Методическая разработка «Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»
методическая разработка по экологии (8 класс)

Лаптева Анна Михайловна

Лаптева Анна Михайловна

учитель географи, химии

ГБОУ школа  № 398

г. Санкт-Петербург

 

Методическая разработка

 «Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»

 

Современная естественнонаучная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Изучение  географических аспектов экологических знаний ведет:

  • к углублению и расширению знаний учащихся по географии,
  •  повышению их интереса к предмету,
  •  развивает у них ряд природоохранительных умений,
  •  убеждает в жизненно важном значении экологических знаний и умений,
  •  формирует в их сознании научную картину целостности природы,
  • способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию природных ресурсов, приумножению их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.razrabat._ekonedelya.docx804.52 КБ

Предварительный просмотр:

Лаптева Анна Михайловна

учитель географи, химии

ГБОУ школа  № 398

г. Санкт-Петербург

Методическая разработка

 «Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»

Современная естественнонаучная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Изучение  географических аспектов экологических знаний ведет:

  • к углублению и расширению знаний учащихся по географии,
  •  повышению их интереса к предмету,
  •  развивает у них ряд природоохранительных умений,
  •  убеждает в жизненно важном значении экологических знаний и умений,
  •  формирует в их сознании научную картину целостности природы,
  • способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию природных ресурсов, приумножению их.

Чтобы эти потенциальные возможности экологического воспитания и образования, учащихся при изучении курса географии стали реальными, учителю нужно проникнуться идеей «экологизации» учебного процесса, осознать ее насущную необходимость в наши дни.

 Формирование экологического сознания учащихся – это одна из важнейших задач школы в настоящее время. Поэтому, в результате соответствующего экологического воспитания и развития школьников расширяется их кругозор, повышается эффективность обучения, где учащиеся получают целостную картину окружающего мира, у них формируются элементы научного мировоззрения. Чтобы ответить заказу общества, педагогу необходимо владеть основами экологического образования и строить работу  с  учащимися по экологическому развитию и воспитанию в соответствии с требованиями  ФГОС, где целью является формирование экологически  культурной  личности, которая  предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к деятельности и, главное, практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе. Поэтому учителя не только  географи, но и биологии, физики, химии для решения данной проблемы должны не только сообщать  учащимся  знания в области экологии, но и формировать бережное отношение к природе в целом. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволить  воспитать экологически культурного гражданина.      

 Школа – идеальный центр для воспитания и формирования  экологической культуры.  Достижение данной цели возможно с помощью универсальных учебных  действий. Именно универсальные учебные действия, в соответствии с новыми стандартами, должны стать основой структурирования содержания образования, выбора приемов, методов, форм обучения, а также проектирования образовательно-воспитательного процесса Например, чтобы вызвать у ребёнка интерес к учебе необходимо использовать современные образовательные технологии: компьютерные презентации, диалоговые формы общения, проектная деятельность, исследовательские работы. Это подчеркивает соответствие духу времени. Современна и проблематика исследовательских работ учащихся. 

Успешная реализация возможностей экологического  образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, проведение элективных курсов, решение физических, химических и биологических задач с экологическим содержанием, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии, экологической культуры. С целью повышения интереса к природе, красоте родного края, расширения кругозора учащихся, навыков исследовательской работы, формирование интереса учащихся к биологии и экологии в школах проводится Декада экологии.  Декада  планируется как мероприятие в учебно-воспитательном плане школы. План мероприятий утверждается завучем по учебно-воспитательной работе и на заседании методического объединения предметов естественного цикла. После окончания декады  методическое  объединение подводит итоги проведения и результативность. Выпускает электронный вариант газеты с фотографиями, выделяет наиболее активных учащихся и наградаеть их грамотами. В качестве примера приведу разработку Декады экологии, которая прошла в нашей школе в текущем учебном году.

 Экологическая  декада

Девиз:      "Все меньше окружающей природы

Все больше окружающей среды"

Р. Рождественский

Место проведения :ГБОУ школа № 395

Дата проведения : 10.10.-21.10.2022 г.

Цель:

  • Популяризация биологических и экологических знаний среди учащихся
  • формирование эколого-валеологической культуры и нравственной позиции учащихся в вопросах взаимодействия природы и человека
  • воспитание любви к родной природе.

Задачи:

  • ознакомить с глобальными проблемами  загрязнения планеты  Земля;
  • прививать экологическое мышление;
  •  сформировать основы экологической культуры;
  • научить решать экологические задачи и проблемы;
  • познакомить и развивать знания по разработке и составлению проектных работ по актуальным темам биологии и экологии;.
  •  убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.

План проведения экологической декады

№ п/п

Мероприятие

Дата

Класс

Ответственный

1

Открытие декады. Презентация "Современные экологические проблемы".

10.10 22г.

8-10 классы

Тоискина Е.Л,

Лаптева А.М

2

Выпуск листовок "Мир заповедной природы". Защита темы листовок.

 18.10 – 20.10.2022г.

6-10 классы

Лаптева А.М

Кл. руководители

3

Выставка литературы об охране природы (на базе кабинет биологии школы»

13.10 2022г.

7-10 классы

Матлаева А.М

Библиотекарь

4

"Осенние фантазии" - выставка букетов, цветов и поделок из природного материала.

21.10.2022г.

1-10 классы

Матлаева А.М.

Лаптева А.М

Кл.руководители

5

Вертуальное  путешествие с просмотром видеофильмов на тему "Заповедные места России".

12.10.2022г.

7класс

Лаптева А.М

.

6

Тематический классный час : «Влияние человека на животный мир. Законы об охране животного мира России».

14.10.2022г.

7 классы

Матлаева А.М.

