рабочая программа по географии 6 класс 2020-2021 учебный год
рабочая программа по экологии (6 класс)

Будникова Екатерина Тимуровна

Данная работа программа составлена для изучения курса географии 6 клсса базового уровня в общеобразовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_geografiya_6_klass_34_chasa.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

                                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                              Директор МАОУ школа №9

                                                                                                                                     В.Н. Фатеева

                                                                                                                  1 сентября 2020 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

(базовый уровень)

6 классы

                                                   Составитель: Будникова Екатерина Тимуровна,

                                                                           учитель географии и биологии

                                                         

2020 – 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по географии 6 класса базового  уровня составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897)

- Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии. Авторы программы  И.В. Душина. Данная программа опубликована в учебном издании «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие». Составитель С.В.Курчина— М.: Дрофа, 2018г.

-     Федерального перечня учебников, рекомендованных Минобразования РФ.

-     Учебного плана МАОУ школы № 9 на 2020-2021 учебный год

На изучение географии в 6 классе отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю.

Место предмета в базисном учебном плане

В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение географии в 6 классе отведен 1 ч в неделю (всего 34 ч).

           В соответствии с базисным учебным планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с базисным учебным планом.

.

Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по географии, рабочих программ по биологии для 5—9 классов системы учебников «Вертикаль» —  «классической» линии, базисного учебного плана. Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

           Программа ориентирована на использование учебника Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В, География. Землеведение.5 - 6 класс. М.: Дрофа, 2019.

Программа выполняет две основные функции:

информационно-методическую позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующую предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели и задачи преподавания географии

Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, с учетом требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели универсальны для основного общего и среднего (полного) общего образования. Они определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее социально значимыми.

Таким образом, глобальными целями географического образования являются:

  • социализация (вхождение в мир культуры и социальных отношений) — включение обучающихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентации осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей накопленных обществом в сфере географической  науки.

Цели изучения географии в 6 классе

Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

·        актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

·        развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

·        научить применять географические знания в повседневной жизни;

·        научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Основные задачи обучения:

  • формирование представлений о  единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явления природы, ее частей;
  • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
  •  развитие представлений о  разнообразии природы и сложности  протекающих в ней процессов;
  • развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
  • развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
  • развитие понимания воздействия человека на состояние  природы и следствий взаимодействия природы и человека;
  • развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов,  формирование и развитие личностного отношения к своему населенному  пункту как части России;
  • развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.

Требования к результатам обучения —

сформированность предметных,

метапредметных и личностных

учебных действий

Изучение курса «География» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД).

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • обретение опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • осознание потребности обладания коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • понимание ценности здорового образа жизни и основ экологической культуры.

Метапредметные результаты:

формирование и развитие навыков и умений:

  • умение ставить задачу под руководством учителя;
  • планировать свою учебную деятельность  под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
  • оценивать работу одноклассников;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
  • классифицировать информацию;
  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Предметные результаты:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира;
  • использование географических умений;
  • использование как как моделей;
  • понимание смысла собственной действительности.

Требования к метапредметным результатам в 6 классе

Название темы

УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Земля во Вселенной

обучение целеполаганию;

умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

 анализировать условия достижения цели;

 адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

 

умение давать определения понятиям; обобщать понятия;

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

строить рассуждения;

излагать содержание прочитанного текста выборочно;

устанавливать причинно-следственные связи;

анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;

выявлять причины и следствия простых явлений;

Путешествия и их географическое отражение

обучение целеполаганию;

умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

умение давать определения понятиям;

обобщать понятия;

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

строить рассуждения;

осуществлять сравнение; осуществлять анализ; осуществлять классификацию;

излагать содержание прочитанного текста выборочно;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Природа Земли

обучение целеполаганию;

умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

анализировать условия достижения цели;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

принимать решения в проблемной ситуации;

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

умение давать определения понятиям; обобщать понятия;

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

строить рассуждения;

излагать содержание прочитанного текста выборочно;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

осуществлять анализ;

уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу;

структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Географическая оболочка – среда жизни.

