Главные вкладки

    Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"
    методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

    Юсупова Светлана Сергеевна

     

    Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 

    Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»

    Класс:10

    Форма проведения: деловая игра.

    Цели урока: 1.Познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг.

    2. Развивать устную и письменную связную речь. Развивать навык редактирования текста официально-делового стиля. Развитие языковой наблюдательности.

    3.Воспитывать гражданское самосознание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yusupova_1.rar244.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 28.01.2010г.

    Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»

    Класс:10

    Форма проведения: деловая игра.

    Тема урока: Азбука делового человека.

    Цели урока: 1.Познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг.

    2. Развивать устную и письменную связную речь. Развивать навык редактирования текста официально-делового стиля. Развитие языковой наблюдательности.

    3.Воспитывать гражданское самосознание.

     Оборудование: АРМ учителя, шаблоны документов.

    Ход урока

    Слайд 1(тема)

    1.Целеполагание. 

    Вы ученики 10 класса. Пройдет несколько лет, вы окончите учебные заведения. Больше не будет ни экзаменов, ни двоек, ни зачетов. Начинается новая жизнь – взрослая, самостоятельная. Вы окунетесь в эту жизнь и встретитесь с ''морем'' деловых бумаг. В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг.

    2. Тема, постановка целей.

    Тема нашего урока– « Азбука делового человека», на нем мы поучимся составлять деловые бумаги. Разделитесь, пожалуйста, на группы (по 5 человек); вам предстоит решать непростые задачи. Оценивать вас будут «эксперты взрослой жизни», наши гости

    3. Новый материал.

    1 задание – «Заявление».

    Представьте себе, что вы успешно окончили ВУЗ и решили начать трудовую жизнь: пошли наниматься на работу в престижную фирму. С какой первой деловой бумагой вы столкнетесь? Выберите правильный ответ (на экране):

     Слайд 2

    расписка, заявление, характеристика, протокол,

    доверенность, автобиография, резюме, удостоверение

    Правильный ответ: заявление. Ваша задача: написать заявление о приеме на работу одного человека (коллективно составляют заявление). Теперь ваши работы оценят наши эксперты (заявления отдаются гостям)

    Слайд 3.

    Комментарий учителя. Заявление – 1. Официальное сообщение в устной и письменной форме. 2. Письменная просьба о чем-нибудь. Заявление включает:

    - наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);

    - фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);

    - наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);

    - текст  просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);

    - подпись заявителя (пишется внизу справа).

    - дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

    На экране и у вас на столах – пример заявления. Исправить замеченные ошибки (работают в группах, кто заметит больше)

    Слайд 4.

    __________________________________________________________________________

    Директору МОУ «СОШ №31»
    Дерниной Л.В.
    от Старкова Игоря

    Заявление

    Прошу принять меня на работу учителем истории. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень старатся.

    15 августа 2012 год

    Старков.

    _________________________________________________________________________

    Ошибки: Нет отчества, предлог, с большой буквы, нет точки, стиль, подпись не справа, дата стоит выше подписи, орфографическая ошибка в слове стараться.

    Излишне, может быть, говорить об эстетичности оформления, но, к сожалению, в реальной жизни встречаются неаккуратно оформленные, на чем попало написанные неразборчивым почерком заявления. Оформляя таким образом документ, человек проявляет свое неуважение к тому, кто будет знакомиться с документом.

    2 задание – «Автобиография». При поступлении на работу требуется автобиография – описание своей жизни. Исправьте следующий текст (самостоятельно работают,не в группах)после комментария учителя. 

    Как деловой документ автобиография состоит обычно из следующих элементов:

    Слайд 5.

    1. Наименование (заголовок) документа.
    2. Фамилия, имя, отчество.
    3. Дата рождения (число, месяц, год).
    4. Место рождения (село, город, район, область, республика и т.д.)
    5. Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются).
    6. Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил).
    7. Прохождение службы в армии (для военнообязанных).
    8. Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время).
    9. Состав семьи.
    10. Поощрения, награждения (если имеются).
    11. Подпись (справа).
    12. Дата (слева).

    Слайд 6.

    «Я, Третьякова Елена Ивановна, родилась в городе Магнитогорске, а именно в Ленинском районе, 12 ноября 1987 года. Следовательно, по знаку зодиака я - скорпион, родилась в год Собаки. Моя мама, Третьякова Наталья Валентиновна, - домохозяйка. Это очень сложный труд. Мой папа – Третьяков  Иван  Павлович, - директор одной из торговых фирм г. Магнитогорска. У меня есть еще сестричка и братик. Они еще в школу не ходят, маленькие. Также есть у меня двоюродная сестра, ей 12 лет. Проучилась я в школе №31, можно сказать, нормально. Затем выучилась на медсестру  в медучилище. Учителя и там, и там говорили, что я прилежная. В свободное время читаю книги, катаюсь на коньках, хожу по магазинам, но больше смотрю телик. Особенно мне нравятся «Большие гонки», интересный там ведущий – Дмитрий Нагиев. Очень хочу поступить работать в вашу клинику.

