Дополнительная общеобразовательная программа «Путешествие по экологической тропе Ямала»
рабочая программа по экологии

Дякун Любовь Васильевна

С помощью цикла мероприятий рограммы ребята смогут не только осознать проблемы экологии НАО, но и сформировать ответственное, бережное отношение к природному и культурному богатству малой родины.Изучение Ямала позволит детям расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

Дополнительная общеобразовательная программа

«Путешествие по экологической тропе Ямала»

                                                                        Возраст детей: 7-12 лет

                                                                       Срок реализации:  3 года

                                                                              Автор: воспитатель

                                                                              Дякун Любовь Васильевна

                                                                                                       

 

с. Мыс Каменный

2019г.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Содержание программы на 3 года обучения.
  4. Педагогическая диагностика.
  5. Методическое обеспечение программы.
  6. Требования к техническому оснащению педагогического процесса

Характеристика программы:

  • по типу программ – авторская;
  • по возрастным особенностям: рассчитана на детей в возрасте от 7 до 12 лет;
  • срок освоения: 3 года;
  • по формам занятий: индивидуальные, групповые;
  • по уровню освоения программы – общеразвивающая;
  • по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная;
  • по содержанию: этнорегиональный компонент.

                                     

Пояснительная записка

                                                                     

Неужели, Ямал, ты распят

На дорогах земной крестовины,

Буровые как гвозди торчат,

И клюют твои раны машины.

Над усопшею тундрой горят

Буровых поминальные свечи,

Ветры, ветры, рыдая, шумят,

И кочевники плачут как дети.

Ю. Леонтьев

Северяне бережно чтят природу своей земли, чтобы сохранить её для будущих поколений. Общаясь с природой, коренные народы Ямала из поколения в поколение отбирают по крупицам всё самое ценное, подвергая его испытанию временем, стремятся не нарушать взаимное доверие между природой и человеком.

И как отмечал один из исследователей этносов: «В полярной и даже научной литературе культуру арктических народов любят называть «экологической», обычно подразумевая под этим особый образ жизни в гармонии с окружающей средой и равновесии с её ресурсами». Таким образом, природа являлась главным фактором, воздействующим на поведение людей и их образ жизни.

На протяжении многих веков вырабатывались правила нравственности, по которым жил человек и целые поколения. Известный писатель – ученый А.К. Омельчук отмечает, что этика Севера уникальна, и к тому же он полагает, что именно такое присущее северянам экологически бережное отношение к окружающей природе должно распространяться на всю планету.

Жизнь в гармонии с природой – это не только прошлое, но и будущее  народов  Ямала. Мы обязаны чтить, бережно хранить и передавать следующим поколениям традиции, идущие из прошлого.  Формирование этнокультуры должно органично вписываться в нашу жизнь и присутствовать в ней повседневно.

Данная программа предназначена  для  изучения  основ  краеведения  Ямало-Ненецкого автономного  округа  и  является  национально-региональным  компонентом. Само введение регионального компонента, признание его серьезного значения - знамение нашего времени, проявление того, что российская образовательная система переходит от общего образования гражданина вообще, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом роль такого курса, как «Знакомство с родным краем», в развитии российского и регионального образования.

Богатый  материал  о  крае  позволит нынешним   школьникам  расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Приобщение  детей  разных национальностей, живущих  на  Ямале, к  культуре  коренных  жителей  станет одним из источников духовного обогащения. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Актуальность проекта:

Для современного человека тема экологии нашего округа очень актуальна. В наши дни особую тревогу вызывает положение представителей малочисленных народов Севера, где жизненные обстоятельства нарушают баланс между природой и человеком. Очень больно смотреть, как естественная среда тундры превращается в «лоскутное одеяло» Из-за деятельности человека в тундре возникли  экологические проблемы

От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время её добычи. Незаконная охота – браконьерство.  Вытаптываются оленьи пастбища.

