Организация выездной экологической практики в осенне-зимний период
методическая разработка по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Чердакова Арина Валерьевна

 В условиях школьного кабинета биологии не всегда есть возможность продемонстрировать всё многообразие жизненных форм и типов взаимодействия организмов друг с другом, влияние абиотических факторов среды.

В нашей школе с 2007 года в осенне-зимний период организуются выезды для учащихся 5-11 биологических классов на территорию загородной базы в Нижегородской области. 

В результате двухдневного обучения создаются условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках экологии и биологии. Начиная с 5 класса, ребята учатся давать научное объяснение экологическим процессам и явлениям, проводить мониторинг состояния атмосферного воздуха на территории населенного пункта и в природных экосистемах (содержание кислорода, SO2, температура), определять показатели воды в реке Ветлуге (общая минерализация, температура, рН, мутность, цветность, характер и интенсивность запаха), исследуют изменения показателей освещенности в разных ярусах леса, наблюдают за растениями, животными, грибами и лишайниками, ставят несложные экологические эксперименты и объясняют их результаты. После каждой экскурсии школьники оформляют отчеты в тетрадях для полевых исследований. Это способствует формированию познавательных универсальных учебных действий и повышает интерес к предмету.

Выбор тем для практических занятий осуществляется с учетом возраста и степени теоретической подготовки юных экологов, тематического планирования уроков экологии и погодных условий в конкретный период. Часто тематика занятий согласуется с исследованиями в рамках коллективного экологического проекта участников школьного экологического объединения «ЮнИс». Наиболее интересные темы исследований представлены в статье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация выездной экологической практики в осенне-зимний период

Чердакова Арина Валерьевна, МБОУ «Школа №91»

город Нижний Новгород

Углублённое изучение биологии в средней и старшей школе, как правило, предусматривает включение в учебный план предмета «Экология». При изучении экологических закономерностей необходимо подкреплять теоретические материалы лабораторными практикумами и учебными экскурсиями. В условиях школьного кабинета биологии не всегда есть возможность продемонстрировать всё многообразие жизненных форм и типов взаимодействия организмов друг с другом, влияние абиотических факторов среды.

В нашей школе с 2007 года в осенне-зимний период организуются выезды для учащихся 5-11 биологических классов в село Благовещенское Краснобаковского района Нижегородской области. При планировании экологических экскурсий и школьных исследований используется учебное оборудование:

  1. Световые микроскопы «Биолам»
  2. Набор для проведения полевой практики
  3. Цифровая экологическая лаборатория
  4. Лаборатория «ЭкоЗнайка»
  5. Лаборатория для биологических исследований
  6. Комплект лабораторной посуды
  7. Набор предметных и покровных стекол
  8. Набор термометров
  9. Фолдскопы (бумажные микроскопы)
  10. Наборы препаровальных инструментов

        Для определения растений и животных учащиеся используют школьные определители растений и животных, атлас повреждений деревьев в зимний период, определительные таблицы деревьев и кустарников в осенне-зимний период.

  В результате двухдневного обучения создаются условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках экологии и биологии. Начиная с 5 класса, ребята учатся давать научное объяснение экологическим процессам и явлениям, проводить мониторинг состояния атмосферного воздуха на территории населенного пункта и в природных экосистемах (содержание кислорода, SO2, температура), определять показатели воды в реке Ветлуге (общая минерализация, температура, рН, мутность, цветность, характер и интенсивность запаха), исследуют изменения показателей освещенности в разных ярусах леса, наблюдают за растениями, животными, грибами и лишайниками, ставят несложные экологические эксперименты и объясняют их результаты. После каждой экскурсии школьники оформляют отчеты в тетрадях для полевых исследований. Это способствует формированию познавательных универсальных учебных действий и повышает интерес к предмету.

             Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются занимательные задачи по экологии животных, растений, лишайников, групповая работа со справочной литературой. Результаты своих мини-исследований ребята часто включают в работы, которые представляют на школьной конференции НОУ. Часто исследовательская работа, начатая в период выездной экологической практики, становится частью большого проекта, дополняется результатами многолетних индивидуальных или групповых исследований в экосистемах Нижнего Новгорода и области.

