внеклассном мероприятии;

   • принцип индивидуального подхода к учащимся;

   • принцип систематичности;

   • принцип занимательности;

   • принцип укрепления связи обучения с жизнью.

       Работа начинается в сентябре, а завершается в мае. В течение года внеурочные занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по истории России, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать учащиеся.

      Перечень оборудования кабинета для реализации программы:

   • проектор, экран, ноутбук с выходом в Интернет, принтер;

   • видеофильмы, видео и аудио материалы, компьютерные учебные программы;

   • репродукции, фотографии, дидактический материал - документы, схемы, таблицы, карты;

   • материал для выполнения творческих заданий – бумага, пластилин, глина, гуашь.

Формы и методы работы.

         Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий:

   • анализ исторической литературы и исторических источников;

   • анализ отрывков на исторические темы;

   • творческие задания;

   • эвристическая беседа, лекция;

   • дискуссия (дебаты);

   • практические работы, викторины.

   • подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные темы, презентаций высказывания выдающихся военачальников и т.д.

   

Содержание программы.

     Введение. 1 ч.

     Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей личности и средств их достижения. Различные оценки и подходы Российской историографии к политическим и государственным деятелям.

    Глава I. – Древняя Русь . – 5 ч.

    Реформаторы Древней Руси: княгиня Ольга (около 890 – 960 г.г.) умная, хитрая, целеустрем-

лённая. Правление княгини Ольги в качестве регентши малолетнего сына Святослава. Учреждение на севере Руси первой налоговой реформы (сбор дани на погостах, утверждение размера дани). Путешествие в Византию, принятие православного крещения. Налаживание дипломатических отношений с Византией.  Стремление склонить Святослава Игоревича к отказу от язычества и крещению: Князь Владимир Святославович (     ? – 1015 г.г.) Князь Новгородский (с 969 г.). Борьба за Киевский престол. Правление Владимира – I Святославовича – на Киевском престоле (980 – 1015 г.г.). Успешные походы на запад (присоединение Галицкой Руси, походы на вятичей, радимичей,  волжских булгар). Последний всплеск язычества на Руси – языческая реформа. Проблема выбора государственной религии на Руси (988 – 989 г.г.), принятие православного христианства.

      Носители идеалов православия: княгиня Ольга, князь Владимир –I в былинах прозванный «Красным Солнышком». Канонизирован русской православной церковью как равноапостольный

5

святой за заслуги в установлении на Руси  единой (монотеистической) религии – православного христианства. Строительство храмов, монастырей. Крещение киевлян в водах Днепра. Устройство и управление Русской церквовью.

     Первые митрополиты православной церкви на Руси: Святой Михаил (988 – 992 г.г.), митрополит Леонтий (992 - 1015 г.г.) Образование первых училищ при монастырях и храмах. Святой Илларион  - первый митрополит Киевский и русского духовенства периода Ярослава Мудрого.  После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) был смещён с поста главы русской православной церкви. Сочинения Иллариона: «Слово о законе и благодати» - (памятник древней русской литературы), Патриотическая апология деятельности русских князей (Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого и других), воспевание русской земли «ведома и слышима всеми четырьмя концами земли».

     Святые Борис и Глеб. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография.  Ярослав Мудрый распространение христианства. Строительство храмов и монастырей. Антоний Печёрский – основатель Киево – Печерской лавры. Деятельность преподобного Феодосия Печёрского.   Законодатели древней Руси. Ярослав Мудрый (978 – 1054 г.г.). Введение первого на Руси письменного закона «Русская правда», «Закон о порядках в Новгороде», Владимир Мономах (1053 – 1125 г.г.) князь Киевский с 1113 г. – «Устав Владимира Мономаха», «Поучение детям». Защитники Отечества в X –XI  в.в. Грабительские походы и набеги кочевников (половцы, печенеги, хазары и др.). Личность и деяния князя – воина Святослава Игоревича (941-? -972 г.г.). Образ жизни князя, патриотизм, разгром волжских булгар, уничтожение Хазарского каганата. Князь Владимир – I  Святославович – защитник от кочевников. Идеи защиты Руси. Битвы с печенегами (992 – 995 г.г.). Создание оборонительных линий по Десне, Остру Трубежу, Суле, Стругне.  Ярослав Мудрый (978 – 1054 г.г.) – воин и дипломат. Разгром печенегов у стен Киева (1036 г.). Владимир II –Мономах – князь Смоленский (с 1067 г.), князь Черниговский (с1078 г.)и обеспечение обороны степной границы Древней Руси по указанию отца. Новая тактика борьбы с кочевниками, он воевал с ними на их территории. Киевский Великий князь  (1053 – 1125 г.г) – организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103,1107, 1111 г.г. Любеческий княжеский съезд  (1097 г.).