    7.06.12г.

    Выслушиваем замечания и исправления учеников.

     Задание на дом – «Резюме».

    В настоящее время человек, ищущий работу, направляет документ работодателю или компании по подбору персонала в ответ на объявление о вакансии (свободной должности). Как называется этот документ (выберите из представленных записей). Правильный ответ – резюме.

    (Что такое резюме, сообщает  один из учеников, он выполнял индивидуальную работу)

    Ученик:

    Резюме – документ, в котором в краткой, но емкой форме изложены основные сведения об образовании, о профессиональном опыте, трудовой биографии и личных данных человека.

    Резюме оформляется в печатном виде, если только в объявлении не сказано, что резюме должно быть написано от руки. Главная задача при составлении резюме – как можно более выигрышно и в то же время предельно объективно представить себя и свою рабочую биографию. Очень важно уметь выделить из собранной персональной информации ту, которая непосредственно относится к выбранной работе. Это касается и образования, и опыта работы, и личных качеств, и характеристики дополнительных навыков. Простое, удобное для восприятия резюме сразу привлечет внимание и создаст благоприятное первое впечатление.

            Вам будет представлен план резюме (распечатано каждому). Вы должны составить резюме для человека, который хочет получить должность менеджера в строительной компании. 

    Слайд № 7

    План резюме

    1. Фамилия, имя, отчество.
    2. Возраст.
    3. Цель поиска.
    4. Образование.
    5. Опыт работы.
    6. Качества вашего характера, необходимые для работы, на которую вы претендуете.
    7. Наличие дополнительных сведений о себе.
    8. Почтовый и электронный адрес.
    9. Подпись.
    10. Дата.

     И последнее наставление: не забывайте, что составляете ДЕЛОВОЙ документ, значит, стиль должен быть какой? Официально-деловой. Желаю удачи, спасибо за урок.

    Заключительное слово учителя. Вы прошли еще не всю «Азбуку делового человека». Я надеюсь, что вы запомнили эти первые  уроки и примените их в своей жизни на практике.

     

    Лист 1.

    План заявления

    1. - наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);
    2. - фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);
    3. - наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);
    4. - текст  просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);
    5. - подпись заявителя (пишется внизу справа).
    6. - дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

    План автобиографии

    1. Наименование (заголовок) документа.
    2. Фамилия, имя, отчество.
    3. Дата рождения (число, месяц, год).
    4. Место рождения (село, город, район, область, республика и т.д.)
    5. Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются).
    6. Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил).
    7. Прохождение службы в армии (для военнообязанных).
    8. Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время).
    9. Состав семьи.
    10. Поощрения, награждения (если имеются).
    11. Подпись (справа).
    12. Дата (слева).

    План резюме

    1. Фамилия, имя, отчество.
    2. Возраст.
    3. Цель поиска.
    4. Образование.
    5. Опыт работы.
    6. Качества вашего характера, необходимые для работы, на которую вы претендуете.
    7. Наличие дополнительных сведений о себе.
    8. Почтовый и электронный адрес.
    9. Подпись.
    10. Дата.

    Лист 2.

    Директору МОУ «СОШ №31»
    Дерниной Л.В.
    от Старкова Игоря

    Заявление

    Прошу принять меня на работу учителем истории. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень старатся.

    15 августа 2012 год

    Старков.

    _________________________________________________________________

    Автобиография

    «Я, Третьякова Елена Ивановна, родилась в городе Магнитогорске, а именно в Ленинском районе, 12 ноября 1987 года. Следовательно, по знаку зодиака я - скорпион, родилась в год Собаки. Моя мама, Третьякова Наталья Валентиновна, - домохозяйка. Это очень сложный труд. Мой папа – Третьяков Иван  Павлович , - директор одной из торговых фирм г. Магнитогорска. У меня есть еще сестричка и братик. Они еще в школу не ходят, маленькие. Также есть у меня двоюродная сестра, ей 12 лет. Проучилась я в школе №31, можно сказать, нормально. Затем выучилась на медсестру  в медучилище. Учителя и там, и там говорили, что я прилежная. В свободное время читаю книги, катаюсь на коньках, хожу по магазинам, но больше смотрю телик. Особенно мне нравятся «Большие гонки», интересный там ведущий – Дмитрий Нагиев. Очень хочу поступить работать в вашу клинику.

    Сообщение ученика

    Резюме – документ, в котором в краткой, но емкой форме изложены основные сведения об образовании, о профессиональном опыте, трудовой биографии и личных данных человека.

