Создание условий для гражданско-патриотического воспитания в средней школе
статья по обж

Бизин Артём Александрович

В данной статье рассмотрена проблема формирования гражданственности и патриотизма порастающего поколения. Автор статьи обращает внимание на позицию государства в отношении воспитания молодых людей как будущих граждан Российской Федерации. В данной работе описаны возможные направления работы общеобразовательного учреждения по формированию гражданской и патриотической позиции школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanstvennost_1.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

        Бизин Артём Александрович

        учитель физической культуры и ОБЖ МОБУ СОШ №15 г. Якутска

        Bizin_artem@mail.ru

        В данной статье рассмотрена проблема формирования гражданственности и патриотизма порастающего поколения. Автор статьи обращает внимание на позицию государства в отношении воспитания молодых людей как будущих граждан Российской Федерации. В данной работе описаны возможные направления работы общеобразовательного учреждения по формированию гражданской и патриотической позиции школьников.

Ключевые слова: гражданско — патриотическое воспитание

Формирование гражданственности и патриотизма учащихся

        На сегодня проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.

На современном этапе развития общества воспитание таких качеств как гражданственность и патриотизм является необходимым в связи с нарастающим обострением проблемы национального экстремизма, оказывающего негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности.

Воспитание и становление гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».

Мы считаем, что определение, данное в философском энциклопедическом словаре, наиболее подходящее в контексте нашей работы. «Патриотизм — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Философский энциклопедический словарь». М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. 1983

Наполнение термина гражданственность изменялось в зависимости от социального строя государства, от господствующей идеологии, от религиозных или светских убеждений, от уровня развития педагогической науки, зависело от взглядов и убеждений человека. По этому нами было взято за основу определение из педагогического словаря Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова: «Гражданственность — нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны».

       Исходя из описаных выше определений гражданственности и патриотизма, мы выявили следующие направления исследования уровня гражданско-патриотического воспитания. За основу нами была взято диагностическое исследование ценностных ориентаций и потребности достижения успеха. Данное исследование выявило сформированность следующих элементов:

- социальная ответственность (социальная ответственность гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность не только перед обществом, но и перед своими близкими. Перед обществом социальная ответственность выражается прежде всего в передаче гражданином части собственности (в виде налогов) на общественные и социальные нужды на разные уровни государственного управления и в органы самоуправления. Перед близкими, в первую очередь перед семьей, - в создании  благоприятного психологического климата в бытовой сфере и при воспитании детей);

- ценность другого ( Человечество воистину выстрадало идею высшей ценности человека, пришло к ней через опыт поколений, гуманистическую традицию. Что включается в понятие высшая ценность в отношении к человеку? Одним словом, это - гуманизм. Но точнее выразить совокупностью ценностей: человеческое достоинство,  уважение личности, свобода, справедливость, милосердие, сострадание, любовь);

- общественная деятельность (так как это привычный способ существования неравнодушного, активного человека, здоровая альтернатива излишней "политической озабоченности", возможность прожить свою жизнь не зря — с пользой и для себя, и для общества);

- потребность, необходимость в достижении успеха (используется для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений. Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное свойство, установку).

Диагностические исследования ценностных ориентаций и потребности достижения успеха проводились при помощи тестов саморегуляции А. К. Осинского и опросника Ю. М. Орлова.

 Диагностика А.К.Осинского помогла нам выявить разные уровни следующих показателей: познание как ценность, Я – как ценность, Другой – как ценность, Общественно полезная деятельность как ценность, Ответственность как ценность.

Опросник Ю. М. Орлова помог нам выявить потребность в достижении цели. Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное свойство, установку.

(Таблица с исследованием) Первоначальное исследование показало, что ценностные ориентации  находились на среднем уровне сформированности ценностных ориентаций.

В ходе проведения урочных и внеурочных мероприятий было проведено повторное промежуточное исследование, показавшее, что выше перечисленные элементы имели позитивную динамику роста.

Одним из приоритетных направлений воспитания на современном этапе является  гражданское и патриотическое, основная цель которых заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре своей страны, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.        

        Фундаментальные основы гражданского поведения личности закладывается

в  школьном возрасте, так как именно этот период развития личности является

наиболее благоприятным этапом для воспитания позитивных качеств личности,

в том числе и гражданственности, которая включает в себя целый ряд необходимых качеств,

свойственных человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение

сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность,

патриотизм.

        Цель гражданско-патриотического воспитания в школе – способствовать

формированию гражданского сознания, нравственных позиций

(воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение

представлений детей о родном городе, воспитание чуткости, доброты и милосердия).