     Глава II. Русь удельная. - 4 ч.

     Ослабление централизованной власти Киевского княжества. Вступление Руси в период государственной раздробленности. Образование крупных княжеств ненуждавшихся в защите и опеке Киева. Формирование новых феодальных отношений в княжествах – с вотчинами и феодальной иерархией. С середины XII в. завершение существования единого государства Русь, начинается история 15-ти отдельных русских княжеств, находящихся только в формальной  зависимости от Киева. Обособление Северо – Восточной Руси. Владимиро – Суздальское княжество и его правители. Юрий Долгорукий (90-е г.г. 11в. -1157 г.г.)  сын Владимира Мономаха князь Суздальский и великий князь Киевский. Личные качества князя Долгорукого. Перенёс столицу  Ростово – Суздальского княжества из Ростова в Суздаль (1125 г.). Формирование восточного края

древней Руси. Распространение христианской веры на присоединённых землях, строительство церкви в Суздале, Владимире,  на берегах Нерли. Постоянное посягательство на чужие земли, за что получил прозвище Долгорукий. Установление в княжестве ограниченной монархии. Политическая структура   Владимиро  – Суздальского княжества.

     Андрей Юрьевич Боголюбский (не ранее 1100 – 1174 г.г.) Сын Юрия Долгорукого помогал отцу в борьбе за Киев. С1149 г. был князем в Вышгороде, Турове. Бегство в Суздаль. Легенда об иконе Богоматери. Вступление на престол отца. (1157 г.) Перенос столицы Ростово – Суздальской земли в г. Владимир. Личные качества Андрея Боголюбского . Он первый правитель на Руси отменивший в своём княжестве удельную систему.  (не раздавал городов ни сыновьям, ни братьям). Строительство Успенского собора во Владимире, построение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева в 1169 г. и перенесение религиозного центра из Киева во Владимир. Киев навсегда утратил

значение столицы Руси. Обстоятельства смерти великого князя Владимирского Андрея Боголюбского. Кононизация.  

6

 

   Всеволод Большое Гнездо (Всеволод - III Юрьевич)  - (1154 – 1212 г.г.). Личные качества князя: умён, благоразумен, осторожный политик, целеустремлён в увеличении своих земель, строго соблюдал правосудие.  Военные походы Всеволода – III Большое Гнездо. Битва с Мстиславом ( 27 июня 1176 г.), походы на Булгар (1184, 1186 г.г.).

       Александр Невский (1220 или 1221 -1263 г.г.) Князь Новгородский в 1236 – 1251 г.г., князь Тверской  в 1247 – 1252 г.г., Великий князь Владимирский с 1252 г. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Республиканская форма политического устройства  Великого Новгорода и роль князя в нём.  Защитник независимости Новгородской республики. Победа   над шведами в Невской битве(1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена («Ледовое побоище» 1242 г.). Обезопасил границы Западной Руси. Личные качества Александра Невского: смелый, решительный, талантливый военный стратег и осторожный дипломат. Умелой политикой ослабил тяготы монголо- – татарского ига. Канонизирован русской православной церковью за защиту православной веры и Отечества.  

      Евпатий Коловорат – полулегендарный богатырь, рязанский боярин. Зимой 1237 г. с ополчением в 1700 человек нанес поражение завоевателям монголам. Описание подвигов в «Повести о разорении Рязани Батыем». Погиб в бою.

     Глава III. Объединение Руси вокруг Москвы. – 5 ч.

     Иван I Калита. (до 1296 – 1340 г.г.) Великий князь Московский (с 1325 г.), великий князь Владимирский (1328 – 1332 г.г). Сын князя Данилы Александровича. Заложил основы политического и экономического могущества Московского княжества. Собиратель земель русских. Методы присоединения земель к Московскому княжеству и переносу автокефальной церкви из Владимира в Москву. Личные качества Ивана Колиты: умный, бережливый, расчётливый. В 1332 г. присоединил к Москве основную территорию Владимирского Великого княжества. Строительство дубового Московского Кремля. Дмитрий Донской (1350 – 1389 г.г.). Сын Великого князя  Ивана – II – Красного. Детство. Вступление на великокняжеский престол  в Москве ( 1359 г ). Женитьба. Строительство белокаменного Кремля. (1367 г.).  Борьба с Ордой: битва на реках Пьяне, Воже (1378 г.) в верховьях Дона. Куликовская Битва (1380 г.). Набег Тахтомыша и покорность Москвы. Личные качества князя: талантливый полководец и организатор вооружённой борьбы, смелый, решительный, целеустремлённый. Первый русский князь  передавший великое княжение без санкции хана Золотой Орды своему сыну Василию – I. Канонизирован Русской православной церковью.