обучение целеполаганию;

умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

анализировать условия достижения цели;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

принимать решения в проблемной ситуации;

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

оформлять свои мысли в письменной форме;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

умение давать определения понятиям; обобщать понятия;

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

строить рассуждения;

излагать содержание прочитанного текста выборочно;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

осуществлять анализ;

уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу;

структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Содержание учебного предмета.

Раздел

Кол-во

часов

Кол-во

практических работ

Кол-во

контрольных работ

Земля во Вселенной

3

1

-

Путешествия и их географическое отражение

5

2

-

Природа Земли

17

2

-

Географическая оболочка – среда жизни

6

-

-

Повторение

3

-

-

Всего

34

10

-

Распределение часов по темам полностью соответствует авторской программе.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Практические  и контрольные работы

Дата урока

Корректировка даты

6абв

6абв

              Раздел 1. Земля во Вселенной – 3ч

1

Вращение Земли и его следствие

7.09

2

Географические координаты

14.09

3

 «Определение географических координат точки по глобусу» Урок-практикум

Пр. р.1  «Определение географических координат точки по глобусу»

21.09

             Раздел 2. Путешествия и их географическое отражение – 5ч

4

План местности

26.09

5

Ориентирование по плану и на местности

28.09

6

 «Составление плана местности» Урок-практикум

Пр. р.2 «Составление плана местности»

12.10

7

Многообразие карт

19.10

8

«Работа с картой» Урок-практикум

Пр. р.3 «Работа с картой»

26.10

             Раздел 3. Природа Земли – 17ч

             Тема 1. Планета воды – 2ч

9

Свойства вод Мирового океана

2.11

10

Движение вод в Мировом океане

9.11

              Тема 2. Внутреннее строение Земли – 3ч

11

Движение литосферных плит

23.11

12

Землетрясения: причины и последствия

30.11

13

Вулканы

7.12

                Тема 3. Рельеф суши – 3ч

14

Изображение рельефа на планах местности и географических картах

14.12

15

Горы

21.12

16

Равнины

28.12

               Тема 4. Атмосфера и климаты Земли -  6 ч

17

Температура воздуха

11.01

18

Атмосферное давление. Ветер

18.01

19

Облака и атмосферные осадки

25.01

20

Погода и климат

1.02

21

 «Работа с климатическими картами» Урок-практикум

Пр.р.4 «Работа с климатическими картами»

8.02

22

«Наблюдения за погодой» Урок-практикум

Пр. р.5 «Наблюдения за погодой»

22.02

              Тема 5. Гидросфера – кровеносная система Земли – 3ч

23

Реки в природе и на географических картах

1.03

24

Озера

15.03

25

Подземные воды. Болота. Ледники

20.03

             Раздел 4. Географическая оболочка – среда жизни – 6ч

            Тема 6. Живая планета – 2ч

26

Закономерности распространения живых организмов на Земле

5.04

27

Почка как особое природное тело

12.04

             Тема 7. Географическая оболочка и ее закономерности – 3 ч

28

Понятие о географической оболочке

19.04

29

Природные комплексы как части географической оболочки

24.04

30

Природные зоны Земли

26.04

              Тема 8. Природа и человек – 1 ч

31

Стихийные бедствия и человек

4.05

             Раздел 5. Повторение – 2 ч

32

Повторение раздела «природа и человек»

15.05

33

Повторение изученного за курс географии в 6 классе

17.05

34

Итоговый урок за курс «География. 6 класс»

24.05

Планируемые результаты изучения курса биологии к концу 6 класса

Изучение курса «География» в 6 классе должно быть направлено на овладение учащимися следующими умениями и навыками.

Обучающийся научится:

  • объяснять значение различных географических понятий и терминов;
  • показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети, основные географические объекты;
  • объяснять механизм смены времен года, образования полярных дня и ночи, дней осеннего и весеннего равноденствия;
  • определять координаты точек и точек по их географическим координатам;
  • составлять и оформлять планы местности;
  • ориентироваться  с помощью плана, по компасу, по местным признакам;
  • определять по карте местоположение объекта;
  • наносить на контурную карту изучаемые географические объекты.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • приводить пример основных форм рельефа суши и дна Мирового океана;
  • приводить аргументы для обоснования географических тезисов;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • давать характеристику географических объектов;
  • классифицировать информацию;
  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий,  объектов;
  • сравнивать объекты,  факты, явления,  события по заданным критериям;
  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т.д.)