        Формирование гражданственности в школе, на наш взгляд, должна  осуществляться посредством реализации деятельностного подхода как в урочной, так и внеурочной деятельности,  с учетом возрастных особенностей учащихся.

        Социально-гуманитарные предметы: русский язык, литература, якутский язык как государственный, история России, обществознание - являются основой гражданского самоопределения личности учащегося, способствуют формированию ее интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала, познанию истоков своего народа, его традиций, обычаев, культуры, формируют уважение и любовь к родному народу, Отечеству. Среди гуманитарных предметов важнейшая роль принадлежит истории отечества, которая, в известной мере, является комплексным предметом, включающим элементы обществоведения, демографии, права, экономики. Она создает фактологическую базу для понимания «обществоведческой» картины нашего государства. В целом же все гуманитарные предметы формируют обществоведческую культуру личности школьника.

        В становлении гражданских взглядов и убеждений учащихся большое место занимает система знаний о современной картине мира. Эти знания учащиеся получают в процессе изучения естественно-математических предметов. Естественные науки вместе с общественными создают научную основу мировоззрения человека как гражданина своей Родины. Формирование гражданского мировоззрения предполагает создание у учащихся представлений о современной научной картине мира - природе, обществе и мышлении. Большое значение для воспитания у школьников целостного гражданского мировоззрения имеет установление в ходе обучения необходимых межпредметных связей.

        Изучение национальной культуры народов Якутии и мировой художественной культуры помогает учащимся вырабатывать представления о связи национальной культуры с русской и мировой, усваивать характерные для народов Якутии духовно-нравственные ценности, формирует у них сопричастность к национальной культуре, толерантность, развивает национальное самосознание и сознание гражданина России, вырабатывает общечеловеческую нравственность. Воспитание любви к малой Родине формирует любовь к большой Родине - России.

        Таким образом, осуществляется процесс воспитания личности, способной идентифицировать себя с определенной этнокультурой и в то же время самореализоваться в современном российском обществе, ощутить себя гражданином многонациональной России.

        Проанализировав воспитательную работу, проводимую в нашей школе, необходимо выделить несколько направлений работы по формированию таких понятий как гражданственность, патриотизм.

        1 направление. Историко-краеведческая работа

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Изучение истории родной земли, истории нашего отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, и устоев народа. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

экскурсии в краеведческий музей,

– уроки-знакомства с памятниками края;

– уроки мужества,

-исследовательские экспедиции,

проведение школьных конкурсов краеведческой направленности: «Семь чудес Якутии», «Семь чудес музеев Якутии», «Семь чудес улусов Республики».

2 направление. Формирование правовых знаний

Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.

– уроки обществознания, экономики, права;

– изучение правил поведения в школе и общественных местах, основы безопасного поведения;

– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);

-круглый стол с представителями правоохранительных органов;

общешкольные мероприятия;

– работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

– работа Совета школы.

3 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

- слетов на которых происходит знакомство с военной и государственной символикой;

классных часов к Дням Воинской славы. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда микрорайона школы, оказание шефской помощи.

Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.

Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, выпуск Боевых листков, просмотр и обсуждение видеофильмов, проведение фестиваля солдатской песни.

Проведение военно-спортивной игры «Зарница», спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам, посещение музеев.

4 направление. Воспитание на культурных традициях народа

– уроки гуманитарного цикла;

– организация и проведение тематических вечеров, бесед;

– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;

– изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;

- изучение литеротурного наследия родного края;

– организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

        Все эти мероприятия, проводимые по данным направлениям, повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Мужское воспитание в средней школе" (автор работы - Суров Александр Николаевич)

Так уж повелось, что в современной школе работают в основном женщины. И порой им нелегко приходится, если в классе много мальчишек, которых называют "трудными".  Да и мальчишки эти, у которых зач...

Проект создания Пушкинского музея творчества на базе средней школы №1 города Кяхта

Кяхтинская МОУ СОШ №1 носит имя А.С.Пушкина с1961 года, именно с этого времени появилась традиция отмечать школьный ежегодный праздник- «Пушкинская неделя» - итог предшествующего труда и достижений уч...

Создание условий для поликультурного воспитания в пришкольном интернате сельского лицея.

Статья о том, как создать условия для  поликультурного воспитания детей, проживающих в   пришкольном интернате...

Деловая игра «Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»

Деловая игра«Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»...

Социальный проект «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»

Паспорт социального проекта «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ldquo;Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”   Китайская мудрость...