     Иван – III (1440 – 1505 г.г.), великий князь Всея Руси (с1462 г.). Сын Василия – II. Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Вторичная женитьба (на Софье Полеолог). Развитие культуры. Стояние на реке Угре и свержение Ордынского ига (1480 г.).Войны с Литвой и присоединение к Московскому государству веховских княжеств и земель с городами Чернигов, Новгород – Северский. Судебник 1497 г. Укрепление международного авторитета русского государства.

     Роль церковных иерархов в объединении Руси в XIV – XV в.в. Власть и церковь на Руси. Митрополит Пётр  ( ? – 1336 г.) Превращение Москвы в религиозный центр: отношения с Иваном

Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание.

     Митрополит Алексий (1293 ? -1378 г.г.). Крестник Ивана Калиты и крёстный отец Дмитрия Донского. Отношения с Ордой.  Две поездки в Орду ( первый раз для лечения молитвой жены Джанибека; второй раз – спасти от разорительного набега русские княжества). Привилегии церкви. Основание Чудова Монастыря. Канонизация.  

     Сергий Радонежский и Андрей Рублёв – выразители идей объединения Руси.  Сергий Радонежский  (около 1321  - 1392гг) в миру Варфоломей. Сын Ростовских бояр Кирилла и Марии, переехавших ближе к Москве в селение Радонеж.  Детство. Уход с братом в глухой лес под Радонежем. Основание Троицкой церкви. Отношения с митрополитом Алексием и Дмитрием Донским. Стремление расширить, на Руси Почитание Троицы (как символа единства русской земли). Идеиный вдохновитель  объединительной  национальной политики князя Дмитрия

7

Донского. Монахи  Троицко – Сергиева монастыря Ослябя Родион  и Пересвет Александр – герои Куликовской битвы. Андрей Рублёв  (около 1360/1370 – 1430 г.г.) монах  Троицко – Сергиева монастыря, затем Спасо – Андронникова монастыря. Мастер московской школы живописи. Участие в росписи  Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. Икона «Троица». Решение Стоглавого собора  русской православной церкви  1551 г.

Династическая борьба: Князь Василий II – Тёмный (1415 – 1462 г.г.)  Сын  Василия I. Великий князь Московский, одержал победу в войне с удельными князьями (1425 – 1453 г.г.) Юрий Дмитриевич Галицкий (1374 – 14 34 г.г.), князь Звенигородский и Галиче – Костромских земель с 1389 г. . Сын Дмитрия Донского. С 1425 г. вступил в борьбу  с Василием II – Тёмным. Дважды захватывал великокняжеский престол  в 1433г. и в 1434 г.

     Василий Косой ( ? – 1448 г.) удельный князь Звенигородский, вместе с братом Дмитрием Шемякой пытался захватить власть в Москве,  но был побеждён и ослеплён.

     Дмитрий Шемяка (1420 – 1453 г.г.) Князь Галича и Костромских земель. Сын Юрия Дмитриевича  Галицкого. Активный участник междоусобной войны. В 1446 г. взял в плен  и ослепил Василия II- Тёмного. Правил в Москве (в 1446 – 1447 г.г.). Изгнан из Москвы и Галича.  Был отравлен в Новгороде.

        Глава IV. Россия в  XIV веке. – 5 ч.

     Иван IV Грозный   (1530 -1584 г.г.) Великий князь всея Руси (с1533 г.)., и первый русский царь (с 1547 г.). Сын Великого князя Василия – III. Детство, отрочество, юность, - оказавшие влияние на формирование личности. Избранная рада, её сущность, причины создания, лидеры: А.Ф. Адашев (1530 – 1560г.г.), происхождение. Спальник великого князя, член Ближней думы и  Избранной Рады, по факту неофициальный правитель России. Ведение архива князя, хранитель печати, руководство составлением «Государева родословца». Руководил внутренней и внешней политикой. Воевода в Ливонской войне. Опала и казнь.

     Сильвестр (   ? – 1566 г.г.), священник Благовещенского собора в Москве. Духовник Ивана IV , с 1547 г. оказывал большое влияние на него. Член Избранной Рады с 1560 г. был в опале, постригся в монахи. Писатель, собиратель книг, редактор «Домостроя», автор посланий в которых трактовал вопросы прав и обязанностей государя, светсих и церковных деятелей с позиций близких нестя-жателям.