Экологическая проблема носит глобальный характер не только в нашей местности, но  и затрагивает все человечество. Каждый год уменьшаются ягельные пастбища, снижаются запасы рыбы, уменьшается количество пушного зверя. Педагоги и руководство нашей школы-интерната прилагают максимум усилий для обучения детей основам национальной культуры и формирования экологического самосознания. Но нам нельзя останавливаться на  достигнутом, а необходимо продолжать учиться самим и учить детей младшего возраста сохранять на своей этнической территории национальную культуру, оберегать самобытность, перенимать и возрождать традиции и обряды, хранимые в глубине народной жизни.

Через понимание культурных традиций отношения к окружающей среде и природопользования можно не только понять причины сегодняшних экологических проблем, но и найти пути их решения.

С помощью цикла мероприятий программы «Путешествие по экологической тропе»  ребята смогут не только осознать проблемы экологии ЯНАО, но и сформировать ответственное, бережное отношение к природному и культурному богатству малой родины. Изучение Ямала позволит детям расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.

Объём программы: 35 часов

Формы работы:

  • беседы;
  • экскурсии;
  • мастер-классы;
  • разгадывание  кроссвордов;
  • игра-путешествие, подвижные игры, ролевые игры;
  • театрализованные представления;
  • КВН;
  • интеллектуальный марафон;
  • групповая работа;
  • соревнования;
  • творческие конкурсы, викторины;
  • коллективное творческое дело.

Формы организации работы:

Занятия   1 раз в неделю по 40 минут.

Возраст обучающихся: курс предназначен для детей в возрасте от 7 до 12 лет и рассчитан на три учебных года.

Цель: формирование  экологического поведения у младших школьников, развитие интереса к родному краю.

Задачи.

Образовательные:

  • ознакомление детей с основными занятиями коренных народов Севера: оленеводством, рыболовством, охотой, орудиями производства; показать роль природы в жизни коренных народов;
  • формирование национального самосознания и экологического мышления;
  • формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
  • формирование умения логически мыслить и применять знания, полученные ранее, а также  анализировать и систематизировать изучаемый материал, делать обобщения и выводы.

Развивающие:

  • развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства,  и т.д.);
  • развитие  навыков  коммуникативной культуры;
  • развитие самостоятельности, воображения, творческой активности, наблюдательности, любознательности, интереса к изучаемому материалу.

Воспитательные:

  • воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
  • воспитание чувства любви и уважения к культуре своего народа и других народов, формирование  чувства ответственности за её сохранение и развитие;
  • воспитание умения работать в коллективе,  развитие взаимопомощи;
  • способствование накоплению опыта  детей в процессе совместной деятельности.

Основные принципы, методы и формы реализации программы.

Принципы краеведческого воспитания и образования:

  • принцип  научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
  • принцип индивидуально – личностного подхода - учёт индивидуальных возможностей;
  • принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
  • принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий
  • принцип творчества – развитие фантазии, образного мышления;
  • принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения своего края, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края;
  • принцип воспитывающего обучения – формирование личности в коллективе.

Методы  организации учебного процесса:

  • метод наблюдения;
  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • метод организации деятельности;
  • метод стимулирования деятельности и поведения;
  • игровой метод;
  • комплексный метод коллективных и групповых работ;
  • метод диалогичности;
  • метод контроля и самоконтроля.

 

Работа по программе «Путешествие по экологической тропе Ямала» планируется по разделам:

1 год обучения

 Введение. Окружающая среда и здоровье человека 8 часов.

                           

Учебный  план программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»

1 год обучения (7-8 лет)  35 часов

Темы разделов

Количество занятий

теоретические

практические

1

Введение. Окружающая среда и здоровье человека

6

2

2

Освоение Ямала. Загрязнение воды и воздуха нашего края.

5

-

3

Рыбы  водоёмов

3

1

4

Мир растений

4

2

5

Животный мир нашего округа. Красная книга Ямала.

