Деловая игра
методическая разработка по экологии (9 класс)

Анискина Елена

ДЕЛОВАЯ ИГРА.

Размещение предприятий на территории Западно-Сибирского региона

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА.

Размещение предприятий на территории Западно-Сибирского региона.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний .

Актуальность: Учитывая огромные территории Западно-Сибирского региона, запасы природных ресурсов, климатические условия выяснить стоит ли строоть предприятия и какие.

Цели урока:

1) Обобщить знания учащихся полученные на предыдущих уроках географии, экологии, химии.

2) Формировать собственную позицию в отстаивании проекта данного предприятия.

3) Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Оборудование:

1) Физическая карта России;

2) Атласы;

3) Слайды: "Вот оно и пришло время деловых людей", "Экономика должна быть экологичной. Экология - экономичной" и др.

4) Визитки участников игры;

5) таблички на столах участников;

 определение целей игры, обсуждение сюжета игры, распределение ролей до игры. В ИГРЕ: представление участников, задачи игры, ход игры.

II ЭТАП — введение в игру, аукцион.

III ЭТАП — погружение в игру.

IV ЭТАП - обсуждение вопроса о размещении предприятий; оценка работы групп.

V ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ, подведение итогов.

В ИГРЕ УЧАСТВУЮТ.

Введение в игру.

1. ГРУППА БИЗНЕСМЕНОВ - покупает, а затем размещает на предложенной территории предприятия.

2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ - контролирует и оценивает рациональность размещения предприятий с учетом факторов размещения.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ - контролирует размещение предприятий с учетом экологических норм и законов.

4. ЖУРНАЛИСТЫ получают задание написать очерк или статьи в газету о работе всех групп. Особенно освещают работу бизнесменов. Газету выпускают во время игры.

5. ГРУППА БИРЖЕВЫХ АГЕНТОВ - проводят аукцион по продаже проектов бизнесменам. После аукциона эта группа подключается к работе экономико-географической комиссии в качестве консультантов.

6. ПРОЕКТИРОВЩИК - составляет полную характеристику территории, на которой будут размещены предприятия.

7. ГУБЕРНАТОР РАЙОНА - следит за ходом аукциона и игры, может задавать вопросы всем играющим, обладает решающим голосом в спорных вопросах.

  1. ОЦЕНОЧНАЯ КОМИССИЯ - (учителя, гости) может задавать вопросы в ходе игры, в конце игры дает оценку работы групп.

 Игру начинает учитель: представляет участников игры и знакомит учащихся с заданиями игры.

Задачи:

1) Купить на аукционе проекты одного или нескольких предприятий.

2) Разместить их на предложенной местности.

3) Оценить их размещение.

4) Выпустить газету по итогам игры.

Итак, мы начинаем игру, слово биржевым агентам.

Погружение в игру.

АУКЦИОН.

Аукцион ведут два биржевых агента, они оглашают правила аукциона.

1) На аукцион представлены проекты 9 предприятий.

2) Туристическая база.

3) Завод по производству оргтехники и ЭВМ.

4) Завод по производству удобрений и химических веществ из торфа.

5) Текстильная фабрика.

6) Фабрика по производству бумаги.

7) Производство мягких игрушек.

8) Автозавод.

9) Сахарная фабрика.

10) Завод по выплавке алюминия.

11) Проект предприятия считается купленным, если на вопрос биржевого агента дан четкий и правильный ответ.

12) Если несколько бизнесменов желают купить одно предприятие, им будет предложено несколько вопросов. Побеждает тот, кто даст наибольшее количество правильных ответов.

13) В случае если проект не заинтересовал бизнесменов, лот снимается с продаж.

ВОПРОСЫ:

1) Что называется специализацией? Какие виды специализации вы знаете? Приведите примеры.

2) Что называется кооперированием? Приведите примеры кооперации.

3) Каково значение машиностроительного комплекса в народном хозяйстве?

4) Назовите основные стадии металлургического производства.

5) Объясните особенности размещения цветной металлургии.

6) Назвать состав химической промышленности.

7) Какова роль химической промышленности в народном хозяйстве страны?

8) Какие ресурсы называются рекреационными? Приведите примеры.

9) Особенности и состав текстильной промышленности.

10) Дайте определение понятия агропромышленный комплекс. Каков состав АПК?

11) Дайте краткую характеристику сахарной промышленности России.

12) Назвать состав лесной промышленности.

13) Проблемы лесной промышленности.

14) Продемонстрировать на карте размещение лесной промышленности.

15) Что еще можно получать из древесины кроме пиломатериалов?

16) Дайте характеристику минеральных удобрений. Каково их хозяйственное значение?

Аукцион закончен. Предприятия куплены. Мы поздравляем бизнесменов с удачным приобретением и желаем им рационально разместить предприятия на территории Западной Сибири.

Бизнесмены. Обдумывают и размещают купленные предприятия на местности. Обосновывают размещение, учитывая следующие факторы:

1) откуда будет поступать сырье и электроэнергия;

2) транспортная обеспеченность;

3) наличие трудовых ресурсов;

4) сбыт готовой продукции;

Экономико-географы и экологи:

Знакомятся с местом размещения будущих предприятий. Готовят вопросы для бизнесменов. Отвечают на вопросы журналистов.

Журналисты:

Задают вопросы бизнесменам, экологам, экономико-географам. Получают консультацию по данной местности и ее особенностям у проектировщика. Делают пометки к будущим статьям.

Рекламный агент:

По заказам бизнесменам готовят рекламу будущего предприятия.

 ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСА О РАЗМЕЩЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Проектировщик дает полную характеристику территории, на которой будут размещены предприятия. По результатам аукциона были куплены следующие предприятия.

Бизнесмен №1(Ф.И.О) купил пакет документов для размещения целлюлозно-бумажной фабрики. "Я решил открыть ЦБФ потому, что Россия и Сибирь испытывает недостаток в качественной бумаге. Небольшая фабрика будет располагаться в районе Горно-Алтайска потому, что здесь протекает чистая горная речка Катунь. Земли гористой местности мало используются в сельском хозяйстве и поэтому они не столь дорогие. Здесь имеется много котловин и расщелин, которые можно запрудить и использовать как отстойники. Поскольку Горно-Алтайск республиканский центр, его обеспеченность транспортом и квалифицированными кадрами довольно хорошая. Моя фабрика небольшая, на ней будут использоваться современные финские технологии. Сырьем для производства бумаги будут урбанизированные тополя, которые, достигнув, сорока лет, больше загрязняют город пухом, а пользы приносят все меньше и меньше. Вырубая старые тополя, я буду заказывать в горзеленхозе посадку новых тополей, которые вырастут через несколько лет. Древесина будет поступать из соседних городов Новосибирск, Томск, Кемерово, Бийск, Омск и др.

ЭКОЛОГ.

1) Какого типа очистные сооружения вы построите?

2) Как вы будете использовать ил из отстойников?

3) Насколько экологична будет продукция вашей фабрики?

Бизнесмен.(примерный ответ)

После промывки целлюлозы вода будет отстаиваться в отстойниках, а ил использоваться в сельском хозяйстве как удобрение. Таким образом, я получаю качественную и экологически чистую бумагу, не загрязняю окружающую среду.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФ(примерный ответ)

Вы ничего не сказали об электроэнергии.

Бизнесмен.

Электроэнергию моя фабрика будет получать из центральной государственной сети.

КОМИССИЯ дает разрешение на размещение целлюлозно-бумажной фабрики.

Бизнесмен№2 (Ф.И.О) купил пакет документов для размещения завода по производству оргтехники и ЭВМ.

Бизнесмен: "Свое производство я хочу разместить в городе Томске. Производство наукоемкое, а город Томск - это научный центр Сибири. Здесь в избытке высококвалифицированные трудовые ресурсы. Для повышения эффективности производства набор кадров будет организован на конкурсной основе. Производство будет специализироваться не на самом изготовлении ЭВМ, а на их сборке. Это будет выгоднее и дешевле. Компьютер будет собираться из импортных деталей ведущих заводов изготовителей. Корпус для монитора будет изготовлять по спецзаказу Томский нефтехимический комбинат.

ЭКОЛОГ.

Ваше предприятие опирается на пластик, но он не перерабатывается в природе. Как вы будете утилизировать его отходы?

Бизнесмен.

На моем производстве не будет отходов. Все детали ЭВМ будут собираться, как конструктор и тем самым мы не будем загрязнять окружающую среду.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФЫ.

Рынок Сибири насыщен импортной бытовой техникой и компьютерами. Как вы собираетесь конкурировать? Насколько качественна будет ваша продукция и доступна ли по цене?

Бизнесмен.

Конкурентно способная та продукция, которая хорошего качества и доступна по

цене. Так как поставки комплектующих деталей будут осуществляться напрямую с заводов изготовителей, без посредников, то наша техника по цене будет доступна для среднего покупателя. Есть специальная программа, на основе которой ЭВМ будут проходить тщательный контроль. И, конечно же, реклама сыграет свою роль в популяризации нашей техники.

КОМИССИЯ дает разрешение на размещение предприятия по производству оргтехники и ЭВМ.

Бизнесмен №3(Ф.И.О) купил пакет документов на размещение фабрики по производству мягких игрушек.

Бизнесмен: Завод по производству мягких игрушек будет размещен в г. Омске, т. к. так производят экологически чистый ворс и краски. Производство трудоемкое, но высокой квалификации не требует, поэтому работники будут набираться через службу занятости.

ЭКОЛОГ.

У Вас будет свой цех для производства красок или вы будете покупать готовые красители?

ЭКОЛОГ. Почему вы считаете, что ворс будет экологически чистым продуктом, ведь смолы, из которых производят ворс не такие уж безобидные?

Бизнесмен.

Аллергичность и токсичность используемого в производстве мягких игрушек ворса отслеживают службы СЭС и Минздрав. Безопасность для здоровья гарантирована.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФ.

Рынок насыщен иностранными яркими игрушками. Будут ли ваши игрушки конкурентноспособными?

Бизнесмен.

На рынке отсутствуют дешевые и качественные игрушки. Игрушки, которые привозят из Европы дорогие, а из стран Азии - дешевые и очень низкого качества. Мое производство будет базироваться на трех китах:

1) экологически чистое сырье;

2) доступные цены;

3) национальные традиции;

КОМИССИЯ дает разрешение на размещение завода по производству мягких игрушек в городе Омске.

Подведение итогов.

Итак, предприятия размещены, лицензии выданы. Необходимо подвести итоги.

Слово губернатору региона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »

Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"...

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...

Презентация .Деловая игра с педагогами "Подвижные игры в ДОУ"

Для проведении деловой игры были подобраны иллюстрации к подвижным играм, педагоги разделились на две команды и отвечали на вопросы , а на закрепление материала на методическом обьединении, педагоги п...

«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....