     Андрей Курбский (1528 – 1583 г.г.), князь, боярин, политический деятель, писатель, переводчик. Участник Казанских походов, член Избранной Рады, воевода в Ливонской войне. Опасаясь опалы бежал в Литву (в 1564 г.) Участвовал в войне с Россией. Написал мемуарный памфлет «История о Великом князе Московском» (1573 г.) и 3 обличительных послания Ивану Грозному. Скуратов - Вельский Григорий Лукьянович (Малюта)  - ( ? – 1573 г.). Происхождение. Думный дворянин, приближённый Ивана Грозного. Опричник и глава опричного террора. Замужество дочерей. Гибель в сражении в Ливонии. Филипп Колычёв (в миру Фёдор Степанович Колычёв) (1507 – 1569 г.г), Митрополит Московский и всея Руси в 1566 – 1568 г.г. Детство, юность.  Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря, митрополит: борьба с опричниной, публичное выступление перед Иваном Грозным с осуждением опричных казней. Суд. Заключение в Отрог – Успенский монастырь. Гибель. Канонизация.   Суд над Иваном Грозным. Опричнина – трагедия                    

России XV века. Начало освоения Сибири. Строгоновы - крупнейшие купцы 16 века. Происходят из поморских предприимчивых  крестьян. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Тёмного. Аника Фёдорович (1497 – 1570 г.г.) занимался солеварением и торговлей. Царское разрешение на освоение  районов Урала и Сибири. Серебрянные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири. Колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии Строгоновых. Организация походов Ермака.

     Ермак Тимофеевич  (между 1532 и 1542 - 1585 г.г.) казачий атаман. Версии происхождения. Конец 70-х или начало 1580-х годов выступление походом в Сибирь и начало её освоения. Вёл борьбу с Сибирским ханом. Погиб в бою с ханом Кучумом.  

        Глава  V. Россия периода Смуты.  – 4 ч.           

     Борис Годунов – (около 1552 – 1605 г.г.) сын боярина Фёдора Ивановича Годунова. Первый

8

избранный Земским собором русский царь. С 1578 г. боярин, с 1584 г. конюший и глава Земского приказа. Шурин царя Фёдора Ивановича  и фактический правитель государства. Личные качества: умный, осторожный, целеустремлённый. Проводил политику  укрепления самодержавия         и усиле-ния крепостной зависимости крестьян. Учреждение патриаршества (1589 г.). Ведение церковного и

каменного строительства.          Развитие торговли. Попытка сближения с Европой. Голод (1601 – 1603 г.г.). Смерть младшего сына Ивана Грозного Дмитрия Ивановича в его уделе Угличе. Углическое дело. Скоропостижная смерть Бориса Годунова в разгар борьбы с Лжедмитрием I (1580 – 1606 г.г.)- Юрий (Григорий) Отрепьев.  Монах Чудова монастыря в Москве. Самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Происхождение. Юрий Богданович Отрепьев (в монашестве Григорий)родом из мелкопоместных галицких дворян. Около 1600 – 1601 г.г. бежал в Польшу. Объявил себя наследником Русского престола царевичем Дмитрием, тайно перешел в католичество. Соглашение с Польскими магнатами.  В 1604 г. с польско – литовскими отрядами двинулся на Москву. Был поддержан частью горожан, крестьян и казаков. В июле 1605 г., после смерти царя Бориса Годунова и убийства его сына Фёдора вступил в Москву и венчался на царство. Заговор и убийство Лжедмитрия I.        

     Шуйский Василий Иванович (1552 – 1612 г.г.), с 1606 – 1610 г.г. – царь. Происхождение. Из рода князей и бояр         Нижегородско – Суздальских князей (от ветви сына Александра Невского – Андрея) . Сын князя  Ивана Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию против царя Бориса Годунова, поддержал царя  Лжедмитрия I, затем организовал заговор против него. «Выкрикнут царём». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. Болотникова и с Лжедмитрием II. Организация обороны против войск Польши. Заключение союза со Швецией, приведший к захвату шведами Пскова и Новгорода. Последствия правления. Свержение, постриг в монахи и выдача его полякам. Умер в польском плену.

     Патриоты периода смуты: патриарх Гермоген (1530 – 1612 г.г.) С декабря 1610 г. рассылал по городам и церквям грамоты с призывом к изгнанию из Москвы захватчиков Поляков. Схвачен и заключён в Чудов монастырь в Кремле. Умер от голода. Канонизирован.  

     Кузьма Минин ( ? – 1616 г.г.). Версия о происхождении. Земский староста. Инициатор и один из руководителей Второго ополчения (1611 – 1612 г.г.). Личные качества: решительный храбрый, целеустремлённый,         патриот.  С 1612 -1613 г.г член Земского правительства («Совет всей земли»). В 1613г. пожалован в дворяне и вошёл в состав Боярской думы.

     Пожарский Дмитрий Михайлович (1578 – 1642 г.г.) князь, военный деятель,  боярин (с1613 г.), С1610 г.- воевода в Зарайске. Участник Первого ополчения – 1611 г. один из руководителей Второго ополчения 1611 – 1612 г.г. и земского правительства. Участник отражения похода войск пльского королевича Владислава к Москве. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судебного приказов.