3

2

6

Этноэкология – основа жизни коренных жителей Ямала.

5

1

Итоговое занятие

1

Учебно-тематический  план программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»

1 год обучения (7-8 лет)  35 часов

Темы разделов

Форма мероприятия

Темы занятий

1

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение. Окружающая среда и здоровье человека.

Вводное занятие.

Беседа.

Беседа

Акция

Познавательная  игра

Занятие

Рисование.

Презентация.

Правила техники безопасности. Выборы актива.

«Что такое экология? Кто ввёл в науку термин «экология?»

«Как себя вести на природе»

 

«День борьбы с мусором»

 «Мир вокруг нас»

«Влияние окружающей среды на здоровье человека»

 «Чем природа помогает человеку?»

«Проблема нехватки чистого воздуха»

2

9

10

11

12

13

Освоение Ямала. Загрязнение воды и воздуха нашего края.

Чтение и анализ книги

Литературная гостиная

Познавательное занятие

Экологический марафон

Чтение и обсуждение книги

 Константин Лагунов  «Здравствуй, тюменская нефть!»

 «Освоение Ямала и его экологические последствия»

 «Вода и воздух – источники жизни»

 «Водные эстафеты»

 Галина Железцова  «Путешествие капельки воды»

 

3

14

15

16

17

Рыбы  водоёмов

Познавательное занятие

Работа с бисером

Настольная экологическая игра

Инсценировка

«Охрана водоёмов и его обитателей»

 «Рыбка»

 «Рыбаки и рыбки».

 

Экологическая сказки «Золотая рыбка»

4

18

19

20

21

22

23

Мир растений

Экскурсия в тундру.

Просмотр презентации

Изготовление поделки из природного материала.

Праздник.

Рисование.  

Викторина о растениях

Сбор природного материала.

 «Растения Ямала»

«Осенняя мелодия»

 

«Земля - наш дом»

 «Краски Ямала»  

 

«Знатоки Ямала»

5

24

25

26

27

28

Животный мир нашего округа. Красная книга Ямала.

Чтение и обсуждение экологической сказки.

Лепка из глины

Беседа

Презентация

Конкурс маленьких художников.

 

«Сказка о том, как животные приспособились к условиям тундры»

«Животных родного края»

 

 «Незаконная охота – браконьерство»

 «Что такое Красная книга? Животные, которые находятся на грани исчезновения»

 «По страницам Красной книги Ямала»

6

30

31

32

33

34

34

Этноэкология – основа жизни коренных жителей Ямала.

Познавательное занятие

Занятие.

Игра-путешествие.

Рисование.

Презентация.

Занятие-презентация  

«Знакомство с бытом ненецкого народа»

« Традиционные занятия  

жителей тундры и лесотундры»

«Путешествие в страну

ягельного счастья. Значение оленя в жизни коренного населения Ямала»

«Малица и ягушка. Украшение одежды орнаментом»

«Устройство чума»

«Лайка - друг оленевода».

35

Итоговое занятие

Творческое дело.

Оформление альбома «Наш любимый Ямал»

Учебный  план программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»

2 год обучения (9-10 лет)  35 часов

Темы разделов

Количество занятий

теоретические

практические

1

Введение. Окружающая среда и здоровье человека

5

2

2

Освоение Ямала. Загрязнение воды и воздуха нашего края.

4

1

3

Рыбы  водоёмов

3

1

4

Мир растений

6

2

5

Животный мир нашего округа. Красная книга Ямала.

5

3

6

Этноэкология – основа жизни коренных жителей Ямала.

2

1

Итоговое занятие

1

Учебно-тематический  план программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»

2 год обучения (9-10 лет)  35 часов

Темы разделов

Форма мероприятия

Темы занятий

1

1

2

3

4

5

6

7

Введение. Окружающая среда и здоровье человека.

Беседа.

Акция

Экскурсия

Путешествие по станциям.