        Выбор тем для практических занятий осуществляется с учетом возраста и степени теоретической подготовки юных экологов, тематического планирования уроков экологии и погодных условий в конкретный период. Часто тематика занятий согласуется с исследованиями в рамках коллективного экологического проекта участников школьного экологического объединения «ЮнИс». Наиболее интересные темы исследований представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Темы учебных экскурсий и практических работ выездной

экологической практики для школьников в осенне-зимний период        

 

Тема учебного занятия

Форма проведения учебного занятия

Время года

Изучение влияния абиотических факторов на рост и развитие растений

экскурсия

осень, зима

Изучение структуры листа Липы мелколистной с помощью фолдскопов

практическая работа

осень

Исследование влияния погодных аномалий на состояние коры древесных растений

экскурсия

зима

Изучение структуры снежного покрова и состава снега

практическая работа

зима

Изучение природных сообществ леса и реки Ветлуги

экскурсия

осень

Проведение исследования методом лихеноиндикации

практическая работа

осень

Исследование внутреннего строения хвои Сосны обыкновенной с помощью фолдскопов

практическая работа

осень-зима

Изучение повреждений коры деревьев смешанного леса и урбанизированной территории насекомыми-вредителями

экскурсия

осень

Исследование теплопотерь помещения с деревянными и пластиковыми окнами

практическая работа

зима

Подготовка кормушек и гнездовий для птиц

практическая работа

зима

Изучение реакции организма на изменение температуры окружающей среды

практическая работа

зима

Фенологические изменения в наземных и водных экосистемах

экскурсия

осень, зима

Подготовка саженцев сосны и ели

практическая работа

осень

Количественный и качественный анализ речной воды в Ветлуге

практическая работа

осень

Далее представлен план проведения практической работы для учащихся 6 класса - исследование для любознательных ребят из серии «Мы собрали наш ФОЛДСКОП и исследуем нон-стоп!»

Тема: «Изучение структуры листа Липы мелколистной с помощью фолдскопов»

Цель работы: научиться работать с бумажным микроскопом и убедиться, что лист растения состоит из клеток, форма и размеры которых зависят от функций, но могут изменяться под влиянием абиотических факторов.

Оборудование – бумажный микроскоп (фолдскоп), набор препаровальных инструментов, лист Липы мелколистной, материалы для приготовления временного микропрепарата (есть в комплекте к фолдскопу), сотовый телефон с фотокамерой (по желанию).

Ход работы:

  1. В середине картонной основы для приготовления микропрепарата зафиксировать прозрачный липкий слой (или скотч), аккуратно сняв его с основы.
  2. Приготовить тонкий срез листа при помощи скальпеля (выполнять нужно осторожно!);
  3. Поместить срез листа в центр заготовки для микропрепарата, аккуратно расправив его препаровальной иглой. При желании можно добавить каплю воды.
  4. Накрыть препарат вторым липким слоем (скотчем).
  5. Поместить препарат в соответствующие прорези фолдскопа (смотри рисунок в инструкции) и рассматривать, повернув к источнику света.
  6. Если есть возможность, то, следуя инструкции, присоединить фолдскоп к фотокамере сотового телефона. Сделать несколько снимков. Сравнить изображения при разном увеличении.
  7. Зарисовать клетки листа растения, обозначив клеточные стенки (оболочки) и цитоплазму. Если вы увидели хлоропласты, обозначьте их на рисунке.
  8. Сделать вывод о строении растений.

Дополнительное задание: вы можете сравнить изображение клеток растений, полученное при помощи светового и бумажного микроскопа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ  СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД....

Техника безопасности на водных объектах в осенне-зимний период

В любое время года детей и подростков тянет к водоемам. Как только появляется ледяная гладь – мы видим и конькобежцев, и лыжников, и просто пешеходов, минующих дальние мосты, сокращая себе тем с...

Инструкция по правилам безопасного поведения на водоёмах в летний, осенне-зимний и весенний периоды

В данной инструкции указаны основные правила безопасности на воде в разное время года, правила эти подобраны с многих сайтов в одну инструкцию, которая необходима в работе воспитателя школы-интерната,...

Методические рекомендации по организации полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса

В разработке предлагается методический инструментарий для организации полевой экологической практики, содержание которой ориентировано на  курс биологии 6 класса. В работе даются программы, учебн...

ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Сейчас наступил зимний период, водоемы покрываются льдом. В этой связи до сведения школьников необходимо довести правила поведения на водоемах в зимний период, а также правилах оказания первой помощи ...

Правила поведения на водоёмах в осенне-зимний период

Памятка. Правила поведения на водоёмах в осенне-зимний период...

Методические рекомендации с изменениями по организации полевой экологической практики в общеобразовательной школе с учетом разновозрастной группы.

В разработке предлагается методический инструментарий для организации полевой экологической практики, содержание которой ориентировано на курс биологии и экологии 6-8 класса. В работе даются рекоменда...