     Иван Сусанин ( ? – 1613 г.г.). Происхождение. Крестьянин Костромского уезда. Спасая царя Михаила Фёдоровича Романова завёл польский отряд в непроходимое лесное болото, где принял мученскую смерть  от захватчиков. Полулегендарный герой Отечества и его  роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной культуре России.

    Глава VI. Россия в XVII веке  - 5 ч.          

     Первые Романовы на Российском престоле. Михаил Фёдорович (1596 – 1645 г.г.). Происхож-дение. Избран Земским собором. Сын Филарета и Шесковой К.И. (Марфы). Ликвидация последствий Смуты. Налаживание дипломатических отношений с прежними противниками (Столбовской мир 1617 г со Швецией, Деулинский договор 1618 г. с Польшей) Улучшение организации войска (Новый устав, полки иноземного строя). Продолжение освоения Поволжья и Сибири.   Смоленская война (1632 – 1634 г.г.)

     Алексей Михайлович (1629 – 1676 г.г.)Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

     Церковный раскол. Никон (в миру Никон Минов), (1605 – 1681 г.г.) Патриарх Московский и всея Руси (1652 – 1667 г.г.). Происхождение. Женитьба. Пост священника в с. Колечеве. Постриг. Кожеозёрский игумен. Встреча с Алексем Михайловичем. Архимандрит. «Ревнители благочестия».

9

Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона.

     Аввакум Петров (1620 – 1682 г.г.), глава старообрядчества и идеолог раскола, протопоп, нестяжатель.  Член кружка «Ревнители благочестия» (в 1646 – 1647 г.г.). в 1653 г. выступил против

реформ патриарха Никона. Сослан с семьёй в Сибирь. По возращению в Москву продолжил борьбу с официальной церковью. Ссылка в Пустозёрск. Земляная тюрьма. По приговору церковного суда сожжён в срубе . Автор свыше 100 литературных произведений. И автобиографического «Жития».

     Феодосия Прокопьевна Морозова (в иночестве Феодора) (1632 – 1675 г.г.) Происхождение. Боярыня, активный деятель старообрядчества. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твёрдость в вере. С 1671 г. содержалась под стражей. Умерла от голода в земляной тюрьме в Боровске. «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова.

     Предтеча преобразователя: Афанасий Лаврентивич Ордин – Нащокин (около 1605 – 1680 г.г.). Государственный и военный деятель, барин (1667 г.). Дипломат (Валиесарский договор 1638 г.          со Швецией, Андрусовское перемирие 1667 г.) Глава Посольского приказа  (в 1667 – 1671 г.г.). Выступал за поиски путей выхода к Балтийскому морю и отражения Турецкой агрессии. Руководство в составлении Новгородского устава 1667 г. устройство почтового сообщения между Москвой, Ригой, Вильно и инициатор составления газеты «Куранты». Постриг в монахи (в 1672 г.)

     Голицын Василий Васильевич (1643 – 1714 г.г.), князь, боярин, фаворит царевны Софьи Алексеевны. Заключение «Вечного мира» с Польшей (1686 г.)Участник Чигиринских 1677 – 1678 г.г., Крымские походы (1687, 1689 г.г.). Ссылка в Архангельский край.    

        Глава VII. Россия в XVIII веке. – 5 ч.

     Пётр – I (1672 – 1725 г.г.) – Первый Российский император  с 1721 г. Детство, отрочество, юность. Предпосылки реформ. Правление царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689 г.г.). Причины борьбы за престол (1670 – 1680 г.г.). Стрелецкий бунт 1698 г. Подавление и свержение царевны Софьи Алексеевны, постриг в монахини, заключение в Новодевичьем монастыре. Начало самостоятельного правления Петра – I. Формирование круга соратников.  Значение поездки Петра –I за границу в составе великого посольства. Первые преобразования. Причины преобразования всех сторон жизни российского общества. Азовские походы (1695 – 1711 г.г.) Закрепление России на побережье  Азовского моря. Создание регулярной армии, новая система её комплектования, рекрутские наборы. Реформы. Использование Западноевропейского опыта в развитии промышленности, торговли, культуры, просвещении, строительстве флота. Изменение положения дворян. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного и местного управления: образование губерний. Борьба за выход в Балтийское море. Становление абсолютной монархии. Провозглашение Петра –I императором. Точки зрения современников и историков на реформы Петра –I.

     Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки переворотов, условия и причины событий. Первые приемники Петра –I (Екатерина-I, Пётр – II), борьба за власть.