Занятие-путешествие

Беседа

Мастер-класс

Вводное занятие. Правила техники безопасности. Выборы актива.

 «Сделаем территорию школы чистой»

Обская губа.

 

«Наша природа».

«Экология народов Севера»

 «Что такое экологическая

катастрофа?»

Ёжик из пластиковой бутылки

и шишек.

2

8

9

10

11

12

Освоение Ямала. Загрязнение воды и воздуха нашего края.

Беседа

Экологический спектакль

Познавательное занятие

Занятие-исследование

КВН

«Покорение нефтяных и газовых месторождений»

 «Охранять природу – значит охранять Родину»

 «Чистый воздух и вода – это богатство нашей страны»

 

«Свойства воздуха»

 «Нам нужен чистый воздух и вода».

3

13

14

15

16

Рыбы  водоёмов

Конкурс на лучший рисунок

Мастер-класс

Игра

Познавательно-игровая программа

«Подводный мир».

 

«Рыбки из гофротрубочек».

 

«Экология  устами младенца»

«Вода и её обитатели»

4

17

18

19

20

21

22

23

Мир растений

Выступление на осеннем празднике.

Познавательно-экологическая игра.

Просмотр и обсуждение экологической сказки.

Рисование.

Познавательное занятие.

Бисер оплетение.

Праздник.

Показ экологической сказки лесотундры «Деревца -  подружки».

 «Лес чудес».

 

«Как Пчёлка лес спасла"

 «День Земли».

 

«К чему приводит самолечение лекарственными травами».

 

«Цветок»

 

«Хоровод цветов тундры»

5

24

25

26

27

28

29

30

31

Животный мир нашего округа. Красная книга Ямала.

Устный журнал.

Литературный час.  

Познавательно-спортивная игра.

Лепка из пластилина

Оформление альбома.

Просмотр презентации.

Конкурсная программа.

Выпуск альбома-раскраски для детей дошкольного возраста.

 

«Страницы орнитолога»

 

«Сказки-загадки о мире животных»

 «Зов тундры»

  «Животные и растения Красной книги Ямала»

 

«Красная книга Ямала»

 

«День птиц»

«Животные Красной книги»

6

32

33

34

Этноэкология – основа жизни коренных жителей Ямала.

Рисование.

Занятие.

Игра-путешествие.

 «Традиционное  жильё народов Севера».

 «Народная мудрость

 в загадках, пословицах,  поговорках и приметах»

 «Вы на карту посмотрите - полуостров наш найдите».

35

Итоговое занятие

Творческое дело.

Фотоколлаж «Мы на Севере живем».

Учебный  план программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»

3 год обучения (11-12 лет)  35 часов

Темы разделов

Количество занятий

теоретические

практические

1

Введение. Окружающая среда и здоровье человека

4

4

2

 Освоение Ямала. Загрязнение воды и воздуха нашего края.

4

2

3

Рыбы  водоёмов

2

2

4

Мир растений

4

2

5

Животный мир нашего округа. Красная книга Ямала.

4

2

6

Этноэкология – основа жизни коренных жителей Ямала.

3

2

Учебно-тематический  план программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»

3 год обучения (11-12 лет)  35 часов

Темы разделов

Темы занятий

1

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение. Окружающая среда и здоровье человека

Вводное занятие.

Экскурсия в тундру.

Акция.

Интеллектуальный марафон.

Экологический час.

Круглый стол.

Оформление уголка здоровья

Мастер-класс

 Правила техники безопасности. Выборы актива.

Сбор растений для уголка природы родного края.

«Сделаем посёлок чистым»

 «Природа, человек, общество».

 «Посёлок, в котором хотел бы я жить»

 «Земля наш дом»

 «Наше здоровье – в наших руках»

 

«Новая жизнь старым вещам»

2

9

10

11

12

13

14

Освоение Ямала. Загрязнение воды и воздуха нашего края.

