Конкурсная игровая программа «Путешествие по экологической тропе
методическая разработка

Сэротэтто Алла Алексеевна

Конкурсная  игровая программа «Путешествие по экологической тропе»  (методичекая разработка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_ekologicheskaya_tropa_semya_2.docx73.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа – интернат»

Подготовили: Пырирко А.И.

Пахарукова К.В

Сэротэтто А.А. .

                                                                                                                  Воспитатели семьи №2

С. Панаевск 2017г

Цель: формирование познавательного интереса воспитанников к природе.

Задачи:

  • изучить особенности ягодных растений тундры;
  • развивать общий кругозор, внимание, умение анализировать;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к уникальной природе родного края;
  • прививать экологическое сознание.

 (Слайд№1,2) 

Ведущий:1  Добрый день! Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе. Название нашего мероприятия состоит из двух слов - двух понятий: «экологическая» и «тропа».

 (Слайд №3)

Ведущий:2   Что такое «Экология»? (ответы детей)

- «Экос» - дом, жилище «Логос» - ученье, наука (в переводе с греческого языка)

Итак, Экология - наука о нашем общем дом - планете Земля.

Экология - наука о взаимоотношениях живой и неживой природы. Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой.

Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность: беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород.

(Слайд №4)

Ведущий:1 Какой прекрасный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе.

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений.

Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Земля - наш общий дом, и её нужно охранять. Наука экология изучает охрану природы, правила поведения в ней.

Ведущий: 2   Что такое тропа? (ответы детей)

Экологическая тропа - это маршрут в лесу, который проходит через различные экологические системы, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Это место диалога человека с природой.  А для того что бы мы начали наше путешествие нам нужно 12 участников. А чтоб стать участником сегодняшней игры  вам дорогие ребята надо правильно  отгадать загадки. Загадок будет двенадцать это значит каждой команде будет  по шесть участников. Работать вы должны командой,  а ответ дает только капитан команды.

   

 Загадки

Ведущий:1

1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
   Иголок очень много, а ниток ни одной.  (Еж)

2. Хожу в пушистой шубе,
  Живу в густом лесу,
  В дупле на старом дубе
  Орешки я грызу.  (Белка)

3. Он высокий и пятнистый,
   С длинной - длиной шеей
   И питается листьями с деревьев.  (Жираф)

4. Мордочка усатая,
   Шубка полосатая,
   Часто умывается
   А с водой не знается.  (Кошка)

5. Посмотри - ка, какая:
   Вся горит, как золотая.
   Ходит в шубе дорогой,
   Хвост пушистый и большой.  (Лиса)

6.  Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.   (Еж)

7.  По Горам, по долам ходит шуба да кафтан.   (Овца)

8.  Зимой спит - летом ульи ворошит. (Медведь)

9.  Маленькие ножки,
    Боится кошки,
    Живет в норке,
    Любит корки.  (Мышь)

10.  Хвост пушистый, мех золотистый,
     В лесу живет, в деревне кур крадет.  (Лиса)

11.  Осенью в щель заберется,
      А весной проснется  (муха)

12 . Над цветком порхает,
      Пляшет, веером узорным машет  (бабочка)

 Ведущий:1 

 Мы набрали участников команд,  а теперь ребята вам предстоит выбрать капитана  команды  и название.   И так мы начинаем нашу конкурсную программу. «Путешествие по экологической тропе». Работать вы должны командой,  а ответ дает только капитан команды.

И еще ребята, мы вам представляем наше компетентное жюри.

(Слайд №5)  1. Привал «Боровичок»  (Вы наверно догадались,  о чем пойдет речь в привале боровичок)

  1. Какой гриб носит ласковое название животного?  (лисичка)
  2. Можно ли употреблять в пищу грибы, собранные в черте поселка ?   (нельзя, т.к. они впитывают в себя вредные промышленные выбросы)
  3. Как правильно собирать грибы?  

   (срезать ножом, не повреждая грибницы)

  1. Назовите самый вредный гриб.