     Анна Иоанновна (1693 – 1740 г.г.). Императрица с 1730 г.  Происхождение: из династии

Романовых, дочь брата Петра Ивана – V. Герцогиня Курляндская (с 1700 г.).  Возведена на престол Верховным тайным советом. «Затейка» Верховного совета с целью ограничения самодержавной власти в пользу олигархии. Правление Анны Иоанновны сущность содержания бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны  (1709 – 1761 г.г.) . Императрица  с 1741 г., дочь Петра –I и Екатерины – I. Возведена на престол гвардией. Фавориты императрицы. Внутренняя политика: стабильная, плодотворная с тенденцией к реформам в духе «просвещённого абсолютизма». Создание уложенной комиссии. Разработка реформ: секуляризация церковных земель, законодательное оформление привилегий дворянства . Успехи в развитии хозяйства, культуры, отмена внутренних таможен, усиление крепостничества. Во внешней политике, которой способствовали деятельность М.В. Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых, А.П. Бестужева – Рюмина  и др.

     Правление Петра –III (1728 – 1762 г.г.). Император (с 1761 г.). Происхождение: немецкий принц  

10

Карл Пётр Ульрих, внук Петра –I, сын герцога голштейн – готторпского Карла Фридриха и Анны

Петровны. В России с 1742 г. Поклонник Фридриха-II. Причины недовольства в войсках   Петром – III (Петербургский мир  с Пруссией 1762 г., введение в армии прусских порядков). Указ о вольности

дворян 1762 г., ликвидация Тайной канцелярии и др. Свержение организованое его женой Екатериной. Гибель. Под именем Петра- III выступали   многие самозванцы.

      Екатерина II – Великая  (1729 – 1796 г.г.) императрица (с 1762 г.). Происхождение: Немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт – Цербская. В России с 1745 г. Жена Петра- III. Свержение супруга с престола (1762 г.) с опорой на гвардию. Внутренняя политика: реорганизация Сената (1763 г.), секуляризация церковных земель (1763 – 1764 г.г.). Упразднение гетманства в Украине (1764 г.). Учреждение для управления губерниями (1775 г.) Жалованная грамота дворянству (1785 г.). и Жалованная грамота городам (1775 г.) и др. Итоги внутренней политики Екатерины – II. Просвещённый абсолютизм. Итоги внешней политики: в результате русско – турецких войн (1768 – 1774, 1787 – 1791 г.г.) Россия закрепилась на Чёрном море, присоединились Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье.  Приняла под Российское подданство Восточную Грузию.

     Бунташный - 17 век. Мощные крестьянско – казацкие восстания с конца XVI – в первой половине XVII в.в. Причины. Злоупотребления поляков. Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович    (около 1595 – 1657 г.г.), государственный и военный деятель, гетман Украины. Руководитель освободительной войны  на Украине (1648 – 1654 г.г.). Происхождение: выходец из семьи мелких украинских дворян (шляхты). Притеснения со стороны соседей - польских панов, убийство сына, побег Б. Хмельницкого в Запорожскую Сечь. Избрание казацким гетманом. Формирование казацкого войска, союз с Крымским ханом против поляков. Победы Хмельницкого под Жёлтыми водами, Корсунем, Половцами. Расширение восстания на территорию всей Украины. Хмельницкий гетман Украины. Предательство Крымского хана. Невыгодный для Украины мир. Возобновление боевых действий. Обращение Б. Хмельницкого к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину под власть России (1648 г.). Земской собор (1653 г.) принял положительное решение. Хмельницкий - глава Переяславской Рады, провозгласившей соединение Украины с Россией с сохранением права на самоуправление.

     Разин Степан Тимофеевич (около 1730 – 1771 г.г), донской казак, предводитель восстания   1770 – 1771 г.г. . В 1762  - 1763 г.г. – донской атаман, воевавший с крымскими татарами и турками. 1767 г.  совершил поход на Волгу и Яик, в 1768 – 1769 г.г. – поход по каспийскому морю  в Персию. Весной 1770 г. – возглавил антиправительственное выступление казаков и крестьян. «Прелестные грамоты». Расширение восстания. Взятие Астрахани, Саратова, Самары и т. д. Сражение за Симбирск. Поражение повстанцев. Раненого Разина сподвижники увезли на Дон. Выдача казацкой верхушкой Разина царскому правительству. Казнь. Причины восстания и поражения его.  Личность С.Т. Разина и его роль в истории.           

Тематическое планирование.

занятия

Тема.

Количество

часов

1

 Роль личности в обществе.

1

2

Глава I. Древняя Русь.

5

3

Глава II. Русь удельная.

4

4

Глава III. Объединение Руси вокруг Москвы.

5

5

Глава IV. Россия в XIV веке.

5

6

Глава V. Россия периода Смуты.

4

7

Глава VI. Россия в XVII веке.

4

8

 Глава VII. Россия в XVIII веке.

5

 

Итого :

33

11

Календарно – тематическое планирование

 

п/п

Название раздела, тема урока.

К-во

часов.

Дата проведения.

По плану.