Игра-путешествие.

Круглый стол.

Конкурс на лучший плакат.

Беседа.

Конференция.

Опыты и эксперименты с водой.

 

«Экологическая кругосветка».

 «Огонь, вода и нефтяные трубы».

«Эколята – молодые защитники природы!»

«Влияние загрязнения воздуха и воды на здоровье человека»

«Как живёшь ты, родной  Ямал?»

 «Очистка воды»

3

15

16

17

18

Рыбы  водоёмов.

Занятие-экспедиция.

Работа с пластилином.

Мастер-класс.

Презентация.

 «Путешествие в царство рыб»

 Вазочка «Морские обитатели».

«Изготовление аппликации» «Рыбки  (цветная бумага, клей, пробки от пластиковых бутылок).

«22 марта -  Всемирный день

воды.  «Обская губа».

4

19

20

21

22

23

24

Мир растений

Беседа.

Интеллектуальный экологический конкурс.

Разгадывание кроссвордов.

Выпуск экологической газеты.

Рисование.

Бисер оплетение на проволоке.

«Лекарственные  растения тундры и лесотундры».

 «По тропинкам лесотундры».

 

«Из жизни растений тундры».

 

«Прикоснись к природе сердцем».

 «День Земли».

 «Карликовая берёзка»

5

25

26

27

28

29

30

Животный мир нашего округа. Красная книга Ямала.

Познавательно-игровая программа.

Праздник.

Изготовление панно

из разного материала.

Театрализованное представление.

Занятие-путешествие.

Конкурс рисунков о животных.

 

«В гостях у жителей Арктики»

 «Вурна  хатл, или Вороны день»

 «Животный мир тундры»

 «Путешествие сказочных героев по тундре»

«Колокола тревоги»

 

«Красная книга Ямала»

6

31

32

33

34

Этноэкология – основа жизни коренных жителей Ямала

Беседа.

Интеллектуальная игра

Мастер-класс.

Интеллектуальная игра

«Особенности национальной пищи коренного населения  Ямала»

Тур любознательных «Особенности национальной одежды народов Севера»

«Ненецкая  кукла Нухуко»

 «Что? Где? Когда?

на тему «Мой Ямал»

35

Итоговое занятие

Социальный проект.

«Сохранение традиционной экологии народов Севера»

Ожидаемые результаты освоения  программы.

По итогам освоения образовательной программы «Путешествие по экологической тропе Ямала»  воспитанники должны знать:

Воспитанники 1 группы (7 - 8 лет)

  • Что означают такие понятия, как: «природа», «экология», «Красная книга»;
  • Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов);
  • Знать некоторых представителей животного и растительного мира;
  • Какова роль оленя в жизни тундровиков;
  • Устройство чума и игры детей коренных жителей Ямала;
  • Знать такие понятия, как: «Россия», «Родина», «малая родина»;
  • Некоторые  сказки, пословицы, поговорки, загадки народов Ямала, доступных для восприятия детей этого возраста;

Воспитанники 2 группы (9 – 10 лет)

  • Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения и животные).
  • Некоторые лекарственные растения, их применение аборигенами.
  • Общее понятие о водных ресурсах;
  • Национальные традиции и обычаи (предметы быта, народные промыслы, заповеди).
  • Местоположение своего края, символику ЯНАО.
  • Творчество народных мастеров ЯНАО (декоративно-прикладное искусство: керамика, орнамент и его виды, береста, бисер).   

  • Воспитанники 3 группы (11 - 12 лет)

  • Роль труда во взаимодействии человека с природой; возможные пути оптимизации     взаимодействия общества и природы.
  • Природные богатства Ямала, экологические проблемы, создавшиеся по вине
  • человеческого фактора.
  • Экологические традиции народов Севера.
  • Знать о Красной книге ЯНАО.
  •  Об исследователях Арктики. Понятие терминов «малочисленные народы», «аборигены».
  • О национальных праздниках народов Ямала («День Солнца», Вороний праздник и др.)
  • Творчество народных мастеров ЯНАО (декоративно-прикладное искусство, творчество художников, композиторов, певцов).