6

Творческое задание : "Письмо-обращение к зеленому другу"

19.10.2022г.

5 классы

Матлаева  А.М.

Кл. руководиттли

7

Устный журнал "Этот удивительный мир грибов"

1. Презентация  : «Грибы-наши друзья и грибы-наши враги» 2. "Попробуй отгадай" - кроссворд, загадки о  грибах

3. «Правила сбора грибов»-дисскусия

29.10.2022г.

5-6 классы

МатлаеваА.М

10

Подведение итогов декады

21.10. 2022г.

5-10 кл.

Лаптева А.М

Результаты проведении  Декады  экологии

С 10.10.2022 г. по 22.10. 2022г. в школе стартовала Декада экологии. Декада включала комплекс мероприятий, направленных на углубление экологических знаний учащихся, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.

Вся декада  была насыщенной, яркой и содержательной.  В ходе декады интересно прошли:

  • Всероссийский экологический урок для учащихся 1-11 классов.
  • Устныый жулнал ; «Этот удивительный мир грибов»  для 5-6 классов. Вместе с учителем и ведущими мероприятия учащиеся увидели разнообразный, чарующий мир  грибов, разгадывали загадки, читали стихи о грибах ,а также «собирали» в лукошки съедобные грибы .
  •  А на экологических  часах : « По заповедным местам России» ребята совершили  вертуальные  экскурсии по заповедникам страны .  Ученики  прослушали сообщения и  посмотрели презентации о некоторых представителях животного и растительного мира,  находящихся на грани исчезновения. После познавательного материала ребята делились впечатлениями о том, что некоторые известные растения и животные уже относятся к редким видам. Обещали в лесу бережнее относиться к и цветам, и насекомым, и другим животным.
  • Интересно и содержательно прошел для учащихся 7-х классов урок-презентация «Влияние человека на животный мир. Законы об охране животного мира России»», на котором учащиеся познакомились с региональными и глобальными экологическими проблемами. Познакомились с содержанием Красной книги России, а также получили информацию о  мероприятиях, проводимых государством по сохранению природных ресурсов страны.
  •  С активным участием учащихся прошла презентация : «Грибы-наши друзья и грибы- наши враги". Ребята показали хорошие знания о съедобных и ядовитых грибах

 Учителя начальных классов активно приняли участие в организации и проведении декады, вовлекли в творческий процесс и учащихся.

. Участвуя в декаде, дети познакомились с многообразием окружающего мира живых организмов, со средой обитания и их сложными  взаимосвязями. Все это позволило пробудить интерес к живому, научиться воспринимать гармонию и красоту природы, видеть, чувствовать, слышать и охранять ее.

 Большой интерес у учащихся  школы вызвала традиционная выставка цветов и поделок из природного материала  « Осенние мотивы» (приложение 1 (2) ) Каждую перемену она притягивала к себе не только детей: познакомиться с ней приходили учителя, родители учащихся . На выставке были представлены как коллективные так и индивидуальные работы.

Много полезной информации было размещено на стенде: «Человек и природа» (приложение№1 (1)) Размещены  материалы по рубрикам :

  • Из истории охраны природы,
  • Оказывается,
  •  Загадки, поговорки, пословицы о цветах,
  • Кроссворды,
  • Природная аптека
  •  По страницам Красной книги России
  • Фотообъектив
  • Высказывание великих о природе

Учащиеся всех классов приняли активное  участие в сборе макулатуры. Итоги подводятся.

В ходе  экологической декады учащиеся школы  получили новую интересную,  полезную информацию,  испытали себя  в различных конкурсах, в практической деятельности . Все это в какой-то степени повысило интерес и мотивацию к обучению экологии ,географии.  Победители олимпиады, конкурсов будут награждены.

 На заседании  методобъединения  был проведен анализ результатов прошедшей декады и отмечены возросшее стремление учащихся к приобретению новых знаний и умений, их творческая активность, способность к осознанному анализу своей деятельности, к самостоятельным действиям и суждениям. 

Приложение № 1

Фотовернисаж  « Неделя  Экологии -2022г»

C:\Users\alla\Desktop\Биология (разное)\Фото\DSC04718.JPG

1.Осенние фантазии" - выставка букетов, цветов и поделок из природного материала.

 C:\Users\alla\Desktop\DSCN2155.jpg           C:\Users\alla\Desktop\DSCN2144.jpg

C:\Users\alla\Desktop\DSCN2156.jpg

2 .Презентация : . " Вертуальное  путешествие :"Заповедные места России".

H:\Библиотека\IMAG0496.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зарница» по теме «Герой в моей жизни!».

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся 6-8 классов.Целью проведения данного занятия является формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных...

«Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»

В данной методической разработке освещен вопрос формирования  экологического сознания и повышение экологической культуры учащихся через систему внеклассных мероприятий....

«Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»

Формирование экологического сознания учащихся – это одна из важнейших задач школы в настоящее время. Поэтому, данная методическая разработка поможет учителям географии, биологии, химии в ф...

Методическая разработка проведения Дня европейских языков в рамках проведения декады иностранных языков

Целью проведения Дня европейских языков и декады иностранных языков в общеобразовательном учреждении ставится популяризации изучения других иностранных языков помимо английского, привлечение  вни...

Методическая разработка проведения дня здоровья в школе

Цель мероприятия:1.Формирование потребности у подростков в здоровом образе жизни.2.Создание духовной, творческой атмосферы, способствующей развитию творческого потенциала ребёнка.3. Пропаганда и приви...

Методическая разработка проведения Дня самоуправления в школе.

Данная методическая разработка была реализована в рамках Дня учителя в школе.День самоуправления в школе проводится с целью развития ученического самоуправления, демократизации учебно-воспитатель...