   (бледная поганка)

Ведущий:2   (Слайд 6, 7) 2.    Привал “Природа – наш общий дом” кроссворд. 

1. На одной ноге стоит,
   В воду пристально глядит,
  Тычет клювом наугад -
  Ищет в речке лягушат. (Цапля)

2. Под водой живет народ,
  Ходит задом наперед (рак)

3. Хитрая плутовка
   Кур ловит ловко (лиса)

4.  Спит в норе, а не в берлоге,
    У норы большущий сук,
   А в норе лежит…. (барсук)

5.  Кто зимой холодной,
    Бродит в лесу злой и голодный (волк)

6.  Хозяин лесной,
    Просыпается весной,
   А зимой под вьюжный вой,
   Спит в избушке снеговой (медведь)

7. Заплелись густые травы,
   Закудрявились луга,
   Да и сам я весь кудрявый,
   Даже завитком рога. (Баран)
 

Ведущий:1.    Пока наши участники разгадывают кроссворд,  мы с вами дорогие зрители поиграем.  

  1. Эстафета «Сбор цветов»  Выходят по три человека из зала,  кто больше соберёт цветов под музыку. Музыка  заканчивается, и подчитываем цветы.                                                

Ведущий:2  (Слайд№ 8)  5. Привал «Отгадай загадку»

  1. Нос долог, голос тонок.
    Кто его убьет, тот свою кровь прольет      (комар)
  2. Сок из цветков она берет,
    И в сотах копит сладкий мед (пчела)
  3.  На лугу живет скрипач,
    Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)
  4.  Голубой аэропланчик
    Сел на желтый одуванчик (стрекоза)
  5. Кто за печкою живет,
    Спать мне ночью не дает (сверчок)
  6. Не заботясь о погоде,
    В сарафане белом ходит,
    А в один из теплых
    Май сережки дарит ей (береза)
  7.  Я из крошки - бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок -
    Ничего, что плод мой мелок  (дуб)
  8. Маленький мальчишка,
    В сером армячишке,
    По двору шныряет,
    Крохи собирает (воробей)
  9.  На вербе с треском рвутся почки,
    На речке лед трещит в ночи.
    И гнезда вьют без проволочки,
    На ветках первые… (грачи)
  10.  Вьется веревка, на конце головка. (Змея)
  11.   Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
  12.   Пушистая вата плывет куда - то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
  13.  Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, луна)
  14.  Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)
  15. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Ручеек)
  16. Летом бежит, зимой спит, весна настала - опять побежала.(Река)
  17. Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)
  18. . В синей чаще алый мяч, он и светел, и горяч. (Солнце)
  19. Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)
  20.  Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
  21.  Над домом у дорожки висит пол- лепешки. (Месяц)
  22. Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег)

(Слайд №9, 10, 11, 12)  4.  Привал «Чьи Следы?»

Ведущий:1   Ребята, на слайде вам будут представлены следы  животных. Каждой команде по очереди надо  узнавать,  чьи следы.  

Ведущий:2   Привал 5  «Ягоды Севера» (Слайд 13, 14, 15, 16, 17,)

 А теперь на экране вы увидите ягоды Севера ваша задача угадать, что за ягода. 

  1. Листья с глянцем ягодка с румянцем, а сами листочки не большие кочки.(Брусника)
  2. Хорошо в лесу ребятам, -

            Побывали там вчера.

            Сочных ягод, сизоватых,

           Притащили два ведра!

           Думаем, их ждет черника,

  1. А попалась - (Голубика)

           Я красна и кисла,

          На болот росла (Клюква)

  1. В лесу на болоте

           Травку вы найдете.

           А на ней синий гроздь –

            Кисло- сладких ягод горсть. (Черника.)

  1. Растет  на болоте,

            Что черника во бору,

             Ею лакомиться можно

             И в прохладу и в жару.

             Она– водяниста.

             А черника – сахариста. (Водяника)

  1. На болоте уродилась

            Мягкой травке приаилась,

            Желтенькая брошка –

            Ягодка ……….. (Морошка)

Привал 6. Ведущий:1   «Животный мир Ямала»

Ведущий:1  

1.Трав копытами касаясь,

В тундре бегает красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко?  (Олень)

2. Что дает олень человеку?