По итогам освоения образовательной программы дети должны уметь:

Воспитанники 1 группы (7-8 лет)

  • работать со справочной и энциклопедической литературой;
  • различать характерные признаки сезонов;
  • заготавливать природный материал для творческих поделок;
  • уметь работать с глиной;
  • уметь изображать простейшие объекты тундры.

Воспитанники 2 группы (9-10 лет)

  • находить Ямал на картах России различного содержания:
  •  украшать одежду орнаментом;
  • уметь работать с бисером;
  • различать лекарственные растения.

Воспитанники 3 группы (11-12  лет)

  • оценивать природные условия и ресурсы для жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • рассказывать о традициях народов Севера;
  • изготавливать поделки из природного материала;
  • отличать виды декоративно-прикладного творчества народов Севера.

Требования к техническому оснащению педагогического процесса

  1. Обеспечение учебно-методической литературой.
  2. Наличие комплектов наглядных пособий по темам.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Диски с видеофильмами о родном крае.
  5. Телевизор, DVD-плейер, музыкальный центр.
  6. Канцелярские принадлежности, глина, бисер.

Педагогическая диагностика

Реализация программы «Путешествие по экологической тропе Ямала» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • мотивация (выраженность интереса к занятиям);
  • самооценка (самооценка деятельности на занятиях);
  • нравственно-эстетические установки (ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении);
  • познавательная сфера (уровень развития познавательной активности, самостоятельности);
  • регулятивная сфера (произвольность деятельности);
  • коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования;

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагог должен создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Методическое обеспечение программы.

Требования к техническому оснащению педагогического процесса:

  1. Обеспечение учебно-методической литературой.
  2. Наличие комплектов наглядных пособий по темам.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Диски с видеофильмами о родном крае.
  5. Телевизор, DVD-плейер, музыкальный центр.
  6. Канцелярские принадлежности, пластилин.

Современные  педагогические и информационные технологии, применяемые в программе:

  1. Метод проектов;
  2. ИКТ;
  3. Здоровьесбережение;

Список литературы для педагога.

  1. Арктика – мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых людей. – М.: Северные просторы, 2000.
  2. Арктика – мой дом. Народы Севера земли. – М.: Северные просторы, 1999.
  3. Быковский В. Огонь, вода и нефтяные трубы Западной Сибири. – Изд. «Баско», 2002.
  4. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.
  5. Природа Ямала. Колл. авторов. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995.
  6. Роговер Е.С. Литература народов Севера. -  «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2008.
  7. Северные родники. / авт.сост. Федорова Л.Ф. Тюмень, 2001.
  8. Узоры северного сияния. Авт.сост. Сязи А.М. «Артвид», Салехард, 2005.
  9. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. – Томск, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"

В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...

Дополнительная общеобразовательная программа "Путешествие в мир искусства"

. Изобразительное искусство – особая детская активность и наиболее доступный вид познания мира детьми, благодаря которым  они могут жить в единстве с природой, создавать - не нанося вреда, п...

Рабочая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Тропинка в информационную среду» Для детей и подростков от 7 – 18 лет

Пояснительная записка Развитие информатики связано с появлением ЭВМ, мощных универсальных устройств для хранения и переработки информации. Внедрение ЭВМ приводит к коренной перестройке технологии прои...

Конкурсная игровая программа «Путешествие по экологической тропе» (самоанализ)

Конкурсная  игровая программа «Путешествие по экологической тропе»...

Конкурсная игровая программа «Путешествие по экологической тропе

Конкурсная  игровая программа «Путешествие по экологической тропе»  (методичекая разработка)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологической тропой» Для детей от 11 до 15 лет.

Объединение учащихся «Экологической тропой» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего инте...