    Резюме оформляется в печатном виде, если только в объявлении не сказано, что резюме должно быть написано от руки. Главная задача при составлении резюме – как можно более выигрышно и в то же время предельно объективно представить себя и свою рабочую биографию. Очень важно уметь выделить из собранной персональной информации ту, которая непосредственно относится к выбранной работе. Это касается и образования, и опыта работы, и личных качеств, и характеристики дополнительных навыков. Простое, удобное для восприятия резюме сразу привлечет внимание и создаст благоприятное первое впечатление.

    Самоанализ урока.

    “Единственный путь, ведущий к знанию -

    деятельность”.

    Бернард Шоу

    Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

    Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру

     Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

    - соответствие концепции гуманизации образования;

     -преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

     -использование личностно ориентированного обучения;

     -поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

     -соответствие социокультурной потребности современного общества;

    -самостоятельной творческой деятельности.

    Основными целями инновационного обучения являются:

    - развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

    творческих способностей учащихся;

     -формирование личностных качеств учащихся;

     -выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

    деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

    - развитие различных типов мышления;

    - формирование качественных знаний, умений и навыков.

    Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

    - оптимизация учебно-воспитательного процесса;

     -создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

     -выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

     -включение учащихся в креативную деятельность;

    - тщательный отбор материала и способов его подачи.

    В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

    - развивающее обучение;

    - проблемное обучение;

     -развитее критического мышления;

     -дифференцированный подход к обучению;

    - создание ситуации успеха на уроке .

    Основными принципами инновационного обучения являются:

    - креативность (ориентация на творчество) ;

     -усвоение знаний в системе;

     -нетрадиционные формы уроков;

    - использование наглядности.

    Самоанализ урока.

    Тема урока: Азбука делового человека.

     Тему, выбранную для этого урока, считаю актуальной, т.к. жизнь требует культуры общения не только в семье, со сверстниками, но и в  будущей профессиональной деятельности (перед нами ученики 10 класса). Знания и умения, полученные на этом уроке, безусловно, пригодятся в жизни. В дальнейшем планирую продолжить работу в этом направлении (резюме - домашняя работа)

    Целями своего занятия я поставила:

    1.Познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг (заявление, автобиография, резюме)

    2. Развивать устную и письменную связную речь. Развивать навык редактирования текста официально-делового стиля. Развивать языковую  наблюдательность, языковое чутьё.

    3.Воспитывать гражданское самосознание.

    Форма проведения урока нетрадиционная - деловая игра

       Одной из основных целей инновационного обучения является развитие коммуникативных и лингвистических способностей (компетенций) учащихся, т.е. развитие умения общаться, работать с текстом любого стиля, подбирать самостоятельно лингвистические единицы и использовать их в соответствии с речевой ситуацией.

       На данном уроке мы работали с текстами официально-делового стиля речи.  

     Вашему вниманию был представлен пример анализа и редактирования текста.       Редактирование – один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё, чувство языка.

       На данном уроке я использовала индивидуальную работу (сообщение ученика), работу в группах (написание заявления) и фронтальную работу.

        Объяснение нового материала эффективнее, если подкрепляется наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся в работе с официальными документами важно не только знать, что писать, но и как грамотно оформить документ, поэтому я использовала медиапроектор, раздаточный материал.

       Домашнее задание я дала в нетрадиционной форме. Думаю, учащимся будет интересно писать собственное резюме, это позволяет развивать  навык самоанализа (учащиеся сами будут анализировать свои деловые, человеческие качества, оценивать свои знания, умения, навыки)

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок - деловая игра

    Эпиграф урока: «Счет является, правда, низкой, но уже идеальной деятельностью человека, и с помощью него столь многое осуществляется в обыденной жизни».   Гете И....

    обобщающий урок - деловая игра "Южные материки"

    В познавательной географической игре "Южные материки" закрепляются умения применять полученные ранее знания, навыки пользования справочной и другой литературой, а главное учащиеся в игре ...

    урок - деловая игра "Юный корректор"

             Урок русского языка        ( 6 класс)Урок –деловая игра «Юный корректор» Цель урока:в форме деловой игр...

    Урок - деловая игра "Юный корректор"

    На данном уроке  учителю можно в форме деловой игры воспитать  у школьников орфографическую  и пунктуационную зоркость. Урок  проводится после изучения темы "Местоимение"....

    Задания практического характера. (Подготовка к ЕГЭ) Форма урока. Урок – деловая игра «Жильё для молодого специалиста на селе»

    11 класс. Математика.  Цели: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания, закрепление знаний, умений и навыков п...

    Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

    деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

    Статья на тему: «Применение ролевых и деловых игр на уроках делового иностранного языка»

    Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, что бы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся? Зажечь искорку интереса в глазах студентов, с...