Мониторинг оценивания результатов обучающихся географии

Примерные рабочие программы по географии не содержат указания по проведению оценочных процедур. Количество контрольных работ по географии не регламентируется документами федерального уровня. Следовательно, организация внутришкольного оценивания (его формы, периодичность) описываются в рабочей программе, составленной учителем, и регламентируются локальными актами образовательной организации.

Организация оценивания при обучении географии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета. Особое внимание при оценивании предметных результатов следует уделить проверке усвоения системы географических понятий, умению обучающегося раскрывать взаимосвязи и взаимозависимости между географическими объектами и явлениями.

География как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через проведение наблюдений, экспериментов, практических и лабораторных работ, решение логических задач и др. Следует оценивать не только теоретические знания, но и практические умения.

Практические работы проводятся как индивидуально, так и в парах или группах учащихся. Учитель использует следующие критерии оценки их выполнения:

  • умение применять теоретические знания, самостоятельность при решении учебной задачи;
  • умение пользоваться приборами, инструментами;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность действий;
  • достижение необходимых результатов;
  • оформление результатов работы.

При организации учебного процесса при обучении географии в 6 классе необходимо обратить особое внимание на следующие аспекты:

  • организация вводного мониторинга для оценивания уровня сформированности УУД в начале учебного года;
  • создание портфолио (дополнение портфолио, начатого в 5 классе) обучающегося, позволяющее проследить его личностный рост при изучении предмета «география»;
  • использование техник и приемов, дающих возможность оценить динамику формирования метапредметных УУД на уроках географии;
  • использование системно-деятельностного подхода, личностно ориентированных технологий (развития критического мышления, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов и др.);
  • организация проектной деятельности и проведение уроков-проектов, позволяющих обучающимся представить индивидуальные (или групповые) проекты по предмету. Проекты могут носить интегрированный характер. Их темы устанавливаются в соответствии с локальными актами образовательной организации и предлагаются обучающимся в начале учебного года;
  • организация итогового оценивания, позволяющего оценить сформированность УУД по завершении изучения курса «география»;
  • активное включение обучающихся во внеурочную деятельность и программу воспитания и социализации в рамках образовательной организации.

В целях рационального использования оборудования в кабинете географии, повышения качества преподавания необходимо:

  • организовывать информационно-коммуникативную образовательную среду;
  • создавать электронную базу данных для внутришкольного, внутриурочного оценивания (эталоны или элементы ответов и критерии для самооценки, взаимооценки);
  • иметь выход в Интернет, что позволит регулярно использовать коллекцию цифровых ресурсов.

Список литературы для учащихся

  1. Климанова О.А., Климанов  В.В., Ким Э.В. География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник. М.: Дрофа, 2019.
  2. Душина И.В., Летягин А.А. Атлас  с комплектом контурных карт. ФГОС.  География. Начальный курс. 6 класс. М.: АСТ-Пресс, 2020.
  3. География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.

Список литературы для учителя

  1. Климанова О.А., Климанов  В.В., Ким Э.В. География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник. М.: Дрофа, 2019.
  2. Румянцев. А.В., Ким Э.В., Климанова О.А.. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие. М.: Дрофа,2019.
  3. Румянцев А.В., Климанов В.В., Ким Э.В. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2019.
  4. Душина И.В., Летягин А.А. Атлас  с комплектом контурных карт. ФГОС.  География. Начальный курс. 6 класс. М.: АСТ-Пресс, 2020.
  5. География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.

Интернет – ресурсы

  1. www.en.edu.ru
  2. www.drofa.ru
  3. www.prosv.ru
  4. http://geoport.ru
  5. http://geosite.com.ru
  6. http://infourok.ru
  7. http://foxford.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания ШМО

от «  » августа 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

___________________

Еланская С.А.

31 августа 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя на 2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности.В рабочей программе выдвигается развивающая функция образовани...

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс...

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...

Рабочая программа кружка "Искусство оригами" 2020 - 2021 учебный год

Актуальность кружка «Искусство оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете в течение д...

МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год

МУЗЫКА Рабочая программа  5-8 класс 2020-2021 уч год...