По факту

1

2

3

4

5

1

Роль личности в обществе.

1

1.09.22 -2.09.22

Глава I. Древняя Русь.

5

2

Реформаторы древней Руси: княгиня Ольга, Владимир-I – Красное Солнышко.

1

5.09.22 -9.09.22

3

Защитники Отечества.

1

12.09.2022

16.0.92022

4

Защитники Отечества.

1

19.09.22 -23.09.22

5

Законодатели Древней Руси: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

1

26.09.22 -30.09.22

6

Носители идеалов православия: княгиня Ольга, Владимир-I, Нестр –летописец.

1

10.10.22

14.10.22

Глава II. Русь удельная.

4

7

Обособление Северо – Восточной Руси. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский,  Всеволод Большое Гнездо.

1

17.10.22

21.10.22

8

Александр Невский – политик и военачальник.

1

24.10.22

28.10.22

9

Оборона Рязани. Рязанский боярин. Евпатий Коловрат.

1

31.10.22

4.11.22

10

Практикум: «Герои борьбы с западной экспансией и ордынским игом».

1

7.11.22

11.11.22

Глава III. Объединение Руси вокруг Москвы.

5

11

Деятели Руси XIV – XV в.в. Иоан Калита.

1

24.11.22

18.11.22

12

Дмитрий Донской.

1

28.11.22

2.12.22

13

Сергий Радонежский и Сергей Рублёв – выразители идей  объединения Руси.

1

5.12.22

9.12.22

14

Династическая борьба: Василий – II – Тёмный Юрий Галицкий, Василий Косой, Дмитрий Шемяка.

1

12.12.22

16.12.22

15

Иван – III государь всея Руси (1440 – 1505 г.г.).

1

19.12.22

23.12.22

Глава IV. Россия в XIV веке.

5

16

Иван – IV – Грозный: детство, отрочество, формирование личности.

1

26.12.22

30.12.22

17

Избранная рада, её суть, причины создания. Лидеры: Адашев Д.Ф., Сильвестр,  А.М. Курбский.

1

9.01.23

13.01.23

18

Опричники и жертвы.

1

16.01.23

20.01.23

19

 Начало освоения Сибири: Ермак Тимофеевич.

1

23.01.23

27.01.23

20

Суд над Иваном Грозным.

1

30.01.23

3.02.23

Глава V. Россия периода Смуты.

4

21

Борис Годунов – первый избранный царь.

1

6.02.23

10.02.23

12

1

2

3

4

5

22

Гибель царевича Дмитрия. Григорий Отрепьев (Лжедмитрий –I).

1

13.02.23

17.02.23

23

К. Минин и Д. Пожарский – патриоты и освободители Руси.

1

27.02.22

3.03.22

24

 Иван Сусанин и легенда о подвиге.

1

6.03.23

10.03.23

Глава VI. Россия в XVII веке.

4

25

Первые Романовы на Российском престоле.

1

13.03.23

17.03.23

26

Михаил Фёдорович (1596 – 1645 г.г.). Александр Михайлович (1629 – 1676 г.г.)

1

20.03.23

24.03.23

27

Церковный раскол. Патриарх Никон и Аввакум. Борьба с реформой Никона. Боярыня Морозова.  

1

27.03.23

31.03.23

28

«Предтеча преобразователя» А.Л. Ордин – Нащокин, В. В. Голицин.

1

10.04.23

14.04.23

Глава VII. Россия в XVIII веке.

5

29-30

Пётр – I. Детство, отрочество, юность. Предпосылки реформ. особенности реформ и сущность  Меньшиков А. Д.. Историки и современники о петровских преобразованиях.  

2

17.04.23

21.04.23

24.04.2023

28.04.2023

31-32

Эпоха дворцовых переворотов: Екатерина – I, Пётр – II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Пётр – III.

2

1.05.2023

5.05.2023

8.05.2023

12.05.2023

33

Екатерина – II и просвещённый абсолютизм. Внутренняя и внешняя политика императрицы. Бунташный век: Богдан Хмельницкий,  Степан Разин.

1

15.05.2023

19.05.2023

 

Итого:

33

                

РАССМОТРЕНА   ______________

Протокол заседания методического        

объединения  

от  _____________ 2022 г. №_____

                 «СОГЛАСОВАНА»  

    Руководитель методического совета

    ______________ С.В. Мозжухина

   « __» ____________ 2022 г.

13

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

                       Предмет: «Россия в мире».

                       Класс: 11 «С»

                      Учитель: Маруфи Д.В.

                      2022-2023 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

 

Итого:

14



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное   учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 1 г. Талдома

                                                        «Утверждаю»

                                                                Директор

                                                         МОУ СОШ № 1 г. Талдома

                                                                        __________С. В. Ворыханов

                                                                                                                 «31» Августа 2022 г.                