 (Олень дает человеку все: пищу, материал для одежды, обуви и жилища, используется как транспортное средство.)

3.    Как же научились народы Севера использовать оленьи рога?    

  Ответ: Панты спасали от страшной северной цинги. Когда рога костенеют, из них вытачивают рукоятки для ножей, наконечники для стрел, украшения для праздничных поясов, шило для мастериц, детские игрушки… остатки же отдают собакам зубы точить – на всё оленьи рога пригодны. Но главное – перестали олени перед волками слабыми и беззащитными быть. Теперь не всякий волк на оленя-рогача набросится. 

4.  Тайна, сокрытая в орнаменте.

 (На столах у воспитанников лежат листы. Команды должны нарисовать  и раскрасить на листках орнаменты, назвать  названия и по возможности истолковать изображение.)

Игра со зрителями

Игра «Реки и озера». Воспитатель. Говорит «Реки», воспитанники передвигаются по залу в колонну по одному,  «паровозиком». По сигналу «озеро», дети должны перестроится парами, по 3, по 4 и т.д., образуя круг.

Ведущий 1:   Наше путешествие по экологической тропе завершается. Пока наше жюри подводит итоги, мы хотим узнать, что нового узнали вы сегодня. (Вопрос для игроков) и для зрителей. Мы благодарим вас за активное участие, всем спасибо!

Подведение итогов:  Награждение участников.

Литература:

 kopilkaurokov.ru - сайт для учителей 

        

1. На одной ноге стоит,
   В воду пристально глядит,
  Тычет клювом наугад -
  Ищет в речке лягушат. (Цапля)

2. Под водой живет народ,
  Ходит задом наперед (рак)

3. Хитрая плутовка
   Кур ловит ловко (лиса)

4.  Спит в норе, а не в берлоге,
    У норы большущий сук,
   А в норе лежит…. (барсук)

5.  Кто зимой холодной,
    Бродит в лесу злой и голодный (волк)

6.  Хозяин лесной
    Просыпается весной,
   А зимой под вьюжный вой,
   Спит в избушке снеговой (медведь)

7. Заплелись густые травы,
   Закудрявились луга,
   Да и сам я весь кудрявый,
   Даже завитком рога. (Баран)
 

1. На одной ноге стоит,
   В воду пристально глядит,
  Тычет клювом наугад -
  Ищет в речке лягушат. (Цапля)

2. Под водой живет народ,
  Ходит задом наперед (рак)

3. Хитрая плутовка
   Кур ловит ловко (лиса)

4.  Спит в норе, а не в берлоге,
    У норы большущий сук,
   А в норе лежит…. (барсук)

5.  Кто зимой холодной,
    Бродит в лесу злой и голодный (волк)

6.  Хозяин лесной
    Просыпается весной,
   А зимой под вьюжный вой,
   Спит в избушке снеговой (медведь)

7. Заплелись густые травы,
   Закудрявились луга,
   Да и сам я весь кудрявый,
   Даже завитком рога. (Баран)
 

img136_0

img136_0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе (ФГОС).

Внеклассная работаЦели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащих...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе (ФГОС).

Цели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание бере...

виртуальное путешествие по экологической тропе

Пояснительная записка  к конкурсной работе презентаций «Виртуальное путешествие по экологической тропе». Проводится ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования»   ...

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"Участие принимают 7 и 8 классы. Предварительно были выбраны команды из каждого 7 класса. Ребята придумали название, э...

Конкурсная игровая программа «Путешествие по экологической тропе» (самоанализ)

Конкурсная  игровая программа «Путешествие по экологической тропе»...

Дополнительная общеобразовательная программа «Путешествие по экологической тропе Ямала»

С помощью цикла мероприятий рограммы ребята смогут не только осознать проблемы экологии НАО, но и сформировать ответственное, бережное отношение к природному и культурному богатству малой родины.Изуче...