Эколого-географическое образование и воспитание учащихся в средней школе.
статья по экологии

Иванова Светлана Степановна

Статья по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eologo-geogr.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

        

                          СТАТЬЯ по теме  образования .

« Эколого-географическое образование и воспитание учащихся  в средней школе.»        

Иванова Светлана Степаноана

учитель географиипервой квалификационной категории  

МКОУ « Никольская СОШ имени Героя Советского Союза Кошманова М.М»

Шар земной, для одних ты-арбуз.

На куски разрывают тебя и кромсают зубами,

Для других ты - лишь мяч, и, толпясь,игроки,

То хватают тебя,то пинают ногами.

Шар земной для меня  не арбуз и не мяч.

Шар земной, для меня ты - лицо дорогое,

Я слезинки твои утираю - не плачь,

Кровь смываю твою и пою над тобою.

Расул Гамзатов.

       Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества экологическое воспитание. При этом большое внимание уделяется самоорганизации подрастающего поколения как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи с целью развития гражданского общества в России. Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможность возродить воспитанием и образованием.

    Человечество вступило в третье тысячелетие, имея в багаже груз глобальных проблем, угрожающих развитию цивилизации. Негативные экологические процессы на различных территориях протекают все быстрее, социальное пространство уплотняется, для решения проблем требуется созидательное сотрудничество и объединение усилий людей разных уголков Земли. Важнейшую роль стали играть экологическое образование и воспитание, которые призваны объединить различные слои гражданского общества для решения экологических проблем. 

    Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в школе. В начальной школе и среднем звене ребенок более доверчив и впечатли-телен, близок к природе,  он не проводит резкой грани между собой и окружаю-щим его растительным и животным миром, искренне боится причинить им вред. Любить природу может лишь тот, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, нужно с  детства учиться жить в согласии с природой, ее зако-нами и принципами.

-Этим объясняется активное и массовое участие наших школьников в  экологических и волонтерских проектах:

-Субботники « Нет пластковому нашествию!» ( сбор пласткового мусора  по береговой линии)

Акция « Дереву –вторая жизнь!» ( по сбору макулатуры)

-Год Добровольца 2018 . Работа отряда по спасению рыбной молоди « Живое серебро дельты Волги»

- Экологические пятиминутки на уроках

- Мини-проекты и презентации  « Планета одна на всех!»и т.д

Постепенно от практико-полезной  деятельности дети переходят к исследовательским и поисковым проектам, результаты которых они публично отстаивают на различных конкурсах и конференциях, в средствах массовой информации. Ежегодно наши учащиеся 6-11классов принимают участие в Всерос-сийском заочном конкурсе детского творчества «Зеркало природы», Всероссий-ском конкурсе юных исследователей окружающей среды»  и

-   Конкурсе  рисунка « Чистый взгляд»

- Конкурсе исследовательских проектов « АСТРАХПГЬ -500» (номинация  « Экология родного края»  и  т.д.

Задача  нашей школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Варварское отношение некоторых людей к природе тоже результат определенного воспитания в детстве. Убедительны слова В.А.Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты природы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». Детям свойственна доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. В период обучения ребенок учится учиться,  и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы.

Ученики нашей школы участвуют активно во Всероссийских акциях:  «Каждой пичужке по кормушке», «Дерево- легкие планеты!» и т.д. В результате этих акций ребята участвуют в очищении берегов  р.Волга, парков, улиц  от мусора; сажают деревья; зимой подкармливают  птиц.

Такой подход является важной составной частью целостного процесса воспитания эколого-географического сознания, мышления и эколого-географической культуры, определяющей способ и результаты человеческой деятельности в природе.

      В нынешних условиях жесткого экологического кризиса эколого-географическая культура каждого ученика нашей школы  рассматривается как условие, обеспечивающее сохранение человечества на планете. Чтобы сохранилась  жизнь на Земле, должен соблюдаться принцип устойчивого развития, который состоит в соответствии социальной деятельности жизнестойкости природной среды.

Эколого-географическое образование наших учащихся призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому. Так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных задач в системе ценностей общества.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

Статья "Мужское воспитание в средней школе" (автор работы - Суров Александр Николаевич)

Так уж повелось, что в современной школе работают в основном женщины. И порой им нелегко приходится, если в классе много мальчишек, которых называют "трудными".  Да и мальчишки эти, у которых зач...

Социальный проект «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»

Паспорт социального проекта «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»...

Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС

Проблемы преемственности  математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...

Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС

Проблемы преемственности  математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...

Создание условий для гражданско-патриотического воспитания в средней школе

В данной статье рассмотрена проблема формирования гражданственности и патриотизма порастающего поколения. Автор статьи обращает внимание на позицию государства в отношении воспитания молодых людей как...