                                                                

АННОТАЦИЯ

 К РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ ПО

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РОССИЯ В МИРЕ »

11 «С» класс.

Составитель:

Маруфи Денис Вячеславович,

учитель первой квалификационной категории

                             

2022

Аннотация.

             Рабочая программа «Россия в мире» для 11 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

     Рабочая программа составлена с использованием  следующих нормативно – правовых и инструктивно – методических документов:

   • Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в  Российской

     Федерации»;

   • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации за период до 2025 года».  

       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996 – р.;

   • Примерная    основная    образовательная   программа   основного   общего  образования (одобрена

     решением Совета  от 8 апреля 2015 г., Протокол № 1\ 15.);

   • Письмо Министерства   Р.Ф.  от 12,05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной

     деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего

     образования»;

   • Письмо  М. О. и  науки  от   14.12.2015 г.  № 09-3564  «О  внеурочной  деятельности  и реализации

     дополнительных общеобразовательных программ»;

   • Методические   рекомендации   по  уточнению  понятия  и содержания внеурочной деятельности

     в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной  

     деятельности Письмо Министерства Образования и науки Р.Ф.  от 18.08.2017 г. № 09-1672.;

   • Концепция   Национальной  программы   поддержки  детского и юношеского чтения в

      Российской Федерации. Утверждена распоряжением правительства Р.Ф. от 03.06.2017 г. №  

      1155-р;

   • Государственная   программа  «Патриотического  воспитания граждан Российской Федерации  

     на 2006 – 2010 г.», утверждена постановлением Правительства Р.Ф. от 11.07.2005 г. № 42;

   • Основная    образовательная   программа   общего  образования   МОУ  СОШ № 1  г.  Талдома,  

      на   2019 – 2024 г.г.

   • Учебный план МОУ СОШ № 1 г. Талдома на 2022 – 2023 учебный год.

      При составлении данной рабочей программы использовались следующие авторские работы:

   • Стрелкова О.Ю., Вяземский Е.Е., «История России: программа общеобразовательных

      учреждений., М., «Русское слово», 2017 г.;

   •  Стрелкова О. Ю., Вяземский Е. Е., «История  после  звонка», пособие., «Внеурочная  

       деятельность учащихся»., М., «Русское слово», 2017 г.;

   • Кочергина Л.А., «История, обществознание 5 – 11 классы», внеклассные мероприятия. Пособие  

      по внеклассной работе в школе., Волгоград, «Учитель», 2017 г.

Цели и задачи программы.

   • более глубокое   ознакомление    с жизнью  и   деятельностью  ключевых  исторических персон

      Отечества;

   • развитие исторического мышления на базе материала курса;

   • формирование у ребят понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного

      развития России;

   • воспитание    современного    сознания   и   развитие   самостоятельного   персонифицированного

     мышления;

   • формирование    исторической    грамотности,   умение давать собственную оценку исторической

     личности и различным историческим версиям;

   • развитие умений разграничивать процесс познания и процесс нравственной оценки деяний,

     поступков людей;  

   • повышение интереса к истории и её закономерностям;

   • формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глу-

      бокого осмысления исторической действительности;

  2

 • умение самостоятельно приобретать знания и пременять на практике в ходе занятий, для опре-

     деления собственной позиции, для решения познавательных и практических задач;

   • воспитание патриотизма, гражданственности и социальной ответственности;

   • способствовать восприятию  уважения к Отечественной истории через уважение к заслугам

     отдельных исторических личностей;

   • способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой в

      ходе подготовки выступлений на семинарах,  ведение дискуссий, поиска и обработки информа-

      ции;

   • формирование умений определять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных истори-

     ческих лиц;

   • формирование и развитие коммуникативных навыков, способствующих умению работать в  

      группе.  

 Место учебного предмета  в учебном плане.

 

     На изучение курса «Россия в мире» 11 «С» отводится  1 час в неделю, итого 33 часа  за учебный год  согласно  учебному плану  МОУ СОШ № 1 г. Талдома.

Тематическое планирование.

        Роль личности в обществе.                                                       1 ч.

        Древняя Русь.                                                                             5 ч.

        Русь удельная.                                                                            4 ч.

        Объединение Руси вокруг Москвы.                                         5 ч.

        Россия в XIV веке.                                                                     5 ч.

        Россия периода Смуты.                                                             4 ч.

        Россия в XVII веке.                                                                   4 ч.

        Россия в XVIII веке.                                                                  5 ч.

          Итого : 33 ч.

 

 

 

 

 

 

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 5 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 6 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во  второй половине д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 10 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »10 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 8 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»8 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 7 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »7 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 5 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»5 «С» класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности Россия в мире 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности Россия в